Самая горячая точка планеты

Так назвал военный корреспондент мой МАРИУПОЛЬ. Именно здесь сейчас идет бой ни на жизнь, а на смерть, именно здесь рушится множество зданий и человеческих судеб. Даже во время Второй Мировой Советский войска, сдав Мариуполь почти без боя, не брали его так тяжело и такой большой ценой, как сейчас.

Мариуполь появился на карте Российской Империи в 1778 году на месте всего лишь год просуществовавшего городка Павловск, который в свою очередь поселился на месте казацкой крепости Домаха, присматривающей за Приазовским побережьем. Мариуполем - городом святой Марии - назвали Павловск православные греки, которые милостью Екатерины Великой были переселены сюда из Крыма от притеснений мусульманского Крымского Ханства. С той поры город стал центром греческой диаспоры на территории России, которая   долгие 40 лет не давала здесь селиться инородцам, солидно отстраиваясь и основав морской торговый порт. Со временем сюда потянулись беглые и вольные с просторов большой Империи, поселившись в саманных Слободках, Аджахах, Садках и прочих поселках, облепивших город, помогая грекам заниматься торговлей и рыбным промыслом.

Через сто лет после основания города мощный толчок для его развития дали иностранные предприниматели из Европы и США, в результате деятельности которых в степи за городом возник металлургический завод  «Никополь и Провидас», еще через 50 лет Советская власть построила уже рядом с городом у устья реки Кальмиуса второй огромный металлургический завод «Азовсталь», который вместе с первым  к концу 80-х годов  давали около 12 млн. т стали в год, т. е. почти десять процентов выплавляемой в Союзе стали. В результате город превратился из портового города, в крупный металлургический центр и понятно в зону экологического бедствия. 

В 1959 году здесь поселилась я со своими родителями и, взрослея, наблюдала за тем как растет Жданов – Мариуполь. На моих глазах он увеличился в несколько раз вначале за счет массового строительства хрущевок, потом  брежневских девятиэтажек, часто укрытых бурой шапкой дыма металлургических комбинатов. Все эти годы мне и в голову не могло прийти, что экологическое бедствие, с которым я, как эколог сражалась не щадя живота своего, ничто на фоне военной катастрофы , которая была предсказуема, но обрушилась на город внезапно.
 
Почему предсказуема? Да потому, что Украина, уйдя в незалежность,  практически с первых дней стала себя позиционировать Антироссией, а желающих ее использовать в этом качестве было достаточно. Стать врагом России можно, а вот выжить в этом качестве сложно. Россия запрягала долгие тридцать лет, но внезапно сорвалась в галоп только сейчас.

Первой ее целью стали два города Харьков и Мариуполь. Во-первых, близко от границ, а во-вторых, эти два города, оплот военно- промышленного потенциала Украины. Из чугуна Мариуполя, Харьков делает танки, а из стали – уже в самом городе, делают стаканы ракет.  Еще нашим стратегам казалось, что это чисто русские города ждут наши войска и сдадутся без боя. Ошиблись, и за эту ошибку теперь платят жизнями своих солдат и мирных жителей.

Население этих городов слишком долго были под влиянием украинской пропаганды, да и прикормлены изрядно. Вечно обшарпанный Мариуполь, получив статус областного, буквально расцвел в последние годы, наверняка это случилось и с Харьковом. Сытые врагами власти не бывают, а заглядывать вперед никому  не хотелось.  Подумали, наверняка, что Бандера, что Сталин – один черт. Те, кто не принял новых героев, давно с Украины съехали. Я поняла куда это все идет практически в первые годы развала Союза и вначале отправила на историческую родину  - Россию дочку, ну а потом через десять лет уехала сама и теперь с тоской наблюдаю, как гибнет город, в котором прошла основная часть жизни.

