МТ11 Пушкин Микс копий скайп-диалогов р сальеризме

Иваны МТ
Скупой рыцарь. Оруженосцем у Альбера был…ИВАН. Может это намек: рус Иван - потомок наемников АЦ из отряда русов Киевской Руси…или Великого Новгорода. Важно: он – рус – для них СВОЙ!
***
МТ =  Мал. Трагедии  Большой Трагедии
Отчего трагедии, а не комедии? Трагедия – козлиная песнь греческая. АСП, переходя к этому жанру, уже знал – он среди козлищ, а среди них он еще и козел отпущения! Вот и пелись лишь песни козлиные…
Кроме того, есть психо-момент: ПиДа - полное описание симптоматики умопомрачения и шествия с ума, когда поэтическое или молитвенное безумие переходит в неуправляемое и съедает останки разума. Проф. психиатры находят это описание идеальным. Еще бы. МС – начало петербургского текста (по Топорову) = текста об умышленном Финополисе  безумия и безумцев. В МС два мифа – о безумии творения Финополиса и об эсхатологич. его гибели от безумцев. Прим. Статистика из Топорова: среди жителей СПб только 30% женщин – отсюда проституция, институт кумушек и борделей, СПб – первый город России по алкоголизму, венерическим заболеваниям, чахотке, душевнобольным и нерусскости. Как следствие, явился и Петербургский текст с его мистикой, демонизмом и диявольщиной. Начало ему положил все тот же НВН с его описанием сошествия с ума Ев-гения в МС и Германа в ПиДе. Заметим: Великая немка ЕК-2 померла на биде.
***
МТ = Сальеризм:  Моцарт и Сальери, Пушкин и …?
В роли мифического Сальери-отравителя  для АСП по Лапину К. можно подозревать Вяземского, Боратынского и Катенина. Наиб. количество балов у него набрал Вяземский. АСП вполне мог знать, что в действительности Сальери не освистал Моцарта на премьере Дон Жуана, ибо она состоялась в Париже, а Моцарта там не было,  и  что тем более его не отравил. Но: АСП использует сплети, некое общественное мнение в желтой прессе = он пишет «Завистник, освиставший «Дон Жуана», МОГ отравить его творца» = якобы помысел мог быть, ибо есть исповедь Сальери…прозвучавшая в психлечебнице!  Представляется все ж, что АСП знал о невиновности Антонио, но почему-то использовал ложную версию для каких-то своих целей. Надо полагать, что он писал пиесу МиС, чтоб за именами ее героев спрятать своего современника, равного по помыслам мнимому завистнику и хулителю. А поскольку равного ему на Парнасе, несмотря на творческий спад, рядом никого не было, то следует искать в ком он сам из близкого своего окружения видел Сальери? Из всего это окружения армии в котле под двуглавым Парнасом мог пробиться к нам один Вяземский!
Языкова, Катенина, Батюшкова или Боратынского просто не было рядом, да они и не были к АСп так близки, как требовала того роль Сальери. Жуковский? Он давно признал себя побежденным и впал в меланхолию. Одна Вера Вяземская еще в Одессе провидела: быть Петру и Александру соперниками (и у женщин, и в поэзии).  Петр впал в «умное (как ему казалось) умственное умничанье» и стал все более проигрывать коронованному Принцу. Мейлах писал: он поверил алгеброй гармонию, даже в лучших его стихах.. топорные обороты, неловкие словосочетания, режущие слух звуки…» Петр понимал, что надо соперничать, но ничего не мог при-Думать,  стал намеренно Умничать и все более проигрывать. Он завидовал. Гете: зависть – пассивное чувство, в отличие от активной ненависти; поэтому Зависть часто переходит в Ненависть. Белая зависть – восхищение Вяземского - сменилась у него Черной завистью, перешедшей со временем в Ненависть.
