Я имею право идти в рай!

Друзья!

Великий русский писатель Антон Павлович Чехов был верующим человеком. Церковь, попов не порицал, писал о священно- служителях  и богослужениях правдиво и искренне.
Вот лишь один отрывок из его рассказа о  душевных чувствованиях и переживаниях подростка:
"...Церковная паперть суха и залита солнечным светом. На ней ни души. Нерешительно я открываю дверь и вхожу в церковь. Тут в сумерках, которые кажутся мне густыми и мрачными, как никогда, мною овладевает сознание греховности и ничтожества.
Богородица и любимый ученик Иисуса Христа, изображенные в профиль, молча глядят на невыносимые страдания и не замечают моего присутствия; я чувствую, что для них я чужой, лишний, незаметный, что не могу помочь им ни словом, ни делом, что я отвратительный, бесчестный мальчишка, способный только на шалости, грубости и ябедничество. Я вспоминаю всех людей, каких только я знаю, и все они представляются мне мелкими, глупыми, злыми….
Возле ширмы, ожидая очереди, стоят исповедники <…> Теперь уж и я двигаюсь за ширмы. Под ногами ничего не чувствую, точно иду по воздуху <…> Подхожу к аналою, который выше меня. На мгновение у меня в глазах мелькает равнодушное, утомленное лицо священника, но дальше я вижу только его рукав с голубой подкладкой, крест и край аналоя.
Я чувствую близкое соседство священника, запах его рясы, слышу строгий голос, и моя щека, обращенная к нему, начинает гореть... Многого от волнения я не слышу, но на вопросы отвечаю искренне, не своим, каким-то странным голосом, вспоминаю одиноких Богородицу и Иоанна Богослова, распятие, свою мать, и мне хочется плакать, просить прощения.
— Тебя как зовут? — спрашивает священник, покрывая мою голову мягкою епитрахилью.
Как теперь легко, как радостно на душе! Грехов уже нет, я свят, я имею право идти в рай! <…>Церковные сумерки уже не кажутся мне мрачными…
Придя домой, я, чтобы не видеть, как ужинают, поскорее ложусь в постель… Мне слышно, как в столовой накрывают на стол — это собираются ужинать; будут есть винегрет, пирожки с капустой и жареного судака. Как мне хочется есть!
Я согласен терпеть всякие мучения, жить в пустыне без матери, кормить медведей из собственных рук, но только сначала съесть бы хоть один пирожок с капустой!
— Боже, очисти меня грешного, — молюсь я, укрываясь с головой. — Ангел-хранитель, защити меня от нечистого духа.
На другой день, в четверг, я просыпаюсь с душой ясной и чистой, как хороший весенний день. В церковь я иду весело, смело, чувствуя, что я причастник, что на мне роскошная и дорогая рубаха, сшитая из шелкового платья, оставшегося после бабушки.
В церкви все дышит радостью, счастьем и весной; лица Богородицы и Иоанна Богослова не так печальны, как вчера, лица причастников озарены надеждой, и, кажется, все прошлое предано забвению, все прощено.

Антон Чехов. «На страстной неделе»
...Други!
Давние события на Голгофе не оставляют никого равнодушными и Христово Воскресение- радостная песнь ЖИЗНИ, человеческому БЕССМЕРТИЮ. Наш ДУХ неуничтожим, он вечен и идёт своей эволюционной дорогой в БЕСПРЕДЕЛЬНОСТЬ!
Вл.Назаров

*************
1.Страстная неделя: как ее провести правильно...

18 апреля у православных начинается Страстная неделя (18 - 23 апреля) - последняя неделя перед Пасхой, время строгого поста. О том, как правильно провести Страстную, что можно, а что категорически нельзя делать в Страстные дни, когда красить яйца, готовить куличи и пасхи, а когда их святить, что происходит в храмах на Страстной и когда туда приходить, все это в нашем календаре Страстной недели. А помогут нам шедевры мировой живописи.
Почему неделю называют Страстной?
В Церкви слово страсть употребляется в двух случаях: когда говорят о противоестественном, греховном влечении души, к примеру, о страсти пьянства, и когда имеют в виду страдание. Значения эти взаимосвязаны, потому как противоестественное влечение неизбежно приводит к страданию. Но в названии Страстной недели слово "страсть" означает только "страдание", ведь Иисус Христос, последним дням земной жизни Которого и посвящена Страстная неделя, безгрешен по своей природе.
Поэтому Страстная неделя (в Церкви говорят "седмица") - это неделя перед Пасхой, когда мы вспоминаем Страсти (страдания) Господни: предательство Христа Иудой; одиночество и молитву до кровавого пота в Гефсиманском саду; арест и несправедливое осуждение Христа на Крестную смерть; отречение от Него самых близких учеников; Крестный путь - то есть, буквально, дорогу с Крестом на спине на Голгофу; Распятие и смерть на Кресте; погребение и трехдневное сошествие Христа в ад (в Церкви говорят "сошествие во ад"). Событие Воскресения Христа отмечается уже Пасхой, праздником Светлого Воскресения Христова. Каждый день Страстной недели получил два названия - Великий или Страстной, причем, чтобы подчеркнуть значимость, имя дня пишут с прописной буквы. Цель Страстной недели - приблизить нас к пониманию того, что Иисус совершил ради людей.

