БГ1 Пушкин Убогие уроды юродивые да блаженные

В трагедии «Борис Годунов» знаковое  место занимает юродивый Николка по прозванию «Железный колпак». Он является в сцене «Площадь перед собором в Москве»:

Слова  )фразы) роли Николки у Пушкина драматурга:
Их семь:
1. Песенка Николки
Месяц светит,
Котенок плачет,
Юродивый, вставай,
Богу помолися!

2. «Взяли мою копеечку…»

3. «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода»

4. «Богородица не велит»

5. «...ты зарезал маленького царевича».

Николка обвиняет Бориса в убийстве царевича Димитрия, нарекает именем убийцы и мучителя царя Ирода, судит откровенно, дерзко и страшно словами, какие мог произнести только юродивый — носитель совести православного народа в обличии бродяги и безумца.

Миссия юродивого в своей драме Пушкин открыл в  письме кн. Вяземского П.А.:
  «Юродивый мой малый презабавный… Жуковский говорит, что царь меня простит за трагедию — навряд, мой милый. Хоть она и в хорошем духе писана, да никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак юродивого. Торчат!»

Г.О. Винокур в комментарии к «Борису Годунову»:
«Образ юродивого основан на кратком рассказе Карамзина о двух московских юродивых… из которых один «с распущенными волосами ходя по улицам нагой в жестокие морозы, предсказывал бедствия и торжественно злословил Бориса» ещё в первый период его царствования, а другой, по прозванию Большой колпак, умер в 1589 г.»
(Из полн. собр. соч. А.С. Пушкина в 9-ти томах. М., 1935 — 1938. Т.6. С. 464.)

7 августа 1825 г. Пушкин писал Жуковскому:
«…нельзя ли мне доставить или жизнь Железного колпака (юродивого Иоанна по прозвищу Железный колпак», или «Водоносец») или житие какого-нибудь юродивого. Я напрасно искал Василия Блаженного в Четьих Минеях — а мне бы очень нужно»
Своего юродивого Пушкин назвал Николкой, ибо у Карамзина есть описание в X томе:
«Уверяют, что современник Иоаннов, Василий Блаженный, подобно Николке Псковскому, не щадил Грозного»
(История государства Российского. СПб., 1824. Т.10. С. 284.)

Основываясь на этом, Б.П. Городецкий  отметил:
«имя Николки Железного колпака явилось результатом соединения имён Николки Псковского и Иоанна Большого или Железного колпака».
(Городецкий Б.П. Драмматургия Пушкина. М., Л., 1953. С. 173.)

«Иоанн готовил Пскову участь Новгорода, думая, что и жители оного хотели изменить России. Там начальствовал добрый князь Юрий Токмаков и жил славный благочестием отшельник, Салос Никола: один счастливым советом, другой счасиливою дерзостию спасли город. В суботу второй недели Великого поста царь ночевал в монастыре Св. Николая на Любатове, видя Псков, где, в ожидании приближающейся грозы, никто не смыкал глаз; все люди были в движении; ободряли друг друга или прощались с жизнью, отцы с детьми, жёны с мужьями… На другой день, вступив в город, он с изумлёнными яствами (так было сделано по совету князя Юрия Токмакова); граждане, жёны их, дети, держа хлеб и соль, преклоняли колена… Сия неожидаемая покорность была к старцу Салосу Николе, который под защитою своего юродства не убоялся обличить тирана в кровопийстве и святотатстве. Пишут, что он предложил Иоанну в дар… кусок сырого мяса; что царь сказал: «Я христианин, я не ем мяса в Великий пост», а пустынник ответствовал: «Ты делаешь хуже: питаешься человеческою плотию и кровию, забывая не только пост, но и Бога!»
(История государства Российского. Т.9. С. 153-155.)

Источник: Духовный труженик. А.С. Пушкин в контексте русской литературы. — СПб., 1999.

Древняя Русь, по единогласному свидетельству дошедших до нас памятников, была наполнена ханжами. В  XII в Даниил Заточник указывал на таких ханжей, которые «обходят села и дома славных мира сего, яко пси ласкосердии». В некоторых актах упоминаются, как лица с весом, «страннии и кто одеяния иноческая свержет».

