Развивающая программа для детей дошкольного возрас







 «Программа развития мышления, внимания и воображения
детей младшего школьного возраста
с использованием изобразительных технологий».
«ПЕРВОЦВЕТ»











Предметы преподавания : психология, изобразительное искусство
Образовательное учреждение: ГБОУ гимназия «ГАММА» 1404
(автор методики Беленко Валерия Викторовна)


Программа развития мышления , внимания и воображения детей младшего школьного возраста
 на основе изобразительных технологий.
Пояснительная записка.
          Синтез познания мира ребенка складывается из взаимодействия процессов психики-восприятия, памяти, воображения.  Сензитивный  детский возраст 7-8 лет открыт к чудесам познания, к умению удивляться богатству и красоте окружающего мира.
Процессы восприятия сложны и не являются просто фотографической конструкцией увиденного.
Восприятие-это процесс, в ходе которого ребенок получает информацию об окружающей его среде, к которой он приспосабливается.
Восприятие-это отражение внешнего мира и его узнавание.
Термин «воспринимать» означает, что с помощью зрения ребенок утверждает и принимает увиденное, причем важнее не само увиденное, а «что» из этого ребенок воспринял, «вобрал в свое сознание».
Память-«хранилище» информации из внешней среды, а воображение-моделирование в сознании ребенка новых образов на основе накопленного памятью материала и создание на основе его уникального творческого продукта.
 Для осуществления развивающих целей обучения необходимо создать ситуацию заинтересованности и активизировать процессы восприятия. Тут хороший помощник-изобразительное творчество.
           Мотивация активизации познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.
           Развитие и поддержание самостоятельности, инициативности, активности и творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности у младших школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие психологи, педагоги - методисты и учителя.
         Психологические характеристики младших школьников, их природное любопытство, отзывчивость, расположение к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности.
          Создание инструментария обучения находится в тесной связи с развитием  науки, компьютерных технологий для учащихся, передовым педагогическим опытом. Этот аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности минимализирует психологические нагрузки в учении, предупреждает отставания, стимулирует к созданию здоровьесберегающих технологий.
           Одним из основных факторов в развитии познавательной деятельности является создание эффективных условий для развития когнитивных способностей детей, их  творческого начала, интеллектуального содержания и расширения кругозора.
            Планомерное и интенсивное развитие логического мышления,  внимания и воображения детей младшего школьного возраста становится одной из ведущих задач обучения на начальной стадии, важной проблемой его теории и практики.
         Основную идею предлагаемого курса развития можно обозначить  как развитие мышления,  внимания и воображения младших школьников с использованием изобразительного инструментария..
           Цикл занятий включает в себя специально подобранные и разработанные оригинальные упражнения и задания для развития мышления, внимания и воображения детей младшего школьного возраста. Оптимальным условием выступает  целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
когнитивные задачи строятся на интегрированной основе и способствуют  развитию внимания, мышления, воображения;
 задачи подобраны с учетом рациональности их предъявления; подбор познавательных задач ведет к формированию живости мышления, гибкости ума, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
В проекте, как обязательный компонент обучения, присутствует творчество изображения. Для данного возраста обучаемых этот вид творчества наиболее приемлем, характерен и понятен. Рисование на уроке рассматривается как синтетическая деятельность, в которой проявляются разные грани психического развития.
Рисуя, ребенок проявляет свой интерес к окружающему миру и по детскому рисунку можно определить уровень сознания ребенка. В изобразительной деятельности ребенка отображены особенности его личного мышления, образность его хода мыслей.
Рисуя, ребенок пользуется памятью, воображением, вниманием. Помимо этого, во время занятий рисованием, ярко раскрывается темперамент ребенка.       
      Проект программы  составлен в соответствии с искомыми требованиями, также соответствует Закону Российской Федерации об образовании и Уставу образовательного учреждения и существующим положениям.
    Цель программы:
Гармоничное и своевременное развитие личности ребенка
 Задачи программы:
*адаптация ребенка при переходе из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу;
*использование игры, как образовательного и развивающего пространства в структуре занятия;
*социализация ребенка
Теоретическое значение программы заключено в том, что программа составлена для развития внимания, воображения и мышления детей младшего школьного возраста.
 В программе прослеживаются  принципы: «учусь, видя мир вокруг», видна привлекательная для ребенка цель и возможность творческого самовыражения.
    Практическое значение  программы заключено в том, что  подобраны  диагностические методики, позволяющие увидеть и наблюдать  развиваемые параметры (мышление, воображение и внимание), каждое задание сопровождается  практическими рекомендациями и обильным авторским  видовым материалом, созданным руками педагога.. Программа создана в основном для педагогов - психологов, с возможным  использованием  учителем.
       Новизна программы в том, что в содержании предлагаются  задания для формирования произвольного внимания, мышления и воображения, (как в рамках  курса, так и в структуре  отдельно взятого урока).
Содержание занятий.
Занятия включают:
игры с правилами, игры вербальные, игры развивающие, игры режиссерские и игры-импровизации;  творческие упражнения; тренинги; сказки; обязательное изобразительное пространство; динамическую паузу.
 Разновидности игр:
на развитие внимания и закрепления терминов; на развитие воображения;  задания на развитие логического мышления; игры-тренинги;  игры-конкурсы ( с делением на команды); ролевые игры на закрепление пройденного материала;  когнитивно -интеллектуальные игры;  интеллектуально-творческие игры, коллективные формы рисования.
Наличие  сказки всегда обогащает урок и делает его понятнее.
Это:
 сюжеты уроков на основе литературного материала;  поиск стереотипов между хорошо знакомыми сказками;
сочинение своих собственных сказок и иллюстрирование своих сказок.

Анализ результатов деятельности.
Итогом работы будет изменение конкретных свойств детской психики, а именно мышления , внимания и воображения у учащихся младших классов. Эффективность занятий можно выявить способом обследования, проводимого дважды: до начала развивающих занятий и после окончания . При проверке использовать: методику Н.В. Елкиной, О.В. Мариничевой «Наблюдение и мышление», Н. В. Бабкиной «Радость познания»
 
Формы проведения  занятий:
• Теоретическая деятельность - беседы с использованием  наглядных пособий и пр. видового материала,  информационные сообщения для коллег и родителей, диспуты.
• Практическая деятельность –  игры   (с традиционными правилами; когнитивные игры, сюжетно-ролевые),  ведение «Дневника занятий», диагностика-тестирование, подготовка и демонстрация творческих вернисажей.
Условия для проведения:
Данная программа рассчитана для детей 7-8 лет. Общее количество часов -  34 учебных часа. Занятия проходят один  час в неделю в группе развития или в классе прогимназии. Продолжительность каждого  занятия 30 минут с обязательной динамической паузой. Оптимальное количество участвующих в занятии детей – 8-12 человек.
Ожидаемые результаты.
Внедрение программы даст возможность:
• Развить у учащихся младших классов мышление , внимание и воображение.
• Ознакомиться с разнообразными  видами деятельности на уроках: игра, тест, диалог,  общая беседа.
• развитие у младших школьников параллельно  других когнитивных процессов: памяти и устной  речи.
Учебно-тематический план программы.
     Составляя учебный план, следует учитывать на отдельных занятиях смену теоретических бесед по темам из разных разделов программы. Разделы тематического плана  не обязательно преподавать в той строгой последовательности, как они изложены. Также, на вторую половину каждого урока следует планировать подвижную практическую работу самих школьников (упражнения,  игры). Вторая половина  занятия всегда тесно увязана с прохождением теории каждого раздела программы.
     Учебный план и программа обучения предусматривают постоянное редактирование и корректировку, углубление знаний и понятий, полученных на предыдущих занятиях, последующее накопление опыта, совершенствование навыков и умений.
Процесс обучающей деятельности предполагает возврат к пройденному материалу: возвращаясь к старым темам, дети пытливей стараются анализировать, углубляют свои  знания. 
№ Тема занятий Количество занятий (часов)
1. Знакомство 1
2. Беседа   о когнитивных  процессах
.(Поговорим о процессах сознания) 1
3. Диагностика внимания традиционными методиками.(отслеживание внимания) 1
4. Внимание-что это и зачем оно нам? 1
5. Произвольное и непроизвольное внимание. 1
6. Аспекты внимания. 1
7. Сочетание разных свойств внимания (об интеграции внимания) 1
8. Тренинг на  внимание. 3
9. Обобщающее занятие по теме «Внимание». 1
10. Что такое мышление и зачем оно нам? 1
11. Как мы думаем. 1
12. С чего начинается мышление. 1
13. Работа мысли. 1
14. Как мы переживаем свои мысли. 2
15. Можем ли мы ни о чем не думать? 1
16. Загадки и разгадки. Ребусы. Скороговорки. Головоломки. 3
17. Воображение. Алгоритм сказок. Сравнение авторских и народных сказок. 2
18. Буриме. Учимся складывать  стихи.
Беседа о значении воображения. 2
19. Зачем человеку ум и кого можно назвать умным человеком?