Пост в Страстные дни держат даже те верующие, кому не удалось пройти сорокадневный путь Великого поста. По монастырскому уставу с понедельника по пятницу едят только хлеб, овощи, фрукты, орехи, в Страстную пятницу не едят вообще - в знак скорби: Иисус в этот день был распят и испустил Дух. В Страстную субботу позволяется пища с растительным маслом. Понятно, что в сам праздник Пасхи, то есть после праздничного богослужения в ночь с 23 на 24 апреля пост отменяется. Нет поста и всю следующую неделю за днем Пасхи, называемую Светлой (с 25 по 30 апреля). Снисходя к немощи больных или тяжело работающих людей, Церковь допускает для них послабления. Как учат святые, "мы не телоубийцы, то есть не убийцы тела, мы убийцы греха".
Когда красить яйца, готовить куличи и пасхи? Когда их освящать?
Если быть точными, не освящать и не святить, а получать благословение на непостную пищу - яйца, творожную пасху, сдобные куличи, мясное. Слова "освящать" или "святить" в данном случае употребляются не точно: ни яйца, ни буженина, ни даже кулич святынями после окропления их святой водой не становятся, мы просто получаем благословение на то, чтобы съесть это все в праздник. Но в быту используется именно слово "освящение". Освящают яйца с куличами и пасхами в Страстную субботу, для тех, кто не успел, - в воскресную ночь, после Пасхального богослужения или в Светлое Воскресенье утром. Красят же яйца и готовят остальную снедь обычно в Страстной четверг или в Страстную субботу. Причем священники призывают к тому, чтобы хозяйственные хлопоты не затмевали для нас богослужений Страстной недели.

Страстные понедельник, вторник и среда посвящены воспоминаниям последних бесед Иисуса Христа с учениками. На Страстную верующие стараются непременно прийти на исповедь и причаститься. И хотя сделать это можно в любой день, больше всего желающих исповедоваться бывает в среду. Ведь исповедуясь накануне Великого четверга, верующие потом причащаются в четверг утром - в память о том, что именно в этот день Господь установил Таинство Причащения.
Произошло это во время Тайной Вечери Христа с двенадцатью апостолами, и в Великий четверг в храмах вспоминают это событие. Исполнение Таинства Причащения - прямой завет Христа всем верующим, поэтому Таинство это совершается на каждой Божественной литургии.
Во время вечерней службы Страстного четверга читают двенадцать евангельских отрывков, повествующих о том, как Христа схватили, судили, про Его путь с Крестом на Голгофу, Его Распятие, смерть и погребение. По давней традиции во время чтения двенадцати Евангелий верующие стоят в храме с зажженными свечами.

Великий четверг называют еще Чистым четвергом. С одной стороны, это день духовного очищения через Таинства Покаяния (исповеди) и Причащения, с другой - речь о бытовой части жизни. Именно в четверг стараются убраться в доме.
Страстная пятница - самый скорбный день церковного календаря: именно в пятницу совершилось Распятие и Крестная смерть Христа. Шесть долгих часов мучительных страданий на Кресте. Евангелие сообщает: Крестная смерть Христа произошла в девятом часу (около трех дня по нашему времени). Поэтому во второй половине дня из алтаря в центр храма выносят плащаницу - "погребальную пелену", особую икону из ткани, изображающую снятое с Креста Тело Спасителя. В Великую пятницу до выноса плащаницы не принято есть, в этот день не служат Божественную литургию - в знак того, что в Страстную пятницу Сам Господь принес Себя в жертву. Безгрешный и бессмертный по Своей Божественной природе, Иисус Христос добровольно принес Себя в жертву, пройдя человеческий путь до конца - через страдания и смерть. И сделал Он это из любви к нам, людям.

