C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

О, сколько нам открытий чудных

         Концепция Освобождение Литератора и Литературы носится в воздухе. 
         Литераторы часто размышляют на эту тему.
         Да и многие известные мастера пера постоянно возвращались к ней.      
                Странник:– • – Цель духовной жизни — достижение света в себе.
         Чтобы продвинуть Литературу надо самому  продвинуться. Многие писатели шли к Истине. Но быт и сиюминутные проблемы отвлекают. Они ставили вопросы, а до конца не шли по дороге. Это и Соловьёв, Гоголь, Бунин, Андреев – всех не перечислить. Но их литература и они сами были на грани открытий...


      Мы имеем возмездие за всё то, что натворили сами с собой и со страной.
      И вот это наступившее Возмездие держит нас за жабры, дышать даёт, а на свободу не пускает.
       Смысл в том, чтобы найти Путь к Свободе.
 Поэтому предлагаемое размышление не столько о самих литераторах и их трудах, а о духовном поиске и смысле жизни на Земле. Я пытаюсь найти общие тенденции в труде литераторов. Да, по большому счёту, литераторы и должны писать об этом,  сосредотачиваясь на творчестве и труде. Искать Русские ценности не в идеологическом поле.                               
       Но как жить с вечным чувством надвигающейся гибели, как жил
     — «транслятор небесной гармонии» — Александр  Блок,  который из самых высоких сфер принимал эти сигналы, сквозь петроградское небо видел иное небо, возможно, наш мир, наше время предвидел.
               
   Сила  русского духа сияет у Пушкина, Толстого, Блока, Кузнецова,  у всех лучших наших писателей. 
   – Что движет писателем? Пламя и импульс Вечности, да долг перед людьми. Хочется дать то, что другие не имеют. «Но все-таки приятно рассказывать, чаще это удовольствие. С поэзией в этом смысле сложней. Поэту нужен импульс», который сильнее в стократ, потому что требуется большее усилие для «создания накала и пафоса». Стихи в идеале — музыкальное высказывание  от лица, от сердца, от духа человека и человечества. Стихи — должны звучать сердцем, а потом уже разумом. 
                —  Стратегия поэта индивидуальна 
        Мы в дефиците критической мысли.
        Без строгой и объективной оценки многие возомнили себя гениями.

                –  Где друзья –  единомышленники, где Сын и Мать?
                Кто способен друг друга терпеть и любить?
                М.Галакт    
                Я опоздал на тот последний поезд.
                Иллюзии растаяли, как сны.
                Уехали друзья. Кому теперь откроюсь?
                Ни дома не осталось, ни жены.
                Я опоздал. Я но*чи этой пленник.
                В вагонах – говор: люди пьют, жуют.
                Куда спешат во мраке этом тленном?
                Зачем на свете без толку живут?
                Я в запертую дверь стучусь вокзала,
                А вдруг откроют, объяснят,
                Какая боль  меня здесь задержала
                И в чём перед тобою виноват?               
                Я опоздал на тот заклятый поезд!
                Ты – ускользнула в  сумраке и мгле
                Я в пустоте. Куда ведёт мой поиск
                Оставшись одиноким на Земле?

