Случай из репетиторской практики

Ученица перестала делать многие задания из Д.З., а это плохо, это дурной знак, особенно, когда ученица только начала заниматься. Когда лень побеждает уже в самом начале, то и к самим заданиям и упражнениям начинается более предвзятое и критичное отношение, даже если для критики нет объективных причин.
Ученице было задано сделать пересказ диалога. Выполнив задание она и спрашивает: «а это вообще полезно?» - Ученица фактически поставила под сомнение профессионализм репетитора. Пожалуй нет ни одного человека, который бы не делал пересказы, учась в школе, ВУЗе, на курсах, с репетиторами и данная ученица не исключение. Она прекрасно знает, что это классическое задание и оно не только не бесполезное, а совершенно необходимое. Поэтому, задавая такой вопрос, она сама себя ставит в глупое положение, в положение не совсем адекватного человека. Ученица продолжила: «я делаю, конечно, но мало, что запоминаю. Не знаю, может и правда надо учить, как вы говорили?» - Если ученица чего-то не запоминает, то это еще не значит, что задание бесполезное… Чтобы запоминать, нужно хорошенько потрудиться, потратить время, сделать усилия, запастись терпением, нужно много практики. Или она рассчитывает на такой эффект: один раз сделала пересказ – всю лексику и устойчивые обороты тут же освоила? А вообще это похоже на анекдот. Спросить, полезны ли пересказы, если всегда, везде и во все времена, это одно из непременных классических заданий. Как этого можно не знать и ставить под сомнение? Это может делать либо маугли, который нигде и никогда не учился, либо человек прикидывается, видимо, чтобы ему перестали давать задания, которые ему не хочется делать.
Её реплика удивила и огорчила преподавателя, ведь ранее он вполне убедительно рассказал и объяснил, какие виды заданий и упражнений делаются для развития навыков устной речи. Это всё равно, что если бы ранее учитель сказал ей, что 2*2=4, а через несколько занятий она поставила бы это под сомнение и спросила, мол, разве 2*2=4? Когда нет понимания элементарных вещей в методике, то с таким учеником трудно, ему ничего не докажешь и не убедишь его. Что творится в голове ученицы, если ей опытный преподаватель уже все объяснил и разложил по полочкам, а потом она все ставит под сомнение, так как не видит смысл в задании? А смысл она не видит, поскольку не видит мгновенного результата. А желаемого и немедленного результата нет, потому что она не делает задания в точности так, как ей сказано, отказывается учить диалоги, делать и учить пересказы, не составляет собственных примеров, собственных фраз, а пересказы делает очень кратко и очень своеобразно, странно. Впрочем, ученице и не обязательно искать смысл, ее задача делать те задания, которые ей даются специалистом, который знает, как отрабатывать тот или иной навык.
Преподаватель ей вежливо объяснил, что ученица обратилась за обучением с приоритетом устной разговорной речи, которая включает в себя, в том числе и пересказ, описание и обсуждение картинок, что эти задания являются непременной составляющей, помимо диалогического общения на уроке. Преподаватель привел пример обучения вождению: если водитель всего несколько раз водил автомобиль, можно ли сказать, что этого достаточно, чтобы у него сформировались навыки, появился опыт? Она согласилась, что нет и преподаватель добавил, что опыт и навык приходят постепенно, через практику. С этим она тоже согласилась. Ученица должна была понять, что надо делать все и не ждать огромного эффекта после двух-трех пересказов. Репетитор добавил, что пересказы делать не так сложно, так как есть набор выражений, которые постоянно используются и они повторяются. Он напомнил ей, что, если человек умеет пересказывать и описывать картинки (коммуникативные ситуации), тот сможет вести диалог, изъясняться и понимать собеседника.
Репетитор спросил у неё «какие самые простые, а какие самые сложные виды обучения?» и напомнил, что самые простые - это чтение и перевод с иностранного языка на родной, а вот перевод с русского на иностранный - уже сложнее, так как он часто не дословный и много разных нюансов. А вот обучение говорению, аудированию, пониманию собеседника на слух - это самое сложное, поэтому не удивительно, если ей где-то трудно.


Рецензии