Судьба брата. Отец. Эпилог

                Судьба брата. Отец
По окончании восьмилетки, как я уже говорил выше, родного брата Славика детдом направил учиться на сварщика в Казахстан – соседнюю республику. Окончив профтехучилище, он работал по профессии. Потом служил в армии, вернулся в Переволоцк. От неустроенности и неприкаянности, женился на вдовушке с двумя детьми, старше его на десять лет.
По этому случаю Виктор прислал мне в сибирский городок Прокопьевск паническое письмо, куда я к тому времени сбежал от его опеки, а, главное, от Галины, слишком бесцеремонно распоряжавшейся моей судьбой и всеми заработанными деньгами. Письмо было о том, что Славку «захомутала» многодетная бабёнка, и его надо спасать.
Чувствуя свою вину за то, что не мог принять участие в его судьбе; вовремя, может, помочь чем-то, хотя сам был не устроен: недавно женился. Жили мы сначала на квартире, потом я выхлопотал комнату в насыпном блохатнике – деревянном, неблагоустроенном бараке. Здесь и в округе, в таких же бараках жили «отбросы общества», как у Виктора Гюго – отверженные: пьянь, бывшие зэки, люди с надломленными судьбами.
У нас с женой было полно своих проблем. Родилась дочка. Я только что демобилизовался, устроился на работу в Центральные механические мастерские слесарем по ремонту станков. 
Не знал, что тут предпринять, но решил вызвать брата Славика к себе, дал телеграмму, придумав наспех, что болен... 
Он приехал, мы поговорили, и брат понял, что я обманул его, но не обиделся, а на предложение остаться, пожить и поработать в этом сибирском городке, он без возражений согласился. Вскоре устроился на работу, получил общежитие.
Так мы и прожили там восемь лет, почти укоренились, не думая о дальнейшей судьбе. В итоге, ничем я ему не помог, но он и не жаловался.
Вдруг судьба резко повернула свой вектор, изменив наши жизни, и снова развела нас с братом на всю жизнь…
Моя теща Анастасия Михайловна предложила нам с женой попытать счастья – переехать на Кавказ. Она бывала там в военные годы как медсестра – прибыла в предвоенный Пятигорск с эшелоном раненых с фронта. Нужно было срочно разместить немощных бойцов в санатории и частные дома. Раненых разбирали жители, но все равно оставалось еще очень много, а враг наступал, время поджимало. И она отправилась с ранеными дальше – по военно-грузинской дороге в Закавказье. 
Анастасия Михайловна, при всех этих хлопотах и заботах сама была на сносях первенцем, от фронтового друга... Еле успела разместить раненых в Грузии. Пришлось срочно на перекладных возвращаться в родную Оренбургскую область, чтобы родить сына советского офицера…
А места эти на Кавминводах, хоть и была проездом, ей понравились.
Вспомнила те годы и предложила дочери – моей жене в письме: «Может, переберетесь в те края? Там живут наши дальние родственники. Люди они отзывчивые, глядишь, помогут…»
Действительно, в городе Лермонтове на Кавказских Минеральных Водах жили двоюродные сестры жены. Родственницы пообещали помочь с нашим устройством…
И вот я еду в отпуск – приглядеться, возможно, подготовить почву для переезда всей семьи. Сестры жены приняли нас радушно, пообещали помочь найти жилье, прописать.
В итоге мы переехали. И до сих пор живем на КМВ, правда, теперь в г. Ессентуки.
О, это отдельная эпопея. Нам с женой легко удалось расстаться с прежними местами работы, выписаться, сдав жилье. Договорился я и на железной дороге насчет контейнера для перевозки вещей. Но был неопытен, поверил на слово людям, а в результате, чуть не поплатился жестоко, когда прибыл с вещами на товарную станцию и не обнаружил ни контейнера, ни моих «благодетелей». Может, испугались, может, что-то не срослось…
Бегаю, ищу, спрашиваю – все разводят руками, как сговорились… Я в панике, но вот нашлись сердобольные мужики. Деньги в итоге решают всё. Контейнер был загружен, нам дали бумаги, по которым должны получить багаж по прибытии на место.
Радость от предвкушения новой жизни стерла все негативные эмоции, и вот всей семьей уже летим в самолете! Мы молоды, полны сил, на руках - полугодовалая дочь Наташа и вторая постарше на шесть лет – Надя. Летим в края, которые мне очень понравились. Это просто небо и земля – места прежнего обитания, где снег не успевает лечь, а уже черный. Постоянно дымящиеся терриконы, шахты, заводы и почти каторжный труд, словно сосланных декабристов в сибирских рудниках. Лет через пятнадцать, возможно, я получил бы благоустроенную квартиру. Работал на оборонном заводе сменным мастером, окончив к тому времени электромашиностроительный техникум. К старости, может, стал бы старшим мастером. Жена работала в аптеке и тоже никаких перспектив…
А что же ждало нас на новом месте? Никогда потом, хоть мы и хлебнули столько, что на десятерых хватит, не пожалел я, что покинул Сибирь-матушку. Ведь и там мы были пришлыми. Восемь лет прожили. Жена отдавала долг за учебу, отрабатывая двухлетний срок в аптеке. Мне пришлось поработать и в шахте, и в ЦРММ, и на двух заводах.
Помня, как сорвал брата с одного места, решил позвать его вновь, пусть  посмотрит эти благодатные места, куда я решил перебраться сам - в город Лермонтов. Может, и он потянется за нами?
Легкий на подъем, брат вскоре приехал. Ходил, как зомбированный, но не обрадовался моему предложению, ответив, что в Прокопьевске его ждет девушка.  И уехал к ней. Но судьба посмеялась над ним: девушка за месяц успела найти ему замену…
Горевал он недолго. Познакомился с женщиной, женился и жил с нею до самой её смерти. Вырастили троих сыновей. Славик работал сварщиком, потом водителем в электросетях. Она – воспитателем в детском садике.
Брат любил рыбалку, он и теперь не изменил своему хобби. На пенсии ловит лещей и прочую рыбу, трудится на даче. Дети выросли; он, как и я, давно уже дедушка.
Так и живём вдали друг от друга уже более сорока лет…
Из всей этой истории у меня все же остался осадок в душе: я невольно вмешался в его жизнь.
Имел ли я на это право? Не знаю, но так вышло. В спешке уезжая по моему вызову, брат оставил у той первой его женщины в Переволоцке все фотографии: матери и отца, а также документы, что оказалось невосполнимой для нас утратой. Она их просто уничтожила.
Только три фотографии из детства сохранились – подарок Виктора, где есть мама. Отец остался смутно в памяти. Вот и весь наш семейный архив…
Об отце еще помню, как после детского дома мне довелось немного пожить с ним и мачехой. Помню, отец постоянно жаловался на сильные боли во всём теле, в суставах. Было ему тогда семьдесят с гаком. Он буквально умирал каждую ночь, но утром хвори отступали, и он, забыв про ночные передряги, занимался разными делами дома и по хозяйству. В небольшом огородике каждое лето сажал разные сорта огурцов, помидоров, экспериментировал с прививками по-мичурински, пытаясь этим как-то прокормиться.  Его пенсии в девятнадцать рублей даже по тем временам хватало разве что на хлеб да лекарства.
Запомнилось, как интересно он подвязывал кусты помидоров к подпоркам, делая это с помощью кольев и растяжек в несколько ярусов. Было любопытно видеть гроздья помидоров, висящие на ветках рясными рядами, словно огромные виноградины. Отдельно краснели и желтели крупные сорта помидоров «Бычье сердце», еще какие-то сорта среди резной зелени листьев. К отцу ходили любопытные соседи, расспрашивали, удивляясь обилию урожая и количеству сортов, а так же необычному в этой глуши подходу к агрономии неграмотного деда. Где он доставал семена – для многих было загадкой.
Мне думается, что занимался он этим даже не столько для прокорма и пополнения скудного бюджета, а больше для души на старости лет. Всю жизнь тянул рабочую лямку, сначала поднимал первую семью, потом вторую. Теперь захотелось чуточку пожить для себя.
Одни плывут по течению жизни, другие сами прокладывают путь.
Свой путь отец закончил недалеко от места, где лежит моя мать. Мне же судьба уготовила, видимо, доживать век почти в тех местах, откуда он родом – на Кавказе, на другом конце нашей необъятной Родины.

