Баллада о ковре. Часть 1
Помимо основной работы, многие энергичные индивидуумы начали изощряться в попытках относительно честными способами пополнить свои денежные запасы,- в чем многие и преуспели .Поскольку купить машину или квартиру официально было крайне затруднительно народ стал закупать хрусталь, дорогую посуду, ковры и т.д. Не менее энергичные люди на загнивающем западе, узнав об этой тяге, моментально открыли в некоторых портах , куда заходили многочисленные советские рыболовные и прочие суда, магазинчики для русских моряков. Попасть в такой порт для работников « Запрыбпромразведки», ( коим я являлся уже 7 лет) было невероятно трудно и считалось большой удачей. Недаром Канарские острова ,которые славились этими магазинами, в рыбацком народе назывались «страной Лимонией». Купив там ковер за 25 инвалютных рублей (250 советских), в Калининграде их продавали в комиссионках по 750. На югах торги начинались от 1500 рублей.
Наше среднетоннажное судно проводило оперативно-поисковое обеспечение рыбопром ысловой информацией советского рыбодобывающего флота на шельфе Анголы. В случае успешного выполнения рейсового задания и принятых социалистических обязательств по всем показателям, руководством « Запрыбпромразведки» нам был обещан заход на Канары, при следовании в родной порт Калининград.
В то время Народная республика Ангола только недавно освободилась от империалистического ига и под мудрым руководством компартии Советского Союза начала строить социализм. В результате в стране моментально исчезли почти все продовольственные и непродовольственные товары, которые ранее завозили капиталисты .
Промысловые суда для планового отдыха экипажей в середине 5-6 месячных рейсов вынужденно заходили в крупные порты Луанда или Лобиту. Местная валюта (кванза) спросом у рыбаков не пользовалась, ибо купить на нее было практически нечего. Кроме купания а Атлантическом океане, загорания на белоснежных пляжах и созерцания африканского быта, можно было в немногочисленных кафешках на берегу океана обменять( ченчануть) часть своей одежды от носков до кепок на бутылку местного пива или водки .Непостижимо, но в этой жаркой стране высоко котировались телогрейки и зимние шапки-ушанки, которые водились на судах для работы в трюмах при минус 20 градусах для складирования и выгрузки рыбопродукции. Некоторые товарищи приходили на судно в одних плавках , но и при этом высоко несли честь советского моряка за границей- так полагалось писать в характеристике на каждого члена экипажа после рейса.
Поскольку приобрести, а тем более потерять в Анголе нам было нечего, мы решили зайти для экзотики в маленький порт Амбоин, куда по слухам еще не ступала нога советского рыбака. После оформления таможенной процедуры, которая оказалась проста, как моя жизнь, мы пошли на берег .Первыми в дебри городка умчались молодые и резвые матросы, за ними неспешно шествовала судовая интеллигенция :радист, акустик, штурмана и т.д. Капитан, стармех, я и мой друг Саня-гидролог шли в конце процессии. Дойдя до развилки улиц, мы свернули направо и через некоторое время вышли на берег океана. Здесь, на фоне обычных африканских домиков мы увидели красивое здание из стекла и бетона, дверь была открыта. Несмело зайдя внутрь, мы с изумлением обнаружили ,что это ресторан ,где, видимо, ранее коротали время убежавшие эксплуататоры черного трудового народа. В зале было прохладно, пол и столы из черного мрамора, на столах столовые приборы и салфетки. Нам захотелось сбежать от этого великолепия ( по судовым понятиям). Но было поздно,- к нам подошел абсолютно черный негр в черном костюме и белой рубашке с галстуком и, что-то лопоча на неизвестном нам языке, стал рукой показывать, чтобы мы