Кострома, Кострома, государыня моя...

Я появляюсь здесь раз в несколько лет. И каждый раз наслаждаюсь. Невысокими старинными домами, улицами, на которых всегда мало народу. И люди спокойные, сдержанные, интеллигентные.

Я хотела попасть в Кострому, очень. Иначе как будто не было бы цельности впечатления. Да и ещё раз пройтись по улицам города, где родилась, где прошло раннее детство. Попасть на улицу Голубкова, постоять у дома под номером 3. Оттуда мою маму увезли в роддом, который находился тогда напротив.

С каждым километром я замирала всё больше. Какой он сегодня, этот город? Как встретит?

Погода по-осеннему сносная. Пасмурно, но приветливо. Прохожие, как и везде, с утра идут на работу. Хотя сегодня, в субботу, их гораздо меньше. Универмаг "Кострома", небольшой, симпатичный. Около него мы условились встретиться с экскурсоводом.

Сергей Палыч говорил неспешно, водил одному ему ведомыми тропами, и никто его, кроме как Палыч, не называл.

В Костроме троп немного, но он находил.

Мы с удовольствием фотографировались у памятника Ивану Сусанину, на улице Ивана Сусанина - у кафе "Сусанин House". Доехали до Сусанинской площади и послушно засеменили за Палычем.

Он остановился около Пожарной каланчи и завёл разговор.

Если Алексей Калинин рассказывал так, словно жил в те периоды, знал всю подноготную о жизни как князей, так и обычных горожан, то Палыч словно посидел за столом с теми, кто там жил. Собрал досужие разговоры и пересказывал теперь.

Я захотела посмотреть на Снегурочку, и он охотно зашагал по площади, пересекая её по диагонали.

- Такая маленькая! - растерянно протянула я. - Многие её, наверное, и не замечают.

- Маленькая, да удаленькая, - ответил Сергей Палыч и рассказал, что знал о ней. Оказывается, её придумал скульптор Александр Ерёмин. А если потереть одновременно её нос и снегиря, то желание непременно сбудется.

А мне она понравилась. Миленькая, в венце в форме снежинки, руки врастопырку. Снегирь на руке, и заяц ластится. Своя какая-то.

В Ипатьевский монастырь Сергей Палыч не пошёл, и благодаря этому я познакомилась со Светланой Олеговной Успенской. Она провела нам экскурсию, рассказала, как прятали юного Михаила Романова, мать которого всё не решалась дать согласие на царствование сына, зная, что многие трудности начнутся, как только в смутное время узнают об этом. Дух времени, казалось, витал по местам прошлого.

- А Вы знаете поэтов? - я обычно задавала этот вопрос экскурсоводу.

- Я руководитель поэтического объединения, - с улыбкой сказала Светлана Олеговна.

Радости моей не было предела! Я метнулась к автобусу, схватила сборник стихов и пулей пролетела мимо удивлённого Палыча. Он не поэт, и, хотя дал мне парочку телефонов знакомых поэтов, на литературные темы я с ним не разговаривала. Сборник стихов я подарила Светлане Олеговне.

С ней мы до сих пор дружны. А Палыч... Он тоже какой-то свой... Хотя и не поэт.

Мои компаньонки остались на сырном рынке, а я рванула на Голубкова, 3. И, подъехав, увидела название магазина, расположенного в соседнем подъезде дома. "Сырная лавка".

Я постояла около "своего" подъезда, как всегда, "со священным трепетом". Обвела взглядом окрестности, поздоровалась с берёзовой аллеей, где гуляла, будучи совсем маленькой. А берёзы-то заматерели, стали высоченные, до неба. И я опять маленькая по сравнению с ними...


Рецензии
Хороший рассказ, душевный...
Был в Костроме, но маленькую Снегурочку не заметил...

Серж Эсьмонт   23.04.2022 12:13     Заявить о нарушении
Она не очень заметная и очень миленькая))

Шмелёва Наталья   23.04.2022 23:26   Заявить о нарушении