4
20. Буквы и слова. Составляем кроссворды (на осн. шк. программы). 3
21. Почему твоя мысль может быть понятна другим людям. 1
22. Обобщающее занятие по теме «Мышление». 1
23. Итоговое занятие всего цикла. 2
Итого: 36

Методическое обеспечение развивающей программы .
       В предложенном цикле занятий создана система заданий, нацеленных на развитие   мышления , внимания и воображения у младших  школьников.
 Программа включает  в себя обучение умению  видеть окружающий мир и наблюдать за его проявлениями, сравнивать, искать и находить  закономерности, строя несложные гипотезы, проверять их и делать выводы. Одним  из аспектов является правильность отбора содержания и структуры занятий. В  программе часть заданий отобрана из учебной, психолого-педагогической и справочной литературы отечественных  авторов и адаптирована с учетом возрастных особенностей и возможностей детей, творческая и практическая части составлены автором. Задания, во-первых, подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся, во-вторых, в программе используются различные варианты заданий.
Задания на развитие внимания.  (примеры)
1.  Упражнение-тимбилдинг «Самая любимая игрушка»
Упражнение позволяет педагогу создать рабочий настрой среди учащихся, также  параллельно работает механизм развития памяти, развития способности к устойчивой концентрации внимания.
 Группа представляется по кругу . Назвав себя по имени, каждый ученик называет свою любимую игрушку; второй – имя предыдущего ученика и его любимую игрушку, свое имя и свою любимую игрушку; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых игрушек, а затем свое имя и свою любимую игрушку и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и любимые игрушки всех членов группы.
2.   Упражнение «Папа, мама, я»
Упражнение на развитие концентрации внимания .
Педагог  предлагает следующие задания:
учащемуся предлагается перечислять всех членов семьи парами или родственников семьи, после каждой пары всегда прибавляя «я»-папа, мама, я; дедушка, бабушка, я; брат, сестра, я; тетя, дядя, я. При этом перечислении ребенок принципиально следит за произнесением «Я».

Педагог предлагает набор слов, на которые учащийся должен подобрать устойчивую ассоциацию. Например, педагог говорит: «Утро», учащийся предлагает вариант ответа: «Просыпаюсь». Педагог говорит: «Иду в школу», учащийся отвечает: «Учиться.» В набор слов входят традиционные занятия для любого дня школьника-завтрак, уроки, игра, прогулка, обед, книга, ужин, помощь маме, вечер и .т .п.

3.   Упражнение «Наблюдатель»
Упражнение на концентрацию зрительного внимания. В данной игре прослеживаются связи внимания и зрительной памяти.
Ученикам предлагается вспомнить, кто из них что ел вчера на ужин. (сегодня на завтрак, чем угощали гостей в День рождения)
Так же предлагается по памяти  как можно подробней описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видят каждый день . Эти характеристики младшие школьники делают вербально, а их одноклассники после дополняют пропущенные детали.
Игры, развивающие процессы сознания.
        Одним из аспектов  работы является курс на развитие индивидуальных способностей ребенка и корректировка у него положительного эмоционального состояния.
На пути к этой цели важную роль играют развивающие игры.
                Традиционные постулаты развивающих игр:
1. Каждая из игр представляет собой набор заданий, которые ученик решает с помощью игрового инструментария ( карточки, мячи, спички, пуговицы,  конструктор и т.д.)
2. Задачи расположены в игре в порядке от простых к сложным.
3. Задачи предлагаются ребенку в различной форме: в виде  рисунка, письменной или устной инструкции, модели и т.д. знакомят его с разными способами передачи информации.
4. Поэтапное усложнение задач в играх позволяет ребенку развиваться и совершенствоваться, т.е. развивать внимание и мышление.
         Игры, предлагаемые детям, все - наглядны. Это набор кубиков, карточек, открыток, пастель и фломастеры. Все они рассчитаны на самостоятельное использование ребенком и направлены на развитие  внимания и мышления, (а также мелкой моторики). Для простоты их можно разделить на группы:
• Игры на развитие внимания, логического мышления;

• Тренинги.
                Главный аспект развивающих игр – педагог  не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать. Если при решении задачи есть ошибки, нужно направить действия  ребенка на поиск более верного решения, педагог корректно должен подвести к этому учеников на занятиях.
Игры для развития логического мышления.
   Эта группа игр направлена на развитие у детей таких важных для любого человека качеств, как внимание, логическое и абстрактное мышление.  Используем  на уроках:
• Логические задачи;
• Игры на внимание («Что исчезло?» и т.д.)
• Игры со словами («Синонимы», «Противоположности»)
• Головоломки
    Когда ученик решает посильные и забавные головоломки с постоянством, он не пасует при столкновении со сложными задачами, работает самостоятельно, без боязни и неуверенности, находит верные решения. В особых случаях обращается за помощью к товарищам по группе или к педагогу.
Психологические игры

1. «Сказка наизнанку» Один из учеников рассказывает свою историю. Задача других учеников – повторить историю как можно подробнее, но, начав с конца. Все версии выслушиваются  и определяется победитель. Он и будет следующим  рассказывать свою историю.
2. « Язык жеста» Учащиеся делятся на две команды. Одна команда задумывает слово, предложение и приглашает к себе игрока из другой команды. Ему говорится загаданное слово, а он должен с помощью языка жестов объяснить его своей команде. Ученики из отгадывающей команды могут говорить и помогать своему игроку вопросами. Если отгадывающая команда справилась с заданием, команды должны поменяться местами.
Творческие изобразительные задания
После динамической паузы, которая непременно завершает теоретическую часть занятия, следует задание, связанное с изображениями объектов, о которых шла речь в первой части занятия. Смена деятельности удерживает интерес к уроку, развивает мелкую моторику ребенка, вкупе с развиваемыми свойствами детской психики.

                В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗАНЯТИЙ  УЧЕНИК ДОЛЖЕН:
                знать/ уметь
сочинить  устный текст малых форм на заданную тему;  работать с разными источниками информации; пользоваться узнанными терминами; уметь ориентироваться в окружающей среде; выполнять указания педагога при решении учебных задач; сравнивать и анализировать  информацию; рассуждать, предполагать,  уметь выражать свои мысли; искать закономерности; составлять простейшие задачи; работать в группе, в паре, индивидуально, манипулировать изобразительным инструментарием в процессе выполнения творческого задания. 
    
Учебно-тематический план программы  развития внимания, мышления и воображения  младших школьников.
1. Введение.
Цель. Знакомство педагога и группы. Создание группы и определение  мотивации к занятиям.
Групповое упражнение. Дети и педагог встают в круг. У педагога в руках коробка конфет. Педагог говорит: «Ребята, я пришла к вам в гости и сейчас мы будем знакомиться. Мое имя Валерия Викторовна. Очень приятно, когда тебя называют по имени .Сейчас  я передаю коробку в руки того, кто стоит ближе всех ко мне. Он угощается и, называя мое и свое имя, передает коробку следующему. Следующий, в свою очередь, называет мое имя, имя предыдущего товарища и свое. Коробка должна обойти всех и мы будем знать, как обращаться друг к другу.»
Задание 1.Детям роздана бумага и педагог предлагает для более глубокого знакомства нарисовать то, что им нравится, то, что у них хорошо получается и то, что они часто рисуют. Готовые рисунки сообща рассматриваем, комментируем-рисунки многое говорят о детях.

Динамическая пауза.

Раз-два-три-четыре-пять,
Что мы будем рисовать?
Лес, поляну и цветы-
В мире много красоты!
Может, полдень золотой
Или месяц молодой?
Или это будут птицы
В синей высоте кружиться?
Раз-два-три-четыре-пять,
Начинаем мы взлетать!
Землю сверху облетим…
Нарисуем, что хотим!
Дом до неба! Настежь окна-
Из окна смотреть удобно:
Видно школу, видно класс,
Видно каждого из нас,
Видно кисточки и краски-
Мы идем навстречу сказке!               
Динамическая пауза будет использоваться в процессе каждого занятия. Педагог, проговаривая слова, делает характерные движения руками - дети повторяют движения. Затем, выучивая слова, добавляют их к движениям.
 Задание 2. «Актерское мастерство» Один ученик выходит ,остальные загадывают какой-нибудь предмет или явление природы. Когда ученик возвращается, все играющие по очереди  изображают с помощью жеста загаданное. Если предмет угадан с помощью подсказки одного из игроков, то этот ученик и становится ведущим.
 В конце первого занятия благодарим друг друга за игру (слова благодарности неоспоримо создают учащимся хорошее настроение). При последующих занятиях взаимная благодарность становится традиционной.
2. Поговорим  о процессах сознания.
Цель. Познакомить учащихся с употребляемыми в психологии  представлениями о внимании, мышлении и воображении.
Задание 1.
Педагог доступным языком объясняет  ученикам, зачем нам нужно внимание, чем внимательный человек отличается от невнимательного и рассеянного. Читает отрывок стихов С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный»
Жил человек рассеянный на улице Бассейной.
Сел он утром на кровать, стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки,оказалось-это брюки.
Надевать он стал пальто, говорят ему: «Не то!»
Вот какой рассеянный  с улицы Бассейной!
На классной доске педагог укрепляет лист ватмана. По очереди приглашая детей к доске, предлагает им создать собирательный портрет Рассеянного-кто-то изобразит нечесанную шевелюру, кто-то сковороду на голове, кто-то перчатки на ногах.
Результат, как правило, очень забавен, и вызывает много эмоций.