садились за любой стол. Мы моментально вспомнили про честь советского рыбака и посовещавшись решили , что имеющихся на нас штанов и рубашек, (помня о портах Луанда и Лобиту ) должно хватить на небольшой банкет. Негр-официант топтался около нашего стола , но меню нам не подавал. Тогда капитан, на правах старшего, гримасами лица, руками и другими частями тела повелел негру принести белым людям 2 бутылки выпить и немного закуски. К нашему изумлению заказ был принят , через минуту перед нами на столе стояли 2 бутылки с прозрачной жидкостью и 4 рюмки. Повторив капитанские ужимки по поводу закуски, мы узнали что еды ( чоп-чоп по ихнему) к сожалению нет- но есть ава . По нашему требованию он ее принес-4 стакана обычной воды. Как писал известный писатель В.Ерофеев, мы немедленно выпили местной водки, несколько раз повторили, поговорили о нелегкой судьбе советского рыбака и поняли, что( как писал другой известный писатель М. Веллер) « наступает неизбежный , как приближение асфальта перед лицом падающего мойщика окон, час расплаты». Попросив у ставшего для нас родным официанта счет и увидав в нем фантастические цифры с многочисленными нулями, мы предложили нашему новому другу снять с нас любую часть нашего гардероба. Эта затея ему почему-то не понравилась и он стал бурно выражать свое недовольство ,причем мы все явственно слышали международное слово « полиция». Что бы предотвратить международный конфликт и, в дальнейшем, не лишиться виз загранплавания, капитан решил пригласить этого достопочтимого господина на судно и путем дарения какого- нибудь судового оборудования( ценного для любимого
друга) устранить возникшее мелкое недоразумение. В этот момент Саня-гидролог снимает с руки часы « Победа» с кожаным ремешком( стоимостью 12 рублей) и барским жестом протягивает их лакею .Согнувшись в спине, держа перед лицом часы, со словами типа «заходите еще», этот интриган проводил нас до дверей и запер их на ключ- дабы местные нищеброды не отняли у него заработанное честным трудом богатство .Счастливые, мы вернулись на родное судно и оторопели. Изо всех кают веяло запахом свежезаваренного молотого кофе . Все члены экипажа были изрядно полураздеты, некоторых сильно штормило .Оказалось, что на перекрестке все по врожденной мужской привычке повернули налево( а мы то направо )и вышли к магазину ,в котором кроме килограммовых пачек молотого кофе «Орикс» , местной водки и калош ничего не было. Советский матрос ( даже с неполным средним образованием )по моим наблюдениям в любой стране всегда находит контакт с местным населением . В этот раз удалось установить, что продавец (при абсолютном отсутствии малейшего интереса к его товару у местной публики) готов обменять свой никчемный товар на любой вид одежды, а так же на иголки и нитки-нечем дырки латать в стране строившегося социализма. Поэтому вся одежда была оставлена в магазине , все пошли на судно с добычей, пообещав продавцу завтра вернуться. Ночью на судне никто не спал- все решали, что из одежды все- таки придется оставить на себе ,а остальное обменять .Утром родилась конгениальная идея: бежать на промысел ,подойти к плавбазе якобы за пресной водой , в судовом магазине скупить все барахло и вернуться в полюбившийся городок. Пока шли к плавбазе неутомимые матросы выявили, что наиболее рентабельно менять иголки и нитки. За 1 иголку или катушку ниток полагался 1 кг кофе. Народ обалдел от такого внезапно свалившегося счастья. Операцию у плавбазы решили провернуть тайком, то есть делать заказ у начпрода базы не по радиотелефону ( флот услышит, а кому нужны конкуренты), а подозвать его к борту судна. И вот мы у базы, и вот стоит ихний начпрод. Наш 2-ой штурман, обладавший громовым голосом, заглушая жалобные крики чаек и рев судовых механизмов, орет наверх на плавбазу начпроду: - у вас нитки и иголки есть в судовом магазине?