Мистификатор Раменский
ИЛИ ПРЯМОЙ ПУТЬ В ТУПИК.
МИСТИФИКАТОР РАМЕНСКИЙ
«Ради нескольких строчек в газете». Эти слова я часто повторял в ранней юности. Тогда я мечтал о том, чтобы увидеть свое произведение напечатанным, пусть это будет заметка в несколько строчек. Но подписанное своей фамилией!
Мне было шестнадцать лет, когда моя судьба могла измениться коренным образом. В то время я обивал пороги редакций, предлагая какие-то свои заметки в тщетной надежде напечататься Только много лет спустя понял, что судьба уберегла меня от встречи с мистификатором, подделки которого были приняты знаменитыми учеными за подлинные автографы знаменитых людей и прежде всего Пушкина и Ленина. Одну из подделок - «дарственную надпись Пушкина предку Раменского» пушкинисты назовут «совершенно исключительной по значению находкой». Другая подделка - «письмо Ленина» - войдет в полное собрание его сочинений (четвертое издание).
Ныне о том, что учительская династия Раменских - масштабная мистификация, можно прочитать в интернете. Без преувеличения ее можно назвать мистификацией 20 века.. Создатель мистификации - Антонин Аркадьевич Раменский. Согласно легенде, его семья на протяжении веков способствовала развитию просвещения в России, а также была знакома со многими знаменитыми людьми.
Антонин Аркадьевич Раменский человек удивительный и загадочный, сумевший ввести в заблуждение знаменитых ученых и многих журналистов. Кто же он? Какие познания необходимо было иметь для этого? Окончивший педагогический техникум в Бологом, затем, как указывал в анкетах, учивший в Коммунистическом университете (когда и как долго?). Ведь написание поддельных пушкинских автографов орешковыми чернилами, употребляемыми в 30-е годы ХIХ века, требовало не только тщательного труда и старательности, но и знания эпистолярного стиля и орфографии того времени,. Еще больших усилий следовало затратить на создание не менее искусной подделки, но в другом плане - «Акта о педагогической и общественной деятельности семьи учителей Раменских», составленного, по свидетельству В.П. Козлова, в «обычной делопроизводительной манере с перечнем членов комиссии, обследовавших архив и библиотеку, - людей, хорошо известных в Тверском крае», «вполне квалифицированно, по профессионально-библиотечным правилам». - на 73 страницах машинописного текста через один интервал, занявших при публикации в «Новом мире» 36 страниц журнального текста.
«Совершенно исключительная по значению находка - новое поступление в Пушкинский дом - книжка «Ивангое»*, обнаруженная в 1962 г., - представляет собою уникальный случай соединения на одной книге трех разнородных видов автографов Пушкина: записи, сделанной им, когда он купил книжку; рисунков и стихов из одной из «декабристских строф» «Евгения Онегина» (мнемоническая запись новых вариантов); наконец, дарительной надписи на книге, в которую входят не только обычная надпись, кому она дарится, но и четыре стиха из неопубликованного произведения, как бы запись в альбом» - так напишет знаменитая пушкинистка Татьяна Григорьевна Цявловская
В письме заведующего рукописным отделом ИРЛИ Николая Васильевича Измайлова А.А. Раменскому написанного осенью 1963 года, говорится
«Великое дело Вы сделали, сохраняя эти драгоценные полустертые строки и найдя им действительно достойное место - Пушкинский дом... Смело могу сказать, что автографы Пушкина такого научного значения давно не появлялись на наших глазах, появляются, быть может, раз в десятилетие и притом все реже и реже».
_______________________________________
*Так в Х1Х веке в русских переводах называли роман Вальтера Скотта «Айвенго»
Двадцать пять лет писали газеты и журналы об Антонине Аркадьевиче Раменском. Последней была совпавшая по времени с его кончиной огромная публикация описи архива и библиотеки в журнале «Новый мир» «Обратить в пользу для потомков»,. Предуведомление «От редакции» начиналось словами: «Авторитетная комиссия дала заключение: перед нами подлинный документ».
Публикация «Нового мира» содержала письмо Пушкина, предсмертное письмо-завещание Радищева, письма Николая Новикова, Андрея Болотова, Матвея Муравьева-Апостола, Софьи Перовской. Однако вскоре выяснилось, что факты, содержавшиеся в опубликованных письмах, не соответствуют действительности, и сами письма представляют собой искусную мистификацию.
Автор книги «Обманутая, но торжествующая Клио» В. П. Козлов, посвятивший мистификации Раменского отдельную главу, не сомневался, «кто был душой, двигателем и исполнителем мифа о Раменских, оформившегося в серию мистификаций... Антонин Аркадьевич проявил в высшей степени изощренную изобретательность и фантазию, знания и трудолюбие, энергию и смелость для документального оформления красивой и сложной исторической легенды»
Избежав разоблачения, между выходом двух номеров журнала «Новый мир», как раз в День знаний 1 сентября 1985 года, Антонин Аркадьевич Раменский скончался.
В 2010 году коллекция Раменского стала центральным элементом экспозиции выставки «Поэзия Пушкинского мифа», проходившей с 10 февраля до 30 июня 2010 г. в Музее А. С. Пушкина в Москве.
Несколько лет спустя, в июне 2013 г. на Старой Басманной был открыт дом-музей Василия Львовича Пушкина, экспонатами которого стали элементы выставки - льняная распашонка Саши Пушкина и холщовое полотенце Арины Родионовны с домотканым орнаментом, ставшие базовыми артефактами комнат второго, антресольного этажа нового музея, причём распашонка представлялась теперь не иначе, как «крестильная рубашка»…
Свидетельство о публикации №222041801856