Страстная суббота - время, когда, как говорят в Церкви, "да молчит всякая плоть", то есть время внутренней сосредоточенности и тишины. Время ожидания Воскресения Христа. Ведь день Великой субботы - день пребывания Тела Иисуса Христа "во гробе", где Он был погребен после Того, как Его сняли с Креста. Но, пребывая Телом во гробе, Душою Своею Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая спасения мира, томились души всех умерших и даже души святых ветхозаветных времен. Безгрешный и бессмертный по Своей природе Иисус Христос нисходит во ад, но не задерживается там - ведь в Нем нет ничего от греха, да и смерть не властна над Ним, Сыном Божьим. И Христос выходит из ада. И выводит за собой души ветхозаветных праведников. Во время Божественной литургии Великой субботы есть поразительный момент - переоблачение священников из черных одежд в белые. Символ того, что Христос Своею смертью упразднил, аннулировал неотвратимость человеческой смертности - в Церкви говорят: "смертию смерть поправ".
В Великую субботу освящают куличи, пасхи, мясо и яйца, которые появятся на праздничном столе после пасхальной службы. А сама торжественная пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Вся она пронизана духовной радостью Воскресения Христа, посвящена победе жизни над смертью.

Вот Иисус еще не Воскрес, еще не отворен камень в пещере, где Он был погребен, мы только ждем этого, и начинается Крестный ход верующих вокруг храма, сопровождаемый пасхальным перезвоном. Вот отвален камень, и в память об этом открываются врата храма, возглашается радостная весть: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим в гробех живот даровав". И вся последующая неделя, ознаменованная торжеством Воскресения Христа, называется Светлой. Начиная со дня Пасхи и в течение сорока дней верующие приветствуют друг друга словами пасхальной радости: "Христос воскресе!" - "Воистину воскресе!"
https://rg.ru/tema/obshestvo/
*************
2.Великий пост.

Произведения русских писателей особенно подходят для чтения «во дни печальные Великого поста». Они тревожат нашу совесть, заставляют задуматься о том, что скрыто в глубинах и потаенных уголках нашей души.
Старинная русская пословица «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива» говорит о «зеркале» Евангельской истины. И если Божественный образ, который есть внутри каждого человека, искажен грехом и «рожа крива», то лишь глубоким покаянием можно восстановить гармонию отношений человека с Богом, с самим собой и другими людьми. Надо просто собраться с духом и назвать вещи своими именами, чтобы не уподобиться ни Великому инквизитору, ни страшному нераскаянному Иуде.
«Покаяния отверзи нам двери!» — вот тот колокол, в который звонит русская классическая литература. В наше время искажений нравственных ценностей и двойной морали следует вернуться к традиционным истокам, вспомнить слова Пушкина о том, что «русская литература всегда была пасхально-спасительной. Воскрешающей».
Великий пост - особое время. Время подготовки к самому значительному празднику Святому Христову Воскресению. Это радостное и вместе с тем таинственное время. Этой тайной пронизаны произведения Чехова, Лескова, Достоевского и других писателей, чьи произведения собраны в этой книге. Русскими классиками был сформирован нравственный стержень русской литературы. Чтение классики позволяет прикоснуться к тому глубинному, что есть в каждом из нас, помогает нам стать хоть немного лучше и чуть-чуть ближе к Богу.
****************

Лев Толстой.
После бала

«Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство.»
«После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что был, казалось, бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло. Мы ничего не говорили о любви. Я не спрашивал ни ее, ни себя даже о том, любит ли она меня. Мне достаточно было того, что я любил ее. И я боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья.»
«Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало.»
**************
Леонид Андреев.
Иуда Искариот.

«Болезни приходят к человеку не случайно, а родятся от несоответствия поступков его с заветами предвечного.»
«Сегодня я видел бледное солнце. Оно смотрело с ужасом на землю и говорило: где же человек? Сегодня я видел скорпиона. Он сидел на камне и смеялся и говорил: где же человек? Я подошел близко и в глаза ему посмотрел. И он смеялся и говорил: где же человек, скажите мне, я не вижу!»
«Кто любит, тот не спрашивает, что делать! Он идет и делает все. Он плачет, он кусается, он душит врага и кости ломает у него!»
«Где жертва, там и палач, и предатели там! Жертва – это страдания для одного и позор для всех.»
***************

Иван Шмелёв 

Чистый понедельник.

«Старый наш плотник – «филенщик» Горкин, сказал вчера, что Масленица уйдет – заплачет. Вот и «заплакала – кап… кап… кап… Вот она! Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, на золоченый пряник «масленицы» – игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медведиков, ни горок, – пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж «душа начнется», – Горкин вчера рассказывал, – «душу готовить надо». Говеть, поститься, к Светлому дню готовиться.»
«Господи и Владыко живота моего».»
«Мне начинает казаться, что теперь прежняя жизнь кончается и надо готовиться к той жизни, которая будет… где? Где-то, на небесах. Надо очистить душу от всех грехов, и потому все кругом – другое. И «что-то особенное около нас, невидимое и страшное. Горкин мне рассказал, что теперь – «такое, как душа расстается с телом. Они стерегут, чтобы ухватить душу, а душа трепещет и плачет: „Увы мне, окаянная я!“ Так и в ефимонах теперь читается».
– Потому они чуют, что им конец подходит, Христос воскреснет! Потому и пост даден, чтобы к церкви держаться больше, Светлого дня дождаться. И не помышлять, понимаешь. Про земное не помышляй! И звонить все станут: помни… по-мни!.. – поокивает он так славно.
«В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, – такая прелесть. Я хватаю щепотками, – как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, «маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной… Мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва… А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам… а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с «белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а… великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками… а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»… а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!..»

