Методы финансирования полного оборота капитала

JEL: B5; UDK: 336.77; BBK: 65.012.2

Ряполов О.А.
преподаватель политическои; экономии КазГУ


МЕТОДЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛНОГО ОБОРОТА КАПИТАЛА

Аннотация: Анализ показывает, что современное кредитование производства дорогостоящей продукции, сталкивается с проблемой реализации, так как конечный потребитель не имеет в своем бюджете достаточно средств. Для продолжения процесса воспроизводства требуется рефинансирование первого кредита во второй, который предоставляется конечному потребителю. Автор доказывает, что первый кредит остается в сфере производственного потребления даже тогда, когда второй кредит замещает его при оплате дорогостоящего товара и через взаимный учет долговых обязательств возвращается к кредитору последней инстанции. При использовании расчетных моделей спроса и предложения в рамках межотраслевого баланса инструментарии; центрального банка по рефинансированию кредита производства и кредита потребления не запускает инфляционных процессов в экономике. Отсюда делается вывод, что учитывая все нюансы полного оборота капитала с использованием облигаций центрального банка для уменьшения цены дорогостоящей продукции для конечного потребителя, создается стройная система высоких темпов развития без дополнительной нагрузки на бюджет региона.
Ключевые слова:  кредит, рефинансирование, оборот капитала, развитие.

В отличии от межотраслевого баланса, как такового, цифровой межотраслевой баланс содержит в себе полную, достоверную, актуальную и детальную информацию, формирующую его в режиме реального времени. Сбор указанной информации организован на основе электронных первичных документов бухгалтерского учета. Именно поэтому впервые мы получаем достоверные и актуальные коэффициенты и структуры обмена в полном объеме отражающие всю экономическую и социальную деятельность предприятий, организаций, учреждений, а также частных лиц. Коэффициенты, фиксированные на определённую дату, наиболее близкую к моменту постановки задач планирования, обеспечивают расчет динамической модели развития по заданным целям (ресурсам), как оптимальные инвестиционные сценарии сбалансированные по спросу и предложению — создания ресурсов и удовлетворения спроса. Завершающим шагом в границах цифрового межотраслевого баланса являются методы финансирования всего расчетного комплекса создания производственных мощностей, инфраструктуры жизнедеятельности и личного потребления. Отсюда, наиболее эффективным способом финансирования, с учетом возможности точного расчета спроса и предложения на основе цифрового межотраслевого баланса, является метод облигаций ускоренного оборота капитала центрального банка, передаваемых в доверительное управление инвестиционной корпорации, которая организует расчеты и обеспечивает полный оборот капитала.

Таким образом для перехода к новой парадигме развития необходима достоверная и актуальная экономическая информация, алгоритмы организующие указанную информацию в матрицы межотраслевого баланса  для расчета ресурсов под определенный спрос и предложение, а также инструментарий ускоренного оборота капитала. Цифровой межотраслевой баланс, как и сбор достоверной экономической информации, не представляют трудности для реализации в программных алгоритмах, поэтому мы остановимся подробно на третьей составляющей — применение имеющихся финансовых инструментов в рамках расчетных моделей цифрового межотраслевого баланса и тех возможностях, которые открываются для динамичного развития любой страны. 

Практика показывает, что в существующей системе оборота капитала (кредита) возникает разрыв в той части сферы конечного потребления, которая связана с производством и реализацией дорогостоящей продукции, а оплата указанной продукции растянута на несколько лет с учетом недостаточной величины текущего дохода конечного потребителя. В этом случае конечным потребителем выступают как физические лица, так и муниципальные и региональные государственные образования. Если для физических лиц затруднения в полной оплате вызывают жильё, транспорт или другая дорогостоящая вещь, то для муниципалитета и региона это прежде всего развитие инфраструктуры и эффективное её функционирование. Инфраструктурные проекты в рамках муниципальных и региональных задач включают создание, ремонт и функционирование систем: водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, снабжения теплом, газоснабжения, транспортных коммуникаций, общественного транспорта, образования, здравоохранения, жилищного строительства, городской среды, спортивного развития, безопасности, включая экологическую безопасность и другое.

Когда произведены дорогостоящие товары (объекты), то для поддержания устойчивости оборота банки прибегают к рефинансированию своих кредитов, которое обеспечивает возврат первых кредитов, с целью сменить заёмщика и запустить очередной производственный цикл. Заемщиком первого кредита выступает производственное предприятие. Заёмщиком второго кредита выступает конечный потребитель. Для конечного потребителя существующее ограничение обусловлено низкой текущей доходностью его бюджета. Именно поэтому большая часть населения не имеет доступа к кредиту, и большая часть регионов, имеющая дефицит бюджета без трансферов (субсидий) центральных органов власти, ограничена в заимствованиях от коммерческих банков. Таким образом, социально-экономическое развитие при дефицитных бюджетах имеет существенно низкие темпы.

