Исторические сравнения
Леонтия Мровели "Жизнь Картлийских царей" и
"Албанской книги " не известного автора. Книга условно названа так потому ,что не была сохранена
титульный лист. В первые эту книгу прочитал и расшифровал с Албанского профессор Я.А.Яралиев
в 1995году.Копии страниц он приложил в своей книге
под названием Алупанская (Кавказско-Албанская)
письменность и лезгинский язык.Махачкала.1995.
(текст на Албанском языке страниц всего-50 в конце книги.)Это очень древняя книга написанная на бычьей шкуре путем обжига , металлическим предметом и т.д.
Л.Мровели упоминает об Таргамусе и его 8 сыновях
как: ( с комментариями от авторов статьи исторические документы Востока и Запада. ).
1.Гаос-эпоним армян.
2.Картлос-мифический родоначальник Грузин.
3.Бардос-миф.основател города Барда. один из крупных городов Албании.
4.Мовокан- эпоним одного из Албанских племен.
5.Лек,Лекан,-этнарх Леков основатель огромной страны на Кавказе.
6.Эрос-эпоним Эров, одного из Албанских племен.
7.Кавкас- эпоним народов Северного Кавказа.
8.Эгрос- эпоним народов Западного Кавказа.
Комментарии собственно от автора данной статьи АК.
Мы хотели бы внести некоторую ясность по Грузинской версии."Генеалогия братьев-детей
Таргамуса".(По значениям имен собственных как:)
Начнем с имени великого и легендарного патриарха
Кавказских народов как Таргьум. В Библии упоминается как Таргамус.(см."Быте",гл.10, ст.3.)...
Что это за имя и что она означает?
Прежде чем приступит к выяснению этимологии,
приведем некоторые известные однокоренные слова
по этому поводу как:
Тар,Таргьу,Таргу.Тар(амос),Таргим,Таргам,Тарпал,
Торпал,Тогарм,Тогарма,Таршис,...Таргамос...
Таргьум- на лезгинском языке.Так же он упоминается в "Албанской книгк".
Таргим на Ингушском.
Торпал на Чеченском.(Торпал- нохчо).
Тар-(мос),Тармос на Грузинском. В книге ЖКЦ.как
Таргамос (на греческий лад).
Однако ни один язык не может передать его истинную этимологию. По крайней мере мы ни где ее не нашли.
Этимология.
Коротко остановимся над этим вопросом. Первое ,
что необходимо сказать, это Кавказский термин .Она
принадлежит кавказским народам. Корни его мы находим в Албано -Лезгинских языках.
Множество древнейших теонимов сохранились в лезгинском языке в фольклоре и различных обрядах
их блоее-23 вот,некоторые из них:Алпан,Мен,Тар,Ген,
Гьу, Тавар,Атар,Гугу, Ра, Ребби др.
Алпан- Бог огня.
Мен- Богиня Луны.
Ген- Бог земли.
Тар- Бог изобилия и плодородия.
Гьу-Бог горы и т.д.
Тар - это древний теоним.
Тар -Бог изобилия и плодородия, излучающая яркое сияние. Добрый бог, символом его является"Таратар"
разноцветные лоскутики материи, которые люди повязывают на ветках деревьев, как знак святости.
Тар -это дерево,(святое дерево)она до сих пор сохранился в лезгинском языке.
Древнейшее имя святого патриарха Кавказа -ТАРГЬУМ состоит из трех частей как: Тар - Гьу- м.
Первую часть мы рассмотрели ,рассмотрим что же означает вторая часть.
"Гуь" или Гьум,Гьуцар -это Бог горы, величественный и высокий ,имеющий связь с всевышнем .В древности гору Шахдаг лезгины так и называли "Гьуцар(Гьу-цар.)
Топонимы связанные с именем святого Таргьума мы
встречаем и сегодня как: В Южном Дагестане,в центральном Дагестане как гора Тарки,Тарки-тав, высота 745м.над ур. м.координаты 42.56с.ш. 47.27в.д. В горах Ингушетии др.город Таргим (Т1аргум) Высота 1080м. над ур м.координаты 42.50 с.ш.44.56 в.д.Гора Шахдаг,высота 4243м. над ур м. координаты 41.19с.ш.47.47в.д.Координаты этих топонимов почти идентичны.
До албанский и албанский период детей называли этим именем -"Таргьу".А буква "М" в данном случае окончание слова.
