Шигирский идол для меня произведение искусства

Гложет душу мне уже много лет
Одна дума немалой трудности:
Где, в какой дали затеряла след
Книга древней славянской мудрости?
И. Кобзев.
(Падение Перуна)

 Всероссийский скандал с распилом Шигирского идола в Свердловском областном краеведческом музее закончился возбуждением уголовного дела и подоспевшим результатом экспертизы немецких ученых.
В июне 2014 года Шигирский идол был извлечен из стеклянного саркофага и подвергнут механическому воздействию, для изъятия образцов древесины (несколько щепочек) в целях проведения исследований для уточнения возраста. Манипуляции с артефактом мирового значения даже не согласовывались с Министерством культуры. В 1997 году отечественные исследователи оценили возраст идола в 9500 календарных лет. Уральский идол оказался старше не только египетских пирамид, но и цивилизаций майя и ацтеков. Немцы в 2015-м дали идолу 11 тысяч лет. На конференции, посвященной итогам экспертизы идола, ведущий сотрудник Института археологии Российской академии наук (Москва) Михаил Жилин заявил: «Эти даты чрезвычайно важны для понимания общего искусства Евразии. Идол получит огромное признание. Теперь понято, что развитие шло из разных центров — не только из Ближнего Востока, но с Урала. Также можно сказать, что охотники и рыболовы были более развиты, чем землевладельцы».
Правда, я не понял, как эти выводы об искусстве условной середины каменного века и охотниках были сделаны доктором наук, исходя из постаревшего  на 1,5 тысяч лет идола А ещё меня очень интересует стремительно пропавший интерес ученых к другому уральскому феномену – Аркаиму. Один из археологов сказал мне, что «там много свастики и эти экспонаты прячут с глаз». Люди, одумайтесь! Это свастика была нарисована и вылеплена еще до нашей эры! Хватит бредить Гитлером! Я даже в своей книге «Мой Бог – Солнце!» сделал предположение, что пропавшие во время Второй мировой войны два метра тулова идола могли носить орнамент свастики.  Но если «Мой Бог – Солнце!» это творческие фантазии, то публицистика была посвящена варварскому обращению с самой древней в мире деревянной скульптурой. Я подчеркиваю – СКУЛЬПТУРОЙ! Шигирский идол для меня, прежде всего, произведение искусства! И пилили немецкие ученые произведение искусства, с согласия местных музейщиков. Я об этом говорил и 41-му каналу (Екатеринбург), и 5-му федеральному, но в эфир шли второстепенные части из интервью. Все пытались усмотреть в этом распиле идола политическую или эзотерическую составляющую. Есть в этом действе и та, и другая основа, но с общечеловеческих ценностей это варварство по отношению к произведению искусства.  Музеи Европы нафаршированы сомнительными артефактами «мирового значения», но никому не приходит в голову их пилить ради уточнения даты происхождения. Куда важнее понять, что хотел сказать древний человек, вырезая в лиственнице это удивительное, многогранное произведение со сложнейшим орнаментом и множественными ликами. А то ведь даже о девятом веке нашей эры писали, что язычники «молились дырке в пне». А оказывается, уже до нашей эры поклонялись столь сложному культовому произведению, недоступному в понимании современным культурологам и религиоведам. Мир наших древних предков был иным, чем нам его представили «историки»! И Шигирский идол этому доказательство!


Рецензии