Проблема имеет следующее решение — необходимо обеспечить заёмщика, конечного потребителя, целевыми безынфляционными финансовыми средствами, снижающие стоимость приобретаемого объекта, при балансе спроса и предложения. Если нам известно точное плановое количество потребителей и расчетные ресурсы как материальные, так и финансовые, выделенные в форме первого кредита уполномоченному коммерческому банку для удовлетворение планово-расчетного спроса, то второй кредит под рефинансирование созданных дорогостоящих товаров не только не вызывает инфляционных процессов в экономике, но ускоряет оборот капитала и обеспечивает динамичное расширение производства. При этом сами деньги второго кредита появляются мимолетно, как учетные деньги, фиксирующие всего лишь нового заемщика. Они условно сначала появляются у коммерческого банка (КБ), который осуществил операцию рефинансирования первого кредита с центральным банком под новый актив (созданный дорогостоящий товар). Затем у нового заёмщика, как покупателя дорогостоящего товара. При этом появляются только на бумаге кредитного договора под залог дорогостоящего товара, который и так находится в залоге под первый кредит. Следующим шагом деньги второго кредита условно переходят к первому заёмщику, с конкретной целью рассчитаться по первому кредиту и закрыть долг первого кредита в обмен на передачу второму заёмщику дорогостоящего товара. Все это совершается на бумаге: тройственный договор между банком и первым заёмщиком; между банком и вторым заёмщиком; между первым и вторым заёмщиками. Как только эта операция завершается, т.е. подписи всех участников поставлены на тройственном договоре, деньги второго кредита полученные банком в качестве рефинансирования от центрального банка  (ЦБ) возвращаются в центральный банк для погашения первого кредита. Действующая схема оборота капитала, как система кредита и рефинансирования показана ниже.

Первый кредит :
ЦБ _______ КБ _______ Заёмщик I. ________ Подрядчики.
Второй кредит:
ЦБ _______ КБ _______ Заёмщик II._______ Заёмщик I. ____ КБ ____ ЦБ.

ЦБ_______ КБ _______ Заёмщик I. — движение денег в форме первоначального капитала, поступающего в сферу производственного потребления.
Заёмщик I.________ Подрядчики — движение денег, как средства платежа за сырье и материалы, полученные от подрядчиков и субподрядчиков, с целью создания товара (объекта).
ЦБ _______ КБ _______ Заёмщик II. — движение денег в форме средств рефинансирования первого кредита, с целью покупки дорогостоящего товара Заёмщиком II. у Заёмщика I.
Заёмщик II._______ Заёмщик I. — оплата дорогостоящего товара, за счет средств второго кредита.
Заёмщик I.________ КБ ________ ЦБ — движение денежных средств, как погашение долга по первому кредиту.

Необходимо отметить, что деньги первого кредита остаются в сфере производственного потребления и довольно длительное время там же совершают оборот. Даже та часть денег, которая выдана в виде заработной платы в производственной компании — первом заёмщике, и в организациях подрядчиках и поставщиках и которая составляет не более 10% от созданной товарной массы, не сразу возвращается в центральный банк. Скорость возврата зависит от того, какие предприятия, предлагающие свои товары на рынке личного потребления, пользуются кредитом коммерческих банков, которые, в свою очередь, занимают средства в центральном банке. При этом потенциал инфляции заложенный в деньгах заработной платы, создаваемой продукции (объекта), полностью перекрыт той товарной массой, которая входит в структуру дорогостоящего товара.

Таким образом деньги первого кредита, направленные в сферу материального производства, не только не создают инфляционных процессов, но наоборот, снижают обесценивание денег на рынке как производственного, так и личного потребления, за счет товарной массы в 10 раз превышающей величину денег поступающей в сферу личного потребления. Такое положение вещей подтверждается ежедневной практикой оборота капитала.

Деньги второго кредита также не вызывают инфляции, если величина спроса равна величине предложения, т.е. дорогостоящих товаров произведено столько, сколько было заказано и определено суммой первого и второго кредита. Несовпадение же спроса и предложения приведет обязательно или к снижению цены на дорогостоящую продукцию, или к её увеличению. Баланс спроса и предложения легко рассчитывается в цифровом межотраслевом балансе — программном обеспечении на доступных алгоритмах.

