Большие идеи Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ
БОЛЬШИЕ ИДЕИ
ЭССЕ


     Что такое большие идеи? - Это идеи, которые захватывают и покоряют огромные массы людей.
      И становятся знамением времени, «знаменем века». А порой и знаменем и главным духовным содержанием многих веков и эпох.
        Христианство впервые в историческом масштабе породило и утвердило идею Человека-Бога - Сына Бога, рожденного от земной женщины и воплотившего в себе земное и божественное в равной мере.
        Идея человека, рожденного от Бога, вдохновила человечество поверить в себя, в величие и богоизбранность своей земной природы - и неустанно творить и дерзать.
           Это на самом деле на глубинном духовном уровне предопределило  особую интенсивность и дерзновенность всей последующей истории христианской Европы, переполненной открытиями в культуре и в мире научных знаний и переполненной новациями в промышленной организации и общей жизни европейских народов, стран и государств.
           Установление единобожия благодаря утверждению христианства  - это конечно прекрасно и знаменательно в сопоставлении с многобожием в пантеоне языческих богов Древней Греции и Рима.
             Но не в этом главное отличие христианства от предшествующих религий, а в том что в христианстве Богом становится Человек - избранный человек, Сын самого Бога, но в то же время именно человек,  родившийся на свет у земной женщины, живущий не на небесах, а на земле  и питающийся ее земными плодами, человек, равный по своему внешнему облику другим людям.
                Это очень возвысило человека как такового - возвысило все человечество, пусть только символически - в лице Иисуса Христа.
                Импульс внутреннему развитию человека и его духовности и его гордого самосознания этим был дан просто огромный.
                Пусть в реальной истории Европы это проявилось далеко не сразу - европейский динамизм в духовной жизни и в жизни общества стал властно и могущественно преображать лицо Европы  только на закате средневековья.
                Но зато какой взлет этого динамизма жизни человека дал Ренессанс! Просто ослепительный взлет! Ослепительный и неповторимый…               
                Человек эпохи Ренессанса - это именно Богочеловек, выросший духовно из поклонения Христу как Человеку-Богу, наделенному просветленностью духа божества и всеми чертами земного человека в одно и то же время.
                Но христианская идея ренессансного богочеловечества оказалась все таки не всесильной в истории.
                В ХУ111 столетии наступает век Просвещения - эпоха безграничной веры во всемогущество знания и просвещения.
                Совершенным человек стал считаться тот человек который освоил всемогущее знание, овладел наукой, культурой и искусством и тем самым «все понял» - понял как преобразить всю человеческую жизнь и как надо жить ему самому.
                Безоглядная вера в Просвещение тоже требовала действия и ломки устоев жизни, их тотальной трансформации.
                И попыткой такой тотальной трансформации общества и стала Великая Французская Революция конца ХУ111 века.
                Но Великая Революция во Франции пришла в конце концов к самоотрицанию - к бонапартисткой диктатуре, к питаемой неутолимой жаждой все новых завоеваний Империи Наполеона Бонапарта.
                Да уже и раньше - в период якобинской диктатуры особенно - в ходе французской революции начался кровавый террор.  Революция себя обесценила и фактически утонула в крови уже и до воцарения на императорском троне Бонапарта.
                Так вторая Большая Идея человечества - идея европейского Просвещения - быстро отжила свой век с началом Х1Х-го столетия.
                А что же было потом в истории цивилизованного (прежде всего европейского конечно) мира?
                Х1Х век представляется веком разброда и шатаний в духовной сфере. И веком утверждения власти капитала в развитии общества и в промышленном развитии в особенности.
                Деньги начали определять в жизни все.   
                Эту эпоху можно назвать эпохой Промышленного Иудаизма. И фактически она продолжается и по сих пор.
                Идея тотальной  Власти Денег - идея порожденная самой многовековой историей еврейства.
                И эта идея овладела болезненным сознанием  талантливого и амбициозного  немецкого еврея Маркса - все дело в деньгах! И в том чтобы их перераспределить. Ведь именно деньги и приносят счастье.
                И Маркс написал с великим трудом свой печально известный «Капитал» где много обычных социально-экономических умствований, но выразилась и болезненная убежденность Маркса, что капиталист «ворует» у своего рабочего большую сумму не заработанных самим этим капиталистом денег.
          Простые вещи и явления господин Маркс окутал мистикой и мнимым наукообразием глубокомысленных с виду, но нелепых по сути рассуждений.
