Насильно мил не будешь

Во что должна инвестировать Россия, чтобы не допустить технологического отставания от других стран?

1. В свой престиж?

До сих пор наша страна очень много инвестировала для поддержания своего престижа. И нам, россиянам, есть, чем гордиться. Мы знаем, что создателем периодической системы химических элементов является наш русский химик Дмитрий Иванович Менделеев. И многие элементы из этой таблицы открыты нашими учеными. Так в 1844 году профессор Казанского университета Карл Клаус при исследовании остатков Уральской платиновой руды открыл новый элемент, и назвал его в честь России Рутений. Но рутений - это довольно редкий элемент. В 2021 году рутения было выплавлено всего лишь 30 тонн. и стоит он $42 за тройскую унцию.

в 1955 году, то есть более, чем через сто лет, американские учёные при облучении эйнштейния получили новый 101 элемент, названный в честь нашего великого химика менделевий.

В 1970 году уже наши физики под руководством Г. Н. Флёрова на ускорителе в Дубне при бомбардировке ядер Am ионами Ne синтезировали 105-й элемент Дубний.

Ещё одно открытие было сделано в 1998 году группой физиков из Объединённого института ядерных исследований (Дубна) под руководством Ю. Ц. Оганесяна. В исследовании принимали участие учёные из Ливерморской национальной лаборатории. Группой были получены радиоактивные изотопы 114-го элемента, который они назвали флеровий. Флеровий оказался очень короткоживущим с периодом полураспада около 2,7 секунд.

С 2002 по 2005 год в Объединённом институте ядерных исследований (Дубна) в сотрудничестве с Ливерморской национальной лабораторией  был получен наиболее тяжелый, из известных сегодня элемент 118. Самый стабильный изотоп этого элемента живёт всего лишь 1 мс. Назван он был в честь, родившегося в Ростове-на-Дону и ныне здравствующего директора Объединённого института академика Юрия Цолаковича Оганесяна - оганесон.

Последнее открытие было сделано российскими физиками в 2016 году. Они синтезировали 115 элемент, названный им московий, в честь Московской области, в которой находится Объединённый институт ядерных исследований.

1. А в это время в других странах инвестировали в совсем иное

Меня удивила структура товарооборота России с Вьетнамом. В 1920 году Россия экспортировала во Вьетнам всего на $1,62. В то время, как вьетнамцы продали нам на $4. Причем в российском экспорте машины, оборудование и транспортные средства составляют ничтожные 5,6%, а у Вьетнама эта позиция составила 61,2%. Какое именно оборудование мы покупаем во Вьетнаме, в сети найти не удалось. Однако этот факт кажется совершенно невероятным. Ведь во Вьетнаме шла война и Соединенными Штатами там было почти всё разрушено. И Вьетнам выстоял только благодаря советской помощи. 

Однако потом, за какие-то 15-20 лет во Вьетнаме появились крупные предприятия обрабатывающей промышленности. Они развиваются на базе местной металлургии. При этом стали во Вьетнаме выплавляется 20Мт. и половина её идёт на экспорт.
Из своего металла вьетнамские предприятия выпускают высокотехнологичную продукцию. А доля обрабатывающей промышленности в структуре экспорта Вьетнама достигает 83,6%. Эта цифра выше, чем в Италии, Франции, Великобритании и США.
Весьма любопытно, откуда в этой стране эти производства появились? Кто инвестировал в эти высокотехнологические производства?
В российскую промышленность тоже идут инвестиции, но, в основном, в добычу сырья, да ещё в оборонку.

Сегодня Россия является одним из крупнейших экспортёров сырья и энергоресурсов. Было бы лучше, если бы мы это сырьё не подавали, а перерабатывали в собственной стране. Но пока, машины и прочие необходимые нам вещи из нашего сырья изготавливают за границей, а после этого их покупаем мы. Было бы благоразумней организовать такое производство в своей стране, как это сделали во Вьетнаме.

Душевой ВВП Вьетнама составляет лишь треть от российского. Но это пока. Экономика страны с 1970 по 2020 год выросла в сто раз. И она продолжает расти.

2. Не только Вьетнам

Сколько машин и транспортного оборудования экспортируют другие страны? В сети за 2018 год приводятся следующие цифры в млрд. $.
Гонконг – 380
Мексика – 277
Нидерланды – 232
Сингапур – 298
Тайвань – 189
Канада – 118
Испания – 112
Малайзия – 112
Таиланд – 111
Бельгия – 102
ОАЭ – 81
Австрия – 85
Швеция – 66
Турция – 52
Филиппины – 45
Швейцария – 43
Дания – 28
Финляндия – 23
Индонезия – 22
Ирландия – 22
Россия находится после всех. Мы экспортируем только на 20.