    Но как-то много гениев? А магия поэзии и пушкинской поэзии разве разгадана?
  «Пушкин — гений и символ высокой простоты». Но как рождается простота?
   –   •  – Тайна поэтического дара Пушкина не раскрыта, онегинская строфа - загадка. Внутренний слух Пушкина – тайна.  Некоторые говорят о пропасти между Пушкиным и Лермонтовым, но это лишь говорит о силе их совершенства — «на вершине все тропы сходятся» — а горы кажутся ближе. 
                О, сколько нам открытий чудных
                Готовит просвещенья дух
                И опыт, сын ошибок трудных,
                И гений, парадоксов друг,
                И случай, Бог-изобретатель...
     В этих проницательных пушкинских строках в возвышенных философических размышлениях, по существу дана блестящая поэтическая формула открытия.  И нам еще предстоит много открытий чудных. И в их числе альфа-метрика пушкинской поэзии,  найденная В. Авинским.
      Альфа-принцип Авинского открывает новые подходы к изучению явлений культуры. В русской поэзии до 80% стихов написаны 4 х -стопным ямбом, «Евгений Онегин» Пушкина тоже. Почему? «4х -стопный ямб наиболее альфа-метричен. Четверостишие содержит 34 слога, или 33+1 . 4 х -стопный ямб притягателен тем, что последний ударный слог в нём является одиннадцатым после переноса пауз в начало строк. В онегинской строфе самая критическая 11 строка. Здесь или после неё совершается ключевое событие строфы. «Я … знаешь, няня … влюблена» (III – XIX) «Прощаясь с девой молодой» (VI – XIX) «Нашел безвременный конец» (VI – XXXI) «Погиб животворящий глас» (VI – XXX VI). Пушкин интуитивно угадал альфа-склад русской души. Источник: В.И. Авинский . Альфа-метрика поэзии Пушкина.  (Даю сокращённо).  Он продолжает:
     Мы попытаемся показать новые, ранее неизвестные глубинные законы, которые организуют поэтическую композицию. Само понятие о гармонии вытекает из понятия числа. Так считали пифагорейцы, которые знали толк в гармонии сфер и которых еще никто не опроверг». Число контролирует как музыку, так и поэзию. Ямб, хорей – двухсложная размерность,  трехсложная – дактиль, амфибрахий, анапест – основа стиха. «В русской поэзии 80-85% всех стихов написаны четырехстопным ямбом, включая «Евгения Онегина».
      Мир управляется тремя сферами: словом, числом и нотой. Эти три правителя происходят от единого логоса, духовного первоначала... 
    В этом стихотворном размере четверостишие содержит 34 слога, или в терминах альфа-метрики 33+1. Каждая строка заканчивается структурной паузой. Всего получается 14 пауз, как и число строк в Онегинской строфе. Альфа-метричной оказалась и словарная нагрузка четверостишия. Минимальное число слов 11. И эти базисные параметры альфа-метрики 11, 22, 33, 44 поэты неосознанно чувствовали в 4-стопном ямбе и чаще всего прибегали именно к этому размеру. Применительно к поэзии и к музыке альфа-метрика – это естественный критерий совершенства, гармонии.
     Введем понятие альфа-слога с порядковыми номерами 11, 22, 33,...,110, и проанализируем замечательные альфа-свойства онегинской строфы. Предел динамической устойчивости четного альфа-ряда – слог 88 – приходится на магическую 11-ю строку. 99-й слог фиксирует наивысшую точку, за которой следует срыв, катастрофа. А последнее двустишие уже в новом, третьем разряде альфа-метрики афористично синтезирует все предшествующие события строфы. А почему альфа-метрика не выражена явно в самой размерности четырехстопного ямба? У него строка (или стих) состоит из 12 элементов (8 или 9 слогов и 4 или 3 паузы). Альфа-метрика просто обязана контролировать какое-то фундаментальное качество стиха. Но какое? Но мы полагаем, что пауза более естественна перед новой строкой, а не в конце. Ведь надо совершить новый вдох, перевести глаза на начало новой строки, сконцентрировать внимание, чтобы подготовиться к новому стиху, а не отдохнуть после прочитанного. Для этого плохой оратор экает, а мастер держит вступительную паузу. Первые три элемента стиха отводятся паузам, которые открывают чистое пространство перед священнодействием стиха.
  …Онегинская строфа прекрасно вписывается в наш четырнадцатигранник, названный пентоидом. Структура пентоида: у нее гибкие, пульсирующие грани, а внутри колышется жизнь, бьется сердце поэта… Альфа-метрика уходит в содержание поэтичекой мысли и синхронна с…   драматическими моментами сюжета или чувства.