           Понятно что капиталист «на станке не работает», но тем не менее к нему именно стекается  основная прибыль от предприятия собственником которого этот капиталист является.
              Маркс это казалось бы и сам понимает.
               Но не до конца понимает, а потому и не принимает.
                Маркс признает, что наиболее значительная  часть получаемых капиталистом средств идет на расширение производства, на замену оборудования на его предприятиях, на исследовательские разработки по усовершенствованию производства, на оплату труда рабочих…
                Но остальное по Марксу капиталист незаконно берет себе - живет в роскоши, покупает яхты и особняки, бездумно тратит гигантские деньги на развлечения и прихоти…
                И это мол - как доказывает классик марксизма - наворованная капиталистом часть «прибавочной стоимости» которую надо в капиталиста отнять.
                И тогда все будет хорошо и справедливо.
                Марксу казалось ЧТО ВСЕ ДЕЛО В ДЕНЬГАХ. И деньги надо просто перераспределить.
                Идеи Маркса, особенно «претворенные в жизнь» фанатиками большевиками в России, принесли миру и людям неисчислимые страдания.
                Собственность изымали «по Марксу», перераспределяли, расстреливали ее прежних владельцев, устраивали принудительное производство основанное на рабском труде под знаменем «марксизма-ленинизма» (в сталинских лагерях в частности).
                А что теперь видит мир? И что перед миром стоит сейчас?
                По старой памяти США и ЕВРОПА считают своим основным противником Россию.
                И хотят ее фактически уничтожить как единое государство - расчленить на независимые друг от друга территории (Сибирь, Дальний Восток, Средний Урал, Поволжье. Татарстан, Кавказ, Северо-Запад).
                Потому так важно Западу якобы принимать в ЕС и Молдавию, и Грузию, и особенно Украину - чтобы максимально ослабить Россию.
                Понять и признать, что нынешняя Россия - вовсе не коммунистическое государство, представляющее угрозу европейскому капитализму самой своей идеей установления «коммунизма  во всем мире» - Запад не желает принципиально.
                России на Западе все равно не доверяют. И ее предпочитают максимально ослабить. И тем самым от нее избавиться.
                Что будет дальше - сказать трудно. Но ныне мы переживаем один из драматических моментов в истории Европы и мира. Это бесспорно. 
                А если вернуться к Большим Идеям, то их было в истории человечества три - идея Богочеловека, воплощенная в Христианстве. Идея Просвещения, породившая Великую Французскую Революцию. И идея всемирной ВЛАСТИ ДЕНЕГ, породившая и марксизм и капитализм.
                Все продается и все покупается - последний девиз европейской и североамериканской цивилизации.    
                Но они сами же его и нарушают, замораживая российские активы по своему произволу, отнимая собственность у российских граждан на своей территории…
                Что хотим то и творим - последнее слово Запада в жизни и культуре.
                При этом США и Западу можно было бомбить Югославию (тридцать тысяч мирных жителей - жертвы этих бомбежек). Можно было захватывать Ирак под мнимым предлогом существования в Ираке якобы то ли химического то ли ядерного оружия. И в конце концов казнить и лидера захваченного Ирака.
                Можно было со своим военным контингентом лезть в независимую Сирию. И разбомбить Ливию.
                Это все самодовольному Западу можно было делать.
                Но никто не говорит однако о том, что если какие-то большие соревнования теперь отменены в Финляндии, то  это  потому что любезные российские миллиардеры Тимченко и Ротенберг были создателями и собственниками какого-то спортивного комплекса в Хельсинки.      
                Замечательно вкладывали деньги свои «в дело» и Тимченко и Ротенберг! И особенно конечно ловкий Абрамович!
                Естественно им  надо было постоянно выводить деньги миллиардами долларов из России за рубеж. Строить в Финляндии. Вообще в Европе строить. А в России воровать. Россия лучшей участи и не заслуживает.
                Выходит что так?


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии
 В настоящее время является автором более 1000 журнальных публикаций в России и за границей.
Печатался в  журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «ЛИТЕРА НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «БИЙСКИЙ ВЕСТНИК», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ», «БАЛТИЙСКИЙ БЕРЕГ» (КАЛИНИНГРАД), «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019), «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 27-ми тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
ИМЕЮ СВОЙ АВТОРСКИЙ КАНАЛ НА ДЗЕНЕ, ГДЕ ВЕДУ ЛИРИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК, ПОМЕЩАЮ СВОИ СТАТЬИ, СТИХИ И ИНЫЕ СВОИ ВЕЩИ
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА НА ДЗЕНЕ -



               
               
   
               
               

               


Рецензии