Жил на свете капитан

   Этот материал я подготовил много лет тому назад для одного морского издательства. Помогала мне в подготовке одна пожилая дама, которая была лично знакома с героиней моей повести. Она жила скромно на мизерную пенсию. Меня нисколько не удивил ее вопрос о материальном вознаграждении за помощь. Но поскольку я сам только устроился в это издательство и еще не успел получить свою первую зарплату, то переадресовал этот вопрос одному из сотрудников. - Какой гонорар? - удивился он, -  Мы зарплату не получаем уже несколько месяцев! -
Зачем же вы на работу ходите? - Да меня дети подкармливают, девчонок наших - мужья кормят, а надежда на то, что директор все-таки с нами рассчитается...так он обещает, говорит, что вот закончит строительство дачи для сотрудников издательства на берегу озера и все долги нам вернет. - И вы верите, что он строит дачу именно для того, чтобы вы все там отдыхали? - А что нам остается?
   Пошел к директору издательства. Разговора не получилось. - Кто вас уполномочил выступать здесь в роли профсоюзного лидера? - материал мой летит ко мне от него через стол. Так он и остался не опубликованным, а я не остался работать в этом издательстве. И не только потому, что меня больше кормить некому было.

          ОНА РОДИЛАСЬ 26 ФЕВРАЛЯ 1908 ГОДА В СЕМЬЕ РАБОЧИХ.
   Из воспоминаний А.И.Щетининой: "Летом 1924 года отец был сезонным рабочим на рыбном промысле в лимане Амура. После окончания занятий в школе, мы с мамой поехали к нему на пароходе. Рейс длился долго: было много заходов, а в северной части Татарского пролива и в лимане Амура встретился лед, который надолго задержал судно.
   Мы впервые оказались на морском пароходе, впервые увидели работу моряков. Нас занимало все: постановка на якорь, подходы катеров к борту судна, швартовка к причалу в бухте Ольга. Во льдах было страшновато. Корпус судна сотрясался от ударов о льды, временами ход замедлялся, судно останавливалось, потом пятилось и снова пробиралось вперед.
   В разгаре был летний ход кеты. День и ночь катера подвозили к пристани кунгасы, полные рыбы, которая тут же вагонетками доставлялась к разделочным столам, а оттуда - в засольный сарай. Рабочих рук не хватало. С первого дня стали работать и мы: мама на засолке рыбы, я - на разделке.
   Возвращались во Владивосток тем же путем. Я видела, что на пароходе работают только мужчины. А есть ли где-нибудь женщины-моряки? Слышала, что в стране уже появились летчицы. Но все это где-то там, в центре..."

   Труженник моря - одна из сложнейших профессий в мире. Она требует мужества, трудолюбия, физической выносливости. чувства локтя.. Этих качеств у Анны было не занимать. Еще десятилетним ребенком она ходила в школу...на коньках. Просто по замерзшей реке так было удобнее и быстрее. А как воспитывали трудолюбие у детей и ответственность за младших братьев и сестер в глухих российских глубинках, надеюсь, рассказывать не надо. Никакие трудности не могли остановить девочку-подростка, решившую стать профессиональным моряком.

   Из воспоминаний А.И.Щетининой: "Во Владивостоке было мореходное училище. Но как туда поступить? Я продолжала учиться в школе, работать и думать. И, наконец, написала письмо начальнику училища. Это была и скромная просьба, и заверение в своей готовности ко всем трудностям. Не письмо, а целая поэма. Я бы дорого дала, чтобы увидеть это письмо.
   Конверт с замиранием сердца опустила в почтовый ящик и стала ждать ответ с таким чувством, как-будто на карту была поставлена сама жизнь. И, наконец, ответ - тоненький серый конверт, четвертушка бумаги, в углу которой штамп "Владивостокский водный техникум путей сообщения". Две строчки - приглашение явиться лично и подпись начальника техникума".