Одного из царей Кавказских Албан именовали Таргьум и т.д. Этимология названия -Таргьум,
дословно переводится как "Дерево приносящее изобилие и плодородия ,у святой горы".(Святое дерево и величественная гора).В дальнейшем мы дадим в одной из статьей полную характеристику термину "Таргьуму". Теперь перейдем к именам сыновей святого Таргьума.
1.Гаос. Это Га,Гьар, Гарги ,Гаргары , Албанское племя.
современные Вайнахии и некоторые другие Кавказские племена ,а не армяне.(чтобы ознакомится с этим термином см.на "Проза .ру".Этимология термина" Гаргары".).Что же говорит нам языковые материалы. Для ясности, приведем некоторые слова
как:Га,г1а,гар,гьар,гапи,гани,гал,гел,и т.д.Ключевое слово здесь не усеченное слово "Га",а "Гьар".Она
означает "печь",очаг. Первобытный родовой очаг,
где постоянно сохранялся огонь в очаге и т.д.
В переносном смысле -это люди одного очага,
родственники и т.д. Она сохранился в языке как у Вайнахов так и у Лезгин В родовых структурах(Вары,
гары,неки,ц1а).В"Албанской книге вторым идет племя/род под названием (Гар),Гьар.От этого корня идут и все множество понятия и термины ,которые мы встречаем в источниках. Прежде всего этноним
как -Гьаргары,(Гьар+гары).Ингушские предания как
о сыновях легендарного Аьлби-Ерда (это Албан или Алпан),в других источниках как Га(Гьар),идут именно к Таргаму. Потому что младшим сыном Св.Таргьума был Алу, Алуп.Здесь прослеживается связь времен и т.д. Гьры-это первые металлурги и кузнецы на Кавказе.Гьар -имеет и другие значение как очаг,
печь,печь в кузне,в кузнечном мастерском,(кузнейы).
А Хар,Хьар,-это двух или много ярусная печь-горн.
В "Албанской книге встречается и этот этноним в форме -Хел.(который со временем превращается в разные формы произношения)как Хел.хал,халк,халди
халг,халык ,хьарматы а также Хел/Гел и т.д.Племена Леги и Гелы всегда античные авторы
пишут в месте.(см.далее).
2.Картлос. Это современные Грузины.(см.Картли).На
"Проза.ру."в моем редакции. Первоначально племени с таким названием на Кавказе небело .
Их нет и в списке Албанских племен/родов.
3.Бардос. Это Албанская столица город Барда, а не племя. Название, как обычно искажена как греками так и другими племенами Кавказа. Она не является именем собственным. Коротко остановимся на значении данного названия. Изначально она имела форму произношения как" Партал" а не "Барда".(ос).
В лезинском языке она имеет ряд значения как:Пар груз,Пара-много,Парс-терраса. Партал (Ппартал)-это
одежда.Парталар-одежда в мн.ч.Парсан-это опразец,
оразец одеяния, одежды.Парча-это ткан или кусок ткани и т.д. Откуда и почему? ,такое слово.
Это один из древнейших городов Кавказских Албан.
Здесь спокон веков жили албанские племена-
ремесленники ,которые изготавливали хорошие и добротные ткани, одежда, одиялы, ковры, паласы и
вывозили их в страны Малой и Перед Азии.
Об этом упоминают в своих трудах многие античные авторы в том числе и Страбон. С этим названием я думаю наверно все понятно. Столица была расположена на землях древних Албано-куринцев, Куьров лезгин. От названия реки Кура и т.д.
Большие племена как Куры"Куьревияр" и Лекьи -
"Лезгияр" дошли до нас в неизменном виде, как
современные Лезгины.
4.Мовокан. Это Албанское племя древних лезгин,
искаженное от названия Мики.(см.названия племен
Кавказских Албан она имеется в списке племен -Мик).
Не знаю кем но ,грубо и жестко искажено от первоначального. Для ясности приведем некоторые одно коренные слова как: Микил-племя,народ,на дре
-вне лезгинском языке. Микит-ученый, Микил-родственик, соплеменник. У грузин она превратился в "Мовокан".Племя Мики оставили свое имя на топониме на юге Каспийского моря, как:
"Миган" или "Муган",современная Муганская степь.
5.Эрос . Это Албанское племя Арос,(Эрос), образуется при смешения букв (Э на А и обратно).
В разных источниках их называют по разному.
