РЛ27 Пушкин Баба-Яга Рок и Судьба

В добавленном в 1828 г к поэме Руслан  и Людмила прологе есть таких два тайнописных стиха:
 Там ступа с Бабою Ягой
                Идёт, бредёт сама собой,
Есть три мойры греков.  Когда им было три года, (*) Мойрами были:
• Клото (/;КЛофис;офис/, греко - ;;;;;, [kl;;t;;;], "пряха") прядут нить жизни из своей прялкой на ее шпиндель. Ее римским эквивалентом была Нона ("девятая"), которая первоначально была богиней, призываемой на девятом месяце беременности.
• Лахесис (/;л;к.;ы;ы/, греко - ;;;;;;;, [l;k;esis], "allotter" или ящик лотов) измеряется нить жизни, отведенное для каждого человека с ее мерилом. Ее римским эквивалентом была Децима ("десятая").
• Атропос (греч.;;;;;;;, [;tropos], "неумолимый" или "неизбежный", буквально "ниспадающий",[13] иногда называемый Айса) был резцом нити жизни. Она выбирала способ смерти каждого человека; и когда их время приходило, она перерезала их жизненную нить "своими отвратительными ножницами".[14] Ее римским эквивалентом была Morta ("мертвая").
В Республике Платона три мойры поют в унисон с музыкой сейренов. Лахесис воспевает то, что было, Клото-то, что есть, и Атропос-то, что должно быть.[15] Пиндар в своем Гимне Судьбам высоко чтит их. Он призывает их послать своих сестер, Часов Евномию ("законность"), Дайку ("право") и Эйрену ("мир"), чтобы остановить внутренние междоусобицы.
(*) во 2 веке нашей эры когда Павсаний посетил храм Аполлона в Дельфах, где Аполлон и Зевс сопровождались Судьбой, он заметил: "Есть также изображения двух Мойр; но вместо третьей Мойры рядом с ними стоит Зевс Мойраги и Аполлон Мойраги."

Есть римские парки = Па;рки (лат. Parcae) — три богини судьбы в древнеримской мифологии. Соответствовали мойрам в древнегреческой мифологии:
• Нона (лат. Nona) — тянет пряжу, прядя нить человеческой жизни (то же что мойра Клото)
• Децима (лат. Decima) — наматывает кудель на веретено, распределяя судьбу (то же что мойра Лахесис)
• Морта (лат. Morta) — перерезает нить, заканчивая жизнь человека (то же что мойра Атропос).

А на Руси были три сестры бабы-яги:

Три главные вида Яги описаны (выделены)  у российского специалиста по сказкам немца  Владимира Проппа  в  знаменитой монографии "Исторические корни волшебной сказки":

Яга-дарительница
Это та, к которой обычно  "приходит герой. Она его выспрашивает, от нее он (или героиня) получает коня, богатые дары и т. д."
 
Яга-похитительница
"Она похищает детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и спасение". Пример – Яга в сказке "Гуси-лебеди"

Яга-воительница
"Она прилетает к героям в избушку, вырезает у них из спины ремень и пр.".

***

Иной толкователь Дарья Поздняк  уверяет:  особенность, встречающаяся как в сказках, так и в "Веде Славян" - троичность образа Бабы Яги. В некоторых сказках действуют три Ягинишны - либо три сестры, либо мать и две дочери.

В "Веде Славян" с посвящением Ория также связаны три сестры Юды Самовилы. Исходя из этого, можно предположить, что изначален образ трех сестер, являющих собой особый Триглав посвящения. Проследить сей Триглав на Руси довольно трудно. Однако в полном объеме мы находим его в Индии в шиваитском тантризме, где божественная супруга Шивы Дэви, олицетворяющая Шакти (Силу или энергию Шивы) предстает в трех ипостасях: Кали, Дурга и Тара. Раса-вада - учение о трансмутации человеческого Духа говорит о восхождении к Солнечному Истоку посредством реализации основных аспектов Шакти - Лунной Силы Кундалини.

Кали - энергия времени и разрушения, ее лик ужасен, в своих правых руках она держит кинжал и человеческий череп; гирлянды из человеческих голов украшают Ее голову и шею; ожерелье из змей на Ее груди. На ней пояс из рук мертвых тел, ее глаза сияют как утреннее Солнце. Не правда ли, все это очень напоминает образ Бабы Яги - забор вокруг избушки из человеческих костей, черепа на колах, засовы из мертвых рук и черный сморщенный лик. Сходство просто поразительное. Да к тому же еще положение Бабы Яги, как и Кали - меж двух миров, между жизнью и смертью в состоянии глуби (или глубины), что обеспечивает доступ ко всем сокровенным знаниям. И именно к Бабе Яге и Кали идут "добры молодцы" за советом - посвящением, идут во глубь в состояние вне времени, проходя через смерть, чтобы родиться вновь. И вовсе не удивительно, что с приходом христианства на Русь образ Великой Богини, утеряв свое инициатическое значение, остался пугалом для детей.
Дурга - хранительница явного мира. Она предстает в облике грозной воительницы, сражающейся с демонами. В славянском пантеоне нет отчетливого соответствия ей. Но мне думается, что более всего связана Дурга со Златой Бабой. И хотя последняя не обладает чертами воительницы, но в ее образе охранительницы малых детей отчетливо проявляется забота о мире Яви.