- есть! –много?- как грязи, за много рейсов скопилось, никто не берет-заверни нам все!-зачем столько много?-вышивать любим!. Затарились и вернулись в порт Амбоин. После небывалой сделки века все было поделено поровну, невзирая на ранги, каждому досталось по 30 кг кофе. Смысл этой кофейной операции был в следующем: при заходе на Канарские острова мы продаем кофелюбивым испанцам кофе, а на вырученные песеты покупаем ковры и продаем их дома за родные рубли. На сленге фарцовщиков нас ожидал бешеный навар
Поскольку на каждом судне всегда был сотрудник КГБ-ФСБ –по судовой роли он мог быть кем угодно,( правда капитанов- стукачей я не встречал) и не всегда его удавалось вычислить, (как в данном рейсе)- на общесудовом собрании было решено и всеми одобрено : об этом молчать- поскольку за такую невинную в настоящее время операцию « Ы» все могли лишиться виз. И вот она страна Лимония- порт Санта-Крус –де Тенерифе. Ночь- судно стоит у причала ,на судне никто не спит, разбившись на группы все обсуждают, где и почем сбыть товар .Научная группа решила- с утра берем с собой образцы кофе в портфель, добираемся до центра города, а далее по обстановке. Утром оказалось, что все уже ушли и мы торопливо пошагали по шоссе длиной в 3 км в город (тратить деньги на автобус или такси считается неприличным для советского малоимущего рыбака- лучше их потратить на выпивку в кругу друзей) .По дороге мы проходили маленькие кафешки, но на них не обращали внимания. Наконец мы на площади Святого Креста- здесь всегда много народу, туристы ,магазины ,кафе -пахнет кофе и французскими духами. Решаем зайти в кафе, выпить по рюмочке шнапса и, раскрыв портфель, неназойливо засветить кофе. С первого захода засветится не удалось. Идем в другое кафе-тот же результат. Смельчака достать из портфеля пакет кофе и предложить его бармену среди нас не нашлось. Вечерело, количество обойденных кафе перевалило за десяток, один из моих партнеров начисто потерял интерес к бизнесу и все норовил уснуть в любом месте, второй же настойчиво требовал продолжения банкета. Принимаю решение- прекратить убыточный бизнес , а поскольку вдвоем мы товарища до судна не донесем, то вынужденно берем такси . На судне выясним, может кому- то подфартило на нелегкой тропе контрабандиста. Я ранее уже бывал на Канарах и знал, что испанцы искренне любят русских ,а если они еще интересуются футболом и знают кого -нибудь из испанских футболистов, то бесплатная выпивка (халява) тебе обеспечена. Поэтому я всю дорогу беседовал с таксистом на эту тему, используя все немногочисленные иностранные слова, что бы прокатиться на халяву. Прибыв к судну, я открываю портфель и говорю-« амиго, денег нет, возьми презент» и достаю пакет кофе. Таксист увидав, что у меня в портфеле еще видны пакеты , достает пачку денег и предлагает мне их в обмен на кофе. Хмель мгновенно улетучился и я понял, что пора брать жар- птицу за жабры. На всех языках мира я втолковываю непонятливому испанцу- что этого кофе у меня на судне 90 кг и у него бедного не хватит денег на все это добро. Таксист впал в истерику, из его воплей я понял, что нам нельзя никуда уходить,никому нечего не говорить-,что через час он прилетит сюда, и купит всю партию по такой то цене за кг. Он умчался, мы затащили нашего третьего партнера по бизнесу в каюту и вышли на палубу покурить, а заодно и посмеяться над явно менее удачливыми остальными членами экипажа. То, что мы увидели, я буду помнить до гробовой доски. На палубе ходили, стояли ,лежали испанцы с лицами ,похожими на наших матросов . Все в гигантских сомбреро, у всех в руках настоящие сигары и какие то красочные бутыли, но главное- все в джинсовых костюмах .