Задание 2.
Игра «Проезжая, вижу за окном». Ученику предлагают внимательно слушать слова, которые читает педагог, и хлопать в ладоши каждый раз, когда среди слов встретится название птицы или животного.
Например: обед, собака, цапля, лошадь, кровать, кошка,  поезд, петух, машина, ворона, книга, сова, велосипед, осел, ласточка.
Если ученик сбился или просит повторить, то можно повторить набор слов.
Похожее задание. Попросить  подпрыгивать на месте каждый раз, когда будет звучать название цветка.
Например: башня, клетка, тюльпан, дорога, тигр, роза, пшеница, самолет, река, змея, дуб, кукла, гриб, фиалка. облако.

Динамическая пауза.

Задание 3. Педагог повторяет перечень слов первого задания. Ученики думают над тем, какие из них можно совместить на одном рисунке и изображают. По просьбе педагога объясняют группе, почему они так решили. (Например: собака, лошадь, кошка, осел-деревенский двор или -дорога, река, дуб, облако-пейзаж).
 .
3.  Отслеживание внимания при помощи методик.
Цель. Диагностическое обследование учащихся на развитие внимания и мышления.   
Задание 1. «Коробка с секретом»
Педагог по очереди вытаскивает из коробки различные предметы (кукла, мячик, карандаш, свисток, книжка, мелок, краски ,конфета ,кубик, губная гармошка, зеркальце, расческа) В первом блоке задания просит перечислить все предметы из коробки.
Во втором блоке просит перечислить игрушки.
В третьем-предметы, используемые для учебы.
Дальше-для личной гигиены.
Задание 2. Педагог просит детей закрыть на минутку глаза. В это время тихо и быстро расставляет и раскладывает предметы из коробки в классе в разных местах и дает команду открыть глаза и найти предметы.
Динамическая пауза
.Задание 3.
 Педагог предлагает детям нарисовать предметы из коробки, хотя бы те, изображения которых не вызывают у учащихся затруднения.



4. «Что это- внимание и зачем оно нам».
Цель. Сообщить о функциях  внимания, доказать, что без него не может существовать ни один процесс психики человека.
Задание 1. Упражнение-тимбилдинг «Моя любимая игрушка»
Упражнение позволяет педагогу создать рабочий настрой  среди учащихся, также происходит развитие функций памяти, а также возможность  длительной концентрации внимания.
Ученики представляются по очереди. Назвав свое  имя, каждый ученик называет свою любимую игрушку; второй – имя предыдущего и его любимую игрушку, свое имя и свою любимую игрушку; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых игрушек, а затем свое имя и свою любимую игрушку и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых игрушек всех учеников.

Динамическая пауза.

Задание 2. Во время изобразительного задания учащимся предлагается нарисовать свой домашний уголок с игрушками. Всегда практически возникает ситуация, что у кого-то из детей нет дома такого уголка. В таком случае, ребенок получает индивидуальное задание-создать на бумаге игровую зону, какую он бы хотел иметь дома. (Провожая такого ребенка после занятий домой, педагог отдает родителям его работу с просьбой исправить ситуацию)
Далее на пробковой доске педагог прикрепляет работы, создавая вернисаж. У детей есть возможность обозреть сразу все результаты, оценить лучшее изображение по таким критериям: понятное изображение, узнаваемое изображение, красивое, нарядное изображение.
5. Произвольное и непроизвольное внимание.
Цель. Дать понять учащимся, что внимание бывает не просто лучше или хуже, больше или меньше, чем у кого-то, а что существуют разные виды внимания: произвольное и непроизвольное.
Задание 1. Упражнение «Высоко сижу, далеко гляжу-не садись на пенек, не ешь пирожок»
Упражнение на развитие зрительного внимания и памяти.
Ученики встают полукругом и определяют того, кто будет водить. Водящий в течение 10 секунд старается запомнить порядок расположения участников игры. Потом по команде он закрывает глаза и называет порядок, в котором стоят играющие. На месте того, кто водит, должны побывать все ребята по очереди. Непременно надо поощрить тех, кто не ошибется комплиментом за его внимательность.
Задание2.  Упражнение «Слухи»
Упражнение на развитие четко вербализированных мыслей, а также слухового внимания, памяти и воображения.
Педагог шепотом называет слова, которые необходимо расслышать и вербализировать. Слова несложные, как правило обозначающие хорошо знакомые детям предметы, например: ветка, чашка, пуговица и.т.п. Далее учащимся предлагается нарисовать предметы, о которых они услышали от педагога.
Динамическая пауза.
Задание 3. Педагог раздает детям листки бумаги, на которых есть только половина изображения (половиня яблока, груши, морковки и.т.д.) и просит довершить изображение, раскрасив предметы в характерные цвета. Затем спрашивает, почему морковка получилась у всех практически одного цвета, а яблоки и груши-разного?
6. Аспекты внимания.
Цель. Донести до учащихся, какими обширными и интересными свойствами обладает функция внимания и как эту функцию развивать.
Задание 1. Упражнение «Хорошо-плохо»
Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Ученикам предлагается перечень слов, каждое из которых можно охарактеризовать, как «хорошо» или «плохо». (школа, ссора, капризы, улыбка, плакса, радуга, царапина, урожай, подарок, война и.т.п.) Если слово у детей ассоциируется с категорией «плохо», учащиеся должны взяться ладошками за щеки и сказать «ой!», если с категорией «хорошо», должны поднять вверх большой палец.
Задание 2.  Упражнение «Теплое-холодное»
Упражнение на развитие переключения внимания.
Педагог поочередно бросает кубик или мячик детям в руки и при этом называет предметы (теплые или холодные по ощущениям или по внешнему виду. Например: льдинка, туча, вечер-холодные; солнце, мама, нежность-теплые). Если предмет теплый, кубик или мячик ловится, если нет - отбрасывается.
Динамическая пауза.
  Задание 3.   «Мы собираемся в полет» (В основу положено одноименное  стихотворение Г. Бойко, в котором речь идет об оживших игрушках.) Учащимся предложено сосчитать их, пока педагог читает. В стихотворении перечислено максимальное количество объектов, способных удерживаться вниманием. Учащиеся должны по возможности назвать все объекты и изобразить их на бумаге. 
7. Об интеграции  разных свойств внимания.
Цель. Объяснить, как в реальной жизни взаимодействуют  разные свойства внимания. Объяснить, что  разные свойства внимания связаны с разными видами деятельности..
Задание 1. Упражнение «Едет-не едет»
Упражнение на обострение переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Ученики становятся полукругом. Педагог называет предметы. Если предмет способен ехать (машина, велосипед, поезд) - дети округляют руки, словно держа руль. Если нет – руки опущены вдоль тела. Педагог может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу рефлекса  будут подниматься. Нужно своевременно затормаживать и не поднимать рук, когда назван не способный ездить  предмет.  На втором этапе упражнения педагог читает стишок-считалку и показывает детям движения. Которые они должны внимательно повторять.
На лошадке ехали-до угла доехали (руки якобы держат поводья).
Сели на машину-запаслись бензином (взялись за руль).
На машине ехали. До угла доехали.
Тр-р-р! Стоп! Разворот! На реке пароход! (закачались из стороны в сторону)
Пароходом ехали, до горы доехали. (Дети поднимают руки над головой)
Пароход не везет-надо сесть в самолет! (руки раскидываются как крылья)
Самолет летит. В нем мотор гудит! (дети произносят звук «Ууууу!»)
Задание 2. Изображение транспорта едущего, плавающего и летающего.
Динамическая пауза.
Задание 3.Педагог предлагает игру «Паровозик». Выбирает «Паровозик», объясняет ему задачу: паровозик (ученик) должен «подъехать» к каждой парте и «взять на буксир» вагончики. Все остальные дети, кроме паровозика, вагончики. Второй цепляется к первому, третий ко второму и.т.д. Задача паровозика максимально быстро прицепить к себе все вагончики самым коротким путем, не петляя по классу.

