ПД-3 Пиковая Дама мист. повесть о неотвратимом Воз

ПД-3
Третья часть микстуры :
 Пиковая Дама – мист. повесть о неотвратимом Возмездии грешнику

Две темы

Две темы:
а) мистическая чертовщина в Уединенном домике на Васильевском острове (Автора два – идея  и устный рассказ - АСП, текст с правками АСП – Тит Космократов (Титов В.П))   и  в рожденных им (в нем) трех повестях: Домик в Коломне, Медный всадник и Пиковая Дама и 
б) центральная их тема, не понятая Ходасевичем в очерке Петербургские повести Пушкина. Тут еще одно док-во: АСП шибко проникся приговором и спровоцированными им мистич.видениями и бредами = родовая его программа была этим активирована и «крыша поехала»!  И все четыре прозаич. вещи + Бесы этому яркое и убедит. док-во! Но это ты получишь, как не брыкайся и не чертыхайся,  утром в виде аккуратно сложенного продукьта в ночном горшке по имени Помет...Я и тут Ходасевича додумал: не вмешательство темных (хтонических)  сил суть основной мотив всех 4х повестей, а иное - безумие после  встречи с Адом или его агентом!
Второй порцией  помета будет развенчание мифа: АСП - первый професс. писатель и поэт Рашки =
   
Ходасевич анализирует связь  рассказа Титова-Пушкина Уединенный домик на Васильевском острове и трех повестей уже самого Пушкина: Домик в Коломне, Медный всадник и Пиковая Дама. «Однажды вечером в 1829г у Карамзиных АСП рассказал описанную в УД  повесть и присутствовавший на вечере В.П Титов потом ее записал и с разрешения просмотревшего повесть Пушкина и по настоянию Дельвига издал ее в альманахе Сев.Цветы за 1829г. Основная тема Уединенного домика выражена с совершенной ясностью в заключительных словах: «откуда у чертей эта охота вмешиваться в людские дела?» Вмешательство темных (хтонических)), невидимо, но близко окружающих нас сил, то, как это вмешательство протекает и чем кончается , - вот основной мотив  УД и трех повестей Пушкина». Домик в Коломне, кстати, появился  в октябре 1830  - в знаменитую плодотворную пушкинскую осень того памятного года…Вслед за Бесами… Я же думаю так: не вмешательство темных (хтонических) сил суть основной мотив всех 4х повестей, а иное – безумие, настигшее героев после встречи с Адом или его агентом! Ведь все, кто в повестях уцелели, сошли с ума! За эти годы после Приговора АСП шибко проникся им и спровоцированными им мистич.видениями и бредами = родовая его программа была этим  активирована и «крыша поехала»!  АСП пугала и стала навязчивой тема не страха Ада как такова, а  неизбежное помешательство, безумие как следствия пребывания в нем и общения с Сатаной и бесами.
Схема: нештатная ситуация – разброд и шатания – явление Сатаны  - смерть (многих) или безумие (героя)
       
и непристойной до крайности. Ходасевич утверждает: определяя предположительно время написания поэмы 1822 г, в Кишиневе Бессарабской  (Бес-с-арабской стороны!) губернии Россия в лице АСп, создавшего Гавриилиаду, пережила Ренессанс. В пример он приводит для сравнения картины Веронезе на библейские сюжеты и суд над ним инквизиции, закончившейся оправданием: художник, писавший исключительно (по утверждению защищавшего себя автора) из эстетических соображений с учетом этических и эстетических ценностей республики Венеция той поры, имеет уважаемое право  на творческую свободу! АСП описал «прелести греха», оставаясь «сияющее чистым», что умел лишь только он.
    