Каждый норовил угостить нас из своей бутылки. А потом они рассказали,- что дошли они все до первого маленького кафе и там они сдали все кофе, получили деньги ,потом их отвезли в лавку известного всем морякам Миши Сундера, все покупки им привезли на судно, но еще у всех остались деньги и их надо как то потратить . Дело в том, что при заходе в инпорт, каждому члену экипажа выдавалась определенная часть зарплаты в инвалюте, в соответствии с месячным окладом. Существовали нормы приобретения импортных товаров для моряков, например: 2 раскладных зонтика, 2 ковра, 2 пары джинсов и т.д.- излишки конфисковывались. Кроме того ,таможенники отслеживали примерную стоимость товаров за рубежом и, получив 200 инвалютных рублей на эту сумму ты и вез вещи. Провоз инвалюты домой был запрещен. Короче, через час появился наш знакомый ,пересчитав кофе, он вручил деньги,-перетаскал пакеты и уехал довольный жизнью. Заперевшись в моей каюте, мы пересчитали деньги-,поделили на троих и осознали, что нам их так просто не освоить .На другой день вся команда сидела на палубе и коллективно решала, как распределить вещи ,которые можно купить на те деньги, что поимели за кофе. Все решили: во первых - все покупалось в одном магазине и хозяин сделал нам огромную скидку ,во вторых- выяснили ,кто что будет покупать сверх нормы и излишек записать в таможенную декларацию тому, у кого недобор данного товара, в третьих- все уходили в рейс в джинсовых костюмах, рубашках, модной обуви и часах. Оставшиеся деньги дружно прогулять в дорогом ресторане-имеем право . Каждый выступавший на этом импровизированном собрании, повторял, что если какая- ни будь с… об этом скажет кому- ни будь на берегу , то…- дальше я промолчу .Сейчас за такую сделку, принесшую радость гражданам, как минимум 5 стран: (одели часть беднейшего населения Анголы, напоили хорошим ангольским кофе дружелюбный испанский народ, помогли украсить интерьеры в домах Белоруссии, Украины и республиках северного Кавказа) , наверняка дали какую- ни будь медаль, типа « За заслуги перед Отечеством». Лично я, помимо обычного набора колониальных товаров: джинса, мохер, ткань люрекс ,зонтики , жевательная резинка (страшный дефицит в СССР) и пр и пр, провез 3 ковра , 2 из которых я моментально продал на рынке в Гомеле первому попавшемуся на глаза еврею-торгашу за 2000 рублей.
Баллада о ковре часть 2.
Вторая моя встреча с коврами произошла в следующем рейсе при невероятном стечении обстоятельств. Дело в том, что нашему управлению «Запрыбпромразведка» удалось открыть новый промысловый район в открытой части Тихого океана, что в корне противоречило мнению наших ученых об обитании массовых скоплений рыб только на материковых шельфах. Как удалось-это отдельная история. Наше руководство ,получив за это открытие нехилые Госпремии, решило еще подзаработать и открыть что либо подобное в открытой части Атлантического океана, тем более, что околорыбацкая наука кардинально изменила свое мнение и усиленно лоббировало совершить рейс в этот безрыбный район. В случае успешного поиска экипажу были обещаны золотые горы и, конечно же ,заход на Канарские острова. Очередь научных работников на этот рейс была сопоставима с очередью в мавзолей Ленина. В течение 5 месяцев наше судно бороздило просторы открытой части Атлантики, выполняя многочисленные гидрологические работы и траления по разным горизонтам океана. Уловы не превышали 50 кг мелких непищевых светящихся анчоусов и прочей мелкой рыбной сволочи ,которую ихтиологам надо было определять до вида, что занимало очень много времени. Естественно, мы понимали, что мечта о Канарском архипелаге пролетела как фанера над Парижем и дружно гадали- куда зайдем на отдых. Все уже были согласны на Дакар или Касабланку -где можно было приобрести на наши инвалютные гроши некоторые ходовые в СССР товары. И вот наш первый помощник радостно сообщает по судовой трансляции- что нам дали добро на заход в п. Гетеборг .