В пассивном поиске повесть глава 8

          Прошло пять лет, Светлане уже исполнилось сорок восемь, её мальчишки возмужали и переженились. Теперь семья её значительно увеличилась: снохи, сватья, сестрёнка с семьёй, даже внучек уже две.   На одни Дни рождения почти месяц можно ходить без перерыва, если бы они шли подряд. Светлана по  прежнему жила одна. Работа, дом, внучки, и опять всё по кругу. К ней иногда заходил Анатолий, но только поговорить. Их отношения остались в таком далёком прошлом, что даже и не верилось,  было ли это? Света давно успокоилась:
"Ну, не сложилось личное счастье, ну и что? Не смертельно же. Остаток лет надо семье посвятить, внучкам.  И так живут люди, вон хоть подруга моя, Женька, уже с сорока лет одна и ни любовников, ни женихов, а ничего, живёт же, – рассуждала Светлана, – таких женщин полно вокруг и от тоски никто на стену не лезет".

      Подруга Светы Женя была старше её на три года, работала на заводе, в гальванике. Работа была тяжёлая и Женька просто дни считала до пенсии.

           – И кто придумал эту работу? Чтоб она сгорела! Утром встаю, как на расстрел, и когда уже можно будет выспаться? – говорила она.

        Муж Женьки в своё время сильно поддавал, и как говорят в народе, просто сгорел от вина. Но она, вспоминая его, говорила о нём только хорошее и глаза её при этом всегда увлажнялись. У Жени было двое взрослых детей.  Дочь её жила с мужчиной гражданским браком, уж не знай, почему они не расписывались? А сын так и пригрелся  возле матери, к тому же, в нём пробудились отцовские гены. Его изрядно тянуло к спиртному, и как только подходил выходной, Женька искала его по кафешкам и по дворам. В такие дни он не мог добраться до дома самостоятельно. Сама Женька была ужасная сплетница, ей всё надо было знать, и чтобы добыть интересующие её сведения, она готова была пойти на многое.

          –  А, знаешь, Свет, что про тебя бабы во дворе говорят: будто к тебе фотограф из пятого подъезда ходит и Вовка Степанов с третьего этажа, ну про Анатолия  я уж не говорю, –  смотрела она на Свету искоса и с прищуром, стараясь прощупать её взглядом, подобно рентгену.

         –  Ну, а ты им, что? –  безо всякого интереса спрашивала Светлана.

         –  А что, я? Откуда мне знать, –  отворачивалась Женька, покачивая головой, как бы говоря: "Может, и ходят, но я тут, вообще, не при делах".

         –  Ну, так скажи им, что и они ещё не всё знают, – со смехом отвечала Света.
 
       У подруги округлились глаза, появился жгучий интерес, чего ещё не знают о Светлане бабы с их двора, и почему, собственно говоря, она сама ещё не в курсе?
Светлана с Женькой сокровенным не делилась, да в последние годы и делиться нечем было, к тому же, уж такая подруга ей досталась, разнесёт на полсвета, да ещё и перевернёт всё десять раз. С Женькой хорошо по магазинам прогуляться, вечерком, после работы, чайку  попить, пройтись перед сном и будет с неё.
       Была у Светланы ещё одна подруга  детства, Катя, вот ей Света могла бы доверить любую тайну, там всё было бы за «семью печатями», но с Катей общалась она редко.
       Когда-то жили они с Катей в одном доме, учились в одной школе. Катя и сейчас жила там же, только мама её тяжело болела, а папа умер рано, как и родители Светы. Катя даже была свидетельницей на Светкиной с Колей свадьбе, потом уехала на Украину, вышла там замуж. Но с мужем прожила не долго.
       Попали они с полуторагодовалым сыночком в больницу с воспалением лёгких. Жила Катя с мужем в каком-то селе, а больница находилась в ближайшем городе. Выписали их раньше, Катюша вернулась с ребёнком домой сюрпризом, только там её ждал свой сюрприз: по дому в её тапочках и её халате разгуливала чужая женщина. Катя метнулась к соседке:

         –  Как так, тётя Маша, что теперь мне делать?

А тётя Маша ей:

         –  Так он с ней и не расставался, ещё до вашей свадьбы гулял и как только ты за порог, она уж тут, как тут.

         –  Что же Вы мне раньше не сказали? Я бы и не пошла за него, – сокрушалась плача Катюша.

