Предчувствие рока

Хутор. Вдоль реки расположился большой сливовый сад. На высоком открытом месте новенький флигелёк. Рядом – летняя открытая печь-кабица. Печь горит, из высокой трубы струится серенький дымок. Рядом с печью хозяйка варит яблочное повидло. Иногда бросает взгляд в сад, любуясь молодой яблонькой, веточки которой от обильного урожая, склонились до самой земли. Яблоки крупные, краснобокие налились соком и привлекательно сверкают на солнце.
Вдруг, она ощущает чей-то внимательный взгляд.
– Странно!– думает – рядом никого нет, а тут чужой пристальный взгляд.
Медленно поворачивает голову и видит: на дорожке стоит большой чёрный зверь, он внимательно рассматривает её. Приворожённая его взглядом, она на мгновение замирает. Пугается, тело вздрагивает, покрывается мурашками, и холодок волной бежит по спине. Мелькает мысль:
– Бежать в дом, переждать, когда он уйдёт.
Мысль промелькнула, действия не последовало. Она продолжает его рассматривать.
– А чего я боюсь?
Между ними протекает ручей, через него перекинут шаткий мостик
Получила успокаивающий ответ: кабан сам, привлечённый любопытством, пришёл посмотреть – кто здесь? Он взрослый, людей знает, и инстинкт ему подсказывает – остерегаться.
– Наверное, он хотел мне что-то передать, но я испугалась, и контакт не получился. Очень жаль. Мы с мужем  тренируем своё внимание, стараемся быть открытыми внешнему миру. Пытаемся свой взгляд, который сориентирован во внутренний мир, развернуть во внешний. Продолжает размышлять хозяйка.
Всё, что давал сад, хозяева усадьбы принимали, как дары природы. Понимали, что эти дары принадлежат не только им. Знали, что благодарная земля, одаривает человека за его внимательное, бережное отношение к ней. Дары земли человеку взаимны и каждому она задаёт вопрос: «Кто ты – потребитель или созидатель?».
Пока они строили дом, благоустраивали дворик, чистили сад и участок, у них вырос сын, женился и ушёл служить в армию. Появились новые родственники – сваты.
Сват – отставной офицер – стал ездить с ними на хутор. В тот год в садах хорошо уродила слива. Перезрев, она осыпалась на землю, заполняя притягательными запахами воздушное пространство. Полакомиться сливой стремились в сады местная скотина и дикие кабаны. Сват попросил разрешения поохотиться на кабана. Зная хорошо хозяина усадьбы – Виктора, друг ему говорил:
 – «Общаясь с людьми, научись говорить «НЕТ», это поможет тебе не идти на поводу сложившихся традиций. Даёшь слово или совершаешь поступки, научись предвидеть их последствия. Помни, жизнь всегда даёт нам право выбора. Сделав выбор, берёшь на себя полную ответственность. Будь осторожен в общении с близкими».
По жизни Виктор относился к той категории людей, которые учатся житейской мудрости через собственный опыт, через испытание его на своей шкуре. Он разрешил свату приехать на охоту.
Солнце село. Низкие облака закрыли небо. Сумерки быстро исчезли, освобождая место для ночи. Звуки смолкли, наступила томительная тишина. Сад стоял тёмной стеной и, казался, отрешённым от человеческого мира.
Виктор предложил свату не ходить сегодня на охоту. Погода портится, видимость ухудшается. Стрелять удачно в кромешной тьме, по движущейся цели – не возможно. В саду много соседской скотины и могут быть люди. Сват посмотрел на Виктора и раздражённо ответил:
– Я не мальчик и не первый день на охоте, правила безопасной стрельбы знаю и умею себя вести в разных ситуациях.
В тот момент у Виктора не хватило твёрдости сказать свату – НЕТ! – Он чувствовал, что-то неизвестное затаилось в саду, что сегодня может произойти  невероятное. У каждого фатального случая есть ограниченное время действия и человек, уловивший этот момент, сможет изменить свою судьбу. Пока шла душевная борьба у Виктора, сват с напарником по охоте молча перешли мостик в сад и растворились в безмолвии ночи. Они ушли, не закончив разговор. Виктор, чтобы успокоиться занялся хозяйством и уборкой территории. Закончив дела, они с женой уселись на крылечке. Жена сказала:
– Напрасно ты разрешил свату охотиться в саду.
