Как аукнется

     Бумеранг, какая-то кривая несуразная загогулина, и надо же, имеет свой характер, свои принципы и даже свой закон.
     Сам- то я бумеранга в руках не держал и даже вблизи не видел, но что-то о нём слышал, и многое  об этом читал. Так что уверен, что при добром к нему отношении он, полетав по замысловатой, только ему известной траектории, вернётся и спокойно ляжет у ног метателя. А за пренебрежение  может наказать и наказать жестоко.
      Как действует закон бумеранга и действует - ли можно проследить по судьбам некоторых персонажей этого рассказа.
      События, о которых пойдёт в нём речь, происходили несколько десятилетий тому назад ещё во времена Советского Союза.  Кому-то может показаться неактуальной тема в нём затронутая. Но, позволю себе не согласиться. Проблемы взаимоотношений между людьми были, есть и будут всегда. Они вечны.
      Предыстория многолетних событий была  не совсем обычной.
Однажды в самом  начале учебного года завуч школы,  всеми уважаемый  Андрей Андреевич, выйдя из своего кабинета и, найдя взглядом в толпе учеников моего друга, позвал  к себе.
      Усалив его перед собой, он сказал: - “ Слава, прошу тебя мне помочь. Дело в том, что завтра в ваш класс придёт новый ученик. И не просто ученик, а племянник инспектора Гороно.
      Не знаю почему, но она захотела, чтобы он учился в нашей школе.  За все годы, пока  здесь работаю, в наш адрес из её уст я не слышал ни одного доброго слова. А тут, нате вот, получите подарочек.
      У тебя же нет соседа по парте, вот и посади его рядом, помоги ему освоиться. Он из далёкого глухого села, где нет даже десятилетки и, по её словам,  диковат и побаивается городского шума “.
На следующий день  восьмому “A” лично инспектором Гороно Бирюковой Ефросиньей Ивановной был торжественно представлен её племянник Бирюков Фёдор Федотович. Она так и сказала, обводя класс своим суровым инспекторским взглядом, Фёдор Федотович.
      Но пару дней спустя без особого торжества  одноклассники нарекли его Федотом. Почему так, а не Бирюк, например, что было бы ближе к истине; человеком он был нелюдимым, замкнутым, да и фамилия соответствовала, но прижилось Федот.
Одной  недели другу хватило, чтобы понять, что просьба Андрея Андреевича, а точнее поручение, дело не простое.
      Подопечный оказался обидчивым, раздражительным и не терпящим  даже малейшей критики.
      Слава  так и не смог понять, как Федоту удалось добраться до восьмого класса, если самые простые элементарные понятия из программы шестого ему были мало знакомы. В большей степени это касалось математики и физики. 
      Но к концу второй четверти титаническое усердие моего друга дало  ощутимые результаты. Его подопечный наконец-то понял, чем отличается  сумма квадратов от квадрата суммы.
      Узнав от Славы, что Федот, благодаря фольклору, наконец-то запомнил, что биссектриса, это такая крыса, которая бегает по углам и делит  угол пополам; а медиана, бегая по углам, задачу решает не сложную; делит она пополам сторону противоположную, завуч засмеялся и сказал:- “ Ну и, слава богу. Ему, надеюсь, и этого для аттестата  хватит. В технический ВУЗ он не пойдёт, а тётушка найдёт, куда его пристроить”.
        Другу хотелось бы немного расслабиться, но этому помешали не совсем   обычные события.
В январе  тетя  Федота, хотя и  неохотно, встретила своё сорока пятилетие.  И как говорит народная присказка, ягодка вновь созрела. А тут и ягодник нашёлся. Сначала приходил раз в неделю, потом чаще и, наконец, утром  восьмого марта к дому подкатил празднично блестящий под ярким весенним солнцем автомобиль  с армейскими номерами.
      Пассажир, а это был подполковник и не просто подполковник, а капитан второго ранга при погонах и с кортиком на поясе,  в сопровождении водителя, несущего огромную охапку цветов, направился к подъезду, из которого, надо же было такому случиться, выходила Ефросинья Ивановна.