         –  Да как же я в чужую жизнь могу лезть? Думала, что у вас всё серьёзно, а его только на неделю и хватило. Ничего путного у тебя с ним не будет, не даст твоя соперница вам спокойно жить, мальчика твоего только жалко, –  ответила тётя Маша.

      Катюша собрала свои вещи и вещи сына и в этот же день, уехала к своим родителям, в надежде, что муж одумается и приедет за ними, за своим сыном. Но сколько не ждала Катя, от мужа не было, ни звонка, ни весточки. Теперь, по прошествии многих лет, её Юрочка вырос, женился, и у него растёт дочка. Так что Катя тоже бабушка. Светлана жалела Катю больше всех своих знакомых и подруг. "Ничего не видела хорошего в своей жизни баба, только работа и уход за больными родителями, одна радость –   на утренник к сыну в садик или в школу сходит и всё. Кроме мужа ни одного мужика у неё не было, если уж я забыла, с чего в таких случаях начинать надо, то она, наверное, и подавно", –  думала Света о Кате, искренне сочувствуя ей.
 
      Катя любила работать в саду, выращивала цветы и подторговывала ими, и ещё основная работа швеёй на швейной фабрике, на руках больная мама, какие уж тут прогулки? Виделись со Светланой они редко.
      А Женька  и жила со Светой в одном доме, только подъезды у них  были  разные. У Женьки было много такого в характере, с чем Светлана никак не могла согласиться, например она категорически была настроена против внуков.

         – Зачем они нужны? Только нищету плодить. Их ведь ещё вырастить надо, одеть, обуть, а на что? – говорила она, – Что ты со своими внучками носишься, подарки им всякие из Москвы возишь, платья какие дорогущие к празднику притащила, лучше бы себе что-нибудь купила, –  бухтела Женька.

          – Жень, ну ты с ума сошла, что ли? Да, слаще внучек ничего нет в моей жизни сейчас. Вот и у тебя, когда внуки появятся, последний пряничек им понесёшь, – убеждала  Светлана.

          – Ну, уж, на фиг надо, они родили, вот пусть сами и растят, – отвечала Женька.

      Многое в Женькиных рассуждениях было Светлане не по душе. Но на базаре она,  ни с кем близко не сошлась, разговоры про прибыль и деньги её не увлекали. Её подруга Любочка со своим Стасиком разошлась, и сейчас жила где-то в Москве, уехала туда работать. А скучать одной в обществе дивана и телевизора было не в характере Светланы. Так что приходилось слушать  злые сплетни из уст Женьки и терпеть её неэтичные выходки.
      Близился день поминовения  Коленьки, минуло десять лет с того времени, как его не стало на этом свете. Света готовилась к поминкам. Она закупила необходимые продукты, обзвонила родных и друзей Николая, приглашая их к поминальному столу. И тут случилась одна неприятность, у Светланы засорилась канализация на кухне.  Вода ни в какую не хотела уходить из раковины и снизу уже начало подтекать на пол.

 "Как быть? Срочно слесаря надо вызывать", – решила Света.

И она позвонила в домоуправление, подробно описала всю ситуацию и умоляюще попросила прислать ей слесаря поскорее. На другом конце провода ответили:

         – Сейчас все слесаря заняты, работы срочной много, сегодня слесаря не будет, а завтра с утра – ждите.

      Ну, что делать? Пришлось ей переместиться в ванную, там она и приготовила свои полуфабрикаты  на завтра. Блюда к столу Светлана приготовила, а вот с  мытьём посуды было проблематично.
      Слесарь пришёл в восемь тридцать. Это был высокий мужчина с совершенно заурядной внешностью. Он поздоровался, улыбнулся и в этот момент стал, как будто привлекательнее, спросил:

         – Ну, так что у Вас случилось?

      Светлана вкратце изложила свою проблему. Слесарь снова улыбнулся, сказал:

         – Ну, это мы сейчас исправим. А что Вы, гостей ждёте? У Вас так вкусно пахнет, – он покосился на тарелку с пирожками, которые как раз сейчас пекла Светлана.

        – Моему мужу сегодня година, – сказала Света, – к двенадцати люди придут, а тут такое… – она показала рукой в сторону мойки.

        – Сочувствую, но вы не переживайте, я всё быстро сделаю, – сказал он и снова улыбнулся.