8. Тренинг на  внимание.
Цель. Привлечь к различным упражнениям  для развития внимания.
Задание 1. Чтение стихотворения С.Я. Маршака «Дремота и зевота».
После стихотворения учащимся задаются вопросы «Кто из вас знаком с дремотой и зевотой?», «В какое время обычно они к нам приходят?», «Всегда ли они вдвоем?».
Далее учащимся предлагается игра «День-ночь».
Педагог зачитывает слова. Если у детей слово ассоциируется с ночью (пижама, подушка ,тишина, усталость и т. п.), дети закрывают глаза и кладут голову на руки, лежащие на партах. Если слово ассоциируется с днем (будильник, завтрак, зарядка, прогулка, школа и т. п.), дети открывают глаза и выпрямляют спины)
Задание 2. Упражнение «Полянка»
Упражнение  развития устойчивости внимания .
Педагог показывает детям ватманский лист, разделенный на 12 равных квадратов (по числу учащихся), на котором изображена флора и фауна поляны-бабочка, стрекоза, ящерица, улитка ,птичка, муравей, божья коровка, гриб, цветок, куст, пенек, земляника. Дается время рассмотреть. Ватман убирается. Далее учащиеся получают листы бумаги с расчерченными квадратами и по памяти должны внести в пустые квадраты все изображения и именно на те места, где объекты располагались на ватмане.
 Между рассматриванием ватмана и рисованием учащимся предлагается
 динамическая пауза.
Задание 3.Игра «Океан»
Педагог предлагает детям вопросы.
-Как называется место, где очень много воды?
 (ответы детей-море, океан)
Выбираем правильный: место,где очень много воды-океан.
-А как назвать то, где воды поменьше?
(ответы детей-море, река)
Выбираем правильный-море.
-А как назвать место, где воды меньше, чем в море?
(ответы-озеро, река)
Выбираем правильный-река.
-А где воды меньше, чем в реке?
(ответы-озеро, пруд)
Выбираем пруд.
Педагог просит на память описать учащихся, как выглядит пруд.
Задание 4. «Кто живет на пруду?»
Педагог предлагает угадать, кто живет на пруду. Для этого предлагается перечень живности-лягушки, кузнечики, улитки, жирафы, слоны, крокодилы, медведи, лебеди, бегемоты)
Далее педагог предлагает вспомнить, кто должен водиться в пруду, чтобы там могли водиться утки? (Перечень живности-червячки, жуки, мошки, козы, овцы)
После динамической паузы детям предложено раскрасить изображение утки, у которой части тела должны быть раскрашены в разные цвета, для чего части помечены цифрами. На листе с рисунком утки есть цветовые индикаторы цифр.
Задание 5. Педагог задает детям вопрос: «Скажите, кто, по-вашему, утка-птица или рыба? (Дети отвечают-птица) А почему птица может плавать? (Если ответов верных не будет, педагог объясняет, что есть птицы, которые и летают, и плавают. Они так и называются-водоплавающие.)
А есть ли звери, которые могут и летать, и плавать? Дети затрудняются ответить.
А крокодил, по-вашему, может летать? (Дети отвечают, что крокодил плавает)
Далее педагог говорит, что если птицы могут плавать, то и крокодил может летать.
Читает сказку «Что случилось с крокодилом?»
Далее дети получают задание, в котором им предлагается изобразить существующее в их воображении животное, которое могло бы и бегать, и плавать, и прыгать и пр.
По исполнении учащиеся совместно рассматривают полученные результаты и комментируют группе. что у них получилось.
Задание 6. Педагог спрашивает учащихся:
-Что общего между крокодилом ,кузнечиком, огурцом и незрелым яблоком?
-Что общего между шоколадной конфетой, подберезовиком, стволом дерева?
-Что общего между солнцем, дыней и лимоном?
-Что общего между морем, вечером и васильком?
-Что общего между помидором, мухомором, маком и божьей коровкой?
-Что общего между углем, вороной и галошей?
-Что общего между халатом доктора, мороженым и бумагой?
По каждой из семи позиций дети должны догадаться и дать ответ, что объединяет непохожие объекты одинаковый цвет.

Детям раздаются листки, разграфленные на 7 частей. В каждой из семи клеток ребенок должен изобразить один из перечисленных объектов определенного цвета.
Далее дети слушают рассказ  Л. Наппельбаум «Самый важный карандаш»
После рассказа педагог дает задание нарисовать события, описанные в рассказе.
Задание 7. Педагог предлагает детям игру «Сколько?»
В быстром темпе он перечисляет позиции игры, связанные с цифрами, расположенными по возрастающей.
Сколько стволов у дерева? (один)
Сколько ушей у слона? (два)
Сколько полос в российском флаге? (три)
Сколько колес у автомобиля?(четыре)
Сколько пальцев на руке? (пять)
Сколько лет дошкольнику?(шесть)
Сколько дней в неделе? (семь)
Так же можно задавать учащимся сопутствующие вопросы, не сбавляя темпа. Например-какого цвета полосы в российском флаге?
Сколько пальцев на двух руках?
Какой по счету день недели среда?

 
9. Обобщающее занятие по теме «Внимание».
Педагог задает ряд вопросов учащимся: какими инструментами мы всегда пользовались на занятиях, как чередовались задания и в какой последовательности, что особенно запомнилось?
Цель. Сгруппировать все знания по теме «Внимание».
Задание 1. Игра «Кто есть кто». Учащиеся встают в круг и слушают слова, которые произносит педагог. В тот момент, когда среди слов встречается название профессии, учащиеся должны хлопать в ладоши. Например: лодырь грубиян, продавец, романтик, игрок, мечтатель, пенсионер, мороженщик, лентяй, мотоциклист.
Задание 2. Игра «Счет». Перед учащимися карточки с рисунком трех предметов. Ученик должен последовательно  двигаться от предмета к предмету и считать их таким образом: один леденец, один башмак, одна конфета, один леденец, две конфеты, три башмака.
Задание 3.После динамической паузы педагог читает учащимся стихи С.Я Маршака «Зоосад»     (Рано утром мы встаем. Громко сторожа зовем.
     «Сторож, сторож! Поскорей выходи кормить зверей!»)
Детям предлагается сосчитать перечисленных в стихотворении разных животных, количество которых хитро зашифровано. Затем, на мольберте они выполняют коллективную работу «Звери в зоопарке».
10. Что такое мышление и зачем оно нам?
Цель. Показать учащимся важность роли мышления, ведь мышление-важный инструмент думающего человека, с помощью которого решаются многие задачи.. Показать связь мышления с другими процессами психики, так как к 7-и годам в поведении ребенка преобладает словесное мышление-активация внутренней речи..
Задание 1. Игра «Путаница». Педагог поочередно дает одну из двух команд: «затылок» или «лоб». По этой команде  группа учеников должна хвататься соответственно за свой лоб  или за затылок. Педагог выполняет те же команды, как бы показывая, что должны делать ученики. Но вскоре педагог начинает намеренно ошибаться: дает одну команду (например «лоб»), а показывает другую (хватается за затылок). Задача учащихся – не дать сбить себя с толку.
Задание 2. Игра «Времена года». Ученики сидят в кругу. Педагог договаривается с ними: если он скажет слово «весна», то все должны поднять руки вверх, если слово «лето» - вытянуть руки по бокам, слово «осень» - опустить руки вниз, слово «зима» - обнять себя руками. . Кто ошибается, выбывает из круга-играют до последнего, самого смышленого. Задать детям вопрос-только ли размышляли они при выполнении задания или внимание им тоже пригодилось?
.Победивший в игре получает право вместо педагога провести разминку-динамическую паузу.
Задание 3. После динамической паузы учащимся предлагается продолжить игру «Времена года» со стихами Ованеса Туманяна «Снова птицы прилетели». Педагог читает стихи; когда в стихах говорится о весенних птицах, учащиеся должны подумать и ответить, как ведут себя птицы весной. Также они должны дать ответ, чем поведение птиц летом отличается от поведения птиц весной, чем поведение птиц осенью отличается от лета. Зимой-от осени. В итоге этого задания дети получают пастель и создают коллективную композицию «Жизнь птиц».