      Кавторанг не растерялся и, взяв под козырёк, с лёгкой улыбкой,  чётким, хорошо поставленным командирским голосом отрапортовал: - “ Капитан второго ранга Титов Павел Павлович по зову сердца прибыл для дальнейшего прохождения жизненного пути в составе Вашего, уважаемая Евдокия Ивановна, экипажа.
Готов приступить к выполнению  обязанностей любимого Вами мужа незамедлительно”.               
      И не дав возможности Евдокии Ивановне опомниться, вручил ей цветы.
      От всего увиденного и услышанного она, глядя на него испуганно-счастливым взглядом, пыталась что-то сказать, но, кажется, потеряла дар речи.
Ноги её предательски подкосились и она, боясь выпустить из рук букет,  стала валиться на мокрую заснеженную скамейку.
      Кавторанг вновь оказался на высоте: сделав шаг вперёд, он подхватил её и, неся  на руках, вошёл в подъезд.
      Так неожиданно в жизнь Ефросиньи Ивановны вошло её долгожданное  счастье.  И жизнь её изменилась. Обычно угрюмая молчаливая Ефросинья Ивановна, словно бабочка, бесшумно порхала по квартире, напевая популярные мелодии. А вечерами в доме, словно птичье щебетание слышалось: “Павлик – Павлуша”, а в ответ “Дусенька
    – Душенька”.
      И чем счастливей светились глаза Евдокии Ивановны, тем мрачнее становился  Федот. Пышным цветом зацвёл его эгоизм. Невзлюбил он Павла Павловича. Не хотелось  делить с ним её любовь и заботы. Всем своим видом он демонстрировал тётушке своё недовольство. Она же, купаясь в своём счастье, старалась этого не замечать.
Но, увидев, как Федот, раздеваясь в прихожей, уронил  головной убор её любимого мужа и,  прежде чем поднять  с пола, злобно пнул  его ногой, она не стала молчать.
      Выслушав её пространную речь, Федот понял, что там, где поселилось долгожданное  счастье Елизаветы Ивановны, его капризам  места нет.
Она потребовала, чтобы он нашёл себе другую квартиру.
     “Я согласна платить за тебя любые деньги, только, ради бога, уходи и чем раньше, тем лучше”, -  заявила она. 
      Федот, описав в самых мрачных красках момент своего изгнания, где он, естественно, был ангелом, а его гонители злодеями, обратился за помощью к своему  “шефу”.
По доброте душевной Слава, получив согласие родителей и, попросив своих младших братьев потесниться, предложил Федоту  временно, пока тот не найдёт квартиру, пожить у него.
И это “пока” длилось  до выпускного вечера, так что почти три года они прожили пол общим кровом. 
      На следующий день после получения аттестата заботливая тётушка, не дав Федоту выспаться, увезла его туда, где не надо ломать голову над  расчётами и корпеть над чертежами, а туда, где учат хорошо и громко говорить.               
      Уехал он так поспешно, что забыл сказать спасибо матери Славы за  то, что три года она заботилась о нём и жалела  как родного.
      Вслед ушедшему Федоту она, горестно вздохнув, сказала: - “ Федот-то он Федот, да не тот это Федот, за которого он себя выдаёт. Вот ты ему помогаешь, не сил не время не жалея, а он, если к тебе вдруг беда придёт, помогать не станет, а в сторонку отойдёт”.
      Тётя знала, куда пристроить своего  племянника, так что через четверть века он стал  большим начальником в Москве, и не просто в Москве, а в самом ЦК КПСС, где   был полноправным хозяином  одного  из  кабинетов.
      Говорят, что он приезжал несколько раз в наш город, но встретиться с одноклассниками не пожелал. Не радовал он  визитами  и свою тётушку.
      Мой друг, закончив политех, отправился  за Урал в один из закрытых городов учить  ракеты  летать. Он бы и дальше  занимался любимым  делом, но вмешалась перестройка.
      Московское начальство залихорадило, и оно стало заваливать свои подразделения многочисленными противоречивыми директивами.