Наш стон, вероятно, был слышен в отдаленных аулах Мавритании ,мимо берегов которой мы следовали в родной порт. В Гетеборге все есть, но тамошние цены ,приемлимые для любого белого человека, отпугивают от магазинов советского рыбака. Там даже бутылка самой дешевой водки стоит, как ковер на Канарах. Побродив 2 дня по прекрасному городу ,поглазев на ихнее загнивание и купив какие- то сувениры, мы продолжили наш бесславный путь в Калининград. Попивая чай по каютам,. мы вдруг опять услышали радостный голос первого помощника. Для закупки какой- то железяки для ремонта другого нашего судна- нам следует зайти в п Копенгаген, но без схода экипажа на берег. Всю ночь наши радисты шарились в эфире ,выясняя, кто из советских судов ранее был в Копенгагене, и что там продают. Утром было созвано внеплановое общесудовое собрание ,где экипаж был информирован о том, что именно в благословенном п. Копенгаген продаются самые дешевые в мире бельгийские ковры. Решение созрело в результате анализа многочисленных идей-совершить покупку ковров через шипшандлера( судового агента), который приедет на судно для доставки запчасти. Каждый член экипажа заказал по 2 ковра (по лимиту). Судно стояло на рейде на якоре. Прибыв на борт, шипшандлер сообщил ,что он готов оказать нам ковровую услугу, но ему нужны 5 человек для перетаскивания 150 ковров с пирса в шлюпку. В числе наиболее активных мгновенно оказался и мой друг .Шлюпка ушла- мы замерли в предвкушении приближения самого счастливого момента в нашем многострадальном рейсе. Наконец- то шлюпка вернулась и могучие руки моряков перебросали все ковры в виде рулонов на промысловую палубу. Было заметно ,что не все ковры яркой расцветки( это влияет на продажную цену) и толпа ринулась в бой за свое маленькое индивидуальное счастье .Но по общесудовой трансляции радостный голос первого помощника обьявил ,что ковры будут выдаваться цивилизованным путем- то есть по судовой роли ,на первых строках которой естественно капитан и его помощники, далее механики, добытчики и обработчики рыбы,в конце обслуга и научные работники. Естественно, первые стали выбирать наиболее красивые ковры. В обслуге было 4 женщины :официантки-,прачка и доктор, они звериным женским чутьем сообразили, что им в конце распила добычи достанется рухлядь и ринулись на кучу ковров с целью захвата. За ними, не долго думая, кинулись остальные члены экипажа. Образовавшаяся куча мала стала напоминать стаю гиен у трупа антилопы .Гнилая интеллигенция (научные работники ) робко маячила вдалеке, боясь быть затоптанной трудовым народом, но втихаря высказывала свое неодобрение данному процессу. Только я был спокоен как кнехт, ибо все, кто ходил на шлюпке успели ( как вознаграждение за работу) отложить себе наиболее ценные ковры, а мой друг прихватил и мою пайку. Когда пыль рассеялась, на опустевшей палубе остались только черные ковры с большими дефектами. Хозяин магазина сплавил нам весь свой неликвид- зная, что мы не вернемся за обменом. Снова было собрано экстренное общесудовое собрание, на котором было предложено счастливым обладателям достойных ковров скинуться по 5 долларов, дабы немного компенсировать научникам материальный ущерб. Решение экипажа было однозначным- за свое счастье надо бороться, а не хлопать ушами. Мне вспомнился лозунг эсеров до великой октябрьской революции 1917 г- в борьбе обретешь ты право свое. История повторяется.