11. Как мы думаем.
Цель. Обговорить с учащимися те моменты, когда им приходится думать. Обсудить, сложно ли им это дается. Задать вопрос -предпочитают ли они сами додумываться до ответа или  обращаются за помощью к старшим.
Задание 1. Игра со считалкой А. Бродского «Сколько у меня игрушек»
Педагог читает:
Там, в углу, лежат игрушки, отдыхают в тишине…
Пять игрушек в день рожденья подарили гости мне.
Раз-ушастый серый зайка, два-есть дудка у меня,
Три-сейчас я покажу вам черногривого коня,
Бурый мишка мой –четыре, белка рыженькая-пять…
Помогите-ка, ребята, мне игрушки посчитать.
После стихов педагог предлагает каждому из учащихся по очереди называть игрушки из считалки, комментируя характерные приметы этих зверушек или значение предметов и к ним добавлять одну свою игрушку, которую ребенок получил в свой день рождения.

Задание 2. «Высоко сижу, далеко гляжу». Положить на парту от 7 до10-и различных предметов и прикрыть их бумагой. Приоткрыв их ненадолго, снова закрыть и предложить ученикам перечислить все. Приоткрыв снова эти же предметы ненадолго, спросить у учеников, в каком порядке они лежали-что с чем рядом, а что нет. Поменять местами два предмета . Предложить детям уловить, какие два предмета переложены. Не глядя больше на предметы, предложить ученикам вспомнить, какого цвета каждый из них. Задать детям вопрос-только ли размышляли они над этим заданием, или использовали также функцию внимания?
Задание 3.После динамической паузы педагог предлагает учащимся игру «Имя -отчество». Учащиеся стоят по кругу, первый игрок называет свое имя и еще отчество, которое начинается с такой же буквы, но не производное от имени, например: Ирина Игоревна, Ольга Олеговна, Михаил Максимович. Если задание кажется кому-то сложным, они пропускают очередь, слушая тех, кто не испытывает затруднений. Попросить детей подумать-что сложнее: назвать свое имя и отчество или свое имя и к нему придумать отчество с той же буквы?
 На втором этапе игры каждому ребенку предлагается придумать небольшой рассказ (2-3 предложения) с придуманными персонажами. Например: Ирина Игоревна была в музее кукол. Ей очень понравилось и она предложила сходить в музей Ольге Олеговне и Михаилу Максимовичу. В итоге занятия вместе определяется лучший рассказчик-сочинитель.
12. С чего начинается мышление.
Цель. Дать возможность усвоить понятия  «любопытство» и «любознательность»
.Поразмышлять о том, какое качество полезней? Спросить детей, как они понимают поговорку про любопытную Варвару?
Задание 1. Игра «Клубочек». Выбирается водящий. Он  выходит за дверь. Остальные ученики берутся за руки и образуют круг. Не разнимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась неразбериха, водящий заходит в комнату и распутывает клубок, также, не разнимая рук у учеников.
Задание 2. Игра «Ошибка на ошибке». Педагог называет фамилии и имена  детей, путая при этом то фамилию, то имя. Дети пристально внимают и откликаются только тогда, когда названы и имя, и фамилия правильно. Спросить учеников, пользовались ли они при выполнении этого задания также вниманием?
Задание 3.Игра «Поймай зверя». Ученики садятся в круг и внимательно слушают слова, которые произносит педагог. В тот момент, когда произнесено название животного, дети должны хлопнуть в ладоши. Например: нора, ежик, кофейник, бублик, мышка, радуга, лисица, диван, белка, дупло. Попросить дать характеристику перечисленным словам, используя доступный детям словарный запас.
После динамической паузы дети у мольберта на листе ватмана создают коллективную работу «Лесные тайны», среди объектов изображения должны встретиться все звери, перечисленные в третьем задании.
13. Работа мысли.
Цель. Объяснить, что значит умение сравнивать, выявить важную роль сравнения, анализа, синтеза. Показать взаимосвязь этих мыслительных действий.
Задание 1. Упражнение «Вырос в поле колосок». Педагог предлагает учащимся ряд похожих по звучанию слов (стебелек, творожок, сапожок, василек, пастушок, корешок, ручеек, теремок, пирожок и пр.) Каждое новое слово он сопровождает первой фразой: «Вырос в поле…» .Детям предлагается тянуть руки вверх, когда произносится произрастаемое в поле. И сидеть неподвижно, если названо то, что в поле не растет.
Особое внимание уделим слову «пирожок». Дети должны сообразить, что «пирожок» тоже «растет в поле», мысленно представить себе этот путь и вербализировать. Отдельно поинтересоваться у учащихся словом «ручеек»-что скажут дети о связи ручейка и поля?
Задание 2. Работа с сюжетной композицией. Учащимся предложен рисунок, на котором изображено все то, что перечислено в предыдущем упражнении, плюс еще такое же количество других объектов. Дети должны внимательно разглядеть  рисунок и постараться запомнить как можно больше нюансов (рисунок можно разглядывать 15-20 секунд). Нужно как можно подробнее описать, что изображено на рисунке.
После динамической паузы учащиеся должны нарисовать те объекты, которые не встречались в предыдущем упражнении.
Задание 3. Педагог раздает учащимся листочки белой бумаги с вопросом: «Что это такое?» Дети отвечают: «Бумага». Педагог говорит им, что в руках у них кусочек чистого снега и спрашивает-кто и что может оставлять следы на снегу? Подумав, дети ответят - люди, звери, предметы. Педагог перечисляет -полозья санок,  лыж, лезвия коньков, подошвы зимней обуви, следы кошачьих, собачьих и птичьих лапок. На полученном «снегу» дети должны вперемешку нарисовать все перечисленные педагогом следы и уметь их различать.
14. Как мы переживаем свои мысли.
Цель. Объяснить детям, что мышление-это живой процесс познания, сопряженный с эмоциями.
Задание 1. «Честно-не честно»
Педагог предлагает детям устный тест. Ситуацию, на которую надо среагировать и выбрать один из трех предлагаемых ответов.
1 ситуация.
Вы разбили чашку. Что вы будете делать?
-Скажете маме, что разбил кто-то другой;
-Соберете осколки и попросите у мамы прощенья;
-Скажете, что сама разбилась
2 ситуация.
Вам подарили новую игрушку. Вы пошли с ней гулять и потеряли ее. Что будете делать?
-Скажете, что сама потерялась;
-Скажете, что у вас игрушек и так много. Подумаешь!;
-Извинитесь перед мамой за свою невнимательность
3 ситуация.
Для вас куплен киндер-сюрприз и спрятан. Вы его нашли и съели без спроса.
 Мама обнаружила пропажу. Что вы будете делать?
-Признаетесь и попросите прощенья;
-Скажете, что съели мыши;
-Скажете, что унесли воры
Обсудить с детьми перечисленные ситуации. Спросить у них, как они понимают понятие «совесть».
После динамической паузы педагог читает учащимся рассказ Николая Носова «Огурцы». Спросить учащихся, чем сюжет рассказа напоминает ситуации из первого задания.
Задание 2.
Педагог на листе ватмана рисует корзину и предлагает детям заполнить ее нарисованными огурцами. В итоге занятия совместно рассматривается корзина с огурцами и делается вывод -нужна ли совесть человеку.
Задание 3.
«Обидные прозвища и дразнилки»
Многим из учащихся знакомы такие дразнилки. как «жадина-говядина», «ябеда-корябеда», «плакса-вакса-гуталин».  Педагог спрашивает учащихся, как на них надо правильно реагировать. Выслушав ответы, объясняет, что эти прозвища дают людям не просто так, а замечая в них эти неважные качества,  с помощью таких дразнилок воспитывают.
 И как здорово, если сам «носитель» обидного имени понимает свою неправоту и меняется в лучшую сторону.
Далее вместе с детьми педагог вспоминает, что и другие, менее устойчивые прозвища достаются сверстникам:
-Что ты юлишь, как лиса?
-Куда ты ломишься, словно медведь?

Педагог читает учащимся стихи С.Я. Маршака «Урок вежливости»

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести.
-В гостях, медведь, нельзя реветь,
Нельзя грубить и чваниться,
Знакомым надо кланяться и. т. д.
После стихотворения детям предложено обсудить поведение медведя и дать ему оценку.
Задание 4.
Далее педагог в следующем задании говорит, что иногда детям невольно достаются и очень обидные прозвища-очкарик, заика, рыжий-конопатый, связанные с каким –либо внешним отличием ребенка от других детей. Учащимся  предлагается обсудить ситуацию с гуманной точки зрения, далее педагог спросит каждого, как бы он вел себя в такой ситуации.
Педагог читает стихи С.Я. Маршака Четыре глаза»

Глаза у Саши велики, но очень близоруки.
Врач прописал ему очки по правилам науки.
Сквозь стекла Саша посмотрел-
И день как будто посветлел.
Но только снял он стекла,
Как все кругом поблекло.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: «Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша-водолаз!
У тебя две пары глаз!
Два такие, как у нас,
А другие про запас!»
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
«Нет,-говорит он,-никогда
Очков я не надену!»
Но мать утешила его:
«Очки носить не стыдно!
Все надо делать для того,
Чтоб лучше было видно!
Над теми, кто надел очки
Смеются только дурачки!»
Дети должны обсудить с педагогом ситуацию Саши и понять, что человеку не просто необходимо уметь думать, чтобы оценить свои поступки, а еще думать о поступках других детей и людей-с помощью такой важной мыслительной деятельности происходит социализация ребенка.