      По поручению своего руководства в Москву был направлен мой друг, чтобы выяснить, зачем перестраивать то, что итак прекрасно работает. И, как говорится, попал с корабля на бал. Через 10 минут в актовом зале министерства начиналось совещание со злободневной повесткой дня, как эффективно работать в новых условиях, условиях перестройки.
      Первым  к трибуне вышел человек, назвавшийся  заместителем начальника  отдела ЦК КПСС. Он говорил о том, что надо повысить, углУбить, охватить, расширить и т.д. в том же духе. Из  его почти часового доклада слушатели сделали вывод, что надо готовиться к худшему, надеяться только на себя и, не смотря ни на что, идти вперёд с криками ура, а лучше с песней.
      И хотя прошло немало лет, Слава сразу узнал в располневшем, без единого волоска на голове, ораторе, того самого Федота.
Внимательно прослушав “зажигательную”  речь  Федота, Слава решил в перерыве встретиться с ним, но тот, сославшись на занятость, покинул зал.
 А чтобы подчеркнуть свою значимость, уже на выходе заявил, что оставляет вместо себя своего помощника и, остановив  молодого человека, шедшего рядом, вернул его в зал.
      К этому молодому человеку Слава и подошёл в перерыве.               
      После долгого и тяжёлого разговора помощник, заметив, что нарушает все установившиеся бюрократические каноны, согласился передать своему шефу записку от одноклассника.
      Утром Слава набрал номер телефона помощника и узнал, что Фёдор Федотович встретиться не может.
    - Не может или не хочет, - спросил Слава.
    - Скорее всего, второе, - ответил тот.
    - Могу  узнать причину? Что он сказал, прочитав мою записку?
    - Вам что, будет легче, если будете знать, что он сказал?
    - Просто интересно.
    - Ну, если интересно, то слушайте.  Он сказал, что некогда ему слёзки детские этому неудачнику вытирать.  У него для этого платочков не хватит.
      Всего мог ожидать добропорядочный Слава, но такого хамства в свой адрес, он не ожидал. И, вспомнив фразу, которую бросила вслед ушедшему  Федоту его мама, удивился её прозорливости.
      Невольно  из его уст вырвалась стая нелицеприятных слов, характерных для русского  языка, в адрес бывшего одноклассника.
    - Что Вы сказали, - удивлённо спросил помощник?
    - А, то, что Вы слышали и, надеюсь, без купюр передадите своему шефу, и, если у Вас хватит смелости, то скажите ему, что со вчерашнего дня я считаю его порядочной свиньёй,  и с сего момента он исключён из списка моих знакомых.
Дальнейшее пребывание в столице Слава посчитал бессмысленным и поспешил в аэропорт.
      Сидя в кресле самолёта, он пытался сделать вывод из того, что услышал на совещании. И решил, что перестройка идёт в соответствии с софизмом Воннегута. То есть идём туда, не зная куда, а проще сказать,  куда кривая выведет.
А кривая привела туда, где никому неизвестная до этого момента чубайсовщина  быстренько перестроила перестройку в перекройку и перекроила всё, что можно и даже то, чего нельзя. Даже бедную арифметику не пожалела.
      Ополовинила она её, отменила  два арифметических действия.
      Ничего, по  мнению, чубайсовщины, складывать и умножать не надо, а  действуя под лозунгом "Было всё народное, стало всё моё" уметь отнимать и делить. И в этом  преуспела. В стране появились миллионеры и даже миллиардеры.               
      А мой друг  и  его коллеги, оказались в отчаянном положении практически без работы и средств  сосуществования. Не тем они всю жизнь, оказывается, занимались.
      Спасение пришло неожиданно, сработал закон бумеранга.
      В одном из вариантов закона говорится: - “Ты получишь то, что отдаёшь”. А  на доброту Слава  был щедр.
      Телефонный звонок зазвенел в самый отчаянный для  его семьи  момент, когда  последние рубли под  вздохи сожаления уходили из дома, а поступлений в  семейный бюджет не было уже три месяца  и по причине перестройки в ближайшее время вряд ли они придут.