    В 1925 году Анна Щетинина поступает в техникум. Из 200, подавших заявления, принято было 42 человека и среди них - три девушки. После года учебы осталась одна Анна. Выпускные экзамены сдали только 18 человек.
   "Учеба шла легко. Во-первых. потому, что нравилось. Во-вторых, я чувствовала. что не имею права учиться как-нибудь", - вспоминала А.И.Щетинина.
   После окончания техникума, ее направляют в Камчатское акционерное общество. Она ходила сначала матросом, а затем получает диплом штурмана малого плавания.
   "На вахту мы с Юрой попали ко второму помощнику капитана. Первым за руль стал Юра, потом я. Нам терпеливо объясняли что и как нужно делать. Нельзя класть руля резко, делать много оборотов штурвала. Нужно внимательно следить за курсовой чертой компаса и предупреждать стремление судна уходить с заданного курса, поворачивая штурвал на небольшой угол в обратную сторону.
   Когда, несмотря на все наши яростные старания. судно уходило с курса, матрос брал штурвал в свои руки и почти незаметным движением возвращал судно на курс, а нас посылал посмотреть за корму. Мы смотрели и приходили в отчаяние: кильватерная струя ясно выделялась на поверхности моря. От кормы она шла ровной дорожкой - значит стоит хороший рулевой, а дальше, к горизонту виден большой зигзаг.
   -Это твой, твой! -радуется Юрка.И я должна признать, что этот зигзаг действительно мой.
   ...Мы мирно сидели в кубрике, занимались своими делами. И вдруг - комисия с проверкой.
   - Что? Девушка вместе с ребятами? Недопустимо!-
   Устроили маленькое новоселье, и я осталась одна. Заниматься по старой привычке ходила в кубрик к ребятам".

   "После второго курса - снова практика. Наслушавшись предостережений и рассказов бывалых моряков о трудностях морской службы, я решила: во что бы то ни стало попасть в самые нелегкие условия плавания.Это было желание проверить себя".
   "Как-то неожиданно, я оказалась старшей среди матросов. Я была старшей не по возрасту, а потому, что научилась уже что-то делать. И вот мне стали поручать не только сложные работы. но и руководство ими".

       ИЗ ЖУРНАЛА "ОБЩЕСТВЕННИЦА", 1937 год:
  "Почему я пошла в моряки? Очень просто:люблю море. Не подумайте, что это лирика, романтика. Нет. Я человек математического склада.
   Сколько мне лет? Двадцать восемь. Тут вот до вас тоже журнлист приходил. Восторгался:"Ах. женщина! Капитан-женщина командует матросами!". Обозлил он меня. Не вышло у нас с ним разговора. Не люблю я этих "ахов" и "вздохов". Не люблю разного "гитарного звона". Такой уж я человек.
   Мне было 16 лет, когда я поступила в морской техникум.Начальник техникума меня пугал: и трудно, и тяжелую работу выполнять прийдется, и испокон веков баб-моряков не бывало...Ну, да меня нелегко свернуть с пути...
    Ясно, сперва поглядывали косо. Все-таки что там ни говори, натура женская как-то нежней мужской. Сначала пробовали смеяться, но, видя, что не обращаю внимания, - насмешки прекратились.
    Летом мы уходили в практические плавания. Ходила я учеником, потом матросом. Дело это нелегкое. Но я не отказывалась ни от какой работы, как бы ни было трудно. Откажешься - никогда не станешь с матросами на равных, всегда будешь для них пассажиром. Трудно, конечно. Работа физическая. Но человек я здоровый, крепкий.".
                "Разговор с капитаном", Е. Габрилович

   ИЗ КНИГИ А,И.ЩЕТИНИНОЙ "НА МОРЯХ И ЗА МОРЯМИ":

   "К нам подошли двое.
   -Эй, штурманихи! Горшки моете?
Мы молчали. Шутки кочегаров становились все злее. Один подошел ко мне и ногой выбил банку из рук. Керосин полился по палубе. Я вскочила с намерением постоять за себя. Он прошипел:"Вы что же, бабье, в самом деле собрались в рейс идти? Не было этого и не будет!Если еще появитесь на судне - раздавлю! Не ходили с бабами и не будем.".
   "Я предложила капитану подменить рулевого. Одному матросу стоять четыре часа тяжело. В той части канала, где он идет по озеру, пришлось расходиться с судами. В таких встречах всегда есть опасность столкновения. Встречные суда были гораздо большего тоннажа, чем наше. При подходе первого из них, нос нашего судна сначала повело в противоположную сторону, потом - к средней части проходящего судна, и мне пришлось покрутить штурвал. Но все обошлось благополучно.
   И тут я услышала как лоцман говорит капитану:"Ваш мальчик - отличный рулевой.- Георгий Иванович, смеясь, ответил: - Это не матрос, а мой третий помощник, и не мальчик, а девушка.".
 
