Мир, придуманный человеком

   МИР, ПРИДУМАННЫЙ ЧЕЛОВЕКОМ (этюд)


                По окончании жизни попал атеист на тот свет.
                При входе, на рецепшне, встречает его чёрт.               
                - Вам - налево - говорит он. - Там - театры,               
                кинотеатры, рестораны и всё, что душе угодно.               
                Живите и радуйтесь.               
                - А вот направо - опасливо говорит атеист -               
                какие-то костры горят, котлы кипят.               
                - Не обращайте внимания - говорит чёрт. - Это               
                - не Ваше. Это христиане для себя придумали.               

                Старый анекдот               

   Человек - первоначально такой простой, сразу был поставлен перед необходимостью прожить свою жизнь в совсем не простом мире. Инстинкт самосохранения, усиленный развивающимся мышлением, эволюционировал в эгоцентризм, иногда прораставший метастазами солипсизма. И, временами, человека посещала мысль о том, что мир, в котором он живёт, создан его сознанием и существует только в нём.

   Сознание человека – это маленький «завиток» информационного потока, проходящего через организм человека, ненадолго поселённый в материальном мире.
      
   Сознание человека создано его способностью чувствовать и мыслить.
   Люди по-разному наделены этой способностью, поэтому их сознания индивидуальны и воспринимают материальный мир только субъективно.

   Восприятие духовного мира, вероятно, ещё более субъективно, поэтому так различны духовные миры людей и народов, живущих в разных условиях в рамках разных традиций.

   Мировоззрение гипотетично: на основе фрагментарных фактов оно предполагает образ мира, «рисуя» его границы.

   Мироздание (Бытиё) – бесконечно, поэтому у него нет границ, и не может быть зримого образа.
   Абстрагируясь, человек может согласиться с объективностью существования безграничного, но неопределённость не принимается человеческим сознанием, развёртывающим перед человеком конкретный мир.   
   Человек не может жить в непонятном мире и начинает объяснять его себе на основе понятого.
 
   Свойство человеческого сознания – стремление видеть мир завершённым.
   Религия видит благополучное завершёние жизни, похожим на уютный домик. И этим - очень привлекательна.
   Правда, как правило, этот домик стоит на другом берегу земной катастрофы: Потопа, Армагеддона, Рагнарёка и других трагических событий, открывающихся сознанию человека, не принимающему окружающее его жизнеустройство.
   Есть и неблагополучное завершение жизни.
   При этом, при благополучном и неблагополучном завершении жизни, завершения мира, всё равно, не видно: мир продолжается в вечной жизни или в вечной смерти, смысл которых из нашего мира непостижим.
 
   Наука создаётся тем же сознанием и тоже, в конструктивном смысле - эсхатологична: учёным не раз казалось, что остаётся дать ещё несколько ответов на последние вопросы, и научная картина мира будет завершена.
   Но новые открытия не позволяют завершить картину. Часто, картина не столько дополняется, сколько меняется. И её всё время приходится перерисовывать.

   Мироздание не творится моим сознанием и не существует только в нём.
   Это я, вполне материальный, существую в Сознании Мира. Оно творит мои чувства, желания и представления. И представление о том, что я – какая-то отдельность, что я могу чего-то желать для себя.
   Но нет ничего отдельного в Мироздании. И меня, как отдельности, нет. Не я себя создал. И испытываю, и исполняю не «свои» желания, а те, которые «предписаны» мне в моём сегодняшнем образе, в котором существую в материальном мире. 

   Знание может быть велико, но незнание (то, что за пределами знания) – всегда бесконечно. Поэтому знание всегда относительно, а Вера (не обязательно религиозная) может быть только абсолютной, иначе на неё нельзя опереться.
   Вера не может отрицать Знание, но опираясь на него, она, в силу своей природы, абсолютизирует его уровень на момент возникновения канона (не обязательно религиозного, канон может быть и научной парадигмой) и на базе этих представлений устремляется к Абсолюту, содержащему всё вЕдомое и невЕдомое человеку.

   Поэтому сознание человека «рисует» на полотне Абсолюта, порой, странные картины мира, навеянные его относительным знанием, и поэтому достоверные только для человека.
   Но в этом мире человек живёт.


Рецензии
Чувствуется некоторый снобизм автора, например: "Это я, вполне материальный, существую в Сознании Мира." Стремление вогнать читателя в ступор непонятным словосочетанием Сознание Мира. А не лучше ли и проще сказать общественное сознание.
Хотя это мелочи. В целом статья впечатляет.

Вячеслав Бикташев   24.08.2023 12:35     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.