Ф50 Пушкин Фауст и Андрогин М. Элиаде

//конспект ликбеза//

1.

Концепция Coincidentia oppositorum 
или  тайны первичной целостности  от М. Элиаде

рис. Nuremberg chronicles - Strange People - Androgyn (XIIr)

Элиаде Мирча. Мефистофель и андрогин, или тайна целостности

С.О. -  совмещение противоречий; подразумевается сознательное отрицание противоречий в том случае, когда имеют в виду Бога.  Бог и Сатана — целое и потому Б.и С. непротиворечивые  противоположности.

Мирча Э., изучая Фауста Гете, заметил:
- между Богом и Духом отрицанья существовала неожиданная «симпатия»
- зло, так же как и заблуждение, плодотворны
- Деятельность Мефистофеля направлена не против Бога, но против Жизни. Мефистофель — «отец всех помех»
-  Мефистофель противопоставляет себя не самому Богу, а его главному творению — Жизни
- но преступление против Жизни есть преступление против спасения души
- метафизика «Всё — Одно»
- есть  симметрия в «Прологе на небе» из «Фауста» и «Серафите» Бальзака (в «симпатии», связующей Бога с Мефистофилем, эта тайна едва ощутима, но ее легко узнать в мифе об Андрогине, который был заимствован Бальзаком у Сведенборга)
- есть традиционные ритуалы, мифы и теории, содержащие в себе единство противоположностей и тайну целостности — то, что Николай Кузанский называл coincidentia oppositorum
- Юнг  употребляет coincidentia oppositorum, complexio oppositorum, соединение противоположностей,  mysterium coniunctionis и т.д. для обозначения целостности эго и тайны двойной природы Христа.
-  фундаментальна концепция иранского зерванизма- Ормазд и Ахриман оба произошли от Зервана, Бога беспредельного времени/ =  Ахриман  считался первенцем
- по румынским верованиям — Бог и Сатана — братья =  богомилы верили, что Сатанаил был божий первенец, а Христос — второй сын Бога; эту веру разделяли эбониты;
- у эфиопов имя святого — Сусниос, его сестру зовут Уэрзелия. Святой молит Иисуса дать ему силу убить его сестру. Сусниос пронзает Дьяволицу своим копьем и убивает ее. В данном случае мы имеем дело с очень древним мифом о братьях-врагах, по-новому христианизированным. Тот факт, что святой и дьяволица рассматриваются как брат и сестра, доказывает, что мифологическое воображение воссоздает на разных уровнях и в разных контекстах эталонный образ кровного родства между Добром и Злом
-  распространен тип космогонического мифа: вначале были Воды, и над Водами носились Бог и Дьявол. Бог посылает Дьявола на дно океана с приказом принести немного глины, чтобы сделать мир. Следствия: устойчива в мифах идея кровного родства между Богом и Дьяволом, или то, что Бог и Дьявол совечны, или, невозможность для Бога сотворить или завершить Мир без помощи Дьявола
- в одном русском мифе сообщается, что ни Бог, ни Дьявол не были созданы, что они существовали вместе с начала времен (О. Daehnhardt, Natursagen, I, Leipzig-Berlin, 1907)
-  у южных алтайцев, у абаканских качинцев и мордвин, Дьявол был создан Богом (W.Schmidt, Ursprung der Gottesidee, vol. XII, M;nster i.W., 1955,) = а алтайцы — это потомки древнейшего денисовца!
-  цыган Бог страдает от одиночества. Он признается вслух, что не знает, как создать Мир, не знает даже, зачем это нужно. Тогда он швыряет свой посох — и из него выходит Дьявол
- наиболее симпатичную созидательную роль отводят Дьяволу болгарские легенды о «Божественной глупости»: Бог прогуливался в одиночестве. Он замечает свою тень и кричит: «Восстань, товарищ!» Сатана восстает из тени Бога и просит его разделить Вселенную на двоих: Землю — ему, а Небо — Богу; живых — Богу, а мертвых — Сатане. И они заключают договор об этом.
- в некоторых случаях (у алтай-кижи, восточных якутов, вогулов, буковинцев)  Бог не знает, откуда произошел Дьявол, что сильнее высвечивает его неспособность и бессилие
-  в др. вариантахмифа (у мордвин, цыган, буковинцев, украинцев) Бог ясно демонстрирует свою космогоническую мощь, но происхождение Дьявола ему все же не известно …
- иносказательный смысл этого заключен: Бог не имеет никакого отношения к происхождению Зла, Он не знает, откуда происходит Дьявол, следовательно, не отвечает за существование зла в мире. ..
- народная душа с удовольствием воображала себе, во-первых, одиночество Творца и его товарищество с Дьяволом,  который исполнял при Боге роль слуги, сотрудника и даже главного советчика; во-вторых, божественное происхождение Дьявола, потому что плевок Бога, что ни говори, имеет все же божественное происхождение; и наконец, в-третьих — некоторую «симпатию» между Богом и Дьяволом, напоминающую нам «симпатию» между Создателем и Мефистофелем
- во множестве мифов Индии упоминается о единосущности или братских узах, связующих девов и асуров -  в начале времен, то есть до сотворения мира или до того, как мир принял свою нынешнюю форму, они были единосущны; Вритра -  классический противник богов  - приходится Индре «братом», потому что был создан его отцом Тваштаром; побежденный Вритра обращается к Индре: «Не бей меня, ибо ты теперь - то, чем был я!» И просит Индру рассечь его на две части, что тот и исполняет. Из той части, которая содержала сому, Индра создал Луну. Из другой, менее божественной части Вритры он создал чрево людей. Вот почему говорится: «Вритра внутри нас!»
