Субъективность это важно!
Тем не менее, приходится признать, что мы воспринимаем окружающий мир субъективно, смотрим на процессы и явления через призму жизненного и профессионального опыта, врожденных особенностей характера или актуального эмоционального состояния.
Субъективность суждения является одним из проявлений нашей индивидуальности, того, что делает каждого из нас неповторимым, непохожим на других. Именно благодаря этому качеству один и тот же предмет разные люди видят по-разному. Будучи высказанным, опыт одного человека обогащает всех его слушателей или читателей, дарит им новый взгляд на привычное, который они вправе принять или отвергнуть. Получается, что в конечном счете субъективность каждого отдельного человека вносит важный вклад в создание общей объективной картины того мира, частью которого мы являемся.
Даже если речь идет об одном и том же – едином для нескольких людей – фрагменте реальности, каждый человек будет воспринимать эту реальность по-своему. Разными будут и те выразительные средства, которые он выберет для формулировки своих высказываний.
Специалисты выделяют две составляющие высказывания – диктум и модус. Диктум – это объективное содержание предложения, то положение вещей, о котором сообщается в высказывании. Диктум связан с пропозицией (подробнее здесь: http://rechekon.com/Pages/theory-18.php). Модус же – это субъективный дополнительный смысл, который говорящий неизбежно присоединяет к основному. Модус выражает отношение говорящего к сообщаемому и связан с говорящим, его личностью и ситуативной позицией (подробнее здесь: http://rechekon.com/Pages/theory-02.php). Например, у предложений «Хорошо, что она не пришла» и «Жаль, что она не пришла» «Я думал, что она не пришла», «Она что, не пришла?!» один и тот же диктум, а модусы – разные.
Категория модуса достаточно сложна. Модус включает в себя отношение говорящего к собственной речевой деятельности и содержанию высказывания, к описываемым событиям, к адресату. Выражаясь простым языком, можно сказать, что модус характеризует то, как мы говорим: вежливо или пренебрежительно, уверены мы в том, что сообщаем, или всего лишь высказываем предположение, какую субъективную оценку мы даем излагаемым фактам и т.д.
То, каким образом разные люди по-разному и с различными целями говорят об одном и том же положении вещей, отражается в структуре их фраз. Помимо слов-маркеров вежливости или категоричности, различными будут и сами фразы, в которых выразится сомнение, удивление, недоумение или критическое суждение.
Один из сценариев речевого конструктора «Речекон» позволяет потренироваться в построении предложений с разным модусом, единый диктум которого задает первый играющий на основе выбранного для данного кона игрового поля-картинки.
В качестве примера возьмем карту «Детская площадка» (См. иллюстрацию к статье).
Определенный по жребию первый участник составляет простое предложение, отражающее фрагмент изображенной реальности: например, «Ребенок катается с горки» («Дети играют в песочнице», «Мамы с детьми гуляют», «Мужчина выгуливает собаку» и т.п.).
Затем каждый из игроков по очереди наугад вытаскивает карту, обозначающую содержание высказывания, которое надо построить. Например, «Догадка», «Просьба», «Сомнение», «Разочарование». Количество таких карт определяется перед началом игры в зависимости от конкретной ситуации (уровня владения речью, целей урока и т.д.). Почти на каждой карте есть «подсказка», предлагающая варианты высказывания. Например, «Отказ» может быть нейтральным, вежливым или грубым.
Высказывания могут быть самыми разными, однако в своей основе они обязательно должны иметь исходную фразу, задающую диктум. Например, «Сомнение» относительно приведенной выше исходной фразы может выглядеть следующим образом: «Сомневаюсь, что ребенок катается с горки», «Сомнительно, что ребенок катается с горки», «Позволю себе усомниться в том, что ребенок катается с горки», «А где доказательства того, что ребенок катается с горки?», «Ребенок катается с горки? Сомневаюсь», «Да кто вам сказал, что ребенок катается с горки?!» и т.д.
После того, как все участники игры построили фразы, карта «Сомнение» выходит из игры и в следующем коне не участвует. Это позволяет избежать частых повторений и сделать игру более разнообразной.
Правильность построения фраз контролируется модератором и другими игроками. За правильно построенное предложение игроку начисляются баллы (карты, обозначающие коммуникативную цель, имеют различное достоинство). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.
При изучении родного и иностранного языка этот сценарий Речекона дает возможность в игровой форме потренироваться в построении различных типов фраз на материале одной и той же лексики, которая в данном случае не отвлекает на себя внимание игроков и позволяет им сосредоточиться на построении предложения, соответствующего обозначенной на карточке коммуникативной цели.
Если же для достижения учебных целей необходимо обрести уверенность в одном или нескольких типах высказывания (например, научиться выражать предположение), следует менять исходные фразы и игровые поля-картинки). Тогда можно добиться автоматизма в построении фраз типа «Есть вероятность, что…», «Мне кажется, что…», «Можно сделать предположение, что…» наполняя их разным лексическим содержанием.
---------------------------------
Подробнее ознакомиться с игровой методикой развития речи и речевого мышления "Речекон" можно здесь: http://rechekon.com/Pages/theory.php
Свидетельство о публикации №222041900764