Часть 3. Мой хороший знакомый Саня- гидролог был чрезвычайно жизнерадостный человек. Он считал, что во время многомесячных рейсов, при заходах в инпорт, его организм, измученный длительным воздержанием от земных утех, нуждается в хорошей встряске,- что он и совершал .Позтому своей жене он привозил самые дешевые презенты типа тюбика губной помады или легкой косынки. Когда она узнала, что другие моряки привозят хорошие вещи, в том числе и на продажу, она стала проедать ему плешь. И вот как- то вернувшись с очередного рейса, я узнал, что приглашен с группой товарищей женой Сани на скорую торжественную встречу ее мужа из рейса. По телефону он сообщил, что везет ей, любимой, ковер. Время и место встречи изменить было нельзя. В назначенный срок мы прибыли к Сане на квартиру- там уже плассировались родственники, оповещенные о ковре. Все были в приподнятом настроении. Стол ломился от явств. Через 3 часа мы поняли, что видимо сломался самолет или где- то нелетная погода, и решили начать банкет без фаворита. Наутро, придя в управление, мы увидели весь прилетевший экипаж- исключая Саню. Оказалось, что, прилетев вместе со всеми из Дакара в Москву, Саня где- то исчез. Как поется в известной песне -отряд не заметил потери бойца. Через 2 дня мы хотели начинать розыск Сани через милицию, но позвонила жена Сани и вновь пригласила на банкет в том же составе . Мы прибыли вовремя и заняли места за праздничным столом. В назначенный срок подъехало такси и наконец то появился Саня с ковром на плече( выглядел Саня слегка помятым)- жена его тихо сияла. После тостов за возвращение и удачную покупку мы вышли покурить. Тут Саня с трагическим лицом поведал нам-,что прибыв в аэропорт Шереметьево и получив с транспортера ковер, был остановлен милиционером . Страж порядка предложил продать ему ковер за 700 рублей и засветил деньги .Измученная судовым чаем душа Сани не выдержала и они совершили сделку товар-деньги. Два дня Саня с ментами прожигал жизнь в близлежащих кафе , ресторанах и в милицейском пикете в аэропорту «Шереметьево» .Потом на последние деньги ему купили билет на самолет и бережно отправили в Калининград. В воздухе Саня протрезвел и понял, что без ковра дома ему ничего не светит. По пути домой он заехал к знакомому штурману и взял напрокат на сутки ковер. Мы дружно посоветовали ему рассказать эту историю жене сегодня ночью- ибо уже завтра наступят суровые семейные будни и радость встречи поутихнет, Наутро Саня пришел на работу с опозданием и небольшим фонарем под глазом. Так закончилась моя последняя встреча с бельгийскими коврами. Приближалась автомобильная эпопея.
Автомобиль- не роскошь, а средство передвижения ( О.Бендер).
В конце 80 –х годов прошлого столетия партия и правительство нашей Родины разрешили покупать автомобили за рубежом. Радость была и у нас и за бугром. Капиталисты освобождались от ненужного хлама ( с их точки зрения), социалисты приобретали ихние подержанные авто, которые по качеству были значительно лучше наших новых . В основном, машины начали возить моряки из портов Европы , но массовости этот процесс еще не принял из-за различных таможенных неувязок. В нашем управлении «Запрыбпромразведка» одним из первых обладателей заграничной красавицы « АУДИ-100» стал мой знакомый ихтиолог. В это время я ездил на машине ГАЗ-21 « Волга» и, естественно, потерял покой ,сравнивая качество машин. Через месяц я уходил в очередной рейс в( до боли знакомый) район шельфа Анголы руководить поисковыми работами и, поскольку не был связан с каким то конкретным судном, решил домой возвращаться на судне ,которое зайдет в Европу. На шельфе Анголы работало до 50 промысловых судов, также приходили и уходили танкера и суда-перевозчики рыбы. Естественно, я подыскивал подходящий для меня вариант. И такой нашелся. Плавбаза « Черноморская слава» снималась с промысла примерно в тот же срок , что был мне определен рейсовым заданием. Чтобы исключить любые непредвиденные обстоятельства, я сразу перешел на плавбазу. Общаясь с руководством судна, я с ужасом узнал, что мой хорошо продуманный план накрывается медным тазом. Таких умников как я , было полно в партийном и профсоюзном береговом руководстве базы « Рефтрансфлот». Они, не имея морских специальностей, просочились на судно в качестве помощников прачек, дневальных ,лаборанток и т.