Прими новый день

- Вера… Верочка… – Карина тихонько позвала невестку, которая стояла у окна.
За окнами догорал закат над рекой. Вид из окон квартиры открывался потрясающий. Именно из-за него Вера с Артемом и купили ее, махнув рукой на то, что рядом не было даже магазинов. Они рассудили, что через пару лет все появится, ведь район стремительно застраивался, а вот такого вида из окна больше им не найти нигде.
Силуэт Веры вырисовывался на фоне темнеющего за окном неба, и Карина видела и опущенные плечи, и изогнутую от тяжести спину, и вскинутую высоко голову. Так Вера всегда прятала слезы. Повыше поднимешь и они обратно спрячутся.
- Верочка! – Карина подошла и обняла невестку. Неловко, сбоку, чтобы не задеть большой живот, который Вера несла как самую драгоценную ношу. - Нельзя! О себе не думаешь, о ребенке подумай! – Карина ладонью вытерла слезы невестке и погладила ее по голове. Вера подняла глаза, и Карина задохнулась. – Господи! Что я несу? Прости меня, дорогая! Чем помочь мне тебе? Отдай мне хотя бы часть боли! Что хочешь? Я все сделаю! Может быть поесть хочешь? Или что-то еще?
- Спасибо! – голос Веры прошелестел еле слышно, как лист, упавший на сухой асфальт с живого дерева. – Ничего не хочу. Дети где?
- Спят. Я их уложила. Там Артур с ними сидит.
- Хорошо.
- Пойдем, я и тебя уложу. Тебе отдохнуть надо.
- Не могу, Кариночка… Думаю все время, не отпускает меня. А если бы я с ним поехала? Может быть…
- Перестань! Не вернешь и ничего не изменишь уже. Нужно идти дальше. Принять новый день. Прости, что жестко, но так и есть. Вера - дети! То, что есть здесь и сейчас. Миша с Анечкой и малыш. Старших поднять, маленького доносить и родить здоровым. Вот о чем думать надо сейчас тебе. И о себе надо! Ты у них осталась. И им сейчас нужна мама. Очень нужна, родная! Пойдем. Поспишь, полегче станет.
Вера покорно дала себя увести в спальню, и Карина уложила ее, укрыв потеплее. Когда она зашла в комнату, неся чашку чая, Вера уже лежала с закрытыми глазами.
- Уснула… Хорошо! – Карина поставила чашку на тумбочку и тихонько вышла, прикрыв за собой дверь.
Вера не спала. Она так устала от бесконечных разговоров и слов утешения, что ей хотелось, как в детстве, спрятать голову под подушку и ни видеть, ни слышать ничего вокруг. Перед глазами стоял Артем. Такой, как всегда, с неизменной мягкой улыбкой.
- Что ты, счастье мое? Почему грустишь? Не надо! Я рядом.
Не рядом… Вере хотелось кричать от безысходности. Почему? Зачем? К чему столько боли? Ведь все у них только начиналось…
Вера познакомилась с Артемом, когда приехала учиться. В ее городе не было медицинского вуза и мама, скрепя сердце дала разрешение на переезд. Брат, Максим, привез Веру, чтобы помочь с оформлением документов и заселением в общежитие.
- Нет! Здесь я тебя не оставлю! – он покрутил головой, разглядывая обшарпанные стены и оборванный карниз на окне. – Пошли!
- Куда? – Вера испуганно посмотрела на брата. Она привыкла слушаться его. Разница в возрасте с Верой почти в десять лет, рано ушедший отец и потерянная, еле оправившаяся от этого удара мама, быстро сделали из Максима главу семейства. Рано повзрослевший, он спокойно и уверенно взял на себя ответственность за «женщин». Вера стала для него самым главным экзаменом в жизни.
- Я отцу обещал!
И обещание это Максим держал со всей серьезностью. Вот и сейчас, он, не раздумывая, решил, что ему нужно делать.
- Квартиру искать будем.
- Макс, но это же дорого! – Вера еще раз огляделась по сторонам. – Тут не так уж и плохо.
