Тверские истоки ансамбля Березка

Выступление женской танцевальной группы Ансамбля Калининской филармонии в городском саду  на берегу Волги в 1947 году.

Тверские истоки ансамбля «Березка»
 
15 мая  2023 года исполняется 75 лет хореографическому Ансамблю «Березка».  Его истоки исходят из города Калинина (теперь Твери).  Как это было? В 1943 году был создан Ансамбль песни и пляски при Калининской филармонии, в составе которого было всего 15 человек, среди них колхозники, ткачихи, шоферы, моряки. За первый год своего существования ансамбль дал 80  шефских концертов в воинских частях и около 100 концертов в городах и селах Калининской области.
 
Летом 1944 года Ансамбль песни пляски при Калининской филармонии участвовал во Всероссийском смотре ансамблей и добился выхода в третий тур, получив право выступления в Москве. К этому времени в ансамбле выступали 60 артистов – певцы и танцоры. Большую помощь в подготовке к выступлению в Москве ансамблю оказала землячка – балетмейстер хора им. М. Пятницкого Татьяна Алексеевна Устинова. Смотр  состоялся в первой половине сентября 1944 года в Москве, в концертном зале им. П.И. Чайковского.

 Выступление ансамбля из Калинина понравилось членам жюри – Татьяне Устиновой, Надежде Надеждиной, Александру Свешникову. Член жюри, руководитель и  дирижер Государственного хора СССР Александр Васильевич Свешников восторгался выступлением калининских артистов: «Ведь надо же суметь за столь короткий срок создать такой коллектив!  Хорош ансамбль, хорош! И хор выступает на высоком уровне, и танцевальная группа. Я с большим удовольствием смотрел танцы «Ах, вы сени мои, сени»,   «У долинушки калинушка цвела», «Вышли девушки весною на лужок», «Березку» и «Тверскую кадриль». Ансамблю было присвоено звание «Ансамбля высшей категории».

30 ноября 1944 г. Комитет по делам искусств при СНК СССР сообщил секретарю  ЦК ВКП (б) А. С. Щербакову, что «Всероссийский смотр хоровых коллективов и солистов исполнителей русской народной песни… показал значительный рост советской хоровой культуры. В смотре приняли участие свыше сорока профессиональных хоров, из которых  многие созданы за последние годы, в числе их: Воронежский народный хор, Республиканская хоровая капелла, Свердловская хоровая капелла, Челябинский народный хор, Калининский хор русской песни, Московский Областной народный хор».
 
На базе танцевальной группы Ансамбля песни и пляски Калининской филармонии и был в дальнейшем создан ансамбль «Березка». Основателем и художественным руководителем ныне легендарного хореографического ансамбля «Березка» стала Надежда Сергеевна Надеждина (Бруштейн).

 Надежда Сергеевна Бруштейн стала Надеждиной,  будучи балериной Большого театра, – руководство балетной труппы посоветовало ей сменить еврейскую фамилию на благозвучный артистический псевдоним. Этот псевдоним стал ее фамилией на все оставшиеся годы жизни. Она протанцевала в Большом почти десять лет. И в «Лебедином озере», и в «Раймонде», и в «Дон Кихоте».  С началом войны руководила ансамблем Сибирского ВО и Карельского фронта в качестве балетмейстера. Ставила танцы и разъезжала с фронтовыми бригадами в части Советской Армии. Особенно пользовалась успехом ее композиция под названием «Фрицы». В 1943 году  получила работу балетмейстера на Московской эстраде. Энергично взявшись за дело, поменяла репертуар и обновила коллектив.

После окончания Великой Отечественной войны художественному руководителю балетного отделения «Мосэстрады» Надежде Надеждиной предложили поставить несколько танцев на фольклорном материале, в том числе песню-хоровод «Березка». Надеждина приехала в Калинин, чтобы поставить эти танцы с артистами Ансамбля песни и пляски Калининской филармонии.

Так  Надежда Сергеевна Надеждина (Бруштейн), будучи художественным руководителем балетного отделения «Мосэстрады», становится художественным руководителем Ансамбля Калининской филармонии, собирает и изучает фольклор северных областей России. Она была  первым хореографом-постановщиком Ансамбля песни и танца при Калининской филармонии после Великой Отечественной войны.

 Собственного концертного зала у филармонии тогда не было, концерты проходили в помещениях Театра драмы (до 1951 года он располагался в здании ТЮЗа), Дома Красной Армии, в Доме учителя на улице Советской, в разных городских клубах, а также на летней эстраде городского парка и Парка текстильщиков, что во дворе Пролетарки.