- в месопотамской мифологии Мардук создал Небо и Землю из рассеченного на части тела Тиамата
- в этих мифах и в их теологическом истолковании  речь идет о «тайной истории» божества, которая понятна только посвященным - тем, кто знает предания и понимает учение. Ведийская «тайная история» открывает нам, с одной стороны, единокровность девов и асуров - два эти класса сверхъесгвественных существ происходят из одного и того же принципа; с другой стороны, она вскрывает coincidentia oppositorum в глубинной структуре каждого божества, которое является, поочередно или одновременно, благосклонным и ужасным, созидательным и разрушительным, солнечным и змееобразным (то есть явным и виртуальным)
- что справедливо для вечности, не всегда оказывется справедливо для конкретного времени =   в непосредственном опыте человека, в его конкретном историческом существовании девы противопоставлены асурам, и человек обязан стремиться к добру и бороться со злом
-  фундаментальная тема архаической антропологии:  андрогин - образец совершенного человека;  бальзак, используя теорию Сведенборга, создал образ Серафитуса — Серафиты… целостное существо; ритуальный андрогин являлся образцом, идеалом, потому что ему было присуще не совмещение анатомических органов, но символическая целостность магически-религиозных сил, связанных с обоими полами
За дело взялись немецкие романтики:  Новалис,  Гумбольдт,  Шлегель, Бём. Они вещали о  божественной андрогинности:
- для нем. врача Риттера человек будущего, во всем подобный Христу, будет андрогином: «Ева была рождена мужчиной без помощи женщины; Христос был рожден женщиной без помощи мужчины; Андрогин будет рожден обоими»
- у Баадера андрогин был началом всего — и вновь появится в конце времен.  Он заимствовал у Бёме идею первого падения Адама: сон Адама, во время которого его небесная подруга отделилась от него. Но благодаря Христу человек вновь станет андрогином, подобным ангелам. Адам имел андрогинную природу.
О первичной андрогинности — первичном единстве человека - писали Платон , Максим Исповедник и Эриугена. Для Эриутены разделение полов было частью космического процесса. Разделение субстанций началось в Боге и последовательно продолжалось вплоть до разделения в природе самого человека, который оказался разделен на мужчину и женщину. Вот почему соединение субстанций должно начаться в человеке и вновь завершиться на всех уровнях бытия, в том числе и в Боге. В Боге не существует разделения, ибо Бог — это Все в Одном. Онцитирует Максима Исповедника, у которого Христос соединяет в своей природе оба пола, ибо после своего воскресения он не был «ни мужчиной, ни женщиной, хотя рожден был и умер мужчиной» (De divisionibus Naturae, II, 4; II, 8,12,14)
Многие midrashim рисовали Адама андрогином. По кн.  Bereshit rabba:Адам и Ева были сотворены спиной к спине, соединенные в плечах; затем Бог их разделил ударом топора, разрубив их на две части. Другие полагают иначе: первый человек (Адам) был правой стороной мужчина, а левой — женщина; но Бог расщепил его на две половины [М. Eliad;, Traite d'Histoire des Religions ].
Откровенне всех выражали идею андрогина первочеловека гностики: Симон волхв именовал изначальный дух arsenothelys, «мужем-женой». Наассены также рассматривали Небесного Человека, Адамаса, как arsenothelys. Раз человечество происходит от Адама, arsenothelys виртуально существует в каждом человеке, и духовное совершенствование состоит именно в том, чтобы обрести в себе эту андрогинность. Высший Дух, Логос, также был андрогином. Согласно J. Doresse, Les livres secrets des gnostiques d';gypte «…О
Отец сам из себя производит человека-андрогина. Этот последний, объединившись со своей Софией, производит на свет сына-андрогина. «Этот сын — первый Отец-прародитель, Сын Человеческий, называемый также Адам Света. <...> Он соединяется со своей Софией и производит великий андрогинный свет - Спаситель, создатель всего сущего, а по женскому своему имени — Софией (Пистис), прародительницей всего. Этими двумя последними существами порождены другие шесть пар духовных андрогинов, которые производят на свет 72, затем 360 других существ». Такова череда предков и потомков, которая начинается самопорожденным Отцом-андрогином. Андрогинность присутствует также в «Евангелии от Фомы». По «Евангелию от Филиппа», разделение полов - сотворение Евы, отделенной от тела Адама - было первопричиной смерти. Доресс отсылает к нескольким местам Нового Завета [Иоанн, 17, 11; 20-23; Римляне, 12,2-5; 1-е Коринф., 12,27 и - важнее всего — Послание к Галатам, 3, 28: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе». Это единство — то же, что было в начале Творения, до сотворения Евы, когда «человек» не был ни мужчиной, ни женщиной.  Сходные высказывания о воссоединении полов есть у  Климента и в «Евангелие от Египтян», а у святого Павла и в Евангелии от Иоанна андрогинность включена в число признаков духовного совершенствования. Платон в «Пире»  описывал первобытного человека как бисексуальное существо сферической формы.  У множества христианских гностиков, человеческое совершенство мыслилось как единство, не имеющее щелей и уязвимых мест.  В «Совершенном рассуждении»