- Не обсуждается.
Спустившись на первый этаж, он отыскал коменданта и спросил:
- Скажите, у вас нет, случайно, контактов каких-то тех, кто квартиры сдает? Или подскажите, куда обратиться?
Комендант, суровая женщина чуть за пятьдесят, внимательно посмотрела на Максима и Веру и неожиданно улыбнулась:
- Брат, что ли?
- Ага.
- Ясно. А чего не родители привезли?
- Мама болеет.
- Поняла. Как звать?
- Максим. А это Вера.
- Вот, что, ребятки. Есть у меня хорошая знакомая. Сдает свою квартиру двухкомнатную. Ты как насчет соседки? - комендант посмотрела на Веру, которая быстро кивнула. И повернулась снова к Максиму. - Хорошая девочка, правильная. Родителей знаю. Квартира хорошая, чистая, соседи спокойные. И от института в двух шагах. На проезде сэкономите.
- Подходит.
- Тогда пошли, адрес дам и телефон.
Максим забрал бумажку с адресом, а потом, оставив Веру сидеть на лавочке, сбегал в магазин.
- Чего придумал-то? – комендант увидела пакет в руках Максима и нахмурилась.
- Не обижайтесь! Спасибо вам огромное! Даже не представляете, как помогли мне. Страшно оставлять ее одну в чужом городе. А так, хоть немного поспокойнее будет.
- Не паникуй. Буду присматривать за девчонками. Меня и мать Карины просила. Ты мне телефон свой оставь и матери. Если что – позвоню.
Так Вера оказалась в одной квартире с Кариной. Девушки пару дней присматривались друг к другу, а потом Карине надоело, она сварила свой фирменный кофе и они, проболтав всю ночь напролет, поняли, что им очень повезло. Обе были не вредные, спокойные и страшные чистюли.
Максим исправно платил за аренду, пока Вера училась, иногда приезжая в гости то один, то с матерью. На четвертом курсе он познакомился сначала с женихом Карины, а потом и с его братом, который, приехав как-то проведать будущую родственницу, увидел Веру и «пропал». Пообщавшись какое-то время с братьями, он сказал Вере:
- Хорошие парни. Смотри сама. Я одобряю.
Вера зарделась. Признаться брату, что Артем уже завоевал ее сердце было неловко, но и скрывать от него она тоже ничего не хотела. Максим и сам все понял.
- Значит будем свадьбу играть. Вера, а диплом?
Вера нахмурилась:
- Сначала диплом, а потом все остальное.
Увидев, как улыбнулся брат, она обняла его.
- Спасибо! Это все благодаря тебе!
Свадьбу играли двойную. Шумная, веселая, многолюдная, с незнакомыми Вере обычаями, которые тут же на ходу весело комментировала Карина. Принимая ложку с медом от свекрови, Вера услышала:
- Добро пожаловать в семью, доченька!
Вера быстро запуталась в родственниках, которые бесконечным потоком шли с подарками и поздравлениями и беспомощно поглядывала на мужа, который рассмеялся и, поцеловав ее тонкие пальцы, сказал:
- Подожди, со всеми перезнакомишься позже.
Так и случилось. Вера быстро поняла, что такое семья в понимании ее новых родственников. Поселившись в маленькой однокомнатной квартирке после свадьбы, они две недели блаженствовали. И первый раз Вера, открыв дверь на нежданный звонок, изумленно открыла рот.
- Привет, Вера! Принимай! Бабушка Наринэ передала.
Дальний родственник мужа занес в квартиру ящик с фруктами и тут же уехал.
- Артем! Что это?
- Привыкай! – рассмеялся муж, обнимая Веру. – Это нормально.
Как потом оказалось – да. Сухофрукты, мясо, сыр и прочие гостинцы везлись постоянно. Вера иногда даже не понимала от кого это, но постепенно привыкла и к подаркам, и к тому, что в любой момент мог приехать кто-то из родственников. Свекровь научила ее готовить национальные блюда и рассказала, что и как держать в холодильнике, чтобы не ударить в грязь лицом и быстро накрыть на стол, если вдруг приедут гости.