   Трагедия гибели поэта достигает высшего выражения в этой драматической 11-ой строке. 10 – ... младой певец 11 – Нашел БЕЗВРЕМЕННЫЙ КОНЕЦ... (VI – XXXI) Самым динамичным моментом романа можно считать сцену дуэли Онегина и Ленского. Экспансия Евгения акцентируется ключевыми альфа-сло- гами 44, 55 и 66. Следуя ритму стиха и подбирая единственно верное слово, автор безошибочно точно определил, что «Онегин выстрелил (99)» именно на 99-ом слоге! Главное свершилось с окончанием альфа-ряда 11 – 99. Итак, дуэлянтов разделяли исходные 32 шага. «Зарецкий тридцать два шага отмерил с точностью отменной». Диспозиция дуэли может выглядеть следующим образом. Враги начали сближение. Походкой твердой, тихо ровно Четыре перешли шага... Вот пять шагов еще ступили, Каждый прошел по 9 шагов. И только тогда «Ленский, жмуря левый глаз, стал также целить». Жмурясь и целясь, Ленский мог сделать еще два-три шага. Онегин тоже, он был давно готов и как раз выстрелил. Скорее всего, противники прошли, как и требовала альфа-метрика по 11 шагов каждый. Трагический выстрел в той дуэли прогремел по сигналу альфа-метрики. Шестую главу с дуэлью Пушкин окончил в 1826 году. Такое ощущение, что в этой сцене Пушкин описал собственную дуэль с Дантесом за... 11 лет до своей гибели в 1837 году.
    Гений – это альфа-метричный резонанс человека с божественной природой.  Исследуя вселенную поэзии Пушкина и самую яркую галактику в ней под названием «Евгений Онегин», естественно встает вопрос о ее населенности. Мы насчитали 11 главных действующих лиц. Всего же действующих имен и безымянных персонажей в романе 55! Как ведут себя главные герои в альфа-метричном пространстве романа? Впервые «Онегин, добрый мой приятель...» в тексте появляется во второй строфе I главы, слово «Онегин» является 33-м по счету. Персона Евгения Онегина через имя или фамилию фигурирует в романе ровно 11;11=121 раз! Фантастически точное соответствие альфа-метрике!
    Исследуя с позиций альфа-метрики сюжет романа, динамику развития характеров и судеб героев, мы обнаружили периодичность, численно опять же эквивалентную одиннадцатилетней периодичности солнечной активности. Кстати, астрономы установили, что и у ряда других звезд нашей Галактики наблюдается пульсация светимости, равная 11, 22 годам. Видимо, альфа- периодичность звездных процессов – это универсальный закон Вселенной. Это кажется парадоксальным, но пульсация звезд Онегина и Татьяны, (подобно двойной звезде), всплески их активности, ключевые события происходят при каждом одиннадцатом появлении их имен в романе.
   Впервые составлены «кардиограммы» альфа-активности героев романа. Онегин. Имя Онегина ровно 33 раза спокойно фигурировало в романе, прежде чем он встретился с Татьяной. Если двойной альфа-пульсар Онегина работает поразительно точно и задает ритм всему роману, то звезда Татьяны, пульсируя с той же частотой, светит загадочнее, мягче. Пушкин упоминает имя Татьяны 137 раз. Но что это за число – 137? Это альфа-пакетное число: 1+3+7=11!
      Конечно, поэтическая ткань, характеры героев, сюжетные повороты, выраженные в романе, гораздо сложнее и ярче, чем открытые нами астрономически жесткие альфа-циклы. В разгар работы над «Онегиным», в 1826 году Пушкин написал, пожалуй, самое сильное свое стихотворение «Пророк». Кроме общеизвестных достоинств в этом стихотворении трижды ярко выражена альфа-метрика. Глас Бога воззвал поэта: ...Глаголом жги сердца людей. И уже в этом стихотворении Пушкин употребил точно 22 глагола, причем только один из них: «коснулся» – повторен дважды: «Перстами легкими как сон Моих зениц коснулся он» ... «Моих ушей коснулся он»... 63 Собственную фигуру поэт упомянул ровно 11 раз в форме местоимений. А всё стихотворение вписал в 132 слова, или в 12;.Альфа-метрика сопутствовала и служила поэту всегда». В. Авинский.
                Пушкин чувствовал это внутренним слухом.
    Чем больше читаешь Пушкина или Блока – тем большие горизонты  открываются нового понимания, нового мира новые грани! Это неисчерпаемо. Поэзия, как и жизнь — непознаваема до конца.
     — Не потерять бы «священного трепета и глубинного восприятия, когда мы имеем дело со своей литературой… Культура нации — в языке».  Г. Трубников.
Вот, что писал о поэзии Федор Михайлович Достоевский: — «В поэзии нужна страсть, нужна ваша идея. И непременно указующий перст, страстно поднятый. Безразличие же и реальное воспроизведение действительности ровно ничего не стоит и главное — ничего не значит».
    «Пишите правду», — извечный завет российской литературы. Правда — не простое понятие. Не случайно нет точного перевода русского слова «правда» ни на один язык. Потому что в нем связаны два понятия:  истина и справедливость.   А совесть — это традиция поэзии.  «Поэзия — это откровенность, переходящая в откровение». А.В.
Толстой писал, что «вступление в русскую литературу — это вступление в орден». Надо служить ей и больше никому.               
Древние считали поэзию высшим искусством. Она - опорный стержень словесности.  –
     «Поэт прежде всего — строй души», — восклицала Марина Цветаева.   Понятно, что поэзия это — образ!  Есть две полярные стратегии: — жизнеутверждающая всё вместимость,  готовность всем сопереживать и все описать Пушкина — и  деятельное начало воина Духа, интонация «власть имеющего» Лермонтова, о чем  гениально сказал Лев Толстой.