– Согласен, я не доволен тем, что не отнял у него ружьё, а довольствовался бесполезным инструктажем.
Время шло. Виктор мялся, медлил и чего-то ждал. Они с женой ждали, что выстрела не будет, и оба охотника вернутся домой. Вместо светлой уверенности, что всё обойдётся благополучно, в душе Виктора возрастала тревога. Она вырывалась из его груди и проявлялась в предчувствии неотвратимой беды, волнами наполняла тоской его сердце. Ожидание для Виктора становилось нестерпимым. Тело начинала бить крупная дрожь и по нему пробегали волны возбуждения. Оставаться в состоянии покоя становилось невыносимо. Проявилась большая потребность в движении. Разум скован – он молчит. Виктор с женой вскакивают с крыльца и быстро ходят  по кругу. Время остановилось. В саду раздался затаённый звук, он показался Виктору похожим на одиночный выстрел. Стая ворон, с глухими карканьями, снялась со старых верб и, как гонцы дурных вестей, пронеслась и исчезла во тьме.
– Витя, что это было? Что так напугало ворон?
Виктор не ответил, до него дошло, что случилось самое невероятное. В такой темноте – и выстрел в цель. Он снова уселся на крылечко и замер. Жена ушла в дом. Виктор сидел, никого и ничего не ожидая. В таком состоянии он мог превратиться в тёмное пятно, если бы не сват, который подойдя к нему вплотную сказал:
– Пойдём.
Виктор поднялся и медленно на несгибаемых ногах, пошёл за сватом, стараясь не упустить из вида его спину. Внутри он ощущал пустоту. Мозг шевелился где-то далеко на задворках. Почему-то он вспомнил странную фразу, в которой ставится задача, в обычных условиях, заведомо – невыполнимая: «Сможете ли вы в тёмной комнате поймать чёрную кошку, если её там нет?». Раньше Виктор считал, что в этой фразе нет смысла, а просто игра слов. Он говорил: «Это чушь собачья!». Сейчас Виктор находился в пограничном состоянии, когда разум его приумолк, и открылись другие источники знаний, глубоко спрятанные в подсознании. Теперь он мог ответить положительно, что можно кошку поймать, если перейти в необычную реальность. И вдруг  – толчок – кто-то нанёс ему удар в спину. Виктор резко повернулся. Никого нет.
– Странно – он почувствовал, что в это мгновение тело налилось силой. И в этой кромешной темноте, стал хорошо видеть и слышать, отлично различать звуки собственных шагов. Слышал шелест травы, видел, как изгибаются её стебли под его ногами. Сват шёл впереди, согнувшись под тяжестью собственных переживаний, резко остановился, в траве лежит человеческое тело. Виктор перевернул его на спину, сомнений не было – это напарник свата. Виктор провёл тщательный осмотр тела и увидел, что только одна картечина попала в висок, из ранки вытекла и запеклась кровь. Он послушал сердце – оно не билось, послушал дыхание – его не было, пульс не прощупывался, но он ощутил, что тело тёплое. После осмотра, сват попросил у Виктора:
– Может ты возьмёшь на себя убийство? Если меня посадят, я не выживу в тюрьме!
– Хочешь выжить – ответил Виктор – борись до суда, а если тебя посадят, что ж – имей мужество взять на себя ответственность. Посидишь, поймёшь, что произошло в саду и, что ты натворил. Выстрел не был случайным. Вероятно, ты, сильно «начудил» в своей жизни, и провидение выбрало тебя палачом – в этом заключается тяжесть выстрела.
Он не мог понять, как единственная картечина, в кромешной тьме, нашла свою цель и поразила её. В этом выстреле было что-то нечеловеческое, необъяснимое, не доступное нашему знанию. Потому люди такие выстрелы, называют РОКОВЫМИ, или несчастным случаем на охоте.


Рецензии