Красота без пестроты

     Конец марта 2022 года, иду на экскурсию с посещением  Спаса-Андроникова  монастыря, сейчас здесь расположен музей Андрея Рублёва. Перед входом в монастырь разбит сквер, в нём поставлен памятник Андрею Рублёву, не  далеко  от  скульптуры  расположена белокаменная постройка со шлемовидной крышей это часовня Троицы Живоначальной  в память об иконописце, построена она в 2011 году  Евгением Катышевым. Внутри  часовни помещена флорентийская мозаика "Святая Троица" (мастер Марио Антонуччи). Возведена часовня попечением фонда имени Андрея  Рублева и  на пожертвования исцелившейся от иконы гражданки Израиля.
       Видела икону «Троица» и раньше, но рассказ экскурсовода  заставил посмотреть на картину другими глазами. По предположению искусствоведов, родился иконописец  в 1360 году на территории Московского княжества. Считается,  что предки Андрея по линии отца были – ремесленники. Имя Андрей Рублеву дали после монашеского пострига в мужском монастыре на левобережье Яузы, знакомом нам как Андроников.  В то время Москва была маленьким городком  размерами с  Кремль. Принадлежала будущая столица князю Василию Дмитриевичу (1371-1425годы),  старшему  сыну Дмитрия Ивановича Донского, который  правил во Владимире.  В 1389 году Василий Дмитриевич получил ярлык на княжение из Орды и стал первым князем, кто выкупил владение землями при существующих наследниках, до него ярлыки выдавались только на выморочные земли. Биография Андрея Рублёва берет отсчет с 1405 года – это год первого письменного упоминания о нём. Скончался иконописец поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы. Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он вместе с Даниилом Черным трудился над  фресками Спасского собора (они не сохранились). Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых.
        В стране в это время господствовали монголо-татары, шли междоусобные войны,  царит хаос, надеяться оставалось лишь на Бога. Монастырь, в котором принял  постриг  Андрей Рублёв,  был основан учеником Сергея Радонежского – Андроником. Иконописец был хорошо знаком с  преподобным  Сергием,  главным делом которого было   устроение жизни вокруг себя по образу Божественного Триединства. «Троица» создавалась иконописцем, когда ему было за шестьдесят. И в это время ученик Сергия Радонежского, настоятель Троицкого монастыря Никон, приглашает  Андрея Рублева, для росписи иконостаса Троицкого собора,  в честь преподобного  Сергия, который  положил  жизнь на то, чтобы братия основанного им  монастыря  жила в мире и любви друг с другом,  а на русской земле наступили  тишина и мир. Ныне Троицкий собор находится в Троице-Сергиевой лавре, он был построен на месте деревянного храма, срубленного самим Сергием. В этом храме были положены мощи преподобного Сергия (1314-1392 годы).
        Само слово «Троица» не библейское, оно введено в христианскую лексику лишь во второй половине 2 века, в нём  отражено  учение о Троичности и Едино сущности Бога, является Никео-Цареградский Символ веры – исповедание веры, которое является основой жизни христиан и сегодня.  Троица Андрея Рублева имеет своим основанием библейскую историю о том, как к Аврааму пришли три Ангела, принеся весть, что скоро у 99-летнего старца родится сын. Услышав это, девяностолетняя жена Авраама Сарра тихо засмеялась, тем не менее, через год у супружеской пары действительно родился сын, которого назвали Исаак. Иконы с этим сюжетом создавались  и до Рублёва, но они  лишь иллюстрировали  библейский сюжет. Русский иконописец  интерпретирует событие совершенно по-новому, он убирает  Авраама и Сарру,  оставив только Ангелов, которые превращаются в символическое изображение Триединого Бога, ипостаси которого располагаются слева направо  согласно Символу Веры.
        До Рублёва лица на иконах имели суровое выражение, вызывающее  страх. Как –раз  в то время появилась новая техника,   когда не ты смотришь на изображённое, а она смотрит на тебя,  этим иконы отличаются от картин. Подходим к часовне и смотрим   на мозаику, созданную, как копию «Троицы». Перед нами   фигуры трёх ангелов, их  число связано с единством Божием в трех лицах: Бог Отец, Сын и Дух Святой. Образы даже на  расстоянии воспринимаются, как единое целое.  Лучи Божественного света пронизывают фон, лики, одежду, преображая фигуры Ангелов. Икона имеет два плана:первый – это фигуры  Ангелов, второй представлен символами. Над левым из  Ангелов - палаты, означающие домостроительство Бога-Отца; над средним - дерево, символ Распятия и одновременно - Древа жизни,  над третьим  – гора эта символ Духа. Восхождение по ступенькам на вершину горы на иконе означает духовное возрастание человека. Творчеству  Андрея Рублёва,  чужд дух трагичности,  печаль на его иконах  светла, в его   мире все пронизано любовью.
         Смотрю  на флорентийскую  мозаику,  созданную по образу  иконы «Троицы» и  пасмурный   день стал  светлее, душа проникается радостью. Бог есть Любовь и это реальность, она превыше всего и её невозможно не почувствовать в - иконе  "Троица" Андрея Рублёва.  Мира и Любви!


на фото часовня Живоначальная  Троица в память об Андрее Рублёве


Рецензии
Здравствуйте, Ольга!
Спасибо за интересный, содержательный рассказ. Всех благ!

Татьяна Карелина7   22.03.2024 16:25     Заявить о нарушении
Татьяна, очень приятно!

Ольга Сангалова   23.03.2024 18:39   Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.