Деревня в 60-х. Колодец
Якобы помещица, получившая этот кусок земли в далеком 19 веке переселила сюда своих крестьян. Откуда, из какой губернии, тоже неизвестно.
Лес росший в малочисленном количестве, на месте деревни и на прилегающей территории помещица разрешила вырубить и использовать его для постройки жилых домов, сараев, и прочих построек, необходимых для деревенской жизни. Так поступали все переселенцы в те времена, оказавшись на землях, куда их забросили дороги жизни. Земельные участки, освобожденные от деревьев, за пределами деревни, таким образом становились в дальнейшем полями, для выращивания в основном зерновых злаковых растений. Урожай которых, был основой питания, а также обмена, или продажи.
Через деревню проходила дорога в сторону реки Вятки, являющаяся транспортной артерией для доступа жителей близлежащих деревень, к пойменной части реки. В течении дня проезжали, одна или две машины, зато в выходные поток из машин (легковых и грузовых) усиливался, они шли одна за другой рано утром, и возвращались под вечер. Проезжали мотоциклы с колясками, и без. Выходной провести у реки с удочкой, мечта многих! Поток этот в основном шел из районного центра.
Правый ряд домов по ходу к реке, глядел тылом на север, левый тылом на юг. Вследствие этого, правая сторона деревни была солнечной, лучи солнца светили прямо в окна на протяжении всего солнечного дня, и от этого казалась более веселой. Левая сторона была теневая, в следствии этого солнечные лучи в течении дня в окна домов не заглядывали. Только утром и вечером, в момент восхода и заката, лучи на небольшое время заглядывали в окна домов на левой стороне. Летом, на солнечной стороне окна занавешивались или закрывались ставнями, чтобы хоть как-то уберечься от палящих лучей. И в избах действительно, таким образом создавалась прохлада. Зимою же лучи солнца на правой стороне были благодатью. От этого жить там было радостнее, приятно коротать холодные зимние дни, при виде яркого и теплого небесного светила. Теневая сторона домов, в летний период наслаждались легкой прохладой, идущей из открытых окон, и открытых сенных дверей. Зимою, когда лучи не заглядывали в окна, спасал только жар от хорошо протопленной печи. Как делили участки на левой и правой стороне под строительство домов, в момент основания деревни мои предки, тоже осталось тайной. Наверное все распределяла и определяла община, действуя по существующим в то время правилам и нормам Российской империи.
В деревню к деду меня привозили совсем маленького, но в памяти от этих посещений, мало чего осталось. Основное моё пребывание было с середины и до конца шестидесятых прошлого века, летом в период каникул, в возрасте от девяти до четырнадцати лет.
Деревня к тому периоду насчитывала всего семь домов, пять на солнечной стороне, и два на теневой. Дом моего деда был на левой стороне, и был первый с края, по дороге, идущей от соседней татарской деревни с одноименным названием деревни деда. Так и назывались деревни русский и татарский Дюм-Дюм.
В послевоенное время многие жители деревни деда разъехались в поисках лучшей доли, по огромной территории Советского Союза. Первым местом конечно это был районный центр, город Елабуга, а также другие малые города этой местности. Много уехала в северные места, в район города Перми, для работы на рудниках, лесозаготовках и других работах. Что их заставило тронуться с родных мест? Да многое. Постоянно ездили по деревням вербовщики, рассказывающие о плюсах переезда в другие территории. Родители на скудные колхозные трудодни, не могли построить дом, т.к. проблема со стройматериалами, была не просто проблемой, а неразрешимой задачей. Может где-то, в иных местностях и было по-другому, но в деревне деда (это я узнавал из разговоров взрослых), это была задача из задач. А также отсутствие школы с восьмиклассным образованием, которая располагалась в русской деревне Елово, а десятилетка вообще была в Мортах. И самые главные причины: отсутствие электроснабжения и проблема обеспечения деревни дровами.
Оттого в шестидесятые годы, деревня медленно шла к своему отмиранию. И, наверное, не догадывалась, ни своей правой, ни левой стороной, в отличие от хозяев домов.
Я этого в то время, не понимал, у меня была замечательная пора – детство. Какие могут быть проблемы в начале жизни? Меня в деревне всё устраивало, были такие просторы, в любую сторону от деревни, и они так манили. Мы ходили пешком, ездили на велосипедах. Иногда приезжали гости на машинах, на грузовых, вот нас с другом и катали на машинах, то за сеном, то за дровами…
Территория деревни была занята оставшимися домами, и следами былых домов, в виде заросших ямок, некогда исполнявших роль подпольных помещений, где хранился картофель. Ямки были заросшие, там росла крапива, татарник со своими колючками, и прочая трава, которую обходили своим вниманием даже коровы.