д. Численность экипажа таким образом зашкалила со 170 до 190 человек. Каждой купленной машине нужна определенная площадь , а размеры судна не безграничны. Еще на переходе из Калининграда в район промысла на судне возникали конфликты из-за мест для будущих машин. Так что все уже было поделено до моего прибытия. Горю моему не было предела-ведь все было у меня в наличии: необходимая сумма денег, большое желание, заход в Европу ,- а места для меня нет. А вокруг работали счастливые люди, ежедневно радостно обсуждая марки своих «ласточек». Наконец- то рейс закончился и мы пошлепали в Европу. Я старался меньше выходить на палубы, где уже расчерчивались и подписывались места для стоянок личного автотранспорта, и с головой ушел в написание отчета о рейсе. Через некоторое время я заметил ,что у моих соплавателей внезапно исчезло веселое настроение, все легко перешли с русского разговорного на русский матерный язык. Оказалось, что вместо захода в желанную Европу капитану дали приказ заходить на уже нелюбимые Канарские острова, где автохламом никогда и не пахло. Теперь бездну моего горя осознал весь экипаж, а мне наоборот полегчало. Плавбаза зашла в п. Санта-Крус –де-Тенерифе .Экипаж намеревался бросить все силы и наличную валюту на закупку бытовой техники- ее можно было легко продать в Калининграде. Капитан и я решили не отступать от своей мечты до последнего и, если надо, облазить весь остров Тенерифе. Заказав такси, мы объяснили таксисту суть операции, сунули ему 30- килограммовый брикет мороженой рыбы и он решился нам помочь, хотя о торговле подержанными машинами не слыхал. Пол дня мы безуспешно носились по всему острову, и поднявшись почти к самому вулкану Тейде в маленьком городке вдруг обнаружили площадку , где стоял десяток явно не новых машин. Таксист выяснил у хозяина ,что эти машины действительно продаются. Мы с капитаном начали обниматься и лобызать друг друга. Вытерев слезы радости, мы деловито приступили к выбору автоимпорта, ориентируясь на цены. Таксист был рад за нас, ожидая дополнительный бакшиш. Выбрав по машине, мы пошли в контору платить деньги, предвкушая с какой помпой мы подъедем к судну. Получив наши паспорта, хозяин начал верещать на своем птичьем языке и, как все испанцы, размахивать руками и упоминать мадонну. Подошедший более спокойный таксист, кое как объяснил нам ,что по закону ,принятому еще во времена правления Франко, советским людям запрещено продавать машины. Облом был полнейший. Вторично убитые горем, мы спустились с горных вершин и решили поправить здоровье известным всем способом. Зайдя в огромное здание «Совиспан», мы обнаружили там весь экипаж, обсуждающий свои крупные покупки и попивающий прохладительные и не очень напитки. Капитан стал узнавать , где и что ему завтра покупать. Я же, накатив сразу 3 дринка, пошел искать туалет в бескрайних коридорах «Совиспана» среди кафе и магазинов. Возвращаясь обратно, я по своей вредной привычке стал читать надписи на дверях. На одной я прочел-« ПРОДАЖА АВТОМАШИН» . В офисе сидела скучающая русская сотрудница «Совиспана». На мой вопрос-где же машины, она подала мне каталог , где были все марки зарубежных машин от « Ауди» до «Ягуара». Вспоминая машину друга , я выбрал « Ауди». Красавица подсунула мне каталог « Ауди» и предложила мне выбрать год ,цвет и стоимость машины. Я выбрал машину в соответствии со своей наличностью. Офисная работница одобрила мой выбор и спросила- можно ли оформлять заказ . Я хотел до покупки посмотреть на оригинал , но в ответ прозвучало: авто стоит у хозяина в бельгийском городе Гент. Вы платите здесь деньги, он их получает, и после этого на проходящем советском судне отправляет мне машину в один из портов СССР. На такой вариант мог клюнуть только непуганый идиот ( а я уже многого насмотрелся в своей моряцкой жизни). Вернувшись в дружный коллектив , который продолжал обмывать свои удачные покупки , я понял , что завтра и мне придется таскать видеомагнитофоны и телевизоры. Но после нескольких рюмок кальвадоса внутренний голос сказал мне «иди и бери». Я вернулся в офис, отсчитал деньги и приказал завернуть покупку. Девушка куда то позвонила ,долго разговаривала на непонятном мне языке , и положив трубку , сообщила мне , что машина в идеальном состоянии и хозяин ,получив мои данные и деньги, начнет оформлять документы на отправку.