Вера долго привыкала к тому, что, войдя в семью мужа, она стала «своей» моментально и без всяких условий. И когда заболела мама – были подняты все родственные связи, найдены лучшие врачи и лекарства. А, когда ее все же не стало, беременную Веру, которая ждала своего первенца, ни на секунду не оставляли одну. И когда уехал в Москву Максим, которому предложили там хорошую работу, свекровь сказала Вере:
- Не волнуйся! Мы о тебе позаботимся.
Вера не волновалась. Видя помощь и поддержку со всех сторон, она была совершенно спокойна. Уже через год после рождения первого сына она вышла на работу, стремясь наверстать упущенное. В няньках недостатка не было. Свекровь и многочисленные тетушки с удовольствием нянчились с малышом, стоило только попросить.
- Это же радость моя! Жизнь моя! – Ануш целовала внука и отмахивалась от благодарностей.
Вера спокойно уходила на работу, зная, что с ребенком все будет в порядке.
- А я хочу большую семью! – Артем целовал макушку жены, которая склонилась над последними статьями по педиатрии.
- И я хочу! Но, и работать тоже хочу. Как быть? – Вера смеялась, глядя на мужа.
- Нужен план!
- Давай!
И они планировали. А потом осуществляли свои планы. Так появилась на свет дочь, названная в честь бабушки, которая чуть с ума не сошла от счастья. Незадолго до того, как Вера призналась ей, что ждет второго ребенка, Ануш узнала, что больна. Карина с Верой не отходили от нее ни до операции, ни после. И выходив, поочередно вручили ей новых внуков. Вера – Анечку, а Карина – Арсена.
А потом была куплена новая квартира, о которой так мечтали Артем с Верой, ведь в старой им было уже совсем тесно с детьми. И, едва устроившись на новом месте, Верочка с радостью сообщила мужу, что его мечта о трех детях скоро станет реальностью.
И все это оборвалось в один миг. Глупо и страшно. Артем остановился на светофоре в нескольких кварталах от дома и в его машину влетел грузовик, у которого отказали тормоза. Первым о том, что случилось узнал Артур и Карина испуганно ахнула, увидев побелевшее лицо мужа.
- Что?
- Артем… К Вере надо… Карина, сейчас надо, быстро, пока ей не сказали.
Карина не стала задавать лишних вопросов. Вытащив из кроватки захныкавшего сына, она сунула ноги в кроссовки и схватила ключи от машины.
- Артурчик, а Артем? Он…
Муж покачал головой, Карина всхлипнула и выскочила из квартиры. Смахивая слезы, она вела машину по вечернему городу, крича про себя от бессилия и пытаясь успокоиться. Ей нужно взять себя в руки. Она нужна Вере.
Вера открыла дверь невестке и удивленно подняла брови.
- Каринка? Что это ты на ночь глядя?
- Верочка… - Карина смотрела на светлое спокойное лицо Веры и не решалась сказать той, что жизнь ее только что-то изменилась. – На, держи! – Карина сунула ей в руки трехмесячного племянника и закрыла за собой дверь.
Пока Вера возилась с малышом, Карина сумела все-таки взять себя в руки.
- Дети где?
- Мультик смотрят перед сном.
- Это хорошо! Погоди минуту.
Карина отнесла сына в детскую и, уложив его в кроватку, приготовленную для будущего малыша, вернулась.
- Сядь, Верочка, поговорить надо.
Через минуту Карина захлопнула дверь кухни и кинулась приводить Веру в чувства.
- Ну же, Верочка, давай!
Вера открыла помутневшие глаза и зашлась в плаче.
- Нет! Не верю! Не может такого быть!
Карина только крепче обнимала ее, качая на руках, как маленькую.
Через полчаса в квартире было не протолкнуться. Все говорили шепотом, чтобы не разбудить уснувших детей, которых караулила Ануш.
Она первой из родственников вошла в квартиру, обняла Веру и, тут же отстранив ее от себя, сказала:
- Не смей плакать! Береги дитя!