В албанском списке племен она имеется под именем как Арц, Арс,Арцах, Арасх, Эрас, Эрасх, Араксы, Аракс. Она также связанна с одноименной рекой в Закавказье,
приток большой реки Кура . Арц с древне албано-лезгинского имеет значение -"воин".Некогда Араксы, Араксинцы, были большим и сильным племенем К . Албан. На протяжения веков они
ассимилировались с другими племенами Малой Азии и Кавказа, в чадности с армянами ,иранцами .турками и др.Следы Арцов мы находим у Лезгин и Вайнахов в
таких названиях как :Арцах,Гаргары,Варандой(Варанда),Ерасхи,Эрасхи,
Орсех, Орхи,Орсхой,Орстхой,и т.д.
6.Лек.Лекос. Это Албанское племя Лекьи, Лекьер, современные Лезгины. Берущее свое название от тотема."Горный орел"
"Лекь"-Орел.(как и "Карт"-Сокол).И никакого общего
названия с другими племенами всего современного Дагестана она не имеет. Кроме как с лезгинской группой народностей .Как переведено авторами у Л.Мровели , якобы Лекьи- это все современные народности Дагестана. Это точка зрения не имеет под собой ни каких основании. Хотя бы потому ,что
у других народов кроме лезгин и лезино- язычных
нету в языке слова "Лекь" орел,и печен -"Лекь".В переносном значении "Орел клюет печен ",в мифе
у др.греков Прометей это связанно с Кавказом и т.д.
Ниже См.названия племен Кавказских Албан 31-но названия и вы там найдете названия других племен
каждого в отдельности ,если они конечно были в то время как племена и т.д.
7.Кавкас. Это Албанское племя Кас, Касы, Каспи.
Кас-это на лезгинском человек(мужчина).
Саг(Сак),на чеченском -человек(мужчина).
В кн.ЖКЦ. не правильно истолкована термин "Кавкас". См.этимология термина на "Проза.ру."в
моем редакции. Она конечно может быть именем собственным ничего против не имею. Однако нам необходимо знать ее истинную значение .А она
говорит о другом как: Термин состоит из двух слов
1."Кав"на древне охотничем языке -"Это место охоты"
2."Кас"-это те самые Касы, Каспи, одно из больших , сильных и древних племен Кавказа. Которые мы встречаем в списке Албанских племен и у античных
авторов. В частностиу Страбона своей книге "Географии" 11,4, 5.упоминает "В состав Албанской земли входит и Каспиана" ... АК.(Кас-пиана).
Дословный перевод древнего термина "Кав+Кас",
ознасает "Место охоты Касов".и т.д.
8. Эгрос. (Эгриси)Лазы-Чаны. Это Кавказский топоним, перешедший со временем на название группы союза племен как: Мегрело -Чанская группа.Колхи,Кор-зены,Таборены, Халибы(Харибы)и др. Византийцы их называли более точно как Лазика,лазики. Лазское царство. На К. Албанском -Лазы.
Другое название восьмого сына Таргума -указано в "Албанской книге"-это Алу, Алуп, что значит на (др. лезгинском),в значениях как:Алый, красивый, красный, прекрасный, огненный и т.д.
У Л.Мровели названия Патриарха и все имена приведены в греческом исполнении с окончаниями на "ос".
Что же означает искаженное имя "Эгрос"-Эгр+ос.
Мы посмотрим на него, через др.лезгинский языковой материал.
Эгь-это хороший
Эгей- хороший
Эгли - это житель
Эгера -если ,что.
Эгри- большой.(в значении большая территория).
Эгри- это житель,(и), надежный, хороший.
Эгри -это правый, правдивый, справедливый и д.
Теперь посмотрим что написано в "Албанской Книге".("АК",в дальнейшем с кавычками.)
1. Бог создал Адама. Десятый потомок Адама был
Ной.Третий сын Ноя был Яфиз (Иафет).У Яфиза было 8-сыновей.Его младший сын-Гемер, у Гемера было 3
сына.Его младшего сына звали Таргум.У Таргума было 8- сыновей. Его младший сын- Алуп. Таргьум Таргум,Таргамус, это и есть Библейский Таргамус,
Кавказский Албанский Таргьум,патриарх Кавказских народов. По прямой линии родословная, по традиции идет по, именам младших сыновей древних Кавказских Албан как:
Адам,...Ной, Яфиз, Гемер, Таргум, Алуп .
В книге у Л.Мровели ЖКЦ. этого нет ,указано что, Таргамос сын некого "Таршиса".Не он, ни переводчики не имели понятия что ,может означат данное имя.Этимологию данного имени мы дали
на верху.