Сделка века состоялась . Я получил на руки квитанцию об оплате и документы на «Ауди». С этой бумажкой я пришел к людям и объявил о покупке, Смеялись все, даже рыбки в стоящих аквариумах. Смех сопровождал меня до судна , а там он многократно усилился. Судовые женщины смотрели на меня с жалостью, Мужики говорили прямо : «лучше бы ты эти деньги пропил , ибо капиталист обманет тебя , как сельского». Капитан мой поступок не одобрил и на следующий день затарился ( как все приличные люди) бытовой техникой. Всю неделю перехода до Калининграда меня подвергали укоризне и я дошел до состояния «грогги». В порту Калининграда нас встречало много народа, все родственники хотели как, можно раньше увидеть ,как они думали, чудеса зарубежного автопрома. Меня встречали жена , отец и брат, специально прилетевший из далекого Петрозаводска глянуть вживую на « Ауди». Не увидав следов машины, родня тактично молчала. В это время члены экипажа и их многочисленные родственники , как муравьи, начали перетаскивать коробки с бытовой техникой на причал- часа два мы сидели в моей каюте и разговаривали о погоде. Наконец все закончилось и я, взяв чемодан и портфель, предложил покинуть судно. В глазах моей жены появился немой вопрос- где же наше, нажитое непосильным трудом имущество? Я молчал, как рыба об лед. Дома за праздничным столом, собравшиеся родственники и друзья стали дружно интересоваться моими покупками за рубежом. Я сначала сказал ,что все деньги потратил на развлечения, но спинным мозгом почувствовав, что могу получить сковородкой по темечку , проворно вынул из кармана квитанцию на машину. Убедившись, что это не шутка жена с сарказмом сказала , что лучше бы я эти деньги в самом деле прогулял. Еще неделю я был объектом насмешек дома и на работе. Потом раздался звонок из «Совиспана» и мне сообщили , что через 2 дня сухогруз «Маршал Василевский» доставит мою машину в п.Ленинград. Я с отцом и сыном на «Волге» срочно рванули туда. Таможенники порта мне вежливо сообщили , что действительно, на мое имя на судне пришла « Ауди-100», но получить я ее не смогу , так как по их мнению , документы оформлены неверно. Я пытался их убедить в чистоте сделки через известную международную фирму « Совиспан» , но они стояли на своем. Отчаявшись, я начал бегать по разным начальникам ,но все ссылались на незнание таможенных правил. В очередной раз , забежав в таможенный отдел , я присел в предбаннике ,что бы перевести дух и вдруг услышал, что в разговоре таможенников прозвучала как будто моя фамилия . Оказалось , что им звонил большой таможенный начальник-мой однофамилец и интересовался делами. Решение созрело мгновенно. Я вошел в кабинет и нагло сообщил зарвавшимся мздоимцам ,что сообщил родному дяде о возникшей у меня проблеме. Через час на своей ласточке я выехал за проходную порта , где меня терпеливо ждали отец и сын в «Волге». Внезапно машина заглохла и перестала заводиться. Пришлось тащится на буксире у отца через весь город на Светлановский проспект к родственникам. Сразу же во дворе нас обступили местные автолюбители и выяснилось , что просто закончился бензин. Заправившись, мы покинули город-герой. Машина прослужила мне 8 лет практически без ремонта.
Свидетельство о публикации №222041800944