Повести = Мист и Провидец : Питерские повести

Домик в Коломне (осень 1830)  – Медный Всадник (осень 1833) – Пиковая Дама (осень 1833)  = повести о хтонических силах и страстях человеков. 
Все, все, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья –
Бессмертья, может быть, залог!
Если мы вспомним, что АСП сразу с дороги в осеннее Бол. Болдино (исходно – Еболдино) записал Бесов, то мы увидим одну тему цепи размышлений о судьбе: АСП-мист  решился на шаг, который поставил его Дух на путь конечных испытаний на мистическом поле хтонических темных сил, в конце этого манящего пути его ждет неминуемые помешательство или гибель и смерть. АСП понимает - с согласием Гончаров продать ему НН и уже неизбежной женитьбой на косой мадонне наступила последняя фаза жизни его как жертвы.
         
АСП чувствовал – поэтический его возраст кончается – ему за 30… С музой по кличке Дрянь дело дрянь.
Аполлон по прозвищу Феб сделал с ним то, о чем он сам пророчествовал в первой своей публикации К другу стихотворцу:
       Никто не вспомнит их, не станет вздор читать,
                И Фебова на них проклятия печать.
 
Мифология Пиковой Дамы

Мистическая повесть АСП  «Пиковая дама»  - это исходно рядовая карта из французской колоды (французская колода, сразу приобрела значения: пики, черви, бубны, трефы. Немецкая колода приняла другие значения такие как: листья, сердца, бубенцы, жёлуди. Итало-испанская колода: мечи, кубики, монеты, палицы. Швейцарская колода: щиты, розы, бубенцы, жёлуди), ничего мистического в себе не несшая (прим. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны - Афина, Минерва и даже Жанна д'Арк.  В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль "царицы денег", поскольку обокрала собственного отца. Но в то время пиковая дама не была мистической или проклятой картой. Она была лишь одной простой из колоды). Однако мистика с таинственной и так и не отгаданной Старой Графиней  в ПиДа вывела даму пик в разряд  легендарных символов или архетипов, связанных с потусторонними хтоническими силами и Мировым духом.  В устоявшейся мифологии творчества АСП прообразом Старой графини прописана Наталья Петровна Голицына, не вынесшая потери Россией Пушкина и умершая в новогоднюю ночь 1837/1838. 

В молодости Наталья Петровна слыла красавицей, но с возрастом обросла усами и бородой, за что в Петербурге её за глаза называли «Княгиня Усатая», или более деликатно, по-французски «Princesse moustache» (от фр. moustache — усы), хотя ни на одном портрете не видно этой особенности. Именно этот образ ветхой старухи, обладавшей отталкивающей, непривлекательной внешностью «в сочетании с острым умом и царственной надменностью»[15], и возникал в воображении первых читателей «Пиковой дамы».

А. С. Пушкин писал в 1834 году: 
...При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся.

Согласно легенде, внучатый племянник Голицыной, князь С. Г. Голицын-Фирс, рассказывал Пушкину, что однажды начисто проигрался в карты, в отчаянье бросился к Голицыной с мольбой о помощи. От её французского друга, небезызвестного графа Сен-Жермена, Наталье Петровне была известна тайна трёх карт — тройки, семерки и туза. Если верить фольклору, он тут же отыгрался. В Петербурге Голицыну иначе как «Пиковой дамой» не называли. А дом, где она проживала (Малая Морская ул., 10 / Гороховая ул., 10), в истории города навсегда остался «домом Пиковой дамы». После смерти Голицыной дом был куплен казной для военного министра А. И. Чернышёва.
 
Близкий друг Пушкина, Павел Воинович Нащокин отмечал, что в образе старой графини (помимо Голицыной) нашли воплощение черты Натальи Кирилловны Загряжской. Пушкин признавался Нащокину, что в образе графини: ...Мне легче было изобразить Загряжскую, чем Голицыну, у которой характер и привычки были сложнее.
Итак, АСП устами ПВН извещает: прообразом или прототипом старой графине в ПиДе явилась Наталья Кирилловна Загряжская = темная лошадка Дуэльной истории 1836-1837.

