Показывая язвы

В целом дух книги   «Рана»  О. Васякиной   для меня выражается  следующей  цитатой: 

“Помню, как выпила несколько литров пива со своей приятельницей Наташей. А потом мы спорили с молодыми фашистами, приставшими к нашей компании. Все это было, но у меня есть отчетливое ощущение, что одновременно с этими событиями внутри меня шел какой-то другой процесс, который занимал меня всю. Он был мутно-серого цвета, большой и долгий. Я ждала радости, но чувствовала только большое разочарование.”

  Вся книга  — это сочетание нескольких литров пива с разнообразными мутными процессами...

    В какой-то степени непутевую героиню с ее непутевыми родственниками жаль. «Рана» – это хроники распада, гангрены... Маргинальное существование  не могущих справиться с собственной телесностью, сексуальностью, не способных  пробиться к (хотя бы относительно) здоровой жизни —   без алкоголя, наркотиков, психиатрии, физического и эмоционального насилия... Род литературы, который по-французски называется «montrer ses plaies» - показывать язвы... Сюжет крайне прост — у героини умирает от рака мать и она везет урну с прахом в Сибирь, чтобы похоронить ее там. Детали:  джентльменский набор из сожителей-алкоголиков, подруг-лесбиянок, проблем по интимной  части, психотравм и психотерепии, ободранных халуп,  бытового хамства и прочих прелестей женского  существования.
   
   Автор излагает  жесть нарочито  «отстраненной», «рубленой» прозой, короткими предложениями. Иногда, правда, стиль зацветает  лексикой  переводных интернет-статеек  о гендерных проблемах:

“Я имела легальную причину не включаться в нее эмоционально.”

“Птицы – существа отдельные, обладающие собственной агентностью...”

 “Да, она была функциональной, она кормила меня, водила в школу и лечила, когда я была больна. Но внутри этого строгого мира, наполненного конвенциональными процедурами быта, я чувствовала холод и слепоту по отношению к себе. “

Или вот еще:

“Чтобы приблизиться к истоку и вкопать в него материнское тело, превращенное в прах.”

 Представить, как  героиня «вкапывает»  в источник...

Стоит ли удивляться, что дочка разведенной функциональной мамы-алкоголички, искавшей для любви  наркоманов и абьюзеров,  окончила литинститут, стала лесбиянкой  и пишет  гендерно корректные стихи о суровой доле фемины в фаллоцентрическом обществе, где мужчины – сплошь тупые уроды, не ценящие тонкой  души дамы, способной поспорить с фашистами после   «нескольких» литров пива... 

Тонкость души героини призваны демонстрировать ссылки на мифологию и творения  феминисток. Я с  некоторым удивлением узнал, что амазонки отрезали себе грудь для того, « чтобы было удобнее носить оружие на ремне через плечо». В стандартной версии правую  грудь воительницы удаляли,  чтобы удобнее было стрелять из лука. Возможно, героиня путает миф с «Двенадцатью»  Блока – не  винтовку же Мосина они таскали... 

А вот и феминистические штудии. “...Все пишут и говорят: женское письмо предельно телесно. Но что можно сказать о лесбийской лирике? Здесь телесность возведена в квадрат. “ Мне,  как человеку с технарской дрессурой в анамнезе,  словосочетание   «возвести в квадрат» (или даже в куб) для обозначения превосходной степени всегда казалось  неудачным  штампом — если число меньше единицы, от возведения в квадрат оно лишь уменьшается, а единица от возведения в степень не меняется вообще. Сравнивать величину и ее квадрат   имеет смысл лишь для того, что не обладает размерностью – так  линейные метры с квадратными метрами  (длину с площадью) сравнивать совершенно бесполезно. Как только   мы вводим для телесности единицу измерения, получаем абсурд. Подобный  абсурд почему-то абсолютно не трогает лиц с гуманитарными задатками... 

Интересно ли читать всю эту психопатологию? В целом, почему бы и нет – литература не обязана рисовать счастливых... И такое бывает... В чем-то даже и любопытно  — как смотреть на уродливого экзотического грызуна  в клетке зоопарка...
 
     Нов ли этот взгляд женщины, которая  отказывается от  традиционной роли жены и матери ради «самовыражения» через алкоголь, однополую любовь и   копание в своем не особенно здоровом эго? Не очень  нов, разумеется  –  по соцсетям и книгам подобного добра  вполне достаточно. И еще,  в героине Васякиной чувствуется  некое разрывание тельняшек на груди –  стремление  показать себя не просто несчастной бабой с уймой психологических и материальных проблем, но некой жертвой непонятно кого и чего – поэтому всерьез  сострадать ей  мне  довольно трудно. Вроде высшее образование получила, литинститут кончила,  заработать можешь сидя за компьютером, а не на башенном кране... Водку пить тебя никто не заставляет.  Счастливо жената — ну и радовалась бы жизни... А что мама умерла от рака? Печально, конечно, но все там будем...


Рецензии
Забавная рецензия) И умная, да) Хотя, Васякину не читала. И как-то уже теперь и не хочется))

Ирина Каденская   19.04.2022 22:17     Заявить о нарушении
Это как-то немного сложнее. С одной стороны там есть вполне искреннее. И не то, что героиня обвиняет... Скорее подобие вопроса - "и почему жизнь такая поганая?" В конце герония чувствует даже что-то вроде облегчения, что кончилась ее нездоровая по сути связь с матерью, с которой она не была духовно близка - и это кажется вполне психологически правильно. Частично, чувствуется, что это реальный опыт - или около того - но с другой стороны в вываливании "шоковых" деталей насчет перевозки урны, кремации, онкологии и т.п. есть нечто фальшивое. Вроде самолюбования. Словно человек говорит: "я вот такая бяка и самой себе нравлюсь..." Или : "смотрите, как я страдаю." И приклеивание туда гендерно-феминистской подкладки не делает вещь лучше.

Ritase   19.04.2022 22:22   Заявить о нарушении
Зачем вообще писать книжки про это?
Очень у многих людей умерли родители от рака, причём, в отличие от авторши были им близки духовно... Но... зачем про это всё писать?

Ирина Каденская   19.04.2022 22:29   Заявить о нарушении
Ну, это все-таки часть жизни. Частично пишут для того, чтобы как-то "выделиться" -в 20 веке подняли темы, которые раньше появлялись только на заднем плане. Например, вытащили в "большую литературу" Де Сада, который 250 лет был просто порнографом. Стали открыто говорить о гомосексуальности, инцесте и прочих темных сторонах. "Шоковый порог" повышается. Хорошо это, или плохо - кто его знает. Такая тенденция. Возможно, вываливание темных изнанок на публику как-то и помогает с ними мириться - с одной стороны. С другой стороны, это наверное может делать невротиками тех, кто может ими бы и не стал, если бы не читал подобные вещи.

Ritase   19.04.2022 22:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.