Первобытный художник

...На следующий день, простившись с Арни, девушка в сопровождении четырех соплеменников покинула стойбище Бари. Арни проводил девушку до реки. Нежно распрощавшись с Экки, он поторопился назад в стойбище, чтобы  вместе с учителем отправиться к пещерам. Прихватив с собой кисточки, дощечки, кремневые осколки, шила, пигменты красной, черной и желтой охры Чуи и Арни поторопились в путь.
   
Дорога пролегала по живописной равнине, опоясанной невысокими холмами и рощицами. Достигнув скалистого подножья небольшой горы, они без особого труда поднялись на ступенчатую каменную террасу. Здесь, у основания утеса, располагался внушительный грот, в центре которого имелся лаз, являвшийся входом в глубокую разветвленную карстовую пещеру. Чуи и раньше брал с собой Арни, предоставляя юноше возможность наносить грунтовку на стенах грота. Этот раз учитель хотел показать Арни дальние пещеры и для этого понадобились факела. Получить огонь было пустяшным делом: вложив палочку в отверстие куска древесины и быстро вращая ее ладонями, Арни добился нужного эффекта, и на потемневшем конце палочки очень скоро заструилась тоненькая ленточка дыма; поднеся пучок сухих травинок, и слегка раздувая искры, воспламенился язычок пламени. Вооружившись зажженными факелами, мужчина и юноша вошли в пещеру. Мерцающий свет горящих факелов выхватил из таинственной тьмы узкое пространство, уходившее в глубину горы. Следуя друг за другом, мужчина и юноша неспешно продвигались вперед. Уже скоро своды пещеры раздались, приподняв факела над головой, Чуи и Арни внимательно осмотрелись.
   
Было сыро и прохладно, а из глубины доносился слабый звук падающих капель. Подняв глаза к верху, юноша увидел на влажных стенах скопление темно-серых животных величиной с ладонь. Подобно гроздям они лепились на стенах и потолках  пещеры. Это  были  крылатые  кли-кли.  Стоило Арни неосторожно придвинуть к ним пылающий факел, как вся стая, состоящая из маленьких ушастых созданий со сморщенными мордочками и полупрозрачными кожистыми крыльями, сорвалась с места. Кли-кли носились  прямо  над  головой, едва ли не натыкаясь на стоящих посреди залы людей.
Отогнав беспокойных кли-кли факелами, они продолжили свое движение вперед. Неожиданно Чуи и Арни уперлись в стену. По краям стены, в мерцании пламени обозначилось два входа: учитель безошибочно выбрал правый. Поплутав по лабиринту еще некоторое время, спутники оказались в просторном  зале.
   
Впереди на всем видимом пространстве  многоцветным огнем заискрились палево-желтые натечные образования. Одни из них представляли сосульки, другие бахрому или гребень, некоторые росли словно бы из земли, другие наоборот нависали сверху, тогда, как  третьи были намертво сросшиеся,  образовав  целые   натечные колонны. Звенящая тишина, нарушаемая мерным  капаньем и сырым прохладным воздухом, идущим откуда-то из глубины зала, настораживала. Покрытый бесчисленными каплями влаги, пещерный свод, завораживая взор, искрился от огня факелов. В глубине зала загадочно мерцало небольшое озеро. В его темных таинственных водах и на берегу что-то двигалось, Арни успел лишь заметить  крупное сплющенное тело земноводной твари, нырнувшее в черную зеркальную поверхность таинственного   озерка.  Неожиданно,  подле  самой стены среди камней, Арни увидел человеческие останки. Нет, это не были люди его племени, поскольку слишком  крупными были кости и черепа, но даже в этих останках безошибочно угадывались разумные существа. Не успел  Арни по-настоящему удивиться, как Чуи увлек его за собой. В одном из смежных залов, где  не  было  сырости, а своды были гладки и сухи, Арни увидел огромные изображения быков, оленей и лошадей. Нарисованные в полную величину звери бежали, прыгали и даже плыли. Первобытный художник не забыл отобразить внутреннее состояние каждого животного, наделив их гордо изогнутыми шеями и вытянутыми телами; выпуклые блестящие глаза, полные внутреннего напряжения и страха, дополняли эту волнующую первобытную сцену. Звери были очерчены темно-коричневым либо красным цветом с обильным вкраплением золотистой охры внутри контура. Кроме того здесь были представлены сцены охоты. Схематично нарисованные человечки были вооружены луками, копьями и болами. Некоторые животные были ранены, и теперь лежали на боку в предсмертной позе, истекая кровью. В глубине таинственной и мрачной пещеры, под многометровыми сводами гранитного зала, в неровном свете мерцающих факелов, животные и люди казались ожившими призраками...
 
На земле подле стены Арни обнаружил несколько использованных факелов, принесенных сюда другими художниками. Закрепив факела среди камней, Чуи зажег масляные светильники, находившиеся в каменных нишах. Затем учитель попросил Арни смешать на гладкой дощечке охру разных цветов. Взяв небольшую полую кость, Чуи вложил в нее полученный краситель, затем поднес свободную часть к губам и сильно дунул на стену. Эта операция была проделана вновь, но уже учеником Чуи – Арни. Загрунтовав часть стены разноцветной охрой, и подождав некоторое время, Чуи приступил к рисованию. Специальной палочкой, на конце которой крепилось легкое перышко, он уверенно начал наносить красные контуры на стену. Арни внимательно следил за учителем. Вот, из-под руки Чуи показался облик могучего стройного зверя: поджарое тело, широко расставленные голенастые ноги, низко опущенная голова, увенчанная широкими ветвистыми рогами, безошибочно передала облик узнаваемого зверя. Со всех сторон животное обступили многочисленные четвероногие хищники – уми, кафу и лаи. «Эту картину я видел накануне, когда возвращался в стойбище!» - заметил Арни, очередной раз, подивившись умению учителя четко и быстро наносить контуры на стену. Тем временем Чуи закончил рисование и, убедившись, что все сделано так, как задумано, нанес на рисунок сухую бычью кровь, которая являлась закрепителем.
   
Они уже собирались покинуть пещеру, когда Арни попросил учителя задержаться. Предварительно нанеся грунтовку на стену и дав ей высохнуть, юноша тут же приступил к рисованию: обмакнув кисточку в краситель, использую при этом рельеф стены, отдаленно напоминающий человеческое лицо, он начертил на  стене небольшой овал размером с человеческую голову. Мгновениями позже в середине овала обозначились миндалины широко посаженных чуть раскосых глаз с мелкими штрихами по краям. Несколько легких касаний и вот уже появились тонкие дуги бровей. Еще несколько уверенных движений отобразило трепетные крылья носа с лепестками пухлых губ. Над выпуклостью лба художник отобразил пышное обрамление в виде легких завитушек, отдаленно напоминающих невесомое облачко...
   
Чуи внимательно наблюдал за работой юноши, даже не пытаясь помогать ему. Еще никогда и никто на его памяти не рисовал лица людей да еще с такой точностью. Очередной взмах руки и глазам учителя предстала вполне законченная  картина, оставалось только нанести последний штрих.
Все это время Чуи, молча и даже угрюмо, наблюдал за действиями ученика, его мучил вопрос: «Кто и когда научил Арни этому? Почему не зрелый, только постигающий тайны древнего ремесла юноша, сделал это первым?
   
Когда портрет был окончательно готов, взгляд Арни упал на учителя. Ожидая сурового приговора, юноша забеспокоился и даже на мгновение закрыл глаза. В тот момент, когда юный художник засомневался в успехе и готов был выслушать первые нарекания, Чуи крепко обнял юношу.
  – Ты первый из первых! – торжественно произнес учитель.
   
Вернувшись в стойбище, учитель направился к вождю племени Бари - Уноку, чтобы сообщить о проделанной работе, в то время как Арни, едва сдерживая себя, схватил с горячего камня кусок жареного мяса. Едва пережевав его, он потянулся к бурдюку, где хранилась вода. Насытившись, юноша отошел в сторону. Разомлев от усталости и тепла, он тут же прилег под развесистую крону старого дерева, которое надежно защитило его от яркого солнца. Уже скоро юноша безмятежно спал.

                Полную версию читать "Первобытный художник" ПРИКЛЮЧЕНИЯ.


Рецензии