Пушкин уважал и ценил Вяземского как аналитика, критика и спеца: ни с кем у него не было такой давней, частой, насыщенной и откровений переписке по вопросам творчества переписки, как с Вяземским. Но самые трудные для АСП последние три месяца жизни, когда поддержка самого фактически близкого со-ратника была быть может столь необходима, Вяземский публично отвернулся от Пушкина-человека. Он мстил Пушкину-человеку, попавшему в беду, за поражение в поэтическом соревновании на склонах Парнаса (хотя он имеет две вершины и можно ставить два трона!) и отравил воду его Кастильского источника – источника вдохновения в оазисе Муз. Вяземский не пришел в дом к умирающему Пушкину поддержать его и проститься, пока его собственная жена не престыдила его…Вот и рыдал Петр на паперти церкви Спаса нерукотворного на Конюшенной площади: он понял Что он наделал и что скажет ему свидетель АСП в Судный день, он понимал, что мог стать Петром = Камнем Храма и Церкви Пушкинской Поэзии, но встал в позу высокородного князя, принял сторону травившего Пушкина бол.света и в итоге - не судьбу апостола Петра, а судьбу, если не Иуды (мифического), то Сальери (мифического). Но если реального Сальери юристы оправдали, то Вяземского не оправдать:

Ре-изюм: Вяземский – Сальери Пушкина по его же маленькой трагедии.  Вяземский мог оправдать имя Петр, но скатился до Антонио сомнительной репутации.   Прим.  В широком смысле под Парнасом разумеется горная цепь, начинающаяся от Эты и направляющаяся к юго-востоку, как граница Локриды и Беотии с Фокидой; эта горная цепь доходит до самого Коринфского залива, под названием Сумальес.Высшая точка — Дельфийский Парнас, с двумя вершинами  Лиакура (греч. ;;;;;;;;, в античную эпоху Ликорея; 2457 м) и Геронтобрахос (греч. ;;;;;;;;;;;;; — старая скала; 2395 м)[4], вследствие чего он называется двухвершинным. При дельфийском храме было много ущелий и обрывов; здесь же находился известный Кастальский источник (; ;;;;;;;;), посвящённый Аполлону и музам, вследствие чего и сам Парнас считался местопребыванием муз.
 ***      
Сальеризм.  АСП – Сальери. Мицкевич – Моцарт. Мандельштамовский сальреизм
Тема м.т. Моцарт и Сальери не гений и злодей, не зависть одного к успеху другого (Сальери был более, чем успешен), не о повесе праздном и труженике моря. Тема этой м.т. – тип художника, цехового мастера, источник его мастерства, качества стиха и гениальности творения = труд и вдохновение и пути сочинительства. Для АСП этим источником является труд.  Труд – основа художества – и пушкинского (по мнению Мандельштама) и  мандельштамского Сальеризма).
 ***
Мастер – это трудяга. Другим его верным качество является мат. понятие меры (глазомера) и не просто поверка алгеброй гармонии, а первичность меры в поэзии. Таков для них обоих цеховой  парнасский устав. Антиподы – Моцарт, Мицкевич, творения которых гениально спонтанны. Сурат: легкость с которой сочинял Мицкевич чужда Пушкину, который даже Шекспира упрекал в «плохой отделке»  «В каждом есть и Моцарт, и Сальери». И это «И» в названии трагедии АСП «Моцарт и Сальери»  говорит о главном  = нет никакой зависти, есть канон цеховой работы и мастерства, критерии качества продукции – мера и труд.  После этого мандельштамского «И» Ахматова прекратила свои исследования по теме М.и С. В бублике для Мандельштама цену имеет только дырка.
***   
Пьеса Моцарт и Сальери – об экзистенциальном кризисе художника, того, кто нашел в себе и Моцарта, и Сальери. И обнаружив Это в себе, художник понимает – быть беде. Работая над МиС, поэт обнаружил в себе сальеризм… поразился открытию чудному и сменил название Зависть. Это, фра, не зависть … это Месть.