Немаловажным обстоятельством в указанном обороте капитала является то, что возврат второго кредита растянут на такое длительное время и возвращается такими малыми долями, что их изъятие с рынка не оказывает никакого влияния, на ускорение или замедление инфляционных процессов. На всем времени возврата второго кредита этих денег нет на рынке потребления, а когда они частично появляются, то немедленно изымаются из оборота в счёт погашения второго кредита. Именно поэтому скорость и величина изъятия могут быть увеличены в разы, обеспечивая удовлетворение потребностей в расширенных масштабах. Институт доверительного управления, как и положение центрального банка, выступающего кредитором последней инстанции, определяют возможность многократного оборота выпущенных облигаций центрального банка в счёт погашения второго кредита при условии баланса спроса и предложения на дорогостоящие товары. Использование института доверительного управления обусловлено тем, что обычно центральный банк ограничен законодателем в непосредственном участии в кредитовании производственных и торговых предприятий. В тоже время инвестиционная компания, не являясь кредитором последней инстанции, не может выпустить собственные облигации для погашения первого кредита, так как это неизбежно приведет к её банкротству. Выступая организатором расчета необходимых ресурсов, соответственно, затрат в текущих ценах на дорогостоящую продукцию и привлекая коммерческий банк для первого и второго кредита, под гарантированный сбыт (спрос) и гарантию предоставления облигаций ускоренного оборота капитала (accelerated turnover of capital — АТС), выпущенных центральным банком и переданных в доверительное управление, инвестиционная компания обеспечит полный оборот капитала с расширенным удовлетворением потребностей конечного потребителя.

Если в бюджете регионального государственного образования или муниципалитета не хватает средств для увеличения динамики развития, то воспользовавшись облигациями ускоренного оборота капитала центрального банка, регион за счет погашения второго кредита, указанными облигациями, расширяет свои возможности при плановом бюджетном наполнении.

Осуществление финансирования облигациями ускоренного оборота капитала центрального банка начинается с расчета на цифровом межотраслевом балансе необходимых материальных и профессиональных ресурсов для возведения необходимого для региона объекта. Таким объектом может быть школа, здание университета, дорога, очистные сооружения, дом для переселения из аварийного жилья, промышленная площадка со всей инфраструктурой, здание больницы соответствующего профиля с полной комплектацией и т.д. — всё то, что входит в цели и задачи развития региона от социального до промышленного объекта. Расчеты ресурсов предусматривают нормы разработанные соответствующими ведомствами и министерствами для тех или иных объектов, а также затраты в текущих ценах аналогичных объектов, которые были возведены в прошлом и настоящем периоде.

Если для возведения запланированного объекта ресурсов достаточно, то инвестиционная компания в рамках договора между производственной компанией и конечным потребителем предоставляет последнему гарантии в виде облигаций ускоренного оборота капитала. Указанные гарантии также являются обоснованием привлечения Заёмщиком I. первого кредита для производства заказанного в договоре дорогостоящего товара, а коммерческому банку для получения первого кредита в центральном банке. После сдачи объекта конечному потребителю — региону в лице его уполномоченного органа, коммерческий банк предоставляет региону второй кредит для выкупа объекта, где часть выкупа гасится облигациями ускоренного оборота центрального банка. Расчеты показывают, что сумма облигаций ускоренного оборота капитала центрального банка может достигать 79% и более от суммы второго кредита.

В некоторых странах общая сумма долга региона обусловлена законодательным ограничением по займам в коммерческих банках и степенью важности решаемой задачи регионального развития. Указанное обстоятельство не окажет существенного влияния на периодичность привлечения кредитов, так как расширенное воспроизводство обеспечит дополнительное поступление налогов в бюджет региона и, соответственно, быстрое погашение займа. Некоторые объекты социального развития региона имеют коммерческую составляющую, что также способствует быстрому возврата кредита.

Мы рассмотрим полный оборот капитала в системе налогообложения, в которой применяется налог на добавленную стоимость, как наиболее распространённую систему. Суммы и проценты определяются при нормальных действующих условиях, сложившихся на рынке. Здесь же мы показываем условные суммы и проценты. Время создания объекта один год. Проценты на кредит указаны в годовом исчислении.

Оборот капитала в форме первого и второго кредита.

Центральный банк ______________________________ 9000 + 450 = 9450(д)
Коммерческий банк _____________________________ 9000 + 450 = 9450(д)

Движение капитала начинается с выдачи центральным банком деньгами первого кредита 9000(д) и начисления годовых процентов 450 для коммерческого банка, который направляет кредит в сферу производственного потребления под произведённый расчет стоимости объекта в текущих ценах при наличии материальных и профессиональных ресурсов. Именно расчетная стоимость объекта в текущих ценах определяет стоимость выпуска облигаций ускоренного оборота капитала и величину первого кредита.