   В 1931 году группа торговых моряков-дальневосточников, а среди них и Щетинина. были премированы поездкой в Москву и Ленинград. Ленинград показался сказочным.
    Следующая встреча с нашим городом произошла в 1935 году. Будучи уже помощником капитана, она была откомандирована в Ленинград для укомплектования команд, которые будут перегонять суда из-за границы. Правительство СССР закупило 12 судов, два - для Камчатского акционерного общества.
    Команды укомплектованы, но в последний момент происходит кадровая перестановка: капитан, которому надлежало перегнать судно на Дальний Восток, был направлен на другой корабль. И неожиданно для всех капитаном закупленного корабля назначают А.И.Щетинину. Вместе с командой она направляется принимать купленный корабль в Гамбург.
   "На судне рефрижиратора не было. Перед долгим  рейсом каждое судно запасало мясо в живом виде. Приобрели и мы коров. Их решили перевозить на плотике из шпал. Подвели плот к берегу, на него погрузили одну корову, с ней поместился сопровождающий. Эту буренку доставили на борт. Подошло время обеда. Чтобы управиться быстрее, матросы сочли вполне возможным погрузить на плот трех оставшихся коров и без сопровождающего отправить его на тросах к борту судна. Погрузили. Плот почти весь ушел в воду. Пока он стоял, стояли и коровы. Но когда плот отошел от берега, он накренился, стал торчком и опрокинулся. Коровы оказались в воде. Матросы попрыгали в воду, коровам подвели под брюхо тросы, вытащили их на берег, а затем по одной перевезли на судно. Наше судно из-за этой "коровьей" экспедиции надолго стало предметом насмешек.".

   " После передачи "Биры" новому начальству, меня, старпома и боцмана попросили остаться на корабле несколько дней. Как-то, задержавшись в управлении пароходством, я пришла на корабль после обеда. Очень устала и хотела есть. Попросила своего старпома передать новым хозяевам судна, чтобы меня накормили. Сижу в каюте командира, которая пока и мне служит деловым кабинетом, и жду обеда. Заглядывает в каюту краснофлотец и тут же скрывается. Потом пришел старпом и со смехом рассказал, что краснофлотец-вестовой, получивший распоряжение накормить капитана, старательно и безуспешно искал его.А видел в каюте командира какую-то бабочку".

   Пароход "Хохенвельц" прибыл из Южной Америки. Капитан-немец очень растроен: тяжело расставаться с пароходом, на котором он проплавал шесть лет.Он сетует на тяжелое время, в котором живет его страна, вынужденная распродавать свой флот. А известие, что капитан, которому необходимо сдать судно, - молодая женщина - приводит его в шок. Он закрывается у себя в каюте и напивается.
   Судно было переименовано. Ему дали название дальневосточной рыбы из породы лососевых - "Чавыча".
   15 июня 1935 года из Гамбурга под советским флагом вышло судно "Чавыча". Порт назначения - Петропавловск-на Камчатке с заходом в Одессу. На капитанском мостике - Анна Ивановна Щетинина - первая в мире женщина-капитан дальнего плавания.Весь рейс, длившийся почти три месяца, широко освещался зарубежной прессой.

      ИЗ ГАЗЕТЫ "Камчатская правда", 1935 год:
    "...Зарубежная буржуазия диву давалась. Приезд Щетининой в Гамбург для приемки судна произвел настоящий фурор.
   Особое любопытство к женщине-капитану проявили в Сингапуре. Газеты писали, что порт Сингапур за все свое существование впервые принял пароход под командой женщины. Она строга, но справедлива. Анна Ивановна в рабочее время носит простые белые чулки и китель без погон и знаков различия. Она облачается в более комфортабельное одеяние, когда выходит на берег. Все, находящиеся на пароходе, обращаются к ней по имени-отчеству или еще проще: товарищ капитан.И это, несмотря на то, что она является командиром большого коммерческого корабля, на котором 36 матросов. Анна Ивановна своим появлением буквально затмила сингапурский горизонт".