Иногда по деревне проезжали машины и поднимали в воздух целое облако пыли. Пыль, лежавшая на дороге мягким серым слоем, как будто ждала эту мощь шин, и взлетала, властвуя над деревней, оседая: или на правой, или на левой стороне. Поднятой в воздух пылью полностью распоряжался ветер. Деревьев в деревне не было, кроме черемух перед окнами в палисадниках, и растущей там же малиной.
Единственным источником воды в деревне был колодец. Когда он был сотворен я не знаю, и вопросов относительно колодца у меня в то время не появлялось. Глядел конечно в отверстие куда-то вниз, видел там отблеск воды, держался за коловорот, даже несколько раз поднимал полное воды ведро, из прохлады колодца. Вот и всё.
И только став взрослым начали появляться вопросы. Основной конечно вопрос, как его построили? Как копали? Как опускали сруб? Дело в том, что глубина колодца была около двадцати пяти метров. Видимая часть колодца, возвышающаяся над землей, состояла из идущего из земли сруба, с размерами сторон около метра. Верхняя часть сруба была обшита досками, потрескавшимися и имеющими серый цвет от долгой жизни. К срубу крепились заржавевшими от времени большими болтами, затянутыми гайками, две стойки. Стойки являлись опорой для закрепленного на них коловорота, из толстого (где-то около 4 см) железного прута. Прут был изогнут в двух местах под прямыми углами. Опорная его часть была длиннее метра, к этой части прута из двух половинок обрезка дерева (имеющих с торца форму круга), крепилось с помощью металлических обручей в двух местах, основание для наматывания троса поднимающего из колодца бадью.
Ручка коловорота, от долгого общения с ладонями людей, в основном женщин, была отполирована, и блестела на солнце показывая каким может быть металл. Был он стального цвета, а остальная часть темнела многолетней темной ржавчиной. Деревянная часть коловорота, со стороны ручки, тоже была отполирована, т.к. при опускании тяжелого ведра, если не контролировать процесс опускания, ручка раскручивалась и становилась очень опасной. Поэтому взрослые опустив ведро в проем колодца, правой рукой не спеша крутили ручку на себя, а левой рукой притормаживали деревянную часть коловорота, причем ладонью обхватывали снизу в верх деревянную часть, так, что ладонь была повернута в сторону лица человека. Дети просто бросали ручку, и отходили от колодца, на безопасное расстояние, и наблюдали, как справляется колодец с этой операцией. Ручка бешено раскручивалась, блестя своей отполированной частью, стойки раскачивались, и через, секунд десять был слышен удар окованного обручами ведра о поверхность воды колодца. Дальше начинался процесс подъема ведра, для этого ручка коловорота крутилась правой рукой от себя, а левой рукой нужно было подправлять трос, чтобы он наматывался равномерными слоями. В момент появления дужки ведра, левой рукой нужно было взяться за неё, и правой рукой подняв ведро, используя ручку коловорота чуть выше досок параллельных поверхности земли, закрывающих створ колодца, потянуть левой рукой за дужку, поставить на доски. У взрослых все это было отработано до автоматизма, многолетними каждодневными подъемами и опусканиями ведра. Детей, взрослые старались к колодцу не подпускать, зная о таящейся опасности этого сооружения.
Воды требовалось каждому дому очень много, как для людей, так и для домашних животных – коров, телят, овец, свиней, гусей, куриц. Кроме этого в летний период вода требовалась для полива овощей, и в субботние дни для помывки в банях.
От каждого дома к месту колодца, хозяевами, в основном женщинами, были протоптаны тропки идущие самыми краткими путями. Женщины по утрам собирались, обсуждали разные проблемы, тут же поили своих коров, которые подходили на голоса хозяек. И над всей этой утренней картиной, слышно было, как безостановочно трудится коловорот, то опуская ведро вниз, по поднимая на поверхность, драгоценную влагу.
Не знаю, какой была глубина водного слоя, но я не помню, чтобы воды не хватало. Но и цена воды тоже была особая, ведь это был единственный водоносный источник для деревни. Для питья моя бабушка выливала воду в алюминиевый бак, я утолял жажду из такого же алюминиевого ковшика, всегда чуть-чуть не допивая, один глоток. Это если захватывал воду в неполном баке, тогда попадались небольшие соринки от деревянного сруба. Их выплескивал, в стоящее рядом с баком ведро. Вкус воды был особый, иногда, когда приходится пить воду с колодца, улавливаю что-то похожее.
