Угольное ушко

У меня есть внимательные читатели, которые интересуются моим творчеством ради того, чтобы найти ошибки. Те, которые искали опечатки, уже в прошлом, т.к. сейчас этим грешат даже крупные издательства, осталось несколько, которые ловят меня на смысловых единицах.
В одном из стихотворений в сборнике «Философия чувств» я использую библейский фразеологизм «угольное ушко». На меня набросился «цензор», который, ссылаясь на два своих высших образования, процитировал общеизвестное из Библии: «Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в рай». Что я могу ответить по поводу своей «ошибки»?.. Во-первых, «угольное ушко» в разных переводах присутствует, но не будем углубляться, с переводом Библии много разных недоразумений. Дело в том, что когда закрывались главные крепостные ворота Иерусалима, в угловой части открывали маленький проход «угольное ушко». По одной версии, это делалось для одиноких путников, в том числе для тех, кто вёз товар на осле или верблюде. Если гружённое животное проходило через «ушко», то налог не взимался, если застревало – плати. Мне представляется, что данное «ушко» было настолько узким, в целях безопасности и бизнеса, что через него с трудом проходил человек, в лучшем случае осёл, верблюд пройти не мог. О чём говорят и старые гравюры. Для привлечения туристов в прошлом веке в иерусалимской крепостной стене сымитировали такое «ушко»; через него с трудом пролезает человек.
Сразу появляется и смысл фразы, не имеющий отношения к иголке. Но это всё издержки самообразования. В следующей публикации придётся писать «игольное ушко», иначе не поймут, а сноску такого размера читать не будут. И я не в обиде на читателей, сам перемудрил.
Не помню, прочитал или рассказали. На модных тестированиях по американской методике весьма образованный человек завалил тест. На вопрос: «Какие ассоциации возникают у вас с образом мёртвого Иуды?» тестируемый написал «муравьи». Естественно, его никто не понял, и в возможных ответах такого не было. Просто человек оказался образованнее тестов. В редких источниках указывается, что всё тело повесившегося Иуды было покрыто муравьями. Чтобы быть понятым в современном обществе - надо быть проще.


Рецензии