Еще аргументы в пользу этой версии:
 1) Долли Фикельмон - наблюдательный потомок хитрого лиса М.И. Кутузова – прямо назвала НКЗ тысячелетней феей или, по крайней мере, Бабой Ягой.
  2) Прекрасно зная о многостороннем участи графини в дворцовой карьере женки, АСП вполне мог в тонкой мистификации отомстить «заботливой» НКЗ, спрятав ее за ликом и призраком Усатой графини.

смерть старой графини
Кто сказал , что старая графиня *** померла? АСП пишет: < ... Графиня не отвечала. Германн увидел, что она умерла.> Но Германн не медик и не медиум, он не сделал элементарных проверок... Он лишь "увидел"... Обморок. Глубокий. И вот доказательство: отнесли графиню в монастырь (??) отпевать и <... Германн решился подойти ко гробу. Он поклонился в землю и несколько минут лежал на холодном полу, усыпанном ельником. Наконец приподнялся, бледен как сама покойница, взошел на ступени катафалка и наклонился... В эту минуту показалось ему, что мертвая насмешливо взглянула на него, прищуривая одним глазом. Германн, поспешно подавшись назад, оступился и навзничь грянулся об земь. > Это все, что автор решился нам сообщить о "смерти" бессмертной старухи, ибо ясно, что она не умирала, она и в спальне не была, а Германна встретило хтоническое существо ...
 
Доказательство? Так старуха ему подмигнула! Померещилось? Ну, тогда Германн сошел с ума еще до пыток им старухи в спальне... Елена, Тараканову спасли тараканы ... по указу Мут-Сохмет. Это видел Германн. 
 
А Нашему Всему подобное мерещилось все чаще и  осенью 1836  А.И. Тургенев после одной из встреч с ним записал в своем дневнике: поэт - сумаСшедший. 

IV

 «Дом пиковой дамы»: тайны усадьбы Большие Вяземы

Музей "Усадьба Вязёмы". Дошел до нас дворец 1784 г Н.М.Голицына. А.С.Пушкин, часто бывавший здесь, описал дворец как имение Онегина в своем романе "Евгений Онегин". Вид со стороны пруда.
   
Большие Вяземы в Одинцовском р-е Подмосковья известно, как место, где провел свое детство Александр Пушкин.