Первыми исполнительницами хоровода «Березка» стали молодые девушки  Калининской (ныне — Тверской) области, участницы танцевальной группы Ансамбля Калининской филармонии. Шестнадцать девушек в длинных сарафанах — все статные, величавые, с красивой осанкой, с каким-то особым ореолом внутреннего озарения неслышно идут по сцене — ведут узорчатый хоровод.

 Нет, не идут — «плывут», да так, что все уверены, будто не они двигаются, а вращается под ними диск сцены. В руках у них веточки молодой березки с чуть дрожащими ажурными листочками. «Во поле березонька стояла…» Зримо переливается мелодия песни. «Плывут» девушки, а зрители, глядя на них, словно вдыхают аромат весны, ощущают ее волнующую поэзию. Поэзию Родины с ее безбрежными далями, березовыми рощами, с ее красотой.
 
Целых три года занималась Надежда Сергеевна с женским  составом Ансамбля Калининской филармонии, чтобы показать его московской публике. Тогда, в конце 1940-х, ансамбль "Березка", начиная с хоровода шестнадцати никому не известных девушек из  Калининской  (ныне Тверской) области,  на столичном концерте буквально "взорвали" московскую публику.
 
Тверской хореограф Н.В. Гармашова вспоминала: «После окончания войны Надежде Надеждиной предложили поставить несколько танцев на фольклорном материале, в том числе песню-хоровод «Березка». Балетмейстер решила это сделать в Калинине с артистами Ансамбля филармонии, которые нравились ей задором, творческой отдачей, влюбленностью в народный танец.  Работа буквально  закипела. Мы вслушивались в каждое слово Н. Надеждиной. Репетировали подолгу и очень ответственно. У нас в программе появилось несколько хореографических миниатюр, среди которых танец «Березка». Все номера, поставленные Н. Надеждиной, мы показали в 1948 году в Москве на сцене  Большого театра  СССР на Всесоюзном смотре. Подготовка к нему была тщательной. До выступления целых шесть месяцев наш танцевальный коллектив жил в Москве. Мы репетировали с Государственным оркестром народных инструментов под управлением Д. Осипова. Успех нашей «калининской березки» был ошеломляющим. Огромная заслуга в этом принадлежала, конечно же, замечательной, талантливой Надежде Надеждиной. Ей доверили создать в Москве ансамбль «Березка». Ядром этого нового коллектива стали три солистки нашего ансамбля. Всемирно-известный ансамбль «Березка», который удивлял своим мастерством миллионы зрителей, зародился у нас, на Тверской земле».
 
15 мая 1948 года танец «Березка» впервые исполнился коллективом из Калинина на профессиональной сцене,  на площадке московского летнего эстрадного театра «Эрмитаж».  Когда на сцену выплыли девушки в длинных бело-красных сарафанах с веточками берёзы в руках под мелодию русской народной хороводной песни «Во поле берёзка стояла…» зал замер. Молчание длилось и после поклонов, а затем — грохот аплодисментов.15 мая 1948 года считается  днем рождения нового ансамбля под названием «Березка». Зрители восприняли танец с радостью. На них произвело впечатление лиричность и неспешный, как позже его назвали, «плывущий шаг» исполнителей. «Березке» тут же предложили остаться в столице, стать самостоятельным танцевальным коллективом.
 
Надежду Сергеевну Надеждину пригласили в министерство культуры, предложили создать хореографический ансамбль в Москве. С этого времени и начиналась история таких шедевров как «Лебедушка», «Цепочка», «Березка», «Сударушка». В том же 1948 году ансамбль «Березка» поехал на фестиваль в Будапешт. Началось триумфальное шествие ансамбля по всем странам и регионам. И везде, всегда «Березку» принимали на ура.

В Калининской филармонии Н.С. Надеждина проработала до 1948 года, позднее отдав себя своему детищу. Название ансамбля было взято от первой постановки русского девичьего хоровода «Берёзка»  на музыку русской народной хороводной песни «Во поле берёзонька стояла...».  В первое десятилетие в «Березке» выступали три наиболее одарённые участницы художественной самодеятельности из Калининской области, а также выпускницы Московского хореографического училища. Многие первые исполнители стали заслуженными артистками РСФСР, в том числе: Д. С. Агафонова,  Н. Г. Рябова,  В. В. Суворова, Л. А. Краузова, К. П. Романова, Л.И. Павлова, Л. М. Бутенина.
 