15. Можем ли мы ни о чем не думать?
Цель. Сподвигнуть учащихся на то, чтобы они совершали действия не думая, далее разобрать со  всеми  присутствующими, что из этого получилось и обсудили, можно ли в этой и в любой другой ситуации не думать.
Задание 1. Игра «Я утром встал…»
Учащимся предлагается игра, в которой педагог перечисляет разнообразные действия, совершаемые привычно. На каждую фразу дети должны реагировать коллективно положительно или отрицательно. Если реакция положительна, кивать головой
. Если отрицательна-качать головой в знак несогласия.

Я утром встал
-умылся (кивок головой)
-скорчил в зеркало рожу (покачивание головой)
-принял душ
-расплескал вокруг море воды
-сел завтракать и съел все, что приготовила мама
-не сказал ей спасибо
-стал собираться в школу
-вышел из квартиры, хлопнув дверью
-по дороге говорил всем «доброе утро»
-в школе не стал переобуваться
-вошел в класс,
-спихнул с парты соседку и уселся сам
-учительница меня похвалила (здесь, скорее всего, дети дадут положительную реакцию, не вспомнив про предыдущую позицию. Шутливо вознегодовать: «Как? Похвалила за то, что спихнул соседку с парты? Будьте более внимательны!»)
-самостоятельно решил задачу
-попросил прощенья у соседки
-когда кончились уроки, проводил ее до дому и донес портфель.

Обсудить с детьми, почему такая или иная реакция была у них на игру, выслушать комментарии и дополнения
Если учащиеся заметили, что были ребята, которые отвечали иначе, чем большинство, педагог предлагает фанты-прочитать стихи или спеть песенку. Словом, то, что ребенку нетрудно продемонстрировать перед группой. Объяснить детям, как важно для человека думать, когда собираешься что-то сделать.
После динамической паузы, дети получают индивидуальное задание по рисованию.
Им предлагается доступными средствами изобразить одну из ситуаций, которые перечислялись в предыдущем задании.
Задание 2.
Педагог просит изобразить на рисунке  одно из добрых дел, которое ребенок совершил сегодня. Задание заставляет задуматься над своими поступками и если доброго дела совершено не было, то предлагается вспомнить, в какой из недавних дней ребенок мог совершить хороший поступок.
16.Загадки и разгадки. (ребусы, головоломки, скороговорки)
Цель. Знакомство с загадками и ребусами в беседе педагога.
 Их значение для развития ребенка.
Задание 1. Детям загадана загадка-
Два легких крылышка моих
На свет несут меня.
Лечу туда, где яркий свет,
Спешу на зов огня. (мотылек)
«Мотылек»
Это  игра для развития самоконтроля.
Перед началом игры педагог знакомит детей с различными названиями цветов. Показывает презентацию с разновидностями цветов.  Ученики усаживаются в круг и выбирают Мотылька. Он занимает место в середине круга.  Детям вокруг мотылька педагог дает имена-названия цветов (ромашка, василек, колокольчик. клевер, незабудка, львиный зев ,гвоздичка, медуница) Далее педагог говорит: «Мотылек летел-летел, отдохнуть захотел. К цветам подлетел, на незабудку сел». «Мотылек» должен вспомнить, кто из детей незабудка и подойти к ней.» Незабудка» должна назвать другой цветок  с тем, чтобы мотылек летел на другой цветок. «Мотылек» должен порхать с цветка на цветок, не путая их. Дети-«цветы» тоже не должны  путать названия.
Задание 2.
В основу задания положен цикл стихов Ирины Токмаковой о деревьях, где каждое дерево сопоставимо с характером и особенностями детей. Педагог читает:
Дуб дождя и ветра вовсе не боится!
Кто сказал, что дубу страшно простудиться?
Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный!
Или:
Возле речки у обрыва плачет ива, плачет ива.
 Может, ей кого-то жалко?
Может, ей на солнце жарко?
Может, ива хочет пить?
Может, нам пойти спросить?
Ребятам предложено подумать и назвать одним словом описанное в стихах дерево. Например: дуб-крепыш, ива-плакса и.т.д.
После стихов учащимся предлагается ребус, где изображены три похожие ветки дерева с иголками. Дети должны подобрать как можно больше односмысловых слов (ель, елка, сосна, сосенка) и уметь объяснить, в чем отличия таких похожих деревьев.
Задание 3. Детям предлагаются загадки о деревьях и цветах.
Задание 4. Дети объединяются в группы (3-4 человека), каждая из которых получает конверт с изображением дерева, разрезанного на части. За определенное время надо собрать целое изображение. Затем группы меняются конвертами.
Задание 5 .Дети также работают, объединившись в группы. Им достается набор карточек с изображением деревьев, цветов, фруктов (яблоко, вишня ,цветущая ветка, куст, пенек, грибы ,желуди, камыш, роза и.т.п.)  . Надо сгруппировать изображения по смыслу, например: яблоня, яблоко. Или: куст, орех. Или: пенек-грибы.
Задание 6.На мольберте укреплен лист ватмана. Группа из 3-4 человек изображает на бумаге фрагмент леса или сада или поля-в зависимости от изображений на карточках, которые они группировали.
Задание 7. Педагог раздает детям скороговорки, которые им надо повторить. Например «перепелка перепеленка перепеленывала-перепеленывала, еле перепеленала». Скороговорки детям раздаются в зависимости от их вербальных возможностей попроще  или посложнее.

17. Воображение. Алгоритм сказок. Сравнение авторских и народных сказок.
Цель. Беседа о значении воображения. Продукт воображения человека-создание сказок. Погружение в мир сказок. Вспоминаем самых известных мастеров сказки
-Г.Х. Андерсена, Ш. Перро, братьев Гримм.
 Затем коснемся народной сказки.
Задание 1.
Назвать известные всем авторские сказки. Здесь уместно объяснить детям, как воображение помогает выстраивать зрительный образ сказочного героя. Дети делятся на группы. Сообща вспоминают сказку, напр. «Гадкий утенок» Андерсена и вместе вкратце рассказывают сюжет или представляют его в лицах. Остальные группы-зрители; они внимательно слушают и, если у исполнителей что-то не ладится, могут им подсказать и их поправить.
 Задание 2.
Сказка в стихах.Педагог читает стихотворение «Хозяйка».
Маша стряпает, хлопочет-
Кашу есть голыш не хочет!
Только Маша терпелива.
Не ленива, говорлива.
С уговором не спеша
Накормила голыша.
«Каша в поле росла,
К нам в тарелку пришла!
Всех друзей угостим,
Всем по ложке дадим-
Птичке-невеличке,
Зайцу и лисичке,
Кошке и матрешке-
Всем дадим по ложке!
Сказка Машина проста,
А тарелка пуста!
Сколько ложек каши
На тарелке Маши ?
Детям не предлагалось вначале считать персонажей стихотворения, но в группе обучаемых всегда найдутся ребята, которые быстро смогут, сообразив, дать правильный ответ .Спросить детей, представляли ли они себе во время чтения, как выглядят игрушки? Предложить вопрос, пользовались ли они вниманием и памятью?
Задание 3.
Русская народная сказка «Колобок». (читает педагог)
  В сказках учимся выделять главную мысль-мораль, поучение для тех, кто к сказке обращается за наукой и интересом. Сообща делаем вывод, что народная сказка зачастую  более проста, чем авторская, потому что является адаптированной и более понятной версией многих людей .
После динамической паузы  дети получают традиционное задание по рисованию.
В качестве задания педагог просит учащихся  попробовать представить и изобразить крестьянскую избу, где остывал на окошке колобок или дорогу, по которой путешествовал колобок, уйдя от дедушки и бабушки.
Задание 4.
Сказка одушевляет. В ней не только люди, но и растения (цветик-семицветик) , и животные (заяц-трусишка, волк-злодей), и предметы (волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, живая вода) могут быть наделены необычными свойствами. Педагог приводит известные примеры, которые сподвигают детей сочинять в этой области свои примеры.
Например, мартышка-кривляка, павлин-воображала, сорока-болтушка, ворона-разиня, петух-задира, хрюшка-грязнуля.
У детей может возникнуть спонтанное желание сравнить кого-то из присутствующих с перечисленными характеристиками. Но, поскольку это делается коллективно, в этом есть некий воспитательный момент.
Если возникнет такая ситуация, следует перевести ее на необыкновенные качества сказочных персонажей-животных, которые, наверняка, также известны детям, к примеру -зоркий, как орел, смелый, как лев, мудрый, как змея.
Поговорим о том, что человек сам наделил животных этими качествами, заметив в них подобие своей фантазии. Обезьяна не может быть лукавой и чрезмерно хитрой, шакал не может быть лживым и гнусным-просто природа создала их так, что слабый боится сильного, беззубый зубастого… Звери просто существуют в природе.
А таланты и выдумка человека, сочиняющего сказки, сделала их добрыми или злыми, наделив полезными или вредными качествами.
Учащимся предлагается разделить персонажей-зверей из русской народной сказки «Теремок» на добрых и злых. Затем дети делятся на две группы и представляют сюжет сказки. В одной группе безобидные звери (мышка, лягушка, ежик), в другой звери-агрессоры (волк, медведь)
Следующим этапом педагог просит изобразить на бумаге героев сказки «Теремок» с характерными особенностями, которые сказочное повествование придало животным.
18. Буриме. Учимся писать стихи.  Беседа о значении  воображения.
Цель. Обучить подбирать созвучные друг другу слова, манипулировать этими словами. Уметь найти в сочетании слов смысл.
 Задание 1. Ученикам предлагаются знакомые и понятные по смыслу слова, составленные в пары и на примере педагог показывает, как из слов с похожим звучанием могут сложиться стихи. «Ночка-дочка», «кроватка-сладко»
Наступает ночка.
Ты устала, дочка.
Ждет тебя кроватка.
Спи, дочурка, сладко!
Предполагаемые рифмы для детей: лужок-бережок, тропинка-травинка, цветок-мотылек, песок-пенек.
Задание 2. Упражнение «Считалки-скороговорки».
Ученики, опираясь на парные рифмованные слова должны без ошибок повторить считалку, сохраняя ритм стихотворения.
Утя. Утя, утя-тя!
Кто видал мое дитя?
Бык мычал, козел молчал,
Лишь козленок отвечал: «Не встречал!»