Зайдя в комнату к детям, она опустилась на стул у кровати старшего внука и застыла, глядя в одну точку.
Скорая, которую все-таки вызвала Карина, приехала быстро, но уколы, которые они сделали, на Веру не подействовали. Она металась по спальне, не находя себе места.
- Вера! Верочка! Перестань! Срок не тот. Рано тебе. Да и детям ты сейчас очень нужна.
- Как?! Как мне сказать им, Карина?
- Утром подумаем. Ложись.
- Максиму позвонить надо…
- Уже. Летит. Потерпи пару часов.
Максим, который вылетел первым же рейсом, и спешил как мог, подхватил сестру на пороге и прижал к себе.
- Маленькая, я здесь!
Вере как будто дали команду, и она отключилась, а Карина, наконец, выдохнула.
- Отнеси ее в спальню. Пусть поспит. Завтра тяжелый день. Может и нужно было ее отправить на сохранение?
- Не знаю, Карина. Она же там разнесет все и сбежит. Давай утром посмотрим.
Утром Вера напугала всех. Ни одной слезинки, ни одной эмоции не выдала она за оба страшных дня, которые последовали за аварией. С сухими глазами, с почерневшим от горя лицом, она проводила мужа, крепко держа за руку старшего сына.
- Даже не плачет… - Ануш Арамовна смотрела на невестку и качала головой.
- Не надо, мама, не суди ее. У каждого свой предел прочности. Лишь бы не сломалась сейчас, лишь бы выдержала. – Артур обнял мать и кивнул жене, которая принесла стаканчик с очередной порцией валерьянки.
- Не хочу! – Ануш оттолкнула руку невестки. – Не могу больше!
Вернувшись вечером в пустую квартиру, Вера уложила детей и спросила у Карины:
- Теперь можно?
Вопрос этот прозвучал так по-детски беспомощно, что Карина не стала крепиться, а разрыдалась вместе с невесткой. Так и просидели они почти всю ночь, то разговаривая, вспоминая все, что было хорошего, то молча, держа друг друга за руки.
Наутро Максим спросил у Веры.
- Может быть хочешь со мной поехать? Я все организую. Квартира стоит свободная, ты знаешь.
После того как не стало матери, Максим продал все, что осталось им с Верой в наследство и посоветовавшись с Артёмом и сестрой, купил квартиру в Москве. Сам он жил в служебной, а эту сдавал, высылая Вере деньги от сдачи.
- Мне ни к чему. Я один. А ты себе что-то купи и детвору побалуй.
Вера, словно очнувшись, посмотрела на брата и покачала головой.
- Останусь. Рядом хочу быть. Да и рожать скоро. Здесь Карина, Ануш, они помогут, если что.
- Смотри сама. Я в любое время готов забрать тебя и детей и заботиться о вас.
- Макс, я знаю. Но, я хочу, чтобы ты и о себе позаботился тоже. Такой мужчина как ты и до сих пор один. Ну, как так можно? – слабое подобие улыбки промелькнуло и тут же погасло на лице Веры.
- Не один уже, Верочка. Не успел тебе сказать.
- Хоть какая-то радость. Расскажи мне о ней.
Карина заглянула в комнату и с облегчением выдохнула. Если разговаривает с братом, не плачет, уже хорошо. Она знала, что Максим вечером уедет и собралась было уже съездить домой за нужными вещами, как в дверь позвонили.
- Мама? – Артур с удивлением смотрел на мать, которая стояла с чемоданом на пороге.
- Что ты так удивился? Я нужна внукам. Поживу здесь.
Ануш кивнула сыну на чемодан и вошла в квартиру.
Спустя две недели Вера поняла, что ее жизнь стала походить на какую-то гротескную сказку. Такую мрачную, безрадостную, где отовсюду торчат корявые ветки и злые слова.
- Верочка, о чем ты думаешь? Время – семь утра, скоро дети встанут, а ты до сих пор спишь? Чем кормить будешь моих внуков?