   "Мы вышли из Лиепаи 17 июня 1941 года и через два дня прибыли в Ленинград. Вечером вошли в Неву и отшвартовались у набережной Лейтенанта Шмидта в ожидании развода мостов. Я пришла домой около шести часов утра, поговорила с мамой и легла спать. Зазвонил телефон, взволнованный голос помошника сообщил об объявлении войны.
   Наши суда передавались Балтийскому флоту.
   ...К следующему рейсу положение на Финском заливе ухудшилось. Все суда работали на эвакуацию людей из Таллина. Все! А мы не дошли.На пути наш конвой подвергся налету бомбардировщиков. И было что-то нереальное в том, что два небольших судна служат мишенью для большого числа самолетов. Их насчитали шестнадцать.
   ...Я не успела даже выбежать из каюты, как раздался взрыв.Самолет,сбросивший бомбу, скрывался в облаках. Из поврежденных труб пожарной магистрали текла вода, образуя лужецы в выбоинах палубы. Вода была розового цвета. Почему розового? Но ведь это...это же кровь.".
 
                ИЗ журнала"Смена",1960 год:
   " Однажды, когда судно зашло в иностранный порт, Щетинину окружили репортеры. Все выражали сомнения: - Ее большевики для агитации послали! Какой она моряк?Совсем девчонка! Наверное, жена капитана.- Но стоило Щетининой появиться на капитанском мостике, как все сомнения исчезли. В незнании своего дела ее не смог бы упрекнуть самый искушенный "морской волк".
                ИЗ воспоминаний М.Н.Либензона, доцента ДВГМА:
   "Резко распахнулась дверь, в помещение влетела женщина в морской форме с нашивками капитана. Она спешила на лекцию. Взяла со стола какие-то бумаги, потом заметила меня, остановилась, подошла и сказала:"Очевидно, мы должны с Вами познакомиться".Эта красивая энергичная женщина была Анна Ивановна Щетинина - доцент кафедры. Мы проработали вместе 12 лет. Знакомство переросло в дружбу,которая продолжалась 30 лет.
   ...Какая-то простота была в общении с ней.Она располагала к себе, и, в то же время, было ощущение ее внутренней силы и надежности.Никакой чопорности, высокомерия. Вместе со всеми пела песни, особенно любила морские. А слушать любила старинные романсы. И никогда никуда не опаздывала.
    Юмор Анна Ивановна понимала, но анекдотов не любила. За все время нашего знакомства я не слышал от нее ни одного грубого слова".
                ИЗ газеты "Владивосток", 1999 год:
   "Вот так:коротко и понятно - капитан Анна - ее называли коллеги-моряки во всем мире. Каждый знал, что речь идет об Анне Ивановне Щетининой. Единственной и неповторимой. Хотя после нее и появились женщины-судоводители, но именно Анна из Владивостока проложила им путь, первой вступив на капитанский мостик. Ну, а первыми бывают лишь однажды. И остаются в истории.
   В облике и характере Анны Ивановны уживались капитанская требовательность и победительная женственность. Для своих подопечных она была одновременно и суровым шкипером, и прекрасной дамой, воплощавшей собой верных жен и подруг. В 50 лет она потеряла мужа, замуж больше так и не вышла, и никто бы не смог упрекнуть ее в легкомысленном поведении."
                Почетный гражданин города Владивостока, капитан дальнего
                плавания В.МИСЬКОВ:
   Никто из нас не вечен. Но эта смерть внезапна и жестока одновременно. Мы потеряли человека, который олицетворял собой историю и соединял разные поколения моряков.

                ПОСЛЕСЛОВИЕ:

   В одном из интервью Анна Ивановна сказала:"Надеюсь совершить еще много дальних плаваний и постараюсь написать для молодежи о своих морских походах".
   Она, как всегда, выполнила свое обещание и выпустила во Владивостоке книгу "На морях и за морями".

             СПАСИБО ВСЕМ, КТО НАБРАЛСЯ ТЕРПЕНИЯ И ДОЧИТАЛ ДО КОНЦА.


Рецензии
Здравствуйте, авторы! Совершенно согласна с рецензией Людмилы Мищенко в оценке этой публикации!

Когда сообщают, что такой-то город впервые упомянут в летопись, это считается датой, от которой идёт отсчёт возраста города. Может быть, город этот жил, существовал много лет и даже столетий, но до времени, пока ничего нет записанного, то и города, как бы, нет. Можно только предполагать.
Так и публикации! Написанное - факт существования. Прекрасный очерк Александра точно заслуживает особого внимания, поддерживаю в этом Людмилу! Документальные свидетельства, подлинные и уникальные, это особенная ценность,
это память о прекрасных людях, о времени, в какое жили. Спасибо за работу!

С искренним уважением,

Кузнецова Любовь Алексеевна   03.10.2022 18:21     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.