Можно, конечно, сказать, что в Бельгии или Дании очень небольшие внутренние рынки, и то, что они производят потребляется во всём Евросоюзе. А в России те же машины расходится по другим регионом, и это не считается экспортом.

3. Среди юго-восточных «слонов» и «тигров»

Вьетнам – это только одна из стран, сделавших большой рывок вперёд. Вьетнамцы не отлавливали короткоживущие изотопы и отправляли луноходы на Луну. Они инвестировали средства в то, что было нужно их людям сегодня. И вот результат – Доля экспорта в расчёте на одного вьетнамца выше, чем на одного человека в нашей стране. Причём, в нашем экспорте преобладают сырьё и энергоносители. Только угля в 2021 году Россия экспортировала 210 Мт.

Пока у нас шла индустриализация, коллективизация, пока мы строили социализм и коммунизм, а потом снова строили социализм, но уже с человеческим лицом, закончившийся переходом к рыночным отношениям, восточноазиатские «тигры» сделали стремительный рывок и во многом нас обошли.

В Таиланде, например, проживает 66 миллионов. Но эта страна экспортирует на $228 миллиардов. На одного человека, это получается в полтора раза больше, чем в России. И Таиланд экспортирует не руду и энергоносители, а главным образом машины, оборудование и электронику. Доля этой продукции составляет примерно 40 %. В 2012 году, например, Таиланд занял 9-е место среди крупнейших автопроизводителей. В стране производятся автомобили японских и корейских компаний.

Ещё один азиатский «тигр» - Малайзия. Темпы малазийского экономического роста одни из самых высоких в Азии. Экспорт на одного малазийца в 2,5 раза больше, чем на человека в нашей стране. Малайзия является крупным экспортёром электротехники и продуктов информационно-коммуникационных технологий. Страна занимает первое место в мире по производству электронных чипов и бытовых кондиционеров, а также производит автомобили.

Но наибольших успехов в экономике достиг Сингапур. На этом острове с населением таким же, как в Санкт-Петербурге, и с площадью в два раза меньше, чем у города на Неве, строят суда и производится электроника. Остров-государство является одним из главных центров оказания финансовых услуг, и крупнейшим производителем CD-приводов. На Сингапуре ведутся масштабные исследования в области биотехнологий.
Экспорт этого города составляет 70% от экспорта всей нашей страны, и важное место в этом экспорте занимают продукция электронной и электротехнической промышленности.

4. Что делать?

Ой, не знаю. Наша страна в результате внешней торговли заработала огромные средства. Вопрос, на что их лучше потратить? Над этим, конечно, должны думать министры и депутаты, которые за это деньги получают. И, понятно, предприниматели, что деньги зарабатывают.

Конечно, от фундаментальных исследований и от лунной программы Россия отказаться не может. Едва ли будет какая-то польза от работ по поиску новых элементов. Но инвестировать в науку необходимо. Именно наука может обеспечить нам достойное место в современном быстроменяющемся мире. Очень важно, что в то время, как во многих странах закрывают атомные электростанции, наша страна стала лидером в разработке реакторов на быстрых нейтронах. Они станут основой для безотходной энергетики будущего.

Однако сырьевая модель развития России себя исчерпала. Наша страна в настоящее время является сырьевым придатком развитых европейских экономик. Причём наши торговые партнёры за то, что нашими энергоносителями мы обогреваем их дома, и даём возможность работать их предприятиям, не испытывают к нам благодарности.

Напротив, они замышляют над тем, как причинить нашей стране неприятности. Беда наша в том, что мы почти весь свой экспорт направляем в окно, которое «прорубил» ещё Пётр первый.

Нашим экспортёрам нужно искать другие рынки, а лучше привлекать инвестиции и заниматься переработкой своего сырья в России.

Первый правильный шаг сделал наш президент, запретивший экспорт необработанной древесины. Думаю, со временем нужно запретить вывоз угля, руды и многих других необработанных продуктов. Нам нужно развивать производство на своей территории, и не ждать, что за наше добро, европейцы скажут нам спасибо. Если не желают, пусть мёрзнут и сидят без работы. Но это будет их выбор. А мы без них выстоим. Ведь нашим предкам было значительно хуже.   
 


Рецензии