Так начинался теперь каждый ее день. Ануш Арамовна полностью взяла Веру с детьми под свой контроль. Вере казалось, что она движется только благодаря тому, что на нее все время покрикивают.
- Встаю, мама. – Вера с трудом отрывала голову от подушки.
Ануш, выходя из комнаты, бормотала себе под нос:
- Мама… Артему я была матерью, детям его буду, а ты мне кто? Чужая, совсем чужая…
Она злилась на невестку. Из того, что случилось, из-за отказа Веры переехать в дом Ануш.
- Что тебе не так? Дом, сад, помощь! Внуки мои со мной будут все время. Сколько злости в тебе, что не даешь нам утешения!
Вера пропускала упреки мимо ушей, помня, как помогала ей свекровь с мамой и детьми.
- Не могу я оставить дом. Мы здесь с Артемом жили. Пока я здесь, мне кажется, что он рядом. Что хранит своих детей.
- Кажется ей… - Ануш недовольно морщилась, но сворачивала разговор.
Муж, которому она жаловалась, не поддержал ее и приказал оставить Веру в покое. Не посмев ослушаться, она старалась хоть как-то повлиять на решения невестки. Пусть с помощью упреков. Что с ней сделается? Главное же результат. Дети будут рядом, а с ней потом можно и расстаться. Но, это потом, когда младшенький подрастет.
Карина, лишь раз услышав разговор свекрови с Верой, схватилась за голову.
- Я детей заберу, как рожать поедешь. Ты все равно о них заботиться не можешь. Что это такое? Миша завтрак себе готовил вчера! Я всего на день уехала, а ты уже и руки сложила.
- Мне вчера плохо было. Тошнило опять.
- Хилая совсем стала. Внуку моему от тебя пользы нет совсем. – Ануш хмурилась, придирчиво разглядывая невестку. – К врачу иди. Пусть проверит, все ли в порядке с ребенком. Не можешь ни о себе позаботиться, ни о детях.
- Артурчик, надо маму домой отправлять. Она же Вере жизни не даст. – Карина пересказала мужу разговор и увидела, как тот нахмурился. – Вы – мужчины! Поговори с папой, пусть заступится за Веру. Ей и так тяжело. Я понимаю, что маме больно, плохо. Не дай Бог ребенка потерять! Но, как она может у Веры детей забирать, я не понимаю! Давай-ка мы займемся детьми, пока Вера в роддоме будет. Все равно Миша с Кристиной в одном классе, мне так удобнее даже возить будет их. А то, пока я до родителей доеду, да пока обратно. Это во сколько ему вставать надо будет?
- Это верно, но как ты справишься с такой оравой?
- Когда больше двух, количество уже не имеет значения. – Карина улыбнулась. – К тому же, и Миша, И Анечка, очень послушные. Никогда проблем с ними не было.
- Хорошо, поговорю с родителями.
Вечером Артур приехал мрачнее тучи. Карина, не задавая вопросов, усадила его за стол, накормила, а потом, налив чаю, присела рядом.
- Крику было! – Артур откусил кусочек от домашнего печенья и зажмурился от удовольствия. – Вкусно!
- Кто кричал-то?
- Мама. Ругалась страшно. Сказала, что мы изверги, хотим ее лишить единственной отрады. Но, знаешь, что?
- Что?
- Я понял, что ты права была. Надо что-то делать с ней. Ненормально это все. Она Мишку стала «мой сыночек» называть. И малыша приказала назвать Артемом.
- А Вера? – ахнула Карина.
- Вера ничего не ответила, молча развернулась и вышла из комнаты. Карина, мне страшно за нее. Она совсем осунулась. Белая как стена. Дети нервничают. Анечка меня обняла, когда я уходил и сказала, чтобы я ее бабушке не отдавал.
- Почему?
- Говорит, бабушка ей сказала, что мама родит и отдаст им с дедушкой всех детей. Будут потом бабушку мамой называть.
Карина недоуменно посмотрела на мужа.
- Артур, это ненормально!
- А я тебе о чем? Что делать-то?
- Мы с ней не справимся.
- Нет.
- Значит, нужно отца подключать.