      Звонил старый знакомый, бывший парторг института. С недавних пор он стал мэром родного Славе города и, по его словам, приглашает надёжных  людей  в помощники. И начать он решил с него. Слава,  не раздумывая, дал согласие.
Сборы были недолги,  и через две недели он приступил к работе в должности вице  мэра.
      Ему хватило года, чтобы, благодаря  умению и желанию работать, стать уважаемым и популярным руководителем.
      А примерно года через полтора случилось, можно сказать, невероятное.
      В разгар трудового дня  дверь в его кабинет резко распахнулась и в неё со словами, брошенными через плечо: - “ Примет, примет. Я  одноклассник”, - и вошёл никто иной, а Федот. И развязным тоном, как – будто они только вчера сидели за одним банкетным столом, он продолжил:- “Я тут немного пошумел, спешу, а твой цербер не пускает”.
      И не дав Славе опомниться и вставить хотя бы слово, начал своё повествование о том, что их московский хозяин пятнистый Моисей завёл их в тупик.
      А выбираться из тупика приходится в одиночку.  Ему не повезло, не нашлось ему местечка в Москве.
      Жена от него ушла, сказав на прощание, что слышала от младшей сестры, что
      Слава в больших чинах в их родном городе.
     “Вот я и приехал. Остановился тут на птичьих правах у одной старой знакомой. Тётушка – то уже умерла, а её Павлуша в дом не пустил. Сказал, что если ещё хоть раз появлюсь, пристрелит.Думаю, ты-то не откажешься помочь, найдёшь  должностишку другу детства”- закончил он свою “повесть”
      Выслушав Федота, Слава  сказал: - “ Во-первых, у меня нет такого знакомого, каковым Вы представились.
      Во-вторых,- тяжело вздохнув, сказал он,-  я человек добрый и, учитывая Ваше бедственное положение, готов рискнуть и предлагаю Вам заполнить вакансию  в Управлении коммунальным хозяйством".
 Это предложение обидело  Федота.
    - Как ты можешь предлагать мне такое? - возмутился он, - чтобы я занимался унитазами после того, как я в Москве руководил...
    - Прошу пардону, извините  за плохой французский,- перебил его Слава,-  Я предлагаю  работу, которая у меня есть, то - есть предлагаю работать.  А руками водить будут другие. В данном случае руководить буду я.  Если согласны, то можете приступать хоть сегодня.
   - Дай мне недельку подумать.
   - Нет у меня недели. Зима не за горами.
   - Тогда нет.
   - Ну, нет, так нет.
     На том и расстались.
Работы в этом городе ему не нашлось.
     Все от него шарахались как от прокажённого, зная об итогах его встречи с уважаемым всеми Славой.
     И ему пришлось уехать, как говорится, не солоно хлебавши.
По слухам, уехал он,  вроде бы, в рязанскую или калужскую глубинку  и кто-то вроде  видел его на каком - то маленьком заводике по переработке вторсырья.    
     Всё это я узнал из разговоров его одноклассников, случайно попав на их вечеринку, посвящённую  40-тилетию окончания  школы. А так же из разговоров со Славой и его матерью.
     Я невольно заметил, что в адрес Федота никто из них не произнёс ни одного доброго слова.               
     Но так и должно было быть. Как говорится в законе бумеранга? - “ Что посеешь…” 
     А добра он не сеял и добра, значит, не пожнёт.
     Мне он никогда не был  симпатичен, и  я  быстро забыл о нём и вряд ли бы  вспомнил, если бы не одна встреча.               
     Это случилось во время  деловой поездки в город Обнинск. На вокзале меня встретил тот, кто  должен был встретить и  минут через пятнадцать мы подъехали к гостинице. Въезд на парковку был заблокирован машиной, рядом с которой стояла  дама  золотого осеннего возраста и приветливой улыбкой и жестами просила о помощи. По её словам, она пыталась выехать  с парковки, но машина на выезде  чихнула два раза и остановилась.
     Наш водитель, получив разрешения от хозяйки машины, сел на водительское  место и спросил: - “Скажите, пожалуйста, когда Вы заправляли машину?”