     Светлана вдруг поняла, почему его лицо так хорошеет: во время улыбки на щеках появляются ямочки и глаза становятся лучистыми. "Вот же, какая метаморфоза", – подумалось Светлане.
      Слесарь, действительно, всё сделал быстро, объяснил при этом, что холодная вода всегда уходит быстрее, чем горячая, хотя все думают наоборот. Ему по видимому хотелось поговорить ещё о чём-нибудь, но Света спешила, у неё ещё была куча хлопот, да и день впереди, предполагалось, будет нелёгким. Светлана начала нервничать, ей хотелось поскорее выпроводить слесаря, но он как будто искал повод задержаться ещё хотя бы на несколько минут. Слесарь сказал, что зовут его Сергей. Света поблагодарила его и протянула ему завёрнутые три пирожка:

        – Мужа моего помяните, его Николаем звали, – сказала она.

      День выдался хлопотным, поминальщики  шли до самого позднего вечера, последний стол Светлана накрыла в восемь вечера, а что поделать? Люди пришли после рабочего дня, а у некоторых он заканчивается только в 19 часов.  Гости ели хорошо, от поминального угощения ничего не осталось. Светлана  была довольна:
"Как хорошо, и всего хватило, и выбрасывать ничего не надо.  Даже супы все подъели.  Хвалили, не зря, значит, старалась. Коленьке бы тоже, наверное, понравилось", – подумала она.
      Света очень устала. Посуду перемывала уже на «автомате».
"Хорошо бы посудомойку купить, – думала она, – пока деньги ещё есть. Не вечно же я работать буду, на пенсии неизвестно, удастся ли роскошествовать?"
      Ей вспомнилось, как она останавливалась на ночлег у двух бабушек в Выхино. Было время, когда Светлана ездила в Москву на поезде, и приятельница по садику просила передать её маме посылку, вот так Света и попала к Марии Ивановне и Клавдии Ивановне. Старушки зазвали  Светлану к себе на ночлег и она, с удовольствием, приняла их приглашение. Они были сёстрами, когда-то сын одной из них купил квартиру для своей матери в Москве.  До этого сёстры жили в небольшом селе в средней полосе России, обе работали учителями в школе. К моменту переезда, они уже давно были на пенсии, поэтому, продав свои домишки, благополучно перебрались в Москву. Дамы были уже довольно почтенного возраста одной восемьдесят, другой  – восемьдесят два года.
      Светлана была  удивлена их запасливостью и изобретательностью. Везде у них стояли трёхлитровые банки с различной крупой, на которых были наклеены записочки примерно такого содержания: крупа гречка 1999 года, перебрана в мае 2000 года. Таких банок было около  десятка.
      Ещё старушки целыми днями слушали радио, и  если слышали о достижениях какого либо предприятия, то тут же соображали: "Как это можно использовать с выгодой для себя?"
Какой-то колхоз на Кубани рапортовал о рекордном урожае яблок и ягод в своём хозяйстве. Бабули немедленно писали письмо его председателю, что с большой радостью узнали эту новость и хотели бы лично это засвидетельствовать, да вот беда, пенсия у них маловата, на дорогу не хватит. А яблочек и ягод отведать очень хочется. Просили председателя изыскать возможность выслать небольшую посылочку с яблоками и сухофруктами им, заслуженным учителям, отдавшим свои молодые годы обучению и воспитанию молодёжи. Через некоторое время получали они посылку с Кубани, случалось, в посылке была и бутылочка домашнего яблочного винца. Так строчили письма они во все уголки России, и, надо сказать, не откликались на них редко, отовсюду слали им посылочки и бандероли, с тканями, вяленой рыбой, постельным бельём, посудой и прочими товарами. Одним словом, бабушки нашли свою «золотую жилу» и успешно пользовались её благами.
      Светлана приезжая к ним, привозила им что-нибудь вкусненькое: буженину, колбасу, торты и пироги к чаю. Бабульки пытались угостить Свету в ответ, но она всегда отказывалась, брезговала: посуда у бабушек была жирной, грязной, часто с прилипшими к ней волосами. Она помогала им убираться, перемывала, что позволяли, но не хотела обижать бабушек, и чаще,  почти сразу, укладывалась спать, ссылаясь на усталость.
Уже тогда она решила:"К старости, если повезёт до неё дожить, обязательно куплю посудомоечную машину, чтобы вот так же не осрамиться перед кем-нибудь".
 На следующий день вечером, когда Света вернулась с работы, она прилегла на диван посмотреть телевизор. Зазвонил телефон. В трубке она услышала мужской голос:
        – Светлана Андреевна, добрый вечер.