Гермес Трисмегист «Бог не имеет имени или, вернее, все имена — его, ибо он сразу и Одно, и Всё. Бесконечно исполненный плодовитостью обоих полов, он всегда порождает все, что намеревался произвести на свет».
httpswww.kommersant.rudoc2260489

2.

Божественная андрогинностъ
 
Идея всеобщей двуполости, неизбежно вытекающая из идеи божественной двуполости, поскольку божество есть образец и первопричина каждого существования. Все сущее в идеале должно быть всеобщим и на всех уровнях и во всех контекстах должно содержать coincidentia oppositorum. Это подтверждается как андрогинностью богов, так и ритуалами символической андрогинизации, но также и наличием космогонии, которые объясняют Мир, исходя из космогонического яйца или из начальной целостности в форме сферы.
Примеры Б.А.:  J. Doresse, Les livres secrets des gnostiques d';gypte
- в древнейших греческих теогониях божества женского пола или бесполые производят на свет потомство самостоятельно = ттот партеногенез подразумевает андрогинность;  Гесиод [Теогония]: от Хаоса (бесполого) родились Эреб (бесполый) и Ночь (женского пола). Земля самостоятельно породила звездное Небо. Таковы мифологические формулы первичной целостности. Гера сама породила Гефеста и Пифона; эта «богиня брака вначале представляет собой андрогинную фигуру. На Кипре почитали бородатую Афродиту под именем Афродитос, а в Италии — лысую Венеру. А Дионис вообще был двуполым божеством. В одном из фрагментов у Эсхила (фр. 61) некто кричит, видя его: «Откуда ты, мужчина-женщина, и где твоя родина? Что на тебе за одеяние?»
- Андрогином был Зерван, иранский бог беспредельного Времени, а также китайское высшее божество Тьмы и Света
- Андрогинность была преимущественной формулой целостности. Поскольку андрогинность — это признак первичной целостности, в которой соединяются все возможности, — первочеловек, мифический предок человечества во многих преданиях мыслится как андрогин. Есть пример Адама. Туисто, первый человек германской мифологии, также был двуполым; этимологически его имя связано с древненорвежским  tvistr  («двухраздельный»), с ведическим dvis, с латинским bis
- Плутарх пишет много о Ритуальной андрогинизации -  ритуалы установления целостности посредством символической андрогинности или оргии.

3. Мефистофелизм

Желание обрести это утраченное Единство заставило человека осознать противоречия как взаимодополняющие аспекты единой реальности. Многочисленность верований, подразумевающих  coincidentia oppositorum, свидетельствует о ностальгии по утраченному раю, ностальгии по парадоксальному состоянию, в котором противоречия сосуществуют, так сказать, мирно уживаясь друг с другом, а множественность предстает аспектом таинственного Единства.
Поэтому Гете всю жизнь искал истинное место Мефистофеля, ту плоскость, в которой Дьявол, отрицающий Жизнь, должен парадоксальным образом выступать как его бесценный и неутомимый сотрудник.
Мифы, возрожденные в «Фаусте» и «Серафите», пришли к нам из очень дальних далей времени и пространства — они пришли к нам из предыстории.


Рецензии