Профориентация. Циркуль

Когда я была маленькой, то очень любила ходить в гости. Мне нравилось посещать разные дома в нашем рабочем посёлке. Я была абсолютно уверена, что везде мне были рады. А как же иначе? У нас дома всегда очень радовались, когда приезжали гости, а приезжали они часто, так как многие жили в Ленинграде, всего в 70 км от нас. Летом приезжали близкие и дальние родственники из других городов.

Гости были непривередливыми. Их вполне устраивали продукты нашего натурального хозяйства. Наверное, после войны люди радовались жизни, радовались тому, что нашли родственников, друзей, близких. Приезжали папины родные и мамины подруги, с которыми она работала в детском доме во время войны, приезжали со своими мужьями и детьми.

Мы тоже часто ездили в гости к папиным родным в Рыбинск и к маминым - в Ленинград. Это сейчас курорты предпочтительнее. А тогда главным было общение с близкими.
Гостеприимство было обычным явлением.

Сейчас люди разобщены. Как-то на даче знакомая спросила меня, почему я не прихожу за молоком, когда приезжает машина.
- Не успеваю, - отвечаю я, - да и молока мы мало пьём.
- А пообщаться? Новости узнать? Туда многие приходят большей частью именно за этим.
А ведь правда, не хватает живого общения. И лица знакомые начинаешь забывать, а новые не запоминаешь. И так хорошо разговаривать, когда видишь лицо собеседника, его эмоции.

В далекие годы моего детства я знала всех жителей посёлка. И они всех знали. Раз в неделю мы с подружками (нам было тогда по 5-6 лет) ходили в мастерские к рабочим. Им привозили лоскутки. Это был обтирочный материал, обрезки разных тканей. Они доставали это богатство и раскладывали перед нами, как коробейники свой товар. И мы, девчонки, замирая от восторга, выбирали самые красивые тряпочки, чтобы сшить потом своим куклам наряды. Шить я не очень любила, но представлять себе, как выглядело бы платье из этой тряпочки, это мне нравилось. Тряпочки пахли смазочным маслом, но нас это не смущало и не раздражало. Мне кажется, что рабочим тоже нравилось одаривать нас этими лоскутками. Каждый наш визит вызывал на их лицах добрые улыбки. Мы ковырялись в лоскутках, а они продолжали работать, переговариваться между собой. Никакого мата! Рядом же дети!

В семьях тоже не ругались. Не могу этого припомнить, а я часто ходила «в гости». 
Особенно я любила бывать у наших соседей. Это была большая украинская семья. Наверное, ветрами войны занесло их на Карельский перешеек. Не было принято рассказывать о своей прошлой довоенной жизни. Дядя Гриша был очень уважаемый человек, добрый и трудолюбивый. Тетя Галя была домохозяйка. У них было пятеро детей. Старший сын Дмитрий был уже женат и жил в Ленинграде, Николай работал и собирался жениться, Виктор учился в техникуме, самый младший Вова был старше меня на 6 лет. А я дружила с их сестрой Зиной, она была старше меня на 10 лет.

Зина была красавица с каштановыми кудрявыми волосами и яркими веселыми глазами янтарного цвета. Впрочем, они все были веселыми и жизнерадостными. И всегда искренне радовались моим визитам.

Однажды (было мне тогда 5 или 6 лет) я пришла к ним в гости вечером. Зина обещала сшить платье для моей куклы. Ребята делали уроки. И тут в руке у Виктора я увидела блестящий инструмент. У него было две ножки. Одна была с иголкой на конце, другая - с грифелем. Он ставил инструмент на бумагу, опирался на иголку, а другая нога в это время кружилась, как балерина, и рисовала грифелем круг. Я, как заворожённая, смотрела на это действо.
- Это циркуль. Хочешь попробовать почертить? - спросил Виктор, увидев мои блестящие глаза.
Конечно, я попробовала. Рисовала кружки маленькие и большие, соединяла их, пририсовывала глаза, делала из них солнце, Луну, колёса для машины и не могла оторваться. Ребята сначала весело наблюдали за мной, а потом занялись своими делами. Зина дошивала платье моей кукле. Тетя Галя хлопотала на кухне, дядя Гриша читал газету.