-Заяц белый, куда бегал?
-В лес зеленый!
-Что там делал?
-Лыко драл!
-Куда клал?
-Под колоду!
-Кто украл?
-Родион!
-Выйди вон!
После динамической паузы дети получают коллективное задание-на листе ватмана разместить всех героев считалки. Если у детей возникают трудности с изображением объектов, педагог помогает.
Задание 3.Конкурс «Комплимент» Педагог приглашает двух учащихся и предлагает им соревноваться в произнесении приятных слов друг другу. Например: «Ты очень внимателен на уроке» или «Ты всегда помогаешь мне самый первый». Дети произносят комплименты по очереди. Они не должны повторяться-за этим следят всей группой. Победил тот, кто находчивей и  дольше продержался. Педагог объясняет, что комплимент-те же стихи, только без рифмованных слов, так как вызывает приятный эмоциональный отклик.
Педагог суммирует понятия, с которыми знакомил детей. Раскрывает значимость народного творчества, основанного на сочинительстве.
Беседа о том, что бы было, если бы люди перестали сочинять . Спросить, остались бы стихи, песни, сказки? Книжки с картинками?
Педагог знакомит ребят с рассказом Н. Носова «Фантазеры». Спрашивает, кто из персонажей рассказа понравился ребятам а кто нет- и почему? Попросить ребят самостоятельно объяснить разницу между фантазиями и враньем.
Просмотр фрагмента детского кинофильма «Приключения Петрова и Васечкина»-приезд Васечкина в лагерь. Дискутируем по поводу увиденного.
 Вопрос к детям: фантазия или вранье то, что они увидели.
 Вопрос к учащимся-симпатичны ли им люди с фантазией и воображением и почему? Спросить, кто из них считает себя фантазерами и какие фантазии приходили им в голову.
19. Зачем человеку ум и кого можно назвать умным человеком?
Цель Беседа об универсальности человеческого разума. О многозначности его применения в жизни. Знакомство с решением логических задач. Составление алгоритма их решения. Учимся  рассуждать, помогая поиску решения.
Педагог демонстрирует отрывок мультика «В стране невыученных уроков»- Казнить нельзя помиловать . Объясняет, как важна разница восприятия-угадывание зашифрванного смысла в загадке.
 Простая задача, которая не должна поставить детей в тупик: «Люся любит леденцы, а Алена шоколад. Кому из девочек папа принес чупа- чупс? А кому «Аленку»? Можно, если дети сами не догадаются, спросить, почему папа принес Аленке шоколад с таким названием?
Кто –то сразу найдет ответ на оба вопроса. Кто-то только на первый. Обратить на это внимание всей группы, насколько полезно поразмышлять над ответом и не спешить.
Задание 1.  Алена и Люся –сестры. Алена ходит в детский садик, а Оля перешла во второй класс начальной школы. Кто из сестер моложе?
Задание 2. Петя и Паша в выходной день были в кино, а потом Паша с папой  был в цирке, а Петя с мамой в магазине «Детский мир». Кто из них рассказывал вечером, что видел слона?
Задание 3. Ира и Инна получили в подарок киндер-сюрпризы. У Иры в киндер-сюрпризе был пазл, а у Инны трансформер. Чью игрушку можно поставить на стол?
После динамической паузы детям предлагается самим придумать несложную ситуацию, из которой могла бы получиться задача для ровесников. Чтоб задание было зрелищным, его предлагается нарисовать.
Задание 4 В первой коробке все карандаши синего цвета .Во второй красного цвета. В третьей и красные, и синие .С помощью карандашей из какой коробки можно нарисовать лесные ягоды? А карандашами из какой коробки лучше нарисовать море? А какими карандашами мы нарисуем корзинку клубники?
Задание 5.Педагог делит детей на 3 команды. Каждой из команд достается ватманский лист и коробка с карандашами. Первой команде коробка синих, второй-коробка красных, третьей-синих и красных.
Далее педагог произносит названия предметов, которые можно раскрасить в синие, красные и фиолетовые цвета. (Причем, команда, которой достались синие и красные карандаши, должна сообразить, что цвета карандашей можно смешивать.) И при том, все три команды должны догадаться, что называемые объекты, могут быть не только, предположим, синего, а любого цвета.
Названные объекты:
Клубника, воздушный шар, василек, виноград, пожарная машина, слива, вишня, фиалка и . т. д.
Задание 6. Педагог предлагает учащимся разделиться на группы и каждой группе дает конверт с паззлом. Паззл представляет собой изображения, разрезанных на части объектов. использованных в предыдущем задании. За 5 минут группа должна собрать из частей изображение объекта.
Задание 7. Учащимся предлагаются карточки с изображениями –на первой нарисована земля, на второй вода, на третьей огонь. Педагог медленно произносит по очереди слова, в ответ на которые учащиеся должны поднять одну из карточек.
Перечень слов: лейка, дрова, лопата ,грядка, картошка ,лодка, семена, сковородка удочка.
Слова придуманы с таким  расчетом, чтобы можно было их употреблять, поднимая разные карточки, что учащиеся должны заметить если не сразу , то хотя бы в процессе игры (например: сковородку можно поставить на огонь, можно помыть водой; картошку можно поливать, пока она растет, можно испечь в костре).
Далее в этом же задании учащимся предлагается нарисовать одно из действий с перечисленными предметами-например: рыбак в лодке с удочкой, хозяйка поливает огород.
Задание 8. Педагог раздает детям фигурные линейки и просит назвать  фигуры. из которых состоит линейка (круг, овал, треугольник, квадрат, многоугольник и пр.) Далее учащимся даются задания:
-выбрать фигуру, с помощью которой можно нарисовать снеговика и применить линейку при рисовании
-выбрать фигуру, с помощью которой можно нарисовать воздушный шар (тут уже есть два варианта-круг и овал, хорошо, если учащиеся догадались применить обе фигуры)
-выбрать фигуры, с помощью которых можно изобразить человечка (задания постепенно усложняются-при рисовании этого объекта можно использовать минимум-три фигуры, максимум-все имеющиеся).
В конце занятий, если дети утомлены заданиями, провести с ними игру «Гусеница»
Учащиеся выстраиваются в затылок . кладут руки на плечи друг к другу, голова гусеницы-педагог. Гусеница начинает двигаться и повторяет за педагогом слова:
Я гусеница длинная,
Шея лебединая,
Голубые глазки,
Обожаю сказки!
Я ползу, ползу, ползу…
Я себя домой везу…
Приползу я домой
И скажу: « Ой-ой-ой!
Я совсем не отдыхала-
От себя самой устала!»
С этими словами гусеница рассыпается. Все падают. Такая веселая игра помогает детям расслабиться.
Задание 9. В кабинете рисования Миша, Саша и Алеша рисовали природу, животных и узоры мелками, фломастерами и красками. Мише нравится рисовать реку и деревья и он любит краски ,Алеша любит рисовать кошек и собак, но он не любит мыть кисточки а Саше нравятся украшения. Кто из них что нарисовал и чем ? (Миша рисует красками пейзажи, Саша рисует узоры фломастерами, а Алеша-животных мелками).
Задание 10. В коробке с пластилином десять разноцветных кусочков. Два красных оттенка, два зеленых ,желтый, белый, голубой, синий, черный и фиолетовый. Ребята использовали один красный и оба зеленых. Понадобилось слепить вишенку с черенком-какой цвет пластилина можно использовать вместо того, который использован? (дети должны сообразить, что для получения зеленого достаточно смешать желтый и синий-эту информацию они получают еще в детском саду).
После динамической паузы ребятам предлагается нарисовать ту же вишню с помощью трех карандашей-красного, синего,  желтого.
20. Буквы и слова. Составляем кроссворды.
Цель.  Научить решать кроссворды и  задачи на логику. Составление по аналогии своих собственных задач.
Задание 1. Волк и Заяц (из мультфильма «Ну, погоди!») были на детском празднике.
 В перерыве они пробрались в оркестр и попытались играть на музыкальных инструментах. Кто из них что выбрал для себя, если в оркестре была арфа, фортепиано, гитара, скрипка, барабан и бубен?
Задание 2. Ежик вышел из тумана и пришел в гости к Медвежонку. На столе у радушного хозяина Медвежонка было много всякой всячины-горшок щей, самовар, киндер-сюрприз, ведро картошки, гамбургер и узелок с баночкой малинового варенья. Чем Медвежонок встречал Ежика и что из угощения Ежик принес к чаю Медвежонку?
Задание 3.  После динамической паузы учащиеся делятся на две группы, каждой дается лист ватмана, фломастеры и предлагается разделить лист на 6 частей и в каждом из шести квадратов изобразить все музыкальные инструменты из первого задания (1 гр.), все угощение из второго задания (2 гр.). При этом  предложить детям выделить особо с помощью цвета либо увеличения  гитару и барабан, самовар и узелок с баночкой варенья.
Педагог читает детям стихотворение И. Токмаковой  «Букваринск» (Был на речке на Чернильной город маленький непыльный), в котором наглядно показан весь алфавит и жители города, профессии которых начинаются с каждой очередной буквы алфавита.
Задание 4. Детям предложен кроссворд в выделенным ключевым словом ШКОЛА. Слово расположено по горизонтали для традиционного прочтения. В вертикальные клеточки дети должны по смыслу подставить слова (школьник, книга, урок ,пенал, ластик)
В случае затруднения педагог подсказывает .Спрашивает, что, кроме выделенного слова, связывает остальные слова.
Задание 5. Детям предлагается кроссворд  с выделенным словом УМКА. Дети должны припомнить, кто это-УМКА? В пустых клетках должны разместиться слова друг, медвежонок, шкурка, малыш.
Спросить у детей, есть ли и здесь между словами связь или они подобраны случайно?
 