        Это необычная книга во всех отношениях!
Это живая энциклопедия исконных духовных Знаний о мире, обществе и человеке.
Она не просто беседует с каждым о его сокровенном. Она отвечает на самые потаённые, сугубо личные, волнующие человека вопросы, которые он таит в себе и не открывает даже близким друзьям.
Книга «АллатРа» погружает в удивительное состояние разностороннего познания Истины, утоляет жажду поиска смысла жизни из вечного, живительного Источника. Книга даёт основные ключи к понимаю процессов как видимого, так и невидимого миров.
Это фундамент исконных Знаний для духовного пробуждения и кардинального преобразования как Человека, так и всего человечества в целом.
   «Созидающая сила, исходящая от Бога, это и есть АллатРа» / Ригден Джаппо /


Рецензии
Мудрые говорят: нельзя человека научить сочинять гениальные стихи или музыку. Музыканта можно научить воспроизводить музыку по нотам, но он не сможет сочинять музыку, так и в поэзии, можно научиться подбирать рифмы к словам, но внутреннего пламени не почувствуется. Эта сила идёт изнутри человека. Многие друзья Пушкина умели рифмовать (в лицее преподавали предмет гармонии слова и риторики), но Державин только Пушкина назвал Поэтом, выслушав всех на экзаменах, воскликнув академический тезис на латыни: Поэтами рождаются!

Благодарю Михаил за мудрую статью.

Анатолий Святов   19.04.2022 23:56     Заявить о нарушении
Замечательно, мудрые слова.
Именно, внутренний Огонь, или пламя рождает Поэта!
А ещё Любовь.
Любовь и зажигает этот Огонь, или пламя.
Но к этому ещё много надо, чтобы стать Поэтом.