Вскоре за мной пришла мама. Ей часто приходилось разыскивать меня по посёлку. Телефонов не было, а предупредить бабушку, к кому пойду, я забывала. Конечно, меня ругали, но это не отбивало охоту общения.
- Давай быстренько собирайся, ужин ждёт, - торопила меня мама.
- Нехай остаётся, сейчас у меня блины будут готовы, - сказала тетя Галя.
Блины ее я обожала. Они были тонкие, белые с творогом внутри. Творог был ее собственного приготовления. Я бы осталась. Но мама была неумолима:
- Вот ещё, у вас тут своих едоков полно!
- Нехай остаётся, одним едоком больше, одним меньше, - сказал дядя Гриша, отрываясь от газеты, - блинов на всех хватит, оставайтесь обе.
- Нет, спасибо большое! Мы уж пойдём.
Я нехотя одевалась, не выпуская, однако, из рук драгоценный циркуль, представляя, как я дома буду рисовать им маленькие и большие кружочки. Мама взяла меня за руку, и мы пошли домой. В другой руке, точнее, в рукаве, я прятала циркуль, свою новую игрушку.
Придя домой, мне удалось незаметно перепрятать драгоценный инструмент в альбом для рисования. Когда мои домашние занялись своими делами, я открыла альбом, взяла в руки циркуль, и он закружился на одной ноге, рисуя на листе аккуратные круги. А я все чертила их и чертила, пока мама не обратила на меня внимание.
- Откуда у тебя циркуль? - спросила она строго.
- Виктор разрешил мне им немного порисовать, - сказала я и стала его убирать.
- Он разрешил тебе взять его домой? - спросила мама с недоверием.
Я молчала.
- Ему же он может завтра понадобиться.
Мне пришлось признаться, что взяла я его без разрешения.
- Это ужасно. Одевайся, пойдём, ты отнесёшь его и извинишься. Это называется воровство!
- Поздно уже, завтра мы с ней сходим и отдадим, - вступился за меня дедушка.
- Никакого завтра! За свои поступки надо отвечать, - мама была непреклонна, - дочь учительницы ворует, вот позор-то какой! Как я людям в глаза смотреть буду?
- Да ладно тебе, она же ребёнок ещё, взяла нечаянно, - увещевала бабушка.
Я сгорала от стыда. На душе будто бы лежал камень и давил. Идти мне совсем не хотелось.
- Давай, я завтра к ним приду и тихонько положу обратно, - предложила я маме свой вариант.
- Ещё чего! Взяла тайком, как воришка, а теперь и отдавать также будешь? Одевайся!
Вся в слезах, зажав в руке циркуль, под маминым конвоем я отправилась к соседям с повинной.
Не помню, что я там лепетала в своё оправдание. Никто меня не ругал. Дядя Гриша пытался даже меня оправдать: ребёнку понравилась игрушка, вот она ее и взяла.
- Приходи и рисуй сколько хочешь, - сказал Виктор, - можешь даже вместо меня курсовик начертить.
Остальные тоже смотрели, добродушно улыбаясь.
Когда мы шли обратно, я вдруг почувствовала облегчение. Этот урок я запомнила на всю жизнь: чужое брать нельзя. А что же циркуль?
Циркуль, вернее, его разновидность, называемую «козья ножка», подарил мне мой дядя, узнав от мамы о моем проступке. «Козья ножка» - это карандаш с прицепленным к нему стержнем с иглой. Наверное, его так назвали, потому что это напоминало козу на привязи.

Вообще циркулей существует несколько разновидностей, выполняющих разные функции.
Вплоть до конца XX века циркуль и линейка были основными инструментами архитекторов и конструкторов. Ими они создали проекты и чертежи шедевров архитектуры, сложных машин, механизмов, станков, заводов, фабрик и даже выкроек одежды.
Циркулем пользовались около 3 тысяч лет назад. Самый старый инструмент был найден при раскопках во Франции, ему 2000 лет, циркулю, найденному в древнегреческом городе Помпеи 1900. Согласно легенде циркуль (от немецкого слова Zirkel-круг) был изобретён племянником мифического героя Дедала Талосом, который соединил два стержня, что позволило нарисовать идеальную окружность. Интересно, что циркуль вместе с линейкой присутствует на гербе масонов (они же вольные строители) и был на гербе ГДР, там он вместе с молотом. Вот такой экскурс в историю циркуля.


Рецензии
Какой замечательный рассказ!
О детстве, о жизни и о циркуле тоже.
"И вот Он ставил инструмент на бумагу, опирался на иголку, а другая нога в это время кружилась, как Балерина, и рисовала грифелем круг."

Вспомнил, что одна из разновидностей циркуля так и называется - "балеринка".
Очень похожа на ту, что на иллюстрации. Даже новую готовальню, всегда проверял на наличие "балеринки"

Спасибо, Людмила!

Анатолий Роттербаум   29.01.2023 16:05     Заявить о нарушении
Спасибо за рецензию, Анатолий! Рыбак рыбака, или инженер инженера всегда поймёт!

Людмила Петрова 3   30.01.2023 22:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.