Вот военный корреспондент вместе с бойцами штурмует бугор, над которым над морем возвышается район Левого берега Мариуполя. Я не могу счесть, сколько раз я спускалась по этому бугру к роскошному песчаному пляжу, справа от которого разместился пионерский лагерь, где я впервые влюбилась, а слева водная станция, где я через несколько лет впервые поцеловалась, наблюдая за огненной рекой шлака, сливаемого в море. Было очень радостно видеть, как раскаленная масса освещает все небо. Теперь небо освещают горящие девятиэтажки, стоящие в ряд на Комсомольском бульваре, по которым стреляют бойцы ДНР, выбивая засевших на крышах и квартирах бойцов «Азова». В двух из этих домов жили мои подруги и мы находили повод, чтобы собраться вместе.

Вот командир отряда  милиции ДНР – симпатичный парень  говорит, что Комсомольский бульвар они взяли с большими потерями, осталось добраться до проспекта Победы. Боже мой! Я пробегала этот отрезок пути максимум за десять минут, возвращаясь с пляжа. Видимо пройти эти два квартала, по одному из самых красивых бульваров города донбассовцам будет нелегко, а там в этих кварталах стоит моя школа и роддом где появилась на свет моя дочка.

Сейчас сообщили, что наша артиллерия расстреливает комбинат «Азовсталь»,  в который упираются все улицы Левого,  ровняя его с землей. Господи, да как это? Это же Южная Магнитка, которую Союз построил вопреки всем экологическим нормам на берегу Азовского моря для того, чтобы катать на нем рельсы для сибирского БАМА. Я так хорошо знаю этот завод, что могла бы нарисовать план гиганта со всеми стоящими там цехами. С комбинатом я сотрудничала, здесь и я проходила практику и долгие годы водила сюда студентов. И его разрушить, чтобы выбить бесноватый Азов?
За Азовсталью на Правобережье в полутора километрах от завода стоит девятиэтажка, где была моя квартира.  Я прожила здесь 25 лет, тут росла моя дочка, сюда из роддома принесли моего внука.  Я не нахожу его на кадрах киносъемок среди черных закопченных разгромленных девятиэтажек. Что там говорить, я не узнаю здания театр по остаткам стен. Я и не хочу его узнавать, чтобы наконец осознать, что его уже нет. Шестьдесят лет был, а теперь нет!  Я училась в школе, когда его открывали спектаклем «Судьба барабанщицы» и все школьники города его смотрели. Говорят, что нет и зданий вокруг него и мариупольской гордости – перехода на перекрестке улицы Ленина и Металлургов. Много чего нет, но главное нет многих жителей Мариуполя, похороненных под обломками города, включая и русофобов, и русофилов. Судя по откровениям беженцев денацификация мариупольцев, взятых в заложники собственными защитниками и расстреливаемых при попытке покинуть город, проходит эффективно.
Обсуждаю трагическую судьбу Мариуполя с моими сверстниками-земляками, пользуясь современными средствами связи. Все мы живем за его пределами, часто в разных странах и даже континентах. Мы - послевоенное поколение надеялись, что война обойдет нас, но вот она случилась, да еще и в родном городе, превратив его в самую горячую точку на карте планеты. Это тяжело осознать и принять. Наблюдать за гибелью Мариуполя, все равно, как видеть смерть близкого человека. Мы понимаем, что война когда-то завершится, город будет восстановлен, но сможем ли мы увидеть его и будет ли этот город таким, каким мы его помним и любим?

Я давно пишу о войнах, потрясенная тем, что они теперь идут на постсоветском пространстве, и закончить эту статью хочу словами одного из героев моей книги «Кавказский роман»:
-Вот скажи мне, неужели нельзя было договориться, неужели для того, чтобы очистить Чечню от этих бандитов надо было разбить Грозный в крошку?
Сейчас я отвечаю:
- Договориться всегда можно, тем более в этом конфликте. Поссорились родственные народы, но мешают провокаторы, которые заказывают уже третью мировую войну, поправляя финансовое положение своей страны, укрывшись за океаном.

   
         


Рецензии