Как моя бабушка ходила на рынок

Моя бабушка, «самых честных правил», Роза Марковна Краснова, свободно владела одесским. Это и не удивительно, если она там и родилась. Оказавшись на чужбине, совсем рядом с местами столь отдалёнными, что не говорите мне эту чепуху, - она овладела русским. Более того. Ей приходилось во всех отделах кадров, а потом и на работе всех  уверять, что она русская.  Тогда так надо было. Для доказательства она как паспорт предъявляла своего мужа и моего дедушку  Краснова Петра Аркадьевича. Русского во всех отношениях. Доставала она его из-за своей спины, куда он любил прятаться, предъявляла, и возвращала великодушным жестом на место, где он и затаивался.

        Бабушка включала одесский, когда нужно было собеседнику познать, что он не с тем связался, чтобы вякать. Её уже знали во всех подвалах  ЖКХ, парикмахерских, гастрономах, театрах. Особенно знали на рынках. Но там попадались и новички. Она их быстро вычисляла.

        - И щё, этот изюм стоит 4 рубля гроздочка?

        - …4 рубля килограмм. И это не изюм, а виноград ! - это так молодой грузин сглупил, стараясь говорить без акцента.

        - А щё он тогда такой сморщенный? – поймала   рыночного салагу Роза Марковна.

        - Это очень хороший виноград, женщина! Он рос на южном склоне Казбека!

        - То, щё я женщина , мине приходится терпеть каждое утро. Вас  я попрошу ко мне обращаться «Мадам». Вижу, ви не были в Одессе, краснокожий (Это её комплемент. Произносится с обольстительной улыбкой,  и при удачном стечении обстоятельств – поглаживанием руки  потом пострадавшего).  Там не надо разбрасывать между лозой пустых пачек папирос «Казбек», чтобы мине тут, красивой женщине в самом расцвете сил, рассказывать о «южных склонах»! Я из-за твоего земляка на южных склонах южного Сахалина загорала десять лет! Аж фуфайка загорела на этом пляже! Из синей превратилась в фиолетовую.  Будь добр, юноша из Грузии, насыпь своего изюма вот в эту мою сумку.  С тебя ещё 2 рубля 50 копеек. Видишь! Я беру меньше.

        - В смысле?...

        - …ещё слово,  и будет 3 рубля!

        -  Давайте тогда уж за 4. 50?! – сообразил грузин.

        -  О! Это уже другое дело! Ты мне нравишься. Но я уже сказала, что меньше чем за 3 не возьму! 3.30!

        - 4.60! – включился азартный продавец.

        - 3.10!

        - 4.80! – вытирая фуражкой-«аэродром» вспотевшее лицо, твёрдо обозначил молодой азартный грузин.

        - Всё! Сдаюсь. 3! – выдохнула бабушка.

        - Хорошо, мадам. Для вас я продам по себестоимости.  С вас 3 рубля! Вот ваш виноград. – протянул кулёк наивный кавказец.

        - …Ладно. Согласна. Что у вас из хорошего не отнять, у  черножопых, это умение торговаться! Но, мне показалось, что ты мне грубишь. А потому …согласна  на 2 рубля и 50 копеек. Хоть вы и говнюки конченные…, кавказцы…Отдам! Тут у меня, …давай вместе считать…не лезь своей лапой в мой банк…

    Доставание денег из сумочки, которая была в сумочке, которая, в свою очередь была в пакете с портретом Аллы Пугачёвой на яхте с парусами, и всё это среди похожих пакетов в «сумище» из бывшей настольной клеёнки – это особый ритуал.  Сама бабушка эту рыночную сумочку и сшила.

- …Я просто хотел помочь…

- …помоги моему внуку Серёже выучиться на хорошего пианиста! А то так и останется прыгуном в высоту… На, краснокожий, 2.70! И выкурим трубку мира! Ты хороший пацан!

- ..Мадам!  Но я этот виноград продаю себе в убыток! Мне за него отдавать 3 рубля!

- Тогда верни мне 30 копеек.
 
- Вы мне их ещё не давали! Вы вообще ещё ничего мне не дали!

- Таки правильно. Я же виноград покупаю, а не сахарную свёклу оптом. Но тебе скажу прямо! -  Ты не там ищешь убыток, юноша!  Убыток будет там, где ты неудачно женишься! Мой тебе завет: - Никогда не выходи за русскую женщину!

- Почему за 2.70? – ничего уже не понимая, промолвил грузин.

    Тут моя бабушка обычно совершала облокот на прилавок и говорила томно и доверчиво…

-  Потому что русская женщина не подарит тебе такую любовь, как грузинка, или еврейка.  - Тут былое окутывало её взглядом в высочайший потолок крытого рынка , сопровождаемое задумчиво-мечтательным  покачиванием головы.  Дальше она переходила на более деловой интимный тон. –

-  Те, которые из русских на тебя падут, им секс нужен. И бабки. Жизнь подарить  – нет! Категорически – нет!  А про вас (уже сами, что ли так распространили, как итальянцы), мол, в любви неутомимые. Неугомонные. И с баблом! Всем хочется попробовать такого. Думаешь,  я удержалась?! Ни-фи-га! Жила я и с итальянцем, и с грузином, и с греком.  Армянин тоже был. Попробовала. Всё и у всех у вас одинаково.  «Где же вы теперь, друзья однополчане….» - вдруг грустно запела бабушка Роза. Резко прервалась, содрогнувшись от какого-то из воспоминаний.

- А особенно грустно было в Тбилиси!  Потому что в столице твоей кавказской страны, где я искала грузина,  не живут грузины! Там все «наши»! Армяне, евреи, цыгане, абазинцы, черкесы, русские, турки. И они по национальности – «тбилисцы»!  Ты вон в Москве москвича видел?!!  Нет, конечно!  В метро все приезжие. Каждый третий – раскосый. Каждый второй – твой родственник. Вы ж там все на Кавказе между собой повязаны. Москвичи на дачах за  высоким забором живут.   А настоящие грузины живут в горах. Я уже туда не поехала. Устала. Ты Нодара Думбадзе читал?

-..Нет.

- Я это сразу поняла.  А он как-то сказал тост за евреев! А знаешь этот тост?
- Нет.

- «Берегите евреев. Как с ними покончат, сразу за нас возьмутся!». Хорошее вино пил, я думаю.  Мудрый человек был! Спасибо за виноград.

- Привет Одессе! – уже отдуваясь, рано порадовался продавец.

- О! А как ты это понял? Я сама скучаю….

- Мадам!!! Одесситку  видно с первого слова!...Извините…тут 2, 50-т? Мы же договорились за 2, 70!? – пересчитывая мелочь, устало возмутился молодой грузин.

- ….М-м-м-!  20 копеек  ты мне будешь должен. – отмахнулась от назойливого продавца Роза Марковна. - Ты щё не понял, щё твоя Грузия за против Одессы, это только плати, и всё получишь?!  Тебе шо, телефон мой попросишь, краснокожий?

        - …Нет. Спасибо за покупку! – уцелел молодой грузин. 
- … Ха!

    Это надо было видеть, как по Центральному рынку Магнитогорска шла моя бабушка, выбирая очередную жертву.

Сергей Кащеев


Рецензии