Коммерческий банк  ___________________________ 9000 + 900 = 9900(д)
Заёмщик I. ___________________________________ 9000 + 900 = 9900(д)

Отсюда, величина облигаций ускоренного оборота капитала, выпущенных в доверительное управление и переданных уполномоченной инвестиционной компании, которой поручено в соответствии с действующим законодательством рассчитать и обеспечить баланс спроса и предложения, а также полный ускоренный оборот капитала, составит 9900.

Центральный банк (инвестиционная компания)  __________ 9900 (atc)
Заёмщик II. __________________________________________ 9900 (atc)

Первый кредит, полученный Заёмщиком I. распределяется между фондом оплаты труда, который в среднем составляет 10% от всех затрат производственного предприятия — 900; начислением налогов на фонд оплаты труда (ФОТ), в нашем примере 30,2% — 272; между подрядчиками и субподрядчиками (ПС) — поставщиками сырья и материалов — 7828. При этом сумма выставленная подрядчиками и субподрядчиками включает выставленный налог на добавленную стоимость — 6523 + 1305 (ндс).

Заёмщик I. ____________________ 9000 (900 + 272 + 7828) = 9000(д)
ФОТ _____________________________________________ 900 = 783 + 117
Бюджет ______________________________________________________ 272
ПС ___________________________________________ 7828 = 6523 + 1305

Денег первого кредита 9000 хватает, чтобы произвести запланированный объект, рассчитаться с подрядчиками и субподрядчиками, вовремя оплатить налоги начисленные на фонд оплаты труда 272 — социальные налоги и 117 налог на доходы физических лиц (13%). В тоже время для расчета по кредиту необходимо сделать торговую наценку, чтобы цена объекта покрывала все издержки и начисленные дополнительные налоги — налог на добавленную стоимость и налог на прибыль. Стоимость объекта составит 9900 = 9000 + 900, где 900 — проценты первому кредиту. Тогда торговая наценка к 9900 может составить всего 5% или 495, а стоимость объекта возрастет до 10395 = 9900 + 495.

Расчет налога на добавленную стоимость к уплате в бюджет определяется как разница исчисленного налога при реализации 2079 (20%) от стоимости 10395 и налога, принимаемого к вычету, в нашем случае это 1305, т.е. сумма выставленная подрядчиками и субподрядчиками Заёмщику I. Налог на добавленную стоимость к уплате в бюджет равен 774 = 2079 - 1305. Исчисленный налог на добавленную стоимость увеличит стоимость объекта до 12474 = 10395 + 2079, как цены реализации, тогда прибыль до уплаты налогов будет определена, как разность между ценой реализации 12474 и всеми затратами 10674 = 9900 + 774, и составит 1800. Налог на прибыль (20%) будет равен 360. Прибыль после уплаты налога — 1440.

Цена объекта _____________________________________________12474
Затраты __________________________________________________ 9000
Проценты по первому кредиту _____________________________ _ 900
Налог на добавленную стоимость ___________________________  774
Налог на прибыль _________________________________________  360
Прибыль Заёмщика I. ______________________________ _______ 1440 

Соответственно, величина второго кредита определяется как разница между ценой реализации объекта 12474 и величиной выпущенных облигаций ускоренного оборота 9900, величина которых, в свою очередь, соответствует с одной стороны расчетной цене объекта в текущих ценах, а с другой — величине первого кредита и процентам начисленных на него. Величина второго кредита составит 2574.

Центральный банк _________________________ 2574 + 129 = 2703(д)
Коммерческий банк ________________________ 2574 + 129 = 2703(д)

Общий долг коммерческого банка перед центральным банком с учетом первого кредита, начисленных процентов по нему, второго кредита и процентов (5%) будет равен 12153 = 9450 + 2703. В то время как долг Заёмщика I. равен 9900 = 9000 + 900, против имеющихся активов в сумме 12474, а долг Заёмщика II., с учётом второго кредита и начисленных по нему налогов (10%), составит всего 2831, против имеющихся активов в сумме 9900 в форме облигаций ускоренного оборота капитала. Движение денег второго кредита, как и движение денег первого кредита завершается в сфере производственного потребления и аккумулируется в форме основных средств, амортизационных накоплений и прибыли. Величина первого и второго кредита точно соответствует товарной массе оборачивающейся в сфере производственного потребления. При этом облигации ускоренного оборота капитала наоборот производят изъятие из сферы личного потребления, с учетом исчисленных налогов на доходы физических лиц до 80% денежной массы от цены дорогостоящего объекта. Если рассматриваемый объект представляет жилищное строительство, то с выплатой Заёмщиком II. полной суммы второго кредита, на рынок личного потребления с высокой вероятностью будет поступать товарная масса, превышающая денежное предложение, что еще больше будут снижать инфляцию при высоких темпах расширения производства.