С самого основания коллектива «Берёзки» ответственным за музыкальное сопровождение был назначен баянист Евгений Дмитриевич Кузнецов. Он родился 23 января 1922 года в д. Кунькино Емельяновского района Калининской (Тверской) области.  В 1939 году он окончил Московский областной инструкторско-педагогический техникум им. Октябрьской революции, в 1967 году  - Горьковскую консерваторию. В 1937-1947 годах работал баянистом Ансамбля красноармейской песни и пляски при Калининской филармонии, в 1947-1948 годах – артист-баянист Москонцерта. С 1948 по 1964 годы  Е.Д. Кузнецов –  солист и руководитель квартета баянистов в хореографическом ансамбле “Березка”.
 
Е.Д. Кузнецов написал музыку для 18 постановок Н.С. Надеждиной: русские девичьи хороводы «Берёзка», «Лебёдушка», «Сударушка», шуточный танец «Проходка» и многие другие.  С ансамблем гастролировал во многих странах Европы, Азии, Америки, Африки. С 1964 старший преподаватель, с 1983 доцент кафедры баяна и аккордеона в МГИК. Лауреат конкурса композиторов VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Москва, 1957, золотая медаль за песню “В чистом небе”).

В настоящее время ансамбль «Берёзка» продолжает активную гастрольную деятельность и по-прежнему пользуется широкой популярностью в современной России и в мире. Но уже немногие знают, что рождение ансамбля произошло в городе Калинине (ныне Твери).

Источники: КУЛЬТУРА В ГОДЫ ВОЙНЫ
Статья «К 70-летию Тверской (Калининской) областной академической филармонии». Автор музыковед М.П. Шишкова. http://old www.tverlib.ru/~shishkova/70_let_filarmonii/index.htm
Надежда Сергеевна Надеждина — биография, карьера, личная жизнь. https://kratkoebio.ru/nadezhda-nadezhdina/

P.S. Переписка с руководством ансамбля "Березка".

Анатолий Головкин 25 января, 11:04
Кому:ensembleberezka@yandex.ru
Здравствуйте, уважаемая Татьяна Валерьевна! Отправляю Вам для возможного использования свою статью «Тверские истоки ансамбля «Березка». Не будет ли возможности сообщить мне, кто, кроме Н. Дойниковой, из артистов  Калининской филармонии вошел в первый состав ансамбля «Березка»  в 1948 году (утверждают, что их было трое). С уважением краевед, писатель Анатолий Николаевич Головкин.



Ансамбль "Берёзка" Сегодня, 12:31
Кому:вам
Добрый день! Благодарим вас за внимание к творчеству нашего коллектива.
Благодарим вас за предоставленный материал, ценную информацию.
Есть уточнение по статье: в первом исполнении Хоровода "Березка" было 20 девушек.
В ансамбле сохранились фамилии артистов 1950г. Возможно среди этих солисток есть артисты, которые принимали участие в первом концерте:
Г. Коршунова, В. Светлова, Г. Грабовская, Н. Дойникова, А. Гаврикова, И. Пацева, С. Лапина, Т. Лукьянова, В. Гаярина, Н. Козлова, Л. Тихонова, А. Суворова, Е. Карманова, И. Голанцева, А. Слышкина, Н. Болгова, М. Яковлева, А. Тедеева, В. Головкина, И. Лотарева, Т. Волкова, М. Холщевникова.
 
С уважением,
Ансамбль "Берёзка"
30 января 2023 года.

Анатолий Головкин Сегодня, 13:31
Кому:Ансамбль "Берёзка"
Спасибо за ответ! Чтобы избежать разных толкований, мы указываем количество участниц разных составов. Я пишу о 16 участницах художественной самодеятельности танцевальной группы Ансамбля песни и пляски Калининской филармонии. Вы, как я понял, сообщаете о 20 участницах первого профессионального состава ансамбля «Березка», в который было отобрано лишь 3 участницы из художественной самодеятельности Калининской филармонии. С уважением А.Н. Головкин.

Ансамбль "Берёзка" Сегодня, 14:07
Кому:вам
Спасибо. Теперь все понятно. Принято.
 
С уважением,
Ансамбль "Берёзка" и
начальник отдела по концертной деятельности -
Наталья Арзамасцева


Рецензии