         –  Добрый, – недоумённо ответила она.

         – Ну, как прошло Ваше вчерашнее мероприятие? Устали, наверное?

      Света терялась в догадках: кто бы это мог быть? Голос был абсолютно не знакомый.

         – Простите, а кто это? – спросила она.

         – Это Сергей, – откликнулись на другом конце провода.

"Какой ещё Сергей?" – подумала она раздражённо. Светлана молчала и ждала, когда этот Сергей рассекретится.

         – Слесарь, который у Вас канализацию вчера чистил, – пояснил мужчина.

         – Ах, это Вы, – не выразила никакой радости Света, – забыли что-то?

         – Забыл? Почему? – спросил Сергей.

         – У меня все что-то забывают: инструменты, очки, ножи и прочее. Что забыли Вы? Я как будто ничего в этот раз не находила.

         – Нет, я ничего не забыл, вот разве… – он отчего-то замешкался, потом продолжил, – просто я хотел сказать: спасибо, пирожки очень вкусные были.
 
         – За поминальное угощение «спасибо» не говорят, – ответила Светлана, –    это всё, что вы хотели сказать?

         – Ну, в общем, пока да, – сказал слесарь и торопливо добавил, – а можно я Вам ещё позвоню?

Света подумала: "Ну, о чём я буду с ним разговаривать? А, главное, зачем?"

        – Не знаю. Я подумаю, – ответила она, – до свидания.

     Прошло несколько дней. Светлана стояла на троллейбусной остановке, стояла уже давно, а транспорта всё не было. Кто-то сказал, что на троллейбусной линии обрыв и ждать придётся долго. И,  хотя до дома было далеко, Светлана решила идти пешком. За ней увязался какой-то мужичок с корзиной, в которой было несколько пустых трёхлитровых банок. Он завёл вначале разговор  о работе транспорта, потом о работе вообще и далее уже о самой Светлане. Спросил: откуда это она идёт и куда?
          – Да, мы в одном районе живём! – почему-то обрадовался он, – А сколько Вам лет?

         – Много, – ответила она, – замуж уже не берут.

Мужичок оценивающе оглядел её и сказал, перейдя на «ты»:

         – Ну, не скажи, с тобой ещё работать да работать.

Света улыбнулась, ей эта реплика показалась смешной.

"Где они, эти работники?" – только успела подумать она, как какая-то машина резко затормозила возле обочины.

      Из открытого окна сначала показалась рука, а потом уж лицо, в котором Светлана узнала Сергея.

         – Здравствуйте, Светлана Андреевна, Вы случайно, не домой? – спросил он, недружелюбно поглядывая в сторону попутчика Светы.

Света поздоровалась, ответила:
 
          – Да, домой.

         – Я могу Вас подвезти, там обрыв линии, троллейбусы все стоят, – сказал Сергей.

         – Ну, если Вас не затруднит, – улыбнулась Светлана, подумав при этом:
"Повезло, а так бы ещё топать и топать пришлось".

      Она села к Сергею в его девятку и они поехали. По дороге Сергей рассказал, что заезжал после работы к своей маме, поэтому и оказался здесь, что живёт он в другой части города, что с женой они развелись около года назад, что у него есть дочь, которая  замужем, и живут они в другом городе.

          – А почему разошлись? – спросила Светлана.

          – У неё появился другой мужчина, – коротко пояснил Сергей, – познакомились на море и решили вместе жить. Он северянин, теперь вот в Надыме живут и дочь там же.

         – А Вы, что же новую семью не создали? – поинтересовалась она.

         – Искал ту, которую  полюблю, – ответил он.

      Светлане ещё хотелось о чём-то спросить его, но они уже подъехали к её дому. Она поблагодарила Сергея и вышла из машины.

Продолжение... - http://proza.ru/2022/04/19/341


Рецензии
Подарите им семейное счастье, Мила!
Должны люди искать друг друга. И находить.
С теплом,

Марина Клименченко   27.12.2023 08:27     Заявить о нарушении
Доброе утро, Марина!
Как Вы прозорливы! Именно по просьбам своих читателей я написала последние две главы. Они очень просили, чтобы я Светку пристроила замуж. Ну не отказывать же людям! Писатель, в этом случае, может побыть волшебником. Я так и сделала, на страницах повести Света выйдет замуж. Увы, в жизни этого не произошло.
Спасибо вам за искреннее переживание героям повести. С теплом сердечным,

Мила Стояновская   27.12.2023 09:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.