Михаил Галакт   20.04.2022 12:09   Заявить о нарушении
Да. Как говорил Сократ: "Бог действует по геометрическим линиям. Поэт существо легкое, крылатое и священное: и он может творить лишь тогда, когда он делается вдохновенным. У Бога есть любимейшие! Томление от любви - подобны иногда дару безумия",

Анатолий Святов   21.04.2022 04:01   Заявить о нарушении
О, ты прав!

Михаил Галакт   21.04.2022 13:08   Заявить о нарушении
Прав Сократ! А лишь, как Знающий воспринял его Слова за Истину. Фашиствующим ныне особено мои стихи, как ветерок, не понравились Андропову. Особено "Январьё" 1975 го, ))).

Сейчас видно также. Но я иду!

Анатолий Святов   21.04.2022 19:00   Заявить о нарушении
Анатолий! Знающий принимает Истину и Слова о ней. Прочёл и Рецензии на «Январьё!» Впечатляют.

Такую мелодию можно слушать и слушать...
Фрегатт

Да, а потом следует март, апрель, май... и Четыре! Я исполнял свою музыку на фестивале авторской музыки и песен "Сахалинские Рассветы-88", баян, будучи на Курильских островах... получив приглашение на фестиваль,) Такие вот дороги истинных моряков.
Только непонятно неужто и за эти мелодии не понравились Андропову и Фашиствующим ныне особенно стихи, как чистый ветерок.
Как раз 17 апр. видел сон: спешил в чей-то дом, чтобы спасти Поэта от зэка...
Я сказал Поэта не за что садить и т.д...

Михаил Галакт   21.04.2022 21:05   Заявить о нарушении
С улыбкой. Это стихотворение долго ходило по различным редакциям. В 82-м отправил ряд стихотворений, в том числе и это (посоветовали) в журнал "Молодая гвардия. Но о дальнейшем нужно рассказывать не рецензионном жанре,)))

Анатолий Святов   22.04.2022 08:41   Заявить о нарушении
Писатель – светомученик.
Его задача – нести Свет. Но многие, увы, несут ещё и тьму.
По большому счёту писатель – Пророк и Апостол.
Цель и миссия писателя?
Утверждать инобытие, заглянуть за рамки реальности
и его увидеть и дать в жизнь.
А, Слава Богу, такие люди есть.
Они вмещают мир, но мир их не вмещает.
Успехов, Анатолий

Михаил Галакт   22.04.2022 19:52   Заявить о нарушении
Вы упомянули поэта Юрия Кузнецова, поэму "Змеи на маяке" тоже как ветерок в 70-х, ему удалось опубликовать лишь в 89-ом. Тоже поэт сложного пути. Знаком с ним лично
Прочитайте, если не читали. Сказать, что пророческое, мало сказать.

Всего вам доброго.

Анатолий Святов   23.04.2022 10:24   Заявить о нарушении
Юрия Кузнецов - гений, Поэт Леонид Сидоров. с которым я хорошо знаком, учился у него.

Михаил Галакт   23.04.2022 11:51   Заявить о нарушении
Была творческая среда: она и сейчас есть. Как он сказал: Поэт не ремесленик: овощи и фрукты - ямб, ремонт велосипедов - хорей. Поэт он всегда своим размером и мыслью Поэт. Учить поэта писать стих, довольно неправильная схема. Тогда ломали. Его тоже. Но я со своим размером шёл дальше по своему пути, побывав и в творческом и не в творческом пути.

Я шёл по травам, где вздымаясь ввысь
Ревели ураганы из шрапнели,
С расхристаной детскою душой -
Гранатомётчики качали колыбели.

И нёсся я в тот сонм из яви снов,
Там, где сердца детей, как маки заалели,
А их отцы, а их отцы,
В безмолвии в безмолвии скорбели.

Расплавленные капли маки, как слеза,
Разбросаны по полю пламенеют,
И кровью истекла мирская тишина,
Сердцами под мальчишеской шинелью.

Анатолий Святов   23.04.2022 15:03   Заявить о нарушении