Красота без пестроты
Видела икону «Троица» и раньше, но рассказ экскурсовода заставил посмотреть на картину другими глазами. По предположению искусствоведов, родился иконописец в 1360 году на территории Московского княжества. Считается, что предки Андрея по линии отца были – ремесленники. Имя Андрей Рублеву дали после монашеского пострига в мужском монастыре на левобережье Яузы, знакомом нам как Андроников. В то время Москва была маленьким городком размерами с Кремль. Принадлежала будущая столица князю Василию Дмитриевичу (1371-1425годы), старшему сыну Дмитрия Ивановича Донского, который правил во Владимире. В 1389 году Василий Дмитриевич получил ярлык на княжение из Орды и стал первым князем, кто выкупил владение землями при существующих наследниках, до него ярлыки выдавались только на выморочные земли. Биография Андрея Рублёва берет отсчет с 1405 года – это год первого письменного упоминания о нём. Скончался иконописец поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы. Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он вместе с Даниилом Черным трудился над фресками Спасского собора (они не сохранились). Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых.
В стране в это время господствовали монголо-татары, шли междоусобные войны, царит хаос, надеяться оставалось лишь на Бога. Монастырь, в котором принял постриг Андрей Рублёв, был основан учеником Сергея Радонежского – Андроником. Иконописец был хорошо знаком с преподобным Сергием, главным делом которого было устроение жизни вокруг себя по образу Божественного Триединства. «Троица» создавалась иконописцем, когда ему было за шестьдесят. И в это время ученик Сергия Радонежского, настоятель Троицкого монастыря Никон, приглашает Андрея Рублева, для росписи иконостаса Троицкого собора, в честь преподобного Сергия, который положил жизнь на то, чтобы братия основанного им монастыря жила в мире и любви друг с другом, а на русской земле наступили тишина и мир. Ныне Троицкий собор находится в Троице-Сергиевой лавре, он был построен на месте деревянного храма, срубленного самим Сергием. В этом храме были положены мощи преподобного Сергия (1314-1392 годы).
Само слово «Троица» не библейское, оно введено в христианскую лексику лишь во второй половине 2 века, в нём отражено учение о Троичности и Едино сущности Бога, является Никео-Цареградский Символ веры – исповедание веры, которое является основой жизни христиан и сегодня. Троица Андрея Рублева имеет своим основанием библейскую историю о том, как к Аврааму пришли три Ангела, принеся весть, что скоро у 99-летнего старца родится сын. Услышав это, девяностолетняя жена Авраама Сарра тихо засмеялась, тем не менее, через год у супружеской пары действительно родился сын, которого назвали Исаак. Иконы с этим сюжетом создавались и до Рублёва, но они лишь иллюстрировали библейский сюжет. Русский иконописец интерпретирует событие совершенно по-новому, он убирает Авраама и Сарру, оставив только Ангелов, которые превращаются в символическое изображение Триединого Бога, ипостаси которого располагаются слева направо согласно Символу Веры.
До Рублёва лица на иконах имели суровое выражение, вызывающее страх. Как –раз в то время появилась новая техника, когда не ты смотришь на изображённое, а она смотрит на тебя, этим иконы отличаются от картин. Подходим к часовне и смотрим на мозаику, созданную, как копию «Троицы». Перед нами фигуры трёх ангелов, их число связано с единством Божием в трех лицах: Бог Отец, Сын и Дух Святой. Образы даже на расстоянии воспринимаются, как единое целое. Лучи Божественного света пронизывают фон, лики, одежду, преображая фигуры Ангелов. Икона имеет два плана:первый – это фигуры Ангелов, второй представлен символами. Над левым из Ангелов - палаты, означающие домостроительство Бога-Отца; над средним - дерево, символ Распятия и одновременно - Древа жизни, над третьим – гора эта символ Духа. Восхождение по ступенькам на вершину горы на иконе означает духовное возрастание человека. Творчеству Андрея Рублёва, чужд дух трагичности, печаль на его иконах светла, в его мире все пронизано любовью.
Смотрю на флорентийскую мозаику, созданную по образу иконы «Троицы» и пасмурный день стал светлее, душа проникается радостью. Бог есть Любовь и это реальность, она превыше всего и её невозможно не почувствовать в - иконе "Троица" Андрея Рублёва. Мира и Любви!
на фото часовня Живоначальная Троица в память об Андрее Рублёве
Свидетельство о публикации №222041901372
Спасибо за интересный, содержательный рассказ. Всех благ!
Татьяна Карелина7 22.03.2024 16:25 Заявить о нарушении