О творчестве Габибуллаха Омарова 1938-2005

               
               (Аннотация к ниге "Аманат")

Творчество  Габибуллаха Омарва для агульсккой литературы -  явление значимое. Это не просто стихи очередного мастера, искусно владеющего техникой стихосложения, но большого поэта с нелегкой судьбой, глубокого лирика тонкого мудреца и философа, который мужественно, а порой и с иронией переносит свою боль и выражает радость от всего того, что  пришлось ему пережить. Габибуллаха Омарова невозможно не читать вдумчиво  и всерьез, ибо его стихи вместе со смыслом, с музыкой рифм и созвучий как порыв волшебного ветра переносит читателя в иное измерение бытия, где до сих пор ему не приходилось побывать.

Родился поэт  в высокогорном селе Бедюк Агульского района. Литературой начал увлекаться довольно рано, хотя  как поэт  обозначил себя в общественном пространстве небольшим сборником стихов «Че Агъул («Наш Агл»)" как поэт обозначил себя лишь в конце восьмидесятых годов прошлого столетия. Великолепный врач по первому образованию, который пользовался невероятным уважением среди земляков и не менее уважаемый историк по второму образованию (закончил  исторический факультет Дагестанского государственного университета) он также страстно отдавался литературе. Габибуллах  Омаров не только писал стихи, что было не в новинку для небольшого, хоть и  бесписьменного  на тот момент народа, но первым начал пробовать  силы и больших жанрах. В архиве поэта обнаружены довольно серьезные по объему и степени  завершенности наброски к первой агульской поэме «Сарфун», в которой поэт сквозь поэтическую призму  пытается выразить  свое отношение  к прошлому немногочисленного агульского народа. Впоследствии опыт, приобретенный работая  над набросками «Сарфуна», поэт использовал при создании и других своих больших произведений, таких как поэмы «Аминатан кьисмат», «Чу1лан ц1ахун шегьиди» и др.

Габибуллах Омаров многогранный поэт, ему удается многое, но прежде всего он утонченный лирик. В его стихах жизнь как будто приобретает та завершенность, которая  в обыденном плане не всегда ей  достает. И в то же время поэт стремиться показать ее в реальных событиях, без которых жизнь сама по себе, кажется и особой ценности не представляет. И на удивление, надо сказать, поэт преуспевает  и в этом.  Но мастерство, умение, чувство слова, то есть, все то, что необходимо в поэтическом ремесле, придут  потом через многие  годы. А вначале была бесконечная вереница страданий.

Габибуллах Омаров родился незадолго до войны. А детство его пришлось на непростые полные драматизма  военные и послевоенные годы, когда вся земля, казалось, корчилась от мук. Боль и беды шли сплошной стеной  со всех сторон. С лихвой выпало их и на долю будущего поэта. Именно в эти годы он лишился родителей и остался один лицом к лицу с этим суровым миром  на попечение сестер, которые сами нуждались хоть в какой-то помощи со стороны.  Жизнь будущего поэта поставила на грань выживания. Но Габибуллах Омаров вопреки всему, что выпало ему на долю, остался жив. Судьба смилостивилась над ним, семья брата, в том числе супруга брата приняла его как родного сына, любимые сестры как могли, посодействовали  этому. Впоследствии жизненные коллизии, которых он пережил и благодарность родным что помогли ему в тяжелые годы нашли отражение  в его поэме «Аминатан кьисмат («Судьба Амината»)». Она посвящена близким поэту людям и во многом имеет автобиографичный характер. Именно эти обстоятельства нашли  наиболее яркое выражение и в стихах его. Поэтому неудивительно, что много стихов поэтом  созданы в надрывных тонах на грани фола в чрезмерно болезненном напряжении. При их чтении может сложиться представление, что поэт, описывая  муки прошлого, впадает в экзальтацию - настолько высок трагический накал в них. Порой голос его напоминает «глас вопиющего». Но на самом деле он стремиться высказать свою боль от пережитого и таким образом освободиться от нее, он хочет через поэзию поделиться с читателем грузом тех страданий, которые выпали ему на долю.

Таковы его стихи «Замана («Время»)», «На акьай ятумис чара? («Кто поможет сироте?», «Вахтт сарафий («Время было другое»)» и многие другие.


Однако Габибуллах Омаров  не только поэт видящий мир в трагических тонах, он еще и утонченный лирик, умеющий зорко подмечать сокровенные тайны природы. У него ярко представлены пейзажные и любовные стихи, которые где-то сливаясь в единый поток, а где-то самостоятельно протекая, но всегда соблюдая законы поэтики,  уводят  читателя в далекие края гармонии и красоты.  Лирика - это его базовый творческий ресурс, где  он чувствует себя в своей волшебной среде. Таковы его высокохудожественные, я бы сказал, эталонные  стихи,  «Береяр («Сезоны»)», «Угъунихи, угъуни («Закапал дождь»)», «Такабур («Прелестница»)», «Мух1убат («Любовь»)» и другие. Стоит отметить и то, что именно из-за таких, очаровывающих качеств многие стихотворения поэта переложены на музыку и поются в народе.

Самостоятельным направлением представлена в творчестве Габибуллаха Омарова и философская поэзия, зрелая по мысли и глубокая по глубине. Одаренная личность и великолепный  интеллектуал он еще при жизни  заслужил в народе негласное звание мудреца и особое отношение к себе. Он мог сочетать в стихах  единым изящным узором и мудрость, идущая от веков, и жизненные постулаты современного мира. Поэтому философская поэзия Габибуллаха Омарова притягательна для читателя, она завораживают своей глубиной, не отпускают долго. Отсюда чтение философских стихов поэта, таких как «Ирк1уран хиялар («Сердечные помыслы»)», «К1иб хъ хьехъ («За нами стоит смерть»)», «Х1у1ринттар («Сельчане»)»  и многих других требует от читателя вдумчивости, подготовленности и способности воспринимать глубинный смысл, заложенный в них.

Творчество Г.Омарова интересно  и в стилистическом плане. Здесь наиболее характерной чертой является обращение поэта  к  пластам  старой лексики родного языка, которая находиться на грани выхода из употребления. Помимо того, что  этот акт является одним  из действенных  мер по сохранению исчезающего языка, он, как и  поэтический прием помогает создать панорамную картину изображаемого, как сказали бы сегодня - картину с 3D-эффектом. Возвращение в речь, в обиход  полузабытой лексики в условиях исчезающих языков малочисленных этносов, обращение к глубинным ресурсам языка - это очень удачная  находка поэта и патриота. Помимо этого в творчестве Г.Омарова  отмечается ряд и других интересных с точки зрения поэтической стилистики приемов.

Габибуллах Омаров при жизни успел выпустить лишь одну книгу, о чем было упомянуто выше. Но сегодня его дело, творческие начинания  продолжает родная дочь  его - Сабират Омарова. Ее стихи наряду с творчеством отца отдельной рубрикой представлены в предлагаемой книге. Для Сабират это дебют, который, как ожидаем, будет небезуспешным. Многие стихи Сабират Омаровой, как и ее отца, переложены на музыку и поются в народе. Поэтому здесь в дуэте отец и дочь Омаровы будут смотреться гармонично и интересно. Старшего Омарова уже нет в живых, но дочери его Сабират от себя искренне желаем  дальнейших успехов  на выбранном поприще.


Рецензии