С Вербным Воскресеньем! 3

С Вербным Воскресеньем!
3.

Итак, поговорим о страданиях. Какова их природа, чем они вызваны. О том, как они проявляются говорить незачем. Нам не хочется страдать, никому не хочется. Тем не менее практически все люди подвержены страданиям и избавиться от них не удаётся. Мы не хотим страдать. Мы хотим этого избежать. Это ключ. А они нас находят и мучают.
Всё так. И это наш крест. Если не увидеть природу страданий и их причину.
Природа страданий иллюзорна. Потому как они возникают и существуют только в нашем уме, а в природе их нет. Причиной страданий являются желания и ожидания. Ожидания – это проекции желаний, направленные в будущее. Это: чего я желаю от будущего и каким я хочу, чтобы оно было.
Нам знакомо выражение «хотеть не вредно». Мол, хоти сколько влезет, а будет то, что будет. Но я бы поспорил. Хотеть, как раз, вредно – то же, что и накликать страдания. В этом замешана карма. Если хотеть не вредно, то страдать в результате полезно? Неприятно, но полезно, расплачиваясь за само посещение желания. Ловушка в том, что «не хотеть» - это тоже желание, только отрицательное. «Я не хочу» = «Я хочу, чтобы этого не было или оно было не так, не таким».
Наличие страдания указывает на сопротивление, которое уже случилось. В нас есть что-то, чего мы не принимаем. Или в нас есть что-то, что не принимает находящееся вне нас. Мы с чем-то не согласны, возражаем, противимся. Состояние закрытости. Синонимы: непринятие, отказ, запрет, отрицание, вытеснение, замена, протест, отмена, откладывание на потом.
Ты спрашиваешь: но что, если страдание есть иллюзией на духовном уровне, а на физическом оно самое что ни на есть реальное?  Мы же по-настоящему испытываем страдание.
Ну что же, на духовном уровне всё воспринимается как иллюзорное. И физическая реальность тоже. Оно конечно так.
На физическом уровне нет страданий. В