*****************

Василий Никифоров-Волгин
Великий пост

«Редкий великопостный звон разбивает скованное морозом солнечное утро, и оно будто бы рассыпается от колокольных ударов на мелкие снежные крупинки. Под ногами скрипит снег, как новые сапоги, которые я обуваю по праздникам.
Чистый понедельник. Мать послала меня в церковь «к часам» и сказала с тихой строгостью: «Пост да молитва небо отворяют!»
Иду через базар. Он пахнет Великим постом: редька, капуста, огурцы, сушеные грибы, баранки, снетки, постный сахар… Из деревень привезли много веников (в Чистый понедельник была баня). Торговцы не ругаются, не зубоскалят, не бегают в казенку за сотками и говорят с покупателями тихо и великатно:
– Грибки монастырские!
– Венички для очищения!
– Огурчики печорские!
– Снеточки причудские!
От мороза голубой дым стоит над базаром. Увидел в руке проходившего мальчишки прутик вербы, и сердце охватила знобкая радость: скоро весна, скоро Пасха и от мороза только ручейки останутся!»

«После долгой службы идешь домой и слушаешь внутри себя шепот: «Обнови нас, молящихся… даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». А кругом солнце. Оно уже сожгло утренние морозы. Улица звенит от ледяных сосулек, падающих с крыш.
Обед в этот день был необычайный: редька, грибная похлебка, гречневая каша без масла и чай яблочный. Перед тем как сесть за стол, долго крестились перед иконами.
Обедал у нас нищий старичок Яков, и он сказывал: «В монастырях, по правилам святых отцов, на Великий пост положено сухоястие, хлеб да вода… А святой Ерм со своими учениками вкушали пищу единожды в день и только вечером…»
Я задумался над словами Якова и перестал есть.
– Ты что не ешь? – спросила мать.
Я нахмурился и ответил басом, исподлобья:
– Хочу быть святым Ермом!
Все улыбнулись, а дедушка Яков погладил меня по голове и сказал:
– Ишь ты, какой восприемный!
Постная похлебка так хорошо пахла, что я не сдержался и стал есть; дохлебал ее до конца и попросил еще тарелку, да погуще.»

«В Великий четверг варили пасхальные яйца. По старинному деревенскому обычаю, варили их в луковичных «перьях, отчего получались они похожими на густой цвет осеннего кленового листа. Пахли они по-особенному – не то кипарисом, не то свежим тесом, прогретым солнцем. Лавочных красок в нарядных коробках мать не признавала.
– Это не по-деревенски, – говорила она, – не по нашему свычаю!
– А как же у Григорьевых, – спросишь ее, – или у Лютовых? Красятся они у них в самый разный цвет, и такие приглядные, что не наглядишься!
– Григорьевы и Лютовы – люди городские, а мы из деревни! А в деревне, сам знаешь, свычаи от самого Христа идут…
Я нахмурился и обиженно возразил:
– Нашла чем форсить! Мне и так никакого прохода не дают: «деревенщиной» прозывают.
– А ты не огорчайся. Махни на них ручкой и вразуми: деревня-то, скажи, Божьими садами пахнет, а город керосином и всякой нечистью.»

«Мать вынула из чугунка яйца, уложила их в корзиночку, похожую на ласточкино гнездышко, перекрестила их и сказала:
– Поставь под иконы. В Светлую заутреню святить понесешь…
На Страстной неделе тише ходили, тише разговаривали и почти ничего не ели. Вместо чая пили сбитень (горячую воду с патокой) и закусывали его черным хлебом. Вечером ходили в монастырскую церковь, где службы были уставнее и строже. Из этой церкви мать принесла на днях слова, слышанные от монашки:
– Для молитвы пост есть то же, что для птицы крылья.
Великий четверг был весь в солнце и голубых ручьях. Солнце выпивало последний снег, и с каждым часом земля становилась яснее и просторнее. С деревьев стекала быстрая капель. Я ловил ее в ладонь и пил, – говорят, что от нее голова болеть не будет…
Под деревьями лежал источенный капелью снег, и, чтобы поскорее наступила весна, я разбрасывал его лопатою по солнечным дорожкам.
В десять часов утра ударили в большой колокол, к четверговой литургии. Звонили уже не по-великопостному (медлительно и скорбно), а полным частым ударом. Сегодня у нас «причастный» день. Вся семья причащалась Святых Христовых Таин.»

https://anchiktigra.livejournal.com/
********************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
18 апреля 2022 года.


Рецензии