***
Сальеризм. Моцарт и Сальери – Гений и Злодейство
Сурат И.: АСП, находясь еще в Одессе, мог узнать о смерти Сальери из письма в Neukomm S. в Journal des d;bats politiques et litt;raires (1824, 17 avril), который он охотно и внимательно читал. В 1826, уже в Михайловском,  АСП создает вариант своей драмы Моцарта и Сальери. Публикует в 1830. Черновиков и автографов не осталось. Есть лист со словом Зависть. Есть план со словом Сальери. Главным персонажем пиесы для АСП был именно Сальери. Тема пиесы – отношения гениев и страстное желание одного осуществить возмездие – суд над тем, кто для него гуляка праздный, неправедно одаренный и чуждый цеховому делу. ПСС в 10 томах. 1977-79  Том 5: Евгений Онегин. Драм. произведения Моцарт и Сальери:
Моцарт:  Ах, правда ли, Сальери,  Что Бомарше кого-то отравил?
Сальери. Не думаю: он слишком был смешон   Для ремесла такого.
Моцарт.  Он же гений,  Как ты да я. А гений и злодейство —  Две вещи несовместные. Не правда ль?
Сальери.  Ты думаешь?   (Бросает яд в стакан Моцарта.)  Ну, пей же.
Финальная строфа пиесы:
Сальери.  До свиданья. (Один.)
Ты заснешь Надолго, Моцарт! Но ужель он прав, И я не гений?
Гений и злодейство  Две вещи несовместные. Неправда: А Бонаротти?
или это сказка  Тупой, бессмысленной толпы — и не был Убийцею создатель Ватикана?
 ***   
Разбор кодов.
 1- гений. Гений – это человек награжденный активным геном творческого дара. Все с даром (активным геном) равны – парнасцы без иерархии = Он же гений,  Как ты да я. Но дар не вечен – он может улететь, уснуть, обмереть. И тогда экзистенциальный кризис. О нем то все малые трагедии АСП. О его собственной проблеме - суициде с горя – Дрянь то ушла…
 2. Фраза, ставшая привычной как формула «гений и злодейство —  Две вещи несовместные»  на самом деле  является не утверждением, а вопросом Моцарта (рассуждением с сомнением о несовместности этих качеств). На вопрос Моцарта также отвечает вопросом и при этом дает яд!  Значит он уверен - гений и злодей = качества совместные в гении (оба и М, и С творчески одаренные персоны, что по Далю в то время и есть гений). Ведь речь идет не о совместимости, а иманно о совместности! Дьявольская разница! 
 3. И еще нюанс лингвистической корректности фразы: гений – качество, злодейство – действие. Не могут они сравниваться или стыковаться = это разные категории. 3. Легенда о том, что вечный великий страдалец Michelangelo Buonarroti, чтоб изваять в Pieta снятого с креста только что умершего И.Х., умертвил образец – натурщика.
 4. Остается еще легенда о Бомарше … Ах, правда ли, Сальери, что Бомарше кого-то отравил?  Легенду о Бомарше убийце сочинил  Гете в поеме Клавиго (так же ловко, как АСП о Салиери – Вольфганг лишь «отредактировал» Мемуары самого Бомарше) = см.  Конради Карл Отто. Драматизированный современный анекдот. «Клавиго»  в его кн. Гёте. Жизнь и творчество.  + Грандель Ф.. Бомарше + Барро Михаил. Пьер-Огюстен Бомарше. Его жизнь и литературная деятельность – 1892 
 ***
Сальеризм – Моцарт и Салиери
Версия озарения АСП и изменения им замысла пиесы Зависть: АСП озарило = ты сам Салиери, Несовместность и даже несовместимость гениальности и злодейства –  бол. вопрос, скорее миф и блеф. Ясно одно: если ты одарен творчески (гений), то в тебе самом есть и Моцарт, и Сальери. И еще неизвестно кого больше и на что ты способен в собственном сальеризме. Это самосознание себя АСП заразило и пулей Жоржа сразило.
 
***
МТ = Сальеризм
Без мифов. Сальеризм Моцарта (!): Моцарт отравил жизнь Сальери. Сальери… Миф: по АСП– отравил, добавив ядка в бокал вина гуляки праздного. АСП знал, вероятно, что это миф и более – неправда. Но без этого: (а) - не было б маленькой трагедии  и (б) – АСП не открыл в себе собственного сальеризма. 


Рецензии