- Он уже пробовал ее домой вернуть. Не получается.
- Значит, схитрить надо. Если дальше так пойдет, и маме плохо будет, и Вера тронется.
- Да не дай Бог! А как схитрить-то?
Карина вздохнула.
- Не знаю пока… А, хотя… Знаю!
Она схватила телефон и быстро набрала сообщение кому-то.
- С кем ты?
- С Вадиком. С нами учился. Работает в кардиологии.
- Что ты задумала?
- Надо маму переключить. Дать ей такую проблему, с которой только она и сможет справиться. Только так она от Веры отстанет. Вот только бы папа согласился и вопросов не задавал.
- Он на все согласится. Надоело одному, и мама его уже пугает.
Через два дня Ануш вернулась домой. Мужу нужен был уход. Сердце же это не шутки. Мечась по дому, она не находила себе места и не выпускала из рук телефон.
- Артур, сынок, когда у Веры был? Она совсем за детьми не смотрит. Не могу! Нервничаю! Привези мне их сюда. Детей! Не Веру. Пусть едет в роддом.
- Мама, ей еще рано. Я был утром, все в порядке.
- Какой порядок, если она только себе и думает. А должна о детях!
- Мама, да она только о них и думает! Успокойся. Раньше как-то справлялась и сейчас справится. Почему ты ей раньше не говорила, что она плохая мать?
- Артемчик бы не позволил.
- Так вот я тебе так скажу. Теперь я не позволяю!
- Сынок…
- Ты меня услышала. Не хочешь со мной поссориться – оставь Веру в покое. Сердце верни на место свое! Куда его дела? Ей помощь нужна, поддержка. Артем ее больше жизни любил! А ты со свету сживаешь. Как язык у тебя повернулся ей такие вещи говорить? А если бы меня не стало? Ты Карину бы изводила?
- Сыночек…
- И слушать ничего не хочу. Вернешь мне маму мою – буду разговаривать!
Артур отключил вызов и наткнулся на сердитый взгляд жены.
- Что? Сильно резко?
- Ох, Артурчик, не знаю. И маму жалко, и Веру жалко. К кому бежать – не знаю…
- Ко мне беги. – Артур обнял жену. – Все наладится. Время нужно. Я еще кое-что придумал. Но, это мне нужно Максиму позвонить.
Через месяц Вера снова стала матерью, а спустя еще две недели в ее квартире собрался большой семейный совет.
- Как уезжаешь? Куда уезжаешь? – Ануш Арамовна схватилась за сердце и, держа в руках телеграмму от Максима, осела в кресле.
- В Москву, к брату. Там перспектив больше. Мне детей поднимать нужно.
- Что ты придумала? Куда собралась? Кто там будет за детьми смотреть?
- Максим няню нашел. Мы справимся.
- Няню?! – Ануш задохнулась. – Как ты можешь? Чужой женщине моих детей?
- Внуков. Ваших внуков! – голос Веры зазвучал с такой силой, что даже Карина дернулась и удивленно посмотрела на подругу. – Да, няню. Она будет помнить все время, что я их мать. Что я им жизнь дала и никому не позволю у меня их отнять. Мне нужно дальше жить. Артем бы мне не простил, если бы я за ним ушла, а детей бросила. Пусть и в хороших руках. Никакие руки материнские не заменят. Вам ли не знать? – Вера уже мягче глянула на свекровь.
Ануш плакала, глядя на невестку.
- Я знаю, что вы очень любите их. Но, я их тоже люблю. И, конечно, не собираюсь лишать их семьи. За эти годы я хорошо поняла, что значит иметь такую семью, как наша. Когда все вместе, все рядом. И меньше всего мне хочется, чтобы мои дети такого не увидели. Но, дети должны быть с матерью. Хотя бы до того времени, пока не устроят свою судьбу. Вы со мной согласны? Ведь вы так же своих детей воспитали. И лучшего мужа для себя, чем ваш сын, я и представить не могу. И не стану. И уверена, Карина так же думает.
Карина кивнула, глядя на плачущую свекровь.