При разделении владений,(после отделения от отца)
земли от нижнего до верхнего морей и от нижних до верхних гор были переданы Алупу. У Алупа было 8 -сыновей. Его основными племенами были роды:
Кирки,гарги, мики, уды,леги, хелы, лезг, цахи, гавы, нихи,касы,куьры, гилы,билы,раны,мушки,шеки,чеги алаки, шарвы ,арцы,барзы, мухи, лекьи, келы, сулы, чуры,хеби,цехи, хечи, секи. Указанно всего 31 племя,как основные, значит были и другие мелкие племена.В таком порядке они идут в книге.
*Ж.К.Ц. "Жизнь Картлинских Царей".далее мы укажем сокрушенно как- ЖКЦ.
*А "Албанскую книгу",как - "АК" .
В ЖКЦ. указано имя 8-ого сына Таргамуса как Эгрос.
В "АК". указано имя младшего сына Таргума как Алуп.
("Алу"- красивый ).
В ЖКЦ- список племен начинается с патриарха Таргамуса в "АК",начинается с Адама до Таргума.
В ЖКЦ-указано ,что Лекос(Лекьи) это современные Дагестанцы,Кавкас- это Вайнахи, Картлос,(Картли), это Грузины. АК.(автор) Эти высказывания не выдерживает никакой критики.
Что касается имени под №1. Гаос -якобы по Л.Мровели, это эпоним армян и она ни как не стыкуется с другими данными и названиями.
В "АК"-приведены более длинный и детальный список Албанских племен (родов).см.на верху.(31 ед.)
Здесь мы видим совсем другую картину ,чем который описывает нам Л.Мровели в " ЖКЦ",которые исходят от восьми имен сыновей Таргьума.
Обратите внимание на перечень названия племен и вы найдете здесь много полезной информации например как: Мики - это первоначально были одними из больших племен К.Албан.(позжеЛазики,Эгриси и т.д).
В списке племен встречается такие названия как:Лекь Леги, Лезг.
Лекьи и Леги -это современные Лезгины. Которые берут свое название от тотемных знаков. Первый от "орла",второй от"журавля".
Лазг,Лазы,Лазики- эти племена Юго- Западного Кавказа.(Лазы-Чаны).С древне Албанского дословно
"Белые","Бело глиняные",ремесленники работающие с белой глиной.( лаз.лацу) и т.д.Первоначально они входили в состав Кавказских Албан.И далее во времена Хасрова Ануширвана под названием "Лазикан шах и т.д.
В"АК",указанно названия больших и влиятельных
племен Албании,таких как:
Кирки,Гаргары,Мики,Удины,Лекьи,Хелы(Гелы),Куьры,
(Кюринцы),Араксы,Каспи,Лазы,Цахи,Гьавы,Нихи и др.
О которых также упоминают многие античные авторы в т.ч.и Великий Страбон .В книге ЖКЦ.кроме племен
Лекос- Лекь,Лекьи это племена лезгинской групы.
Гаос- Га,гар,гьары-это племена Гаргары.
Кавкас- Это племена Каспи
Арос- это племя Араксы,Араксинцы.
Мовокан- Мики, Албанское племя.с искаженным названием. Другие племена не указаны вообще.
Указанные же племена идут как имена сыновей Таргьума ,Таргамуса ,что не являются таковыми.
У Л.Мровели .фактически указано всего лиш 6 племен из 31. (31-6=25),и то в искаженной форме
на греческий лад. Указанные племена Кавказа такие
как:Гаргары,Мики,Леки,Арцы,Касыи Лазы.
В "Албанской Книге",четко приведены названия древних кавказских племен/родов (см.список).
Мы остановимся на некоторых из них. Эпонимы
которых более или менее становятся известны.
эпоним-этоотдр.греч.буквально"Давший имя".
Сегодня в лингвистике под эпонимом понимают
любые имена собственные, ставшие именами
нарицательными.
КИРК. Эпоним не известен .(возможно она идет к древним ремеслам как: ковроткачеству, мастера по ковровому делу и к мастерам по керамике).Данное Албанское племя
целиком мигрировали в древние времена с большой миграцией с Запада на Восток. Об этом пишет Индийский этнограф Д.Н.Мажумдар ,как "О большой средиземноморской миграцией".По этой причине мы о них ничего не знаем.
МИКИ. Албанское племя, которое на рубеже
бронзового и железного веков вторглись в Анатолию.
Про них упоминается в Ассирийских источниках как-
Мосхи,Месхеты,Мушкии т.д.Мушки делились на две
части как Западные и Восточные. Изначально они входили в союз с Курами(Куринцы).