Тара - Сила золотистого эмбриона (Хираньягарбха), из которого развивается вселенная. Т.е. Славянский аналог Тары, должен быть Богиней, олицетворяющей изначальную энергию Рода.
Человек, восходящий по Златому Пути, проходит полный круг обращения кХай. Приходя в избушку Бабы Яги - Кали, проходит через инициатическую смерть в очистительном огне и трансмутирует свой Дух в зародыш новой Жизни - хранителя как Ярг мира (макрокосма), так и Яр мира (микрокосма - своего тела и Души).

http://www.old-church.ru/vspo/index.php?showtopic=8

***

Другой толкователь: Баба-Яга - или также три сестры Яги
Известное заблуждение — считать её ведьмой, как это часто делают. Ведьма — это имагинация магического - злого душевного сознания. Но Баба-Яга — не ведьма. Правда, при известных обстоятельствах можно у неё "потерять свою голову", но это указывает только на то, что такой человек не умеет ещё владеть своей головой при встрече с бабой Ягой.  Она живёт в лесу, домик её стоит на "курьих ножках"; понаблюдайте за курицей и ощутите тёплое, живое тело, которое скрывает в себе жизнь, продолжающуюся в яйце, и попробуйте ощутить, как оно стоит на этих странно затвердевших, кажущихся мёртвыми, трёхпалых ножках. Затем осмотрите жилье этой древней душевной силы; скрывая в себе таинственную жизнь, это царство стоит как неживое — в земном бытии. "Домик вращается, кружится как ветер": и эта область недоступна, больше, — она вращается в космическом вихре, и открывается только тому, кто умеет владеть такими силами. "Стань ко мне лицом, а спиной — к лесу, встань, как мать тебя поставила" — стань доступной для меня, откройся мне, как было открыто это царство, когда действовала её старшая душа, праматерь. К ней надо найти вход теперь в воде, в ней очиститься ("выкупаться"), поесть и провести "ночь". Она сама, таинственная старуха, часто имеет "костяную ногу", то есть она уже давно ушла из жизни, "закостенела". "Её уста — с ней в постели", — она молчит, её язык спит или — "они лежат наверху на притолоке", и там, где входят снаружи вовнутрь, на пороге, — спит язык, и его нужно вновь разбудить. "Её нос — врос в потолок", всюду, где указывается нарти длинные носы (напр., у троллей в северных сказках), эта картина указывает на то время, когда человек жил в своем дыханье совсем иначе. Тогдашний человек ощущал воздух как истинный дух (воздух- дух у греков), он жил — "ощущая погоду". Чем старее Баба-Яга, — тем длиннее её нос; в древние времена всё духовное было дано в природе. Иногда "нос — врос в потолок", т. е. прежде достигалось всё духовное без труда, дух приходил свыше, но теперь всё это прекратилось. "Ноги её касаются потолка, а она прядёт": теперь, когда человек глубоко задумывается и не может расстаться с какой- нибудь мыслью, то мы говорим: он прядёт свою мысль, он обдумывает её. Никакая другая действительность не воплощает процесс мышления лучше, чем прядение. Говорим же мы: я потерял нить. Приведенный образ говорит: древняя душа ещё существует в космосе, в высшем мире, когда она мыслит. В Шартрском соборе во Франции находится на колонне изображение человека, который, лёжа на спине, вытягивает ноги кверху. Его ноги изображены плоско, как будто бы он стоит.
Нельзя яснее изобразить стояние в космосе, стояние в высшем мире. Человек ещё не достиг Земли в своём внутреннем, так же, как грудной младенец ещё не достиг её в своём внешнем и внутреннем восприятии, он простирает свои ножки вверх, но ещё не может стоять, он принадлежит ещё к другому миру.
Баба-Яга представляет собой мощную, важную силу души, но её власть уже в прошлом. Она — образ души, связанной с природой духовно, обладающей ещё ясновидением, её родина — космос.
Баба- Яга в трёх образах —это старейший аспект души ощущающей, души рассудочной и души сознательной. В эпоху развития Я человек должен вновь вскрыть царство этих древних душевных сил, но теперь по своей свободной воле. Поэтому всё снова повторяется вопрос: "Ты пришёл добровольно или по принуждению?" Кто не хочет возобновить атавистическим образом древнюю ясновидческую мудрость, но желает вкусить хлеб познания, тому она указывает путь, или дарит клубочек: "Иди по его следу, и он приведёт тебя к моей старшей сестре!" Это— та же нить, которую Ариадна даст Тезею, чтобы он мог выйти из лабиринта. Это нить внутренней логики, которая может повести его дальше, или же образ развития, исполняющегося в постоянном движении вперёд (раскручивающаяся нить клубка). Для этого нужно развитие и переход из одной области души в другую.
Баба-Яга, стоящая как материнский прообраз за душой сознательной, является в известном смысле самой старшей, т. к. душа сознательная нуждалась в долгом времени для своего развития


Рецензии