- Не уезжай, Вера… - голос Ануш звучал слабо и с такой мольбой, что Вера не выдержала.
Она подошла к свекрови и встав на колени, обняла ее.
- Не гоните меня! И я не уеду. Оставьте все разговоры о том, что дети ваши, а я чужая. Не так это. Вы мне родные. Через детей моих - родные. Помогите мне с ними, и я буду очень благодарна. Но, помогите так, чтобы мне не нужно было бояться того, что вы заберете их. Ведь я не отдам. Никогда! Увезу на край света, скрою от всех, но не отдам. И вы это знаете. Разве лучше им будет жить далеко от вас? Или от меня? Мамы моей нет, Артема нет, кто у меня остался? Максим и вы! Он готов мне помочь, поддержать меня, а вы? Я ведь помню, как вы меня дочерью назвали. Что это было? Ложь? Мы столько лет вместе, я вам троих внуков родила и все еще чужая?
Ануш, поколебавшись минуту, обняла в ответ Веру.
- Прости меня, девочка! Во всем права… Что же я за мать такая, что ребенка от себя оттолкнула?
- Хорошая мать! – Вера закрыла глаза на секунду и прижалась к Ануш. – Вон каких сыновей воспитала! И я стану хорошей матерью, если мудростью своей со мной поделитесь. Как мне своих так же воспитать? Страшно ведь. Хочется хороших людей вырастить, правильных.
- Я помогу. Как бабушка маме моей помогала. Как мама и свекровь – мне. А ты умная, Верочка, — Ануш отстранила от себя Веру и пристально посмотрела на нее. – Очень умная. И без меня бы справилась. Если мне нашла правильные слова, то и детям свои найдешь. Пойдем! – Ануш тяжело поднялась с кресла и махнула рукой мужчинам. – Сидите! Мы сами. Кофе будем варить. Потом принесем. Буду дочку учить правильный кофе готовить.
Она вышла из комнаты и Карина с Верой, переглянувшись, отправились за ней. Через несколько минут по квартире поплыл аромат, а Артур переглянулся с отцом.
- Как думаешь? Успокоилась?
- Маму не знаешь? Она слов на ветер не бросает. Если дочкой назвала – сдержит слово.
Ануш разлила кофе по чашечкам и, сделав глоток, кивнула:
- Хорошо. Почти так же, как у меня получилось. Еще разок-другой сваришь и будет лучше, чем мой.
В спальне завозился и подал голос малыш. Ануш дернулась было, но тут же опустилась на стул.
- Позовешь, если нужна буду.
Вера улыбнулась, кивнула и поспешила к сыну. В коридоре она отодвинула к стене чемодан и подумала, что надо бы разобрать его. До каникул еще два месяца, вот тогда и соберет. Максим обещал детям большую программу.
Она взяла на руки сына. На комоде стояла фотография Артема и Вера привычно подняла на нее глаза.
- Уладилось вроде. Я старалась. Все будет хорошо у нас, не волнуйся.
Вера прижала к себе сына.
- Уши твои. И нос. Вот говорила же я, хорошо, что не девочка. И нечего так на меня смотреть. Анечка на бабушку похожа – красавица будет, а мальчишки – копия ты. Куда девочке такой нос?
Ануш, стоя за дверью, улыбнулась и тихонько отошла. Махнув рукой мужу, она поманила за собой его и сына. Через несколько минут в квартире стало тихо.
Пройдет совсем немного времени и дом снова наполнится смехом. Затопочут маленькие ножки. Засмеются и загомонят дети, услышав очередное новое слово от братика. Улыбнется Вера, передавая на руки бабушке внука. И жизнь пойдет дальше, радуя и огорчая, отмеряя время и давая новые поводы для счастья.
И десять лет спустя Ануш сама соберет густые волосы невестки в прическу, приколет к ним белую розу и благословит Веру.
- Будь счастлива, доченька!
И будет радоваться больше Веры, глядя, как идет она к тому, кто станет ее мужем. Потому, что когда дети счастливы – что еще нужно матери? Видеть их счастье и только.


Рецензии