Вос.Мушки обосновались в царстве Каппадокия в 12в.до.н.э. Зап.Мушки обосновались в Табал и создали здесь в ( 8в.до н.э.),союз с Кархемией против
Ассирии и т.д.
АЛАКИ.Это первоначальное название тех самых
Алародии,которые мы встречаем в источниках.
Возможно под этим эпонимом скрыто обе названия как Алазани и Алароди.(Гьалазан).Данное лезгинское слово "Гьала,Гьалазан,Гьалазун,относится больше к
женскому роду к Кавказским Амазонкам.Потому,
что данное слово имеет значение как "Милая или Дорогая"и т д. Современен Алаки превратились
через греческий язык в Амазонки и т.д.
РАНЫ. Раны это один из Албанских племен. Свой эпоним они получили от имени одного из царей Кавказских Албан -Ран . Который в свое время объединил многих племен Албан под свое начало.
Отсюда и имя Ран, Аран (А+Ран).
ХЕЛ.ХЕЛЫ. Это эпоним одного из Албанских племен
Изначально в списке она идет именно в такой форме произношения. На лезгинском языке слово означает "Ветка",родовая ветка .Далее греки (античные авт-
торы)переделывают её на Гел,(Хел/Гел).Здесь происходит смешение букв.Потому ,что др.Албанцы почитали Луну, Солнце и т.д.В частности Страбон
пишет(11,4,7.)"Из богов они почитают Гелиоса(Гел)
Зевса,Селену...". И что интересно Леги и Гелы в источниках всегда идут рядом, вместе и т.д.
ЧУР.ЧУРЫ. Древнее лезгиноязычное племя Чуры. Это современные народ -Табасаранцы. Которые входят в лезгинскую группу народностей См.на "Проза.ру.""Этимология- этнонимов народностей лезгинской группы".
СУЛ.СУЛЫ. Это один из древне Албанских племен.
Это эпоним ,современных Маарулал, Аварал , Аварцев. Данный эпоним до сих пор сохранился в языке как у чеченце ,так и у лезгин в значении как "Гора ""горцы" или "горные животноводы".
ГАВ.ГЬАВ. Это Албанские племена ,так называемые "Бычье племена",которые с древнейших времен занимались этим делом.( занимались КРС).
НИХ.НИХИ. Тоже самые ."Бычье племена",которые профессионально занимались КРС.и всем ,что связанно сним.
В Заключении коротко хотим остановится на"Албанской книге" последнего не известного автора. О древнем истории Кавказских Албан написано, три книги как: "История Албан" албанский историк католикос Моисей Каланкатуйский. Автор свободно писал как на Албанском так и на Армянском языках. Мовсей Каланкатуйский- это армянская искаженная версия его имени. На Албанском она звучит в форме как Мавсес Куланвацви, которая переводится как" Мавсес из области Куланвац,"
т.е.из области "Серединой реки",это река Самур.
Вторая книга-это "Албанская летопись"католикоса Михитар Гоша. Информация о том ,что они еще что-то написали отсутствует.
И третья книга -это "Албанская книга" не известного автора.(Без титульного листа).1995.
Даная книга начинается со слов" Бог создал Адама .
Десятым потомком Адама был Ной. Третьим сыном Ноя был Яфиз"... и т.д.В книге две части и 42глав.(с 1по 42).И что интересно главы отмечено как "Зул"это на древне лезгинском означает линия или начало на обработанном бычьей шкуре. Страниц всего 50.
Первая часть "АК" во многом похож на книгу "История Албан" М. Куланвацви.
Во второй часть "АК".говорится об известных Албанских писателях и ученных.Завершается книга нашествием Арабов и распадом Кавказской Албании на мелкие княжества.(которые известны в источниках).
Мы предполагаем, что "Албанская книга"на протяжения веков переписывалось многими переписчиками и неоднократно. Отсюда некоторые не точности в словах и терминах .А также заметно наличие в тексте древних слов на нескольких
лезгинских диалектах и заимствованных слов и т.д.
Литература .
Л.Мровели ."Жизнь Картлийских Царей".Перевод Г.В.Цулая .М.Наука.1979.
М.Каланкатуиский."История Албан".Ереван.1984.257с.
Михитар Гош. "Албанская летопись". Баку.1993.на азерб. яз. перевод З.Буниятова.
"Албанская Книга ".Перевод профессора Я.А.Яралиева 1995. 50 с.
Я.А.Яралиев. Алупанская(Кавказско-Албанская)
письменность и Лезгинский язык. Махачкала. 1995.с.120-147.
Свидетельство о публикации №222041700027