                Эпилог
           Последнее время мне все чаще снится незабвенное детство и юность… В памяти, как волны, перекатываются прожитые годы. А наиболее яркие события заставили взять перо и поделиться своими воспоминаниями с читателями, что я и сделал.
           У каждого свои воспоминания, но в чем-то они сходятся – это возраст и страна проживания – великая и многострадальная наша Русь.
           Я не осуждаю ни теперешнее время, ни тот период, что описал из своего прошлого.
           Поколению дедов, отцов и нам не довелось испытать всех прелестей нынешних благ, среди которых немало негативного по сравнению с жителями 20-го века. И это естественно. Наши ошибки не всем явятся примером, как и многие новшества 21-го века нашему поколению не во всем приемлемы. Эти «новшества» известны, я не стану морализировать на  темы ухудшения образования, здравоохранения, а уж по поводу взаимовыручки, доброты среди простых людей, тружеников, жертвенности и многих других качеств, что нам дала советская власть, будут еще долго сожалеть, как о безвозвратно потерянном достоянии.
           Известно, что времена не выбирают, в них живут и умирают. И не столь важно, в какие времена жили лучше, а в какие хуже. Важно, чтобы это не забывали потомки, ведь это наша история, а она дорога нам, как память о своем родовом древе. Человеку важно знать свои корни, чтобы не стать «Иваном непомнящим родства».
           Я же горжусь тем, что родился и живу в нашей неповторимой и, как ни суди, лучшей   в мире стране.
           Надеюсь, что кто-то из многочисленных родственников прочтет эти откровения и дополнят мою историю...
           Благодарю Бога и своего Ангела-хранителя, что сохранили меня, не дали сгинуть в непредсказуемых ситуациях, помогли выжить и стать, надеюсь, достойным человеком. 


Рецензии