Игра. Глава 6. Культ Солнца

ИГРА
ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ

ГЛАВА ШЕСТАЯ
КУЛЬТ СОЛНЦА

Анвар начал с вопроса:
- Скажи-ка мне, уважаемый пионер Страны Советов, пожирающий буржуазные блюда и напитки, на чём мы с тобой остановились?
- Мы остановились на том, - сказал я, пережёвывая продукцию американских рестораторов, - что в советских магазинах не всегда можно купить то, что хочешь. А ещё на том, что продукты и вещи в СССР куда-то деваются. Но я не знаю, куда они деваются, честное слово, Анвар! Честное пионерское, - поклялся я и отдал пионерский салют.
При этом в правой руке у меня был кусок гамбургера, а левой я держал стаканчик с «Кока-колой». Почему-то Анвара этот мой жест особенно развеселил, и он стал хохотать. Вот уж брехло, подумал я – а сам продолжает утверждать, что у НВР нет никаких эмоций. Всё у них есть: и эмоции, и семьи с жёнами и детьми. Они наверняка и жрать любят. Только наша пища им не подходит, вот и бесятся они. И нам завидуют. Конечно, куда ж без этого. Эти мои мысли вообще привели Анвара в полнейший восторг. Но он тут же взял себя в руки и сказал с очень строгим видом:
- Ладно, посмеялись и хватит. Пора делом заниматься. Сразу скажу: я не дам тебе ответ на вопрос – куда девается продукция (ресурсы, товары), произведённая в твоей стране. Это будет твоим домашним заданием – выяснить - куда исчезает добро, выращенное, добытое и созданное вашими доблестными тружениками. Через 35-40 земных лет мы, возможно, снова встретимся, и ты мне сам всё расскажешь, окей?
- Окей, - произнёс советский пионер, допивая «Кока-колу» и проглатывая последний ломтик картошки-фри.
- Это хорошо, - сказал Анвар и продолжил, - итак, в ваше сознание была внедрена самая сложная идея – идея Бога. Строго говоря, этим вы и отличаетесь от животных – своей религиозностью. Почему мы не могли добиться от животных и от наших с ними совместных потомков послушания? Главным образом потому, что эти существа не воспринимали божественных идей. Совсем не воспринимали, хоть убей. Они тоже были подвержены страху, они тоже шарахались от молний и дрожали во время землетрясения. Но религиозными они никак не желали становиться. Видимо, у них отсутствовали какие-то хромосомы, отвечающие за религиозность.
Зато у нас всё хорошо получилось с человеком. Настолько хорошо, что мы впервые в своей истории (то есть, в вечности) ввели нечто вроде «всенародного праздника», который называется Сотворение Человека. Каждый из НВР отмечает его по-своему - когда и как хочет. Поверь, мы действительно радуемся человеку - своему творению. Жаль, что творение наше смертно как на индивидуальном, так и на глобальном уровне…
- Ты что имеешь в виду? – не понял я, - мы все умрём?
- Само собой, само собой… - задумчиво проговорил Анвар, - но об этом после. Вообще, люди должны были давно догадаться, что они не совсем свои на Земле. Ведь человек является единственным живым существом, которое не способно существовать в естественных условиях без искусственных защитных сооружений (в том числе одежды). В самом деле: на сильном морозе человек замерзает спустя пару часов, в жару под открытым солнцем он тоже довольно быстро умирает, если, конечно, не использует искусственные средства защиты.
- Но ведь и животные, которые обитают в жаркой Африке, умрут от холода, если их перевезти за Северный полярный круг, - возразил я.
- Скажи, Лёша, найдётся ли такое глупое животное, которое по доброй воле покинет родные края с умеренным климатом и пойдёт скитаться по холодной или жаркой пустыне? – спросил Анвар, - можешь не напрягаться, я ответственно тебе заявляю: таких животных не существует в природе. Кроме одного – человека. Который, конечно, не совсем животное, хотя во многом он гораздо хуже животных.
Ну вот, думаю, только что этот космический жулик хвалил человечество, а теперь говорит, что мы хуже животных. Анвар сделал вид, что не заметил «космического жулика» и продолжил:
- Алексей, скажи мне, пожалуйста, что ты знаешь об Адаме и Еве?
Я знал о них очень немного, да и откуда я мог узнать подробности истории о первых людях? Анвар вкратце пересказал мне библейскую историю о первом земном мужчине и первой женщине, а также об изгнании их из Рая. Он заявил, что у каждого народа Земли имеются свои Адам и Ева – первые люди, которые положили начало существованию того или иного народа. Об этом говорится в мифах и преданиях многих народов нашей планеты. Адам и Ева (точнее, многочисленные Адамы и Евы) действительно были теми самыми первыми людьми, от которых произошли земные народы. Как можно заметить, Ева (женщина) предстаёт в Библии в качестве некоего более низкого, по сравнению с Адамом, создания. Да и из Рая эту парочку выгнали по вине Евы, которая поддалась искушению Сатаны, явившегося к ней в виде Змея. Далее Анвар говорил так:
- Чтобы не слишком углубляться в этот вопрос, отмечу следующее. В различных культурах женщин называют «сосудом греха» и «вместилищем порока». Женщин обвиняют в связях с дьяволом, а также в том, что именно по вине первой женщины был введён в заблуждение первый мужчина и люди оказались вышвырнуты из райского сада. В Средние века в Европе действовала инквизиция, которая особо жестоко преследовала женщин, уличая их в колдовстве. В XV веке был написан трактат «Молот ведьм», в котором рассказывалось о том, как нужно распознавать ведьм и расправляться с ними. Полагаю, ты догадываешься, почему сложилось именно такое отношение к женщинам?
Я подумал, что это, наверное, следствие того, что именно женщины вступали в связь с НВР, которых люди принимали за дьяволов. Анвар сказал, что я прав. Женщины поплатились за свои слишком тесные контакты с пришельцами из Космоса. Но иначе нельзя было создавать людей и корректировать процесс селекции человечества.
- Впрочем, - заметил Анвар, - почти во всех культурах к женщине сохраняется и возвышенное отношение. Женщина воспевается поэтами, ради неё совершаются подвиги, завоёвываются страны, строятся дворцы и разрушаются крепости противника. Будем считать, что земные женщины остались не в накладе. Ну, а «Молот ведьм» - это неизбежные издержки в процессе взросления человечества.
Вступая в связи с земными женщинами, мы не только корректировали процесс селекции человека. От этих связей у женщин рождались высокоразвитые потомки людей и НВР, и о некоторых из них ты наверняка слышал. Это такие исторические персонажи: Кришна, Эхнатон, Моисей, Заратуштра, Будда, Мухаммед, Христос. Под этими именами они известны практически всему человечеству. Появлялись на Земле и другие наши прямые потомки. Все они были пророками и вождями, которые двигали вперёд историю, страны и народы. Они становились основателями новых религий или проводили религиозные реформы, не всегда, впрочем, удачные.
Например, древнеегипетский фараон Эхнатон впервые в истории человечества попытался ввести единобожие. Он приказал египтянам забыть многочисленных прежних богов и молиться только одному богу – Атону, олицетворяющему Солнце. Само имя фараона Эхнатон означало «слуга Атона». Народ с воодушевлением воспринял реформы Эхнатона, но жрецы Египта не были ещё готовы к введению монотеизма. Религиозные и другие реформы Эхнатона провалились, Египет снова вернулся к многобожию. Однако дело Эхнатона не пропало даром: он оказал большое влияние на Моисея, который стал основателем самой древней монотеистической религии – иудаизма.
Строго говоря, монотеизм вводили для достижения двух основных целей: для более эффективного управления народом и государством и для закрепления в человеческом сознании связи правителя с Богом, Бога с Солнцем, а Солнца с золотом. Получилась цепочка: жрец-правитель-Бог, при этом Бог ассоциируется с Солнцем и золотом. У Эхнатона культ солнечного Бога был буквальным, Моисей его подкорректировал, однако цепочка никуда не исчезла до сих пор.
Солнечные боги существовали и до Эхнатона. Вот только некоторые из них: Шамаш (владыка дня, бог солнца в Вавилоне и Ассирии); Уту (бог солнца у шумеров); Шапаш (богиня солнца в Ханаане); Шамс (светоносный ангел у езидов); Гор, Ра, Амон, Хепри (солнечные боги в Древнем Египте); Сурья (бог солнца в индуизме); Гелиос (бог солнца в Древней Греции); Сол (бог солнца в Древнем Риме); Митра (бог света в зороастризме); Вицлипуцли (бог солнца у ацтеков); Ярило (бог солнца у древних славян) и так далее. Как можно убедиться, практически все народы обожествляли Солнце, и это вполне естественно. Ведь Солнце давало людям свет и тепло, помогало выращивать урожай и животных, к Солнцу тянулись растения и дети… Конечно, Солнце могло и разгневаться на людей – сжечь их своим огнём (кстати, огонь тоже считался порождением Солнца), поэтому нужно было вести себя хорошо, чтобы не дать Солнцу повода для гнева. Если люди себя плохо вели, Солнце могло обидеться и надолго спрятаться в небе (например, когда небосвод заволакивало дымом горящих лесов и вулканическим пеплом). Тогда на Земле происходили всяческие бедствия: неурожаи, голод, болезни, войны. Кроме того, за Солнцем постоянно охотились силы тьмы, которые пытались его похитить – так древние люди воспринимали солнечные затмения. Ты наблюдал когда-нибудь затмения?
- Нет, не видел. Родители в детстве видели и мне рассказывали. Их очень впечатлило это явление, - сказал я.