Дальнейший оборот капитала совершается от коммерческого банка к Заёмщику II. и далее к Заёмщику I. уже в полной сумме платежа за объект, состоящей из денег 2574 и облигаций ускоренного оборота 9900.

Коммерческий банк ______________________________ 2574 + 257
Заёмщик II. ____________________________________ 2574 + 257

Далее:
Заёмщик II. __________________ 2574(д) + 9900 (atc) = 12474
Заёмщик I. _________________________________________  12474

Заёмщик I. использует облигации ускоренного оборота для погашение первого кредита, а денежные средств для оплаты налогов: налога на добавленную стоимость 774 и налога на прибыль 360. Таким образом на счете Заёмщика I. останутся активы в денежной форме 1440. Так как облигации ускоренного оборота капитала должны пройти через руки взаимозависимых кредиторов и должников, то они всего лишь учитываются, как погашение взаимных обязательств в рамках кредитных договоров и договора покупки объекта.

Оборот облигаций ускоренного оборота капитала выглядит следующим образом:

Центральный банк (инвестиционная компания)  ______ 9900 (atc)
Заёмщик II. ______________________________________ 9900 (atc)
Заёмщик I. _______________________________________ 9900 (atc)
Коммерческий банк ________________________________ 9900 (atc)
Центральный банк (инвестиционная компания)  ______ 9900 (atc)

Итогом оборота капитала в рамках расчетов на межотраслевом балансе спроса и предложения, является создание новой товарной массы (объекта), снижение без запуска инфляционных процессов цены объекта для конечного потребителя, активное вовлечение в оборот частной инициативы по созданию новой товарной массы и устойчивая работа банковской системы. При обычных обстоятельствах конечный потребитель не имеет возможности приобрести дорогостоящий объект, в то время как при использовании облигаций ускоренного оборота капитала конечный потребитель не только приобретает дорогостоящий товар, но и уменьшает нагрузку на свой бюджет в 4 раза.   

Дорогостоящим товаром для государственного конечного потребителя, которым является регион, заинтересованный в динамичном развитии, выступает разнообразная инфраструктура региона, её обновление на современных эффективных технологиях, формирование эргономичной и экологичной городской среды и т.д. Динамичное развитие при использовании облигаций ускоренного оборота капитала системы здравоохранения, образования, спорта и многого другого позволяет дополнительно увеличить поступления в бюджет, при одновременном снижении нагрузки на необходимые расходы региона. При указанных в нашем примере процентах налоговых поступлений их сумма составит более 53% от суммы второго кредита и начисленных процентов за полный оборот капитала. Так как стоимость объектов региональной инфраструктуры в четыре раза меньше, то передача таких объектов в коммерческую эксплуатацию обеспечит быстрое погашение второго кредита, дальнейшее увеличение динамики развития и ускоренное выравнивание уровня жизни во всех административных субъектах государства, включая любой величины муниципальные образования.

Использованные источники:
1.Федеральныи; закон от 10 июля 2002 года No 86-ФЗ. О центральном банке России;скои; Федерации (Банке России). Собрание законодательства России;скои; Федерации, 2002, No 28, ст. 2790.
2.Федеральныи; закон от 17 мая 2007 года No 82-ФЗ. О банке развития. Собрание законодательства России;скои; Федерации, 2007, No 22, ст. 2562.
3.Жилищное строительство. Аналитическая записка No 1(2), апрель 2020 года. — М.: Банк России, 2020. — 39 с.
4.Жилищное строительство. Аналитическая записка No 2(3), октябрь 2020 года. — М.: Банк России, 2020. — 49 с.
5.Россия в цифрах. 2019: Краткии; статистическии; сборник. — M.: Росстат, 2019 — 549 с.

Термины:
Центральный банк — Central Bank.
Облигации ускоренного оборота капитала — bonds of accelerated turnover capital.
Межотраслевой баланс — intersectoral balance.
Кредитор последней инстанции — lender of last resort.
Рефинансирование — refinancing.
Доверительное управление — trust management.
Налог на добавленную стоимость — value added tax (VAT)


Рецензии