С конца XVII в и  до 1917 г усадьба принадлежала княжескому роду Голицыных. За это время дворец посетили полководец Михаил Кутузов, а также французский император Наполеон I Бонапарт. В наст.время усадьба входит Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина и является одной из самых посещаемых усадеб Подмосковья. О том, почему местные жители называют дворец «Домом пиковой дамы», кем из его хозяев был создан «генплан» Москвы, и как это место стало судьбоносным для российского поэта — в материале «360».
Первые упоминания  Впервые название Вяземы можно встретить в документах XVI века. При Иване Грозном это была последняя станция перед Москвой по Большой Смоленской дороге. В конце 1584 года село было подарено царем Федором I Иоанновичем Борису Годунову, который сразу же начал на этом месте большое строительство: деревянный дворец, боярский дом, флигели и пятиглавый храм во имя Преображения Господня, окруженные крепостной стеной, были возведены на месте будущей усадьбы. В конце XVII века усадьба перешла во владение князю Борису Голицыну, который заново восстановил дворец. Дошедший до наших дней усадебный дом в Больших Вяземах был построен в 1784 году правнуком князя Бориса Голицына полковником Николаем Михайловичем Голицыным. Позже Александр Сергеевич Пушкин опишет дворец Голицыных в своем знаменитом романе «Евгений Онегин». Считается, что именно с Больших Вязем поэт писал имение Онегина, а прототипом имению Лариных послужило соседнее Захарово.
Незваный гость. В парадной прихожей находится экспозиция с интригующим названием «Незваные гости», она посвящена Отечественной войне 1812 года. Тем гостем, что неожиданно прибыл в Большие Вяземы, был никто иной, как французский император Наполеон I Бонапарт. В усадьбе он разместил драгунский полк и сам пробыл там двое суток. На стенах парадной прихожей можно увидеть портреты выдающихся французских полководцев — маршалов и генералов наполеоновской армии.
Письмо Кутузова. Своей историей обладает и знаменитая библиотека дворца. 11 сентября 1812 года при отступлении из Москвы здесь останавливался великий полководец, главнокомандующий русской армией маршал Михаил Илларионович Кутузов. Тогда нижний зал библиотеки на одни сутки был превращен в штаб русской армии. Именно здесь Кутузовым было написано письмо генерал-губернатору Москвы графу Ростопчину, а также три приказа по армиям. Известно, что интерьер библиотеки полностью воссоздан по сохранившимся гравюрам конца XVIII века.
В гостях у «пиковой дамы». Весь усадебный комплекс местные жители называют «домом пиковой дамы». Причиной этому стала Наталья Петровна Голицына — супруга Владимира Борисовича Голицына — считается, что именно эта женщина является прототипом героини известной повести Пушкина «Пиковая дама». В одном из залов усадьбы можно увидеть не только мебель, но и изящные вещи дамских будуаров XVIII века, таких как ломберный столик, кушетка, дамские альбомы для стихов и книжки для записей бальных танцев, кроме того, книжка-шкатулка для колец и даже бальная туфелька.
Судьбоносная встреча Но для Пушкин усадьба стала судьбоносной вовсе не из-за того, что ее владельцы и залы вдохновляли поэта. Именно здесь, на одном из приемов, который давал князь Голицын, Пушкин познакомился со своей будущей женой Натальей Гончаровой.
Тайные встречи масонов. Кроме романтических историй, усадьба знает и истории таинственные, которые могли разворачиваться в масонском зале дворца. На полу данного зала выложен мозаикой символ тайного братства, на который нельзя наступать. На стенах развешаны портреты членов масонской ложи — известных военачальников и общественных деятелей. Здесь также можно увидеть детали масонского костюма, диплом масонской ложи «Палестина». Во дворце можно посетить кабинет московского генерал-губернатора Дмитрия Владимировича Голицына, который правил Москвой с 1820 по 1843 годы. И сейчас он обставлен также, как и при жизни князя.
В кабинете можно посмотреть программу архитектурно-градостроительного развития Москвы, которая была разработана князем Голицыным совместно с архитектором Быковским.
Германн и старуха из Лукоморья
seleorus - Спасибо. Протестов ради поиска недостижимой истины и верной гадкой отгадки много (может быть). Версий о Лукоморье много. Например, можно следопытить от слова "мор" - и всё будет не так , как в розовых очках или как @la vie en rose@...
 
Остановлюсь на одном возражении: "Германн - игроман". Нет. Абсолютно. Германн = шулер! Ведь в модели моды времени с отказом от волокитства в пользу игры в фараон по схеме "Жизнь - Игра - Случай (Рок)" он как раз расчетлив как немец и  решает исключить случай и сыграть наверняка (как профи). А это не метод игромана = игромана нужна забава со случаем, коим не способен сладить сам Б-г.
Старуха по приказу хтонических сил из этого самого Лукоморья выдает ему тайну трех карт, но эти же лукоморные силы и заставляют  Германна обдернуться! Не с тем братом связался – это из Домика в Коломне.


***

Герман, а не Германн
Германн – это имя, а не фамилия. Такое написание появилось по воле одного издателя и укоренилось в последующих изданиях. Стали даже поучат: у немцев якобы  Герман – имя, а Германн- фамилия. Это брехня.

Но важно иное:
 1) в черновиках Пушкина был только мол.человек по имени ГермаН с одним эн;
 2) Томский говорит Лизе: Его зовут Герман! 

Герман – это имя героя мистической повести ПиДа.


Рецензии