Бой в Фермопилах
– То, что не понятно, не известно, буду объяснять и рассказывать. Не бойтесь моего голоса.
Дышим на счёт, контролируем дыхание. Мир внутри нас замолкает. Забыли о себе. Моя рука тянется к дудочке. Толкая друг друга, дуем в неё. Пещера освещается предрассветной зарёй. Перед нами серые отвесные скалы. Среди них проложена узкая тропа. На ней вооружённый отряд. Слышим голос Свет Акулины Фёдоровны. Она поясняет то, что видим:
– На тропе стоят 300 спартанцев и их царь Леонид. Подошло вражеское войско. Их около 500 тысяч. Ими командует персидский царь Ксеркс. Он предлагает спартанцам отступить, дать его войску пройти в долину. Спартанцы не могут ни отступить, ни уйти в долину, т. к. опасно пропустить это громадное войско через свою территорию. Ими усвоен основной закон войны – «Со щитом, или на щите», победа или смерть, другого выбора для воинов Спарты нет. Спартанцы делают вид, что убегают, заманивая врагов на тропу, персы бросаются за ними. Спартанцы разворачиваются и нападают. В таком рукопашном бою проходят два дня. На третий – Леонид ведёт в бой оставшихся в живых спартанцев. Они врубаются в самую гущу персов. От сражающихся становится тесно на тропе. Никто не думает о своей безопасности. Идёт жестокий бой. Страх умереть никого не сдерживает. Спартанцы знают, что это их последний бой. Они бьют персов копьями, оставляя их в телах поверженных. В ход идут короткие острые мечи. Спартанцы так ловко ими орудуют, что тропа завалена трупами.
– Смотрите! Смотрите! – Кричит Свет Акулина Фёдоровна – на тропе остался один царь спартанцев Леонид. Шлем его расколот, висит на затылке, по лицу течёт кровь Разбитый шит болтается на плече, мешает Леониду биться. Меч, которым он так легко владел в бою, стал тяжёлым и чужим.
Понимаем, что Леонид последние мгновения своей жизни не думает о том, чтобы выжить. Он так устал, что хочет своей смерти. Отчётливо воспринимаем его последние слова: «Я чист перед своими священными богами, перед основным законом войны спартанцев».
Поддавшись темпу боя, мы крутимся на месте. Пытаемся вырвать его из смертельной круговерти. Хватаем, хватаем его руками, в руках только воздух. Орём, срывая голоса:
– Леонид, держись! Не сдавайся! Не погибай!
Тихо. На улице идёт дождь. Поворачиваемся, смотрим на Свет Акулину Фёдоровну. Ждём от неё пояснения.
– Персы принесли тело царя Леонида и показали Ксерксу. Он приказал отрубить голову мёртвому Леониду и воткнуть её на копьё. Так цари-деспоты обращались с убитыми мятежниками. Ксерксу в голову не пришла мысль оценить военный и гражданский подвиг царя Леонида и его 300 спартанцев.
Совсем по-другому написал древний историк Геродот: «Бой в Фермопилах является подвигом спартанцев в победе над персами. Прежде всего в нравственной силе: над греками нет единого повелителя, их не гонят в бой погонщики с бичами. Они свободны. Но эта свобода налагает на них обязательства перед Законом, который эллины чтут превыше всего. Деспот – гонит своих подданых на бой бичами. Он не учитывает, не прививает своему народу нравственность». Бой в Фермопилах для европейских народов стал призывом к развитию в своём обществе политических и гражданских прав. У эллинов были свободны все достойные того. У варваров свободен лишь один – царь.
Ребятки, подумайте о своих поступках и обратитесь за советом к своему сердцу. Что такое хорошо, а что такое плохо. Оно не обманет и на ваши вопросы даст правильные ответы.
Свидетельство о публикации №222041801423