Иногда через деревню проходили люди, возвращавшиеся из поймы Вятки, или как говорили из «лугов», первым делом подходившие к колодцу. В «луга» ходили за дикоросами (смородина, ежевика, калина, шиповник), или на сенокосы. И естественно, после дня, проведенного на жаре, всех мучала жажда. Лишнего с собой не брали, немного еды. Воду для чая брали из небольших озерец, кипятили на костре заваривали листьями смородины, корнями шиповника и этим утоляли жажду. Не было тогда в продаже воды в полиэтиленовых бутылках, а любая банка стеклянная тоже была дефицитом.
Пройдя на жаре около двух километров, и дойдя до деревни деда, колодец казался им спасительным оазисом. Хорошо если там был местный житель из соседней деревни, он без проблем справлялся с колодцем. А если шли гости, да ещё не имеющие опыта деревенской жизни, для них это становилось испытанием. Поэтому любые чужаки, сразу попадали в поле зрения жителей деревни деда. И вот почему- мало достать воды, не поранив себя, но нужно было оставшуюся воду вылить в сторону от колодца, и закрыв створ колодца щитом, ведро поставить на него вверх дном. Чтобы ведро не могло упасть от ветра в колодец, и пыль в него не могла попасть. Так вот беспокойство всегда вызывали люди, не соблюдающие этих правил. И поэтому, если они оставляли ведро с водой на краю колодца, и ещё вдобавок не закрывали крышку, кто-нибудь из деревенских шел к колодцу, и наводил там установленный порядок. Надписей там никаких, предупреждающих не было, да и для кого это делать? Правило везде одно – оставляй всегда так как было!
А ведро оставлялось к вверху дном, и крышка закрывалась, ещё по одной причине. Рядом с колодцем всегда паслись овцы и телята, тянуло их к той сыроватой траве, куда иногда попадала вода из колодца. Да и телята помнили, как хозяйка доставала из, под земли живительную влагу. Вот и тянулись телята к ведру. И не дай Бог, оно окажется полным, и крышка не закрыта – одно движение теленка, и начинается бешенная работа мощнейшего коловорота. Один удар по носу теленка, может быть смертельным. Ущерб хозяину по ценам тех лет, очень ощутимый, да и просто потеря животного, которому так много отдается ласки и заботы, полоснёт по сердцу, как ножом.
Много лет прошло, и только сам коснувшись сельских проблем, припомнился мне этот колодец. Как же они его копали? Как нашли это место? Сруб понимаю, срубили из березы. А как опускали? Да самое главное, кто копал, и как? Может сами жители деревни, а может какая-нибудь бродячая колодезных дел бригада? Может в два этапа копали? Сначала на глубину десяти метров, при ширине допустим три на три копали, а затем сузили на полтора метра? Как определили начало водоносного слоя? А копать в стесненных условиях, да ещё мокрую глину - это труднейшая задача.
Ну почему мне не пришло в голову, всё это спросить своего деда? Почему!?
С годами всё больше появляется гордость за своих предков, сумевших построить такой колодец. Да и просто живших, в не очень-то комфортных условиях, перенося все тяготы сельской жизни, выдержавшим страшнейшую войну. Мужчины сражаясь на фронте, женщины трудясь на трудовом фронте. Вечная вам память!
После того, как деревня прекратила своё существование, исчез и колодец, даже места его уже и не найти. Можно только, присев у памятного знака, закрыть глаза и вспомнить: теплое летнее утро, мычанье коров, и бабий говор у колодца, и вкус воды, и небольшие соринки на дне ковшика...
Апрель, 2022 года
Свидетельство о публикации №222041901078
Любая мелочь от вас не ускользнет...
«От каждого дома к месту колодца, хозяевами, в основном женщинами, были протоптаны тропки идущие самыми краткими путями. Женщины по утрам собирались, обсуждали разные проблемы, тут же поили своих коров, которые подходили на голоса хозяек».
На нашей Песчаной был один колодец, и воду брали для варки и для скотины.
От колодца до дома, более ста метров...два ведра на коромыслах...
А у деда в деревне, мужики меня привязали и опустили в колодец, с разрешением деда.
Я должен саперной лопаткой подчищать грязь со дна колодца.
Вверх посмотришь, а там маленький клочок неба .
Выражение «небо с овчинку покажется», здесь наверное уместно.
Слава Богу, что обошлось, мне было лет 12.
Бабушка деду вынесла последнее предупреждение за дедовы фокусы.
Сейчас в каждом доме скважина, деревня сохранилась, но школу закрыли. Возят школьников на автобусе в соседнюю деревню, там школа большая.
ДЕТСКИЕ ВОСПОМИНАНИЯ В НАШЕЙ ПАМЯТИ ОСТАЮТСЯ НАВСЕГДА
С УВАЖЕНИЕМ
Виктор Девицын 18.08.2024 20:37 Заявить о нарушении
С уважением,
Николай Решетов 19.08.2024 15:27 Заявить о нарушении