В различных родах ханжей первое место, как мы уже заметили, занимают уроды, юроды и убогие.
                УБОГИЕ
Понятие об убогом определяется двояким образом, смотря по тому, кто определяет: древнерусский грамотник, или народ. По свидетельству известной беседы: «убогий о богатстве не печется не о чем же»; а пословица говорит: не то убогий, шо трошки ’мае, а то, шо не зна «годи» та усе жада’е. Убогие считались святыми так же как и уроды и калеки.
                УРОДЫ
У ханжей был запрос на уродов, любовью которых можно было бы спасти свою душу, а потому они фабриковались так же, как и нищие. У своих детей, или у взятых на откуп или у детей краденных старцы и старицы выламывали руки и ноги, выковыривали глаза и сделав их таким образом уродами, воспитывали потом до юродства. Макаров говорит, что еще недавно наши города наполнены были толпами слепых, а по улицам ездили подводы с изуродованными людьми. Уроды одарены нездешнею силою. Так есть «трава нечуй ветер», которую находят только одни слепые. Предвещалось несчастие, если кто слепца стрячет, т. е. встрети.
                ЮРОДИВЫЙ
Уроды в нравственном смысле, т. е. дураки, безумные, идиоты, были уродами высшей школы и назывались «юродивыми». Искусственные юроды приготовлялись или из детей или из нищих с юродственными склонностями, которые сманивались старицами. Были также притворные юроды, ибо юродство считалось почетным и выгодным занятием: «инии же творятся малоумии, а потом их видят целоумными» (А. А. Эксп. III, 264). Юродством называлось всякое бесчиние и безобразие: ходить полуголым, кощунствовать над святыней и всяким приличием, драться на улицах, творить чудеса.

Культом его окружает и служительницею которого является «русская женщина».

Источник : Прыжов Иван. Московские дуры и дураки

Образ блаженного Николки – это первое в русской классической литературе изображение русского «народного святого». И только после него возникнут Лукерья из «Живых мощей» И.С. Тургенева, Иван Северьянович Флягин из «Очарованного странника» Н.С. Лескова.
В оценке образа Юродивого в отечественном литературоведении царит практически полное единодушие. В качестве «гласа народа» и«обличителя Бориса» предстает Юродивый у Ф.Д. Батюшкова, Б.М. Энгельгардта, Е.Ф. Шмурло, А.В. Тырковой-Вильямс, Д.Д. Благого, С.М. Бонди, Л.П. Гроссмана. «Представителем демократической массы» называл блаженного Николку Г.А. Гуковский.
Н.Ф. Филиппова называет Юродивого – «совестью народа» , Ю.М Лотман – выразителем нравственного чутья народа («лучшей части народа», уточняет американский литературовед Ф. Раскольников) .
Под влиянием идей «карнавальной» и «смеховой культуры» рассматривают фигуру Юродивого израильтянка И. Ронен,американец Д.М. Бетеа, канадец Дж. Клэйтон.
Совершенно особняком стоял в ряду интерпретаторов образа Николки Ст. Рассадин, выступивший в 1977 против попыток истолкования роли Юродивого как выразителя «мнения народного». «Юpодивый – не голос, не “pупоp” наpода (и тем более автоpа) <...> Он не символ, не функция, не аллегоpия, он настоящий юpодивый, дуpачок Hиколка, дикий и нелепый <...> В темной голове дуpачка – туман, обpывки того, что помнит наpод, но никакой системы».

Юродивый Христа ради – это особая традиция Православия, отличающая таких людей от просто «юродствующих».

В работах В.С. Непомнящего, говорится о том, что Юродивый у Пушкина – «третье из лиц, представляющих в трагедии Высшую правду».

                Блаженный
Юродство, по выражению свт. Димитрия Ростовского, есть «самоизвольное мученичество», а подвиг юродства – проявление высшего самоотречения. Христа ради юродивые наделялись даром сотворения чудес и прозорливости. Юродство Христа ради – одна из форм святости.

источник:Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/langpsy/2019/n3/Kurkin_full.shtml [Семь фраз блаженного Николки (место и значение образа Юродивого в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов») - Язык и текст - 2019. Том. 6, № 3]


Рецензии