История написания повести Детский дом

Моя коллега, Марченко Зоя Ивановна, своими рассказами о детдомовском детстве в военное время подвигла меня на эту работу – написание повести. Её маленькие случайные рассказы то за чаем в учительской, то на прогулке лыжной в лесу, то при посещении спектакля как-то запали в душу. С какой любовью она говорила о заведующей, поварихе, медработнике, воспитательнице - это нужно было слышать. Я - прониклась. Год ушел на написание, построение глав, компоновку.

Тяжело было слушать, как после семи классов детей выпускали во взрослую жизнь. Валенки, смена белья, теплое пальто и платок. И семь рублей денег. Иди, куда хочешь.

Зоя Ивановна рассказывала, что 15 июня их выпустили из детского дома и сняли с довольствия, а место в общежитии педучилища дали только 28 августа. Её как детдомовку и отличницу без экзаменов взяли в Сковородинское педучилище. Стипендия с первого сентября пошла, талоны на бесплатные обеды давали… А до этого – выживай, как хочешь.

Она с другими такими же девочками (их семеро было) на речке жили, по ночам прятались под лодкой. А когда начались дожди, их сторож детского дома тайно пустил через окно в кладовку ночевать. Каждый день давал две булки черного, купил им пачку соли, масло подсолнечное, приносил из дома молоко. Поддерживал их, как мог. Мальчишки местные им рыбу отдавали. Варили уху. Картошку копали на огороде…

В конце августа тот же сторож договорился со знакомым машинистом и на паровозе отправил девочек в Сковородино учиться. Вот так они и выживали.

Зоя Ивановна ездила в свой детский дом на юбилей и виделась с Ангелиной Викторовной – берегиней всех деток. Директор детского дома Ангелина Викторовна была взволнованна, к каждому бывшему своему ребенку просто припадала. Всех узнала.

В повести очень хотелось передать атмосферу братства и взаимовыручки. Накормить. Одеть. Обуть. Сохранить здоровье. И все это удалось директору детского дома. Разве это не подвиг?

Во мне живут её рассказы. Я им дала выход.

Налаживание мирной жизни, возвращение солдат домой, к детям, семьям описано в частях «Васина жизнь» и «Гришина жизнь». Как склеивание осколков.

Хочется добавить, что Зоя Ивановна Марченко была прекрасным учителем, выпустила не одно поколение школьников. Трудилась учителем и воспитателем продленного дня в начальной школе. Вела лекции политинформации для взрослых. Отдала профессии педагога более 30 лет. Она очень любила деток и они её. Хотела и могла научить любого ребенка писать, читать и считать. Всегда спокойная, доброжелательная, обстоятельная.

- Не переживай! Все получится! – говорила Зоя Ивановна и детям, и взрослым.
Была наставницей для молодых коллег. Подставляла свое плечо. Хлебосольная хозяйка, она любила принимать у себя дома гостей-коллег. Выращивала цветы, ухаживала за ними, в ее классе всегда было много комнатных растений.

Зоя Ивановна Марченко вырастила прекрасную дочь Риту. Помогала растить внука Романа, который души не чаял в бабушке.

Валентина Телухова, 2021 год

PS: повесть "Детский дом" - последняя прижизненная книга автора. Она успела и дописать, и приготовить к изданию. Не успела только в руках подержать...

Дочь Марина-Маша Кулакова


Рецензии
Спасибо за воспоминания. Мне не хватает доброжелательных отзывов Вашей мамы...

Саша Лиса   29.04.2022 20:31     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Саша. Копаюсь в своей памяти, ищу воспоминания. Подумала, что истории написания маминых книг знаю только я, а хочется, чтобы и другие люди знали эти истории. Пишу, собираю ниточки памяти. Спасибо Вам, что помните и читаете мамины творения.
С уважением, дочь Марина-Маша Кулакова

Валентина Телухова   04.05.2022 06:03   Заявить о нарушении
Очень жду Вас!

Саша Лиса   23.05.2022 23:24   Заявить о нарушении