21. Почему твоя мысль может быть понятна другим людям.
Цель. Показать ученикам тесную связь между внешним и внутренним миром  ( речью и мышлением). Объяснить ценность как своего, так и чужого мнения при поиске решения.
Объяснить простыми словами, что такое стереотипность мышления.
Задание 1. Три мальчика – Антон, Андрей и Дима – занимаются спортом. Для                занятий Антону нужен каток и маска для лица. Андрею для занятий нужно зеленое поле и ворота, Диме-бассейн. Какими видами спорта занимаются ребята? (Антон- хоккеем, он вратарь. Андрей-футболист. Дима занимается плаванием.)
Чтобы догадаться, кто каким спортом занят, нужно рассуждать. Предполагается, что ответы будут обсуждаться с группой-вместе проще принять верное решение; заодно дети по ходу работы понимают ценность группового поиска решений .
Задание 2. Маша, Катя и Нина помогали бабушке собирать в лесу грибы. Каждая из девочек собирала грибы только одного цвета . Маша-рыжие.  Катя-красные.  Нина-коричневые. Педагог показывает карточки с изображением грибов. Просьба назвать. какие грибы собирала Маша. (дети сообща выдают варианты ответов-рыжики, лисички). Какие грибы собирала Катя (сыроежки, подосиновики). Здесь педагог показывает изображение красного мухомора в расчете на то, что дети его узнают и скажут про то, что мухомор ядовит. Что собирала Нина? (подберезовики. белые)
После динамической паузы дети делятся на две группы. Первая из них получает задание изобразить спортивную площадку. Вторая -лес, в котором растут разные грибы
Задание 3. Дети делятся на группы. Выбирается водящий. Его педагог приглашает к мольберту, на котором укреплен лист бумаги. Педагог завязывает глаза водящему и на ухо говорит ,что изобразить на мольберте. Тот рисует (несложный объект-воздушный шарик, цветок, бабочка, рыбка)  Группа должна угадать, что изобразил водящий.
 
22. Обобщающее занятие по теме «Мышление».
Цель. Систематизировать полученные знания учащихся о мышлении.
Задание 1. «Делимся мыслями»
Дети поделены на группы из 3 человек. Первый из каждой группы получает от педагога фигурную линейку и карандаш. Второй-цв. бумагу и ножницы, третий-пластилин. Каждому из трех в группе дается одинаковое задание-изобразить гриб, яблоко, снеговика и пр. Объекты изображения для детей подбираются с расчетом возможности исполнения с помощью полученных инструментов и материалов. Поскольку для группы объект общий, задание выполняется сообща. В результате дети делают коллективные выводы, что существует много способов разного изображения одного и того же объекта.
23. Итоговое занятие всего цикла.
Цель. Суммировать полученные знания учащихся о внимании, мышлении и воображении, сориентировать на дальнейшее их развитие.
 Повторить те задания, которые давались с трудом.
Задание 1. В коробке лежат два красных карандаша и два синих. Из коробки, не глядя, требуется достать два карандаша одного цвета. Как это сделать? (надо вытащить три карандаша-тогда два из них обязательно будут одинаковые по цвету)
Задание 2. «Все разглядеть». Педагог рисует на доске последовательно десять несложных изображений (гриб, цветок, ветка и.т.д.) Дает детям некоторое время поглядеть на изображения и прикрывает доску .Далее задание усложнено тем, что снова ненадолго показав детям рисунки и закрыв доску, педагог спрашивает, что с чем рядом нарисовано. Затем педагог стирает два изображения и открыв доску, спрашивает учеников, какие изображения удалены.
В конце занятия педагог благодарит ребят за внимание и совместно проделанную работу и выставляет перед группой мольберт, на котором изображена вся группа в виде дружеских шаржей. Детям предлагается угадать свое изображение. Такой финал не бывает грустным и оставляет приятные эмоции от группового общения.




Библиография.

1. Артюхова И.С. «Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников»  Ирина Артюхова.- М.: Чистые пруды, 2008.
2. Н.В. Бабкина «Радость познания»
3. Н.В. Бабкина «Развитие познавательной деятельности младших школьников.» Изд. «АРКТИ»
4. Беленко В. В. Авторская программа по доп. образованию «Превратим детство в праздник» Сборник авторских программ Восточного окружного управления образования «Ключ к успеху»№ 15 М. 2005

5. Зак А. З. Занимательные задачи для развития мышления // Начальная школа. 1985.

6. Пинт А. О. «Это вам. Родители» Изд. «Знание» Переиздание в 2006г.
7. Фопель К. « Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: практическое пособие» Пер. с нем. – М.:Генезис, 2001.


Рецензии
Да...Вот теперь понятно, с какой творческой Личностью я познакомился.Потрясен...
Я также создал и реализовал на основе собственной программы курсы обретения уверенности в условиях самостоятельной жизни, когда все задачи жизнеобеспечения приходится решать и самому отвечать за действия. Разумеется, для взрослых.

Вадим Егоров   17.12.2022 22:10     Заявить о нарушении
А с Александром Наумовичем Дубельским Вы не были знакомы? Я не раз с ним встречался.

Вадим Егоров   17.12.2022 22:13   Заявить о нарушении
Он Тубельский, если быть точнее.
Лично не знакомы, но со школой, созданной им, я знакома.
Мне даже предлагали там работу. Но я этот вариант не рассматривала. Храню верность своей школе.

Валерия Беленко 2   17.12.2022 22:35   Заявить о нарушении
Ух, как я опростоволосился...Нажал не на нужную клавишу и...не проверил.Двойку мне!!!
Конечно Тубельский А.Н. Как он меня первый раз, когда побывал в школе на их празднике, разволновал. Наши мысли, дела шли в унисон.И мне тогда, ох, как нужна была поддержка единомыслием.

Вадим Егоров   18.12.2022 10:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.