    - Когда? На прошлой неделе.
    - Понятно. Пора бы заправиться ещё разок. У Вас бензина ноль.
      Мои спутники остались, чтобы помочь незнакомке добраться до АЗС, а я направился в гостиницу.
      Вечером я зашёл в гостиничное кафе, чтобы утолить чувство голода и отдохнуть после дневной круговерти. Я сделал заказ и официант, отходя от меня, столкнулся с двумя дамами, входящими в зал. Одна из них, а это была  полуденная незнакомка,  внимательно осмотрела полупустой зал и, увидев меня, решительно направилась в мою сторону. Привставая со стула ей навстречу, я услышал: - “Как хорошо, что я Вас встретила”, - и она капитально уселась на свободный стул. То же самое проделала её спутница. Потом выяснилось, что это адвокат незнакомки.
     - Что? Что-то случилось? – спросил я.
     - Нет, нет. Просто хочу Вас поблагодарить за помощь. Ваши ребята заправили машину и немного что-то там отрегулировали.
     - Что ж, рад за Вас.
     - Вы знаете, с утра было ужасное настроение. В дороге чудом избежали аварии.               
       Тот, кто столкнул нас в кювет, даже не остановился, а те, кто ехал за нами, тоже равнодушно проезжали мимо, так что мы опоздали на суд на целых три часа.  Хорошо ещё, что наш антидик пока не приехал. Придётся задержаться до завтра.
      -А, что ваш противник грек?
      -Ну, что Вы, грек. Это Вас антидик удивил? Нет, мой бывший обычный  амбициозный выскочка с острыми локтями из глухого сельца. Пролез на высоту и возомнил себя непогрешимой персоной. За много лет нашей совместной жизни он в родном доме ни разу не был и даже не удосужился познакомить меня со своей матерью.Он и хоронить её не поехал, сослался на болезнь, хотя я понимала, что прикинулся больным.Я же психолог по образованию, кое-что понимаю  в этих делах.
      - Что-то Вы в очень  мрачных красках своего бывшего представляете.
      - Он только того и заслуживает. Сидел в своём кабинете как коршун, нагонял на людей страху, учил всех жить. Если б Вы знали скольким людям он не только карьеру, но и жизнь испортил.
       Притом делал это с наслаждением. Изверг, одним словом. А  когда лишили его власти, оказалось, что никому он не нужен, как от чёрта от него открещивались. Ни друзей, ни  товарищей…, даже школьный друг его кукишем угостил.
      “Она же говорит о Федоте”, - родилась  во мне мысль и с каждым её словом крепла.
     - Странно Вы со мной разговариваете. Молча,- вдруг сказала она,- Вы молчите, а глаза Ваши говорят. Мне почему-то кажется, что Вы знаете того, о ком я говорю.
     - Ну, вот видите, и психологи могут ошибаться. Заслужил, значит, Ваш бывший такого к себе отношения,- решил я увести разговор в сторону,- Бога прогневил, вероятно.
     - Ну, что Вы бог. Бог добрый, он не наказывает. Это другое.
     - На бумеранг намекаете?
     - Вот, вот, на его закон.
     - Не завидую я ему. Судя по вашим словам, их немало вокруг него летает.
     - Даже больше, чем Вы думаете.  А вот и он, лёгок на помине,- сказала она, кивком головы с брезгливой миной на лице  указывая на вход.
       На Федота, какого я помнил с юности,  похожим он не был. Степень помятости, потёртости и  несвежести кричали о том, что у этого человека жизнь сложилась не совсем удачно.
      Тот решил сесть за свободный столик, но моя соседка привстала и стала энергично махать рукой. Он заметил её и направился в нашу сторону.
      Подойдя, он поздоровался, почему - то, только с ней. На мне он на полсекунды задержал свой  ленивый  взгляд и, бросив шляпу на стол, сел на свободный стул.               
      Я вспомнил Славины слова о Федоте.               
      Да, рядом со мной сидел тучный, совершенно лысый, надменный тип.               
      Значит, мир и правда тесен, и передо мной Федот. Мне не хотелось, чтобы он меня узнал, да он и не стремился к этому. Он, вероятно, посчитал вполне достаточным того, зря  потраченного на меня, первого взгляда. 
      Рядом со мной сидел  классический пример  чинуши.  Притом чинуша под самую завязку набитый спесью.
      Подняв с пола свой массивный портфель, он извлёк из него кипу бумаг, и, глядя на жену, небрежно швырнул их в сторону адвоката со словами:- “Изучайте. Больше вы ничего не получите”.
      Та полистала бумаги  и, обменявшись парой слов, они обе, пообещав вскоре вернуться, вышли из кафе.
      Как только они отошли от стола, он взял в руку графинчик, только что принесённый официантом и, глядя на меня, спросил: - Ты давно с ней знаком?
    - Во-первых, я ни с кем из вас незнаком, и знакомиться не собираюсь. Во-вторых,  для разговора, если будет  для него повод,  местоимения ТЫ недостаточно. У воспитанных русских людей  есть универсальное ВЫ. Рекомендую.
      Пока я произносил эту фразу, он успел дважды наполнить бокал  и с жадностью выпить.  До хруста в пальцах  сжимая горлышко опустевшего графина,  он со злостью в голосе прошипел:- “ Cпелись  две  змеи”.
      Видя, как он неуверенно пытается вилкой подцепить что-то на своей тарелке, я понял, что ему хватило двух бокалов, чтобы он, как говорится, поплыл.
Он же без остановки стал жаловаться мне, незнакомому человеку на свою жизнь. Первой досталось его жене. Если б она слышала, что он говорил о ней, она развелась бы с ним  на следующий день после свадьбы.                Досталось и соратникам по партии и отдельно Горбачёву, а за одно и Ельцину.По его словам, только он персона первого порядка Бирюков Фёдор Федотович, он один знал и сейчас знает,  куда идти и что делать.               
      Спрятавшись в панцирь самомнения и высокомерия, он продолжал витийствовать о себе любимом и хулить всё вокруг.
      И, если бы графинчик не опустел,  у него было бы время найти повод, чтобы и меня  причислить  к своим недругам.  Он его уже искал и, кажется, нашёл.  Глядя на пустой графинчик и, обращаясь к нему, он вдруг, хлопнув ладонью по столу, зло выпалил: - “Сидит, слушает, молчит, молчит ”.
      Было понятно, что это обо мне. Не давало ему покоя моё спокойное молчание. Ведь не зря же говорится, что молчание самый веский аргумент и его невозможно оспорить. Это и раздражало Федота.
      Он встал, повернувшись ко мне, хотел что-то сказать, но потерянно махнув рукой, сел и, так молча сидел до появления своей бывшей.
      Я смотрел на него и понимал, что встречался он с бумерангом, встречался    не единожды и будет ещё встречаться.  Мучается он, неспокойно ему живётся, но признаваться в этом  не хочется.  Не хочется, а деться некуда. За всё в жизни приходится платить.
      В конце своего монолога он выдохся, как-то поник, сгорбился. Трясущиеся руки потерянно передвигали и перекладывали столовые  приборы.  Дважды  брал  он в руки портфель, искал что-то в нём и, не находя, бросал  его на пол. Можно сказать, он имел в этот момент жалкий вид.
      Увидев  жену с подругой, которые  показались на входе, он попытался взбодриться, но попытка не удалась. Они же, подойдя, не садясь, с брезгливостью  смотрели на него.
      Немая сцена затянулась, и мне оставалось только пожелать им удачи  и удалиться.
      Что ж, могу сказать, что эта случайная встреча с Федотом, окончательно убедила меня в том, что закон бумеранга  действует и действует всегда и повсеместно.
  Как говорится, волен - с, не волен - с, а раз заслужил, то  получи  и будь  доволен-с.
  С бумерангом и его законом всё ясно. Осталось завершить то, что аукнулось в заголовке.  Значит, в соответствии с законом бумеранга  напишем:-   “… так и откликнется”.  А добром или злом откликнется, зависит только от нас.


               


Рецензии