- Да, затмения Солнца и Луны – это незабываемые зрелища. Когда-нибудь ты их обязательно увидишь, - пообещал Анвар, - древние люди видели, что Солнце каждый вечер куда-то уходит, и наступает ночь. В ночи царствуют силы тьмы и зла, а вместо тёплого животворящего Солнца в небе висит холодная Луна, которая олицетворяет мир мёртвых. В Древнем Египте богом тьмы, смерти и ночи был Сет, а противостоял ему бог Солнца Гор. Сет и Гор постоянно сражаются между собой за право управлять этим миром. С определённой точки зрения древние египтяне (и не только они, конечно) были правы.
Кроме ежедневного сражения сил света и тьмы (день сменяется ночью и наоборот), происходят сезонные изменения в природе,  от которых напрямую зависит жизненный цикл государства, народа, семьи и каждого человека. Каждый год после весны приходит лето, потом наступает осень, зима, снова весна – и так всё время. Люди привязаны к смене времён года, к колебаниям температуры и изменениям погоды. Практически все обычаи и обряды у разных народов привязаны к календарю, поскольку здесь имеется прямая связь с земледелием и животноводством. Любой народный праздник (сатурналии в Древнем Риме; Коляда и Ивана Купала у древних славян; Йоль у древних германцев и т.д.) был приурочен к тому или иному природному событию: зимнее или летнее солнцестояние, наступление весны, первым заморозкам… Все эти праздники люди отмечают до сих пор, правда, в сильно изменённом виде. Например, повсеместно устраиваются карнавалы или зажигаются ритуальные костры. Да ты и сам можешь назвать несколько примеров, если вспомнишь.
Мне было очень неловко, но я ничего не мог вспомнить, кроме странного (для советского ребёнка) праздника Пасхи. Анвар сказал, что Пасха – хороший пример и напомнил мне ещё кое о чём:
- В атеистическом СССР отмечают праздники «последнего снопа» - окончания сезона жатвы. В ваших пионерских лагерях зажигают костры, что является наиболее древним пережитком, когда люди обожествляли огонь, не имея понятия о его реальном происхождении. Ваши Вечные огни в память о погибших – это тоже проявление древнего культа, который существовал ещё до культа Солнца. Ваши новогодние и рождественские гадания - это отголоски древнеримских сатурналий и древнегреческих праздников окончания сезона сельскохозяйственных работ. Людям тогда разрешалось вволю повеселиться, выпить, закусить, потанцевать и даже приударить за чужими женами. Кроме того, во время сатурналий на один день открывался оракул, который предсказывал будущее. Сейчас каждый из вас может выступить в качестве оракула и сделать предсказание о своём возможном будущем. Люди уверены, что лучше всего, конечно, гадать во время новогодних праздников – тогда предсказания становятся самыми точными. Почему именно так, мало кто из людей знает, но таковы традиции, которые передаются из поколения в поколение, и вы их продолжаете блюсти.
Я слушал Анвара с огромнейшим интересом. Почти ничего из этого я не знал, хотя кое с чем сталкивался. Например, в ночь на Старый Новый год мой дед разрезал луковицу на 12 частей, посыпал их солью и клал на пол в уголок. Утром он смотрел на них: каждая долька означала месяц наступившего года. Если долька была влажной – значит, этот месяц будет дождливым, если сухая – дождей не будет. Анвар сказал, что это и есть отголоски древнейших верований и празднований, связанных с чередованием времён года и изменением погоды. А это, в свою очередь, зависело от движения Солнца по небосводу.
- Разрезание луковицы – это древний ритуал, который сейчас могут осуществлять простые люди, а раньше правом заниматься такими гаданиями могли только специально подготовленные люди – жрецы или маги. Ты думаешь, что дед твой – старый дурак и занимается глупостями, но это не так. Ведь крестьянин должен был знать, каким будет каждый месяц в году, чтобы подготовиться к сезону жатвы, выделить для этого определённое количество зерна и не попасть при этом впросак. До сих пор урожайность хлеба, фруктов и овощей прямо зависят от погодных условий. Ты наверняка знаешь об этом, ведь ты смотришь телевизор и иногда заглядываешь в газеты: ваши идеологи уделяют много внимания вопросам сельского хозяйства.
Действительно, каждый день пресса, радио и телевизор рассказывали нам о «битве за урожай». Почему-то за него следовало воевать, только было не совсем ясно – с кем мы воевали.
- Вот видишь, - усмехнулся Анвар, - если современный советский человек (самый прогрессивный в мире, как утверждают ваша пропаганда) так много слышит и говорит об урожае, то можно только представить – как часто люди в прежние времена думали об этом. На самом деле они просто никогда не забывали о своих посевах на полях, о своей скотине и запасах еды, поскольку они жили этим из поколения в поколение.
Что же касается христианства, то здесь тоже многое было завязано на культе Солнца. Вот, что говорит Иисус Христос о себе и своём Отце в Евангелии от Иоанна, глава 8, стихи 12-17:

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твоё не истинно.
Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. Вы судите по плоти;
Я не сужу никого. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.

- Как видишь, он называет себя «светом» и приравнивает свою личность к личности своего Отца, то есть, Бога. Свет миру, как всем известно, даёт Солнце, а это значит, что Иисус Христос и есть олицетворение Солнца. Христос-то и родился, так сказать, вместе с Солнцем – 25 декабря. В этот день заканчивается зимнее солнцестояние и небесное светило как бы возрождается после тёмного периода. Начиная с 25 декабря Солнце всё большее количество времени проводит в небе, ежедневно подымаясь выше над горизонтом. Световой день увеличивается, тьма отступает – именно это вы и празднуете до сих пор, только не всегда помните об этом. Для христиан Рождество – это день, когда на Землю спустился Бог в человеческом обличье – Иисус Христос. Но если отбросить религиозную шелуху, то в этот день вы с размахом отмечаете начало увеличения светового дня, возрождения Солнца. Боги ведь тоже рождаются, умирают, затем снова рождаются – в этом и проявляется их бессмертие. 
- Ну, хорошо, - сказал я, - это всё очень-очень интересно. Но при чём тут золото? И при чём тут НВР?
- Золото и НВР здесь при том, что культ Солнца и культ золота в сознании людей слились, хотя вы сами не отдаёте себе отчёт в этом. И доказать сие я могу на самом простом бытовом примере. Вот скажи, как у вас называют хороших, послушных, любимых деток?
- Ну… - я замялся, - зайчик, кажется.
- Хорошо, - кивнул Анвар, - а ещё? Говори, не стесняйся, тут все свои.
- Не знаю, - недовольно произнёс я, - это женщины так говорят, а я таких слов не люблю: зайчик, пупсик, солнышко, золото…
И тут мне стало одновременно смешно и как-то жутко. Получается, что Анвар был прав в этом, а значит, он действительно говорит чистую правду обо всём. Если даже в таких мелочах проявляется культ Солнца и золота, значит, люди в самом деле действуют по некой программе, которую в их мозги вложили эти непонятные НВР, наши давние предки. Анвар понял, что со мной творится что-то нехорошее и решил подсластить моё скверное настроение:
- Давай, ты сейчас скушаешь нечто вкусное, и тогда тебе наверняка станет веселее.
Я вяло согласился. Тут же на столике появилась иностранная конфета и несколько пластинок иностранной жвачки. Большая конфета помещалась в тёмно-коричневой этикетке, на которой было написано Snickers. Я развернул конфету и откусил кусочек. До сих пор я никогда не ел чего-либо подобного и даже не знал, что может содержать такая конфета. В ней наверняка были орехи, шоколад и что-то ещё очень непонятное, но чрезвычайно вкусное.
- Это американский шоколадный батончик Snickers. В его состав входит жареный арахис (иногда его заменяют семечками, фундуком, миндалём), карамель и нуга, а сверху он покрыт молочным шоколадом. Правда, вкусно?
- Да, классно! – восхищённо произнёс я.
- Может быть, ты хочешь пить? – спросил Анвар.
- Нет, спасибо, я напился колы, - мне и вправду не хотелось пить. Я наслаждался «Сникерсом» и предвкушал наслаждение жвачками. Советские дети были большими поклонниками жвачек, но, к сожалению, в наших магазинах их очень редко продавали.
- Тогда пробуй вот это, - сказал Анвар и указал на жвачки, - перед тобой весьма качественные американские жвачки Orbit, Wrigley's Spearmint и Juicy Fruit.
Я развернул «Орбит» и стал жевать. Было вкусно и сладко. Как всё-таки замечательно разлагаться при помощи буржуазных продуктов! Пожалуй, за границей не так уж и плохо, как утверждает советское телевидение. А может оно просто врёт? Эта мысль мелькнула в моей голове и тут же пропала. Тем временем Анвар сказал, что нам пора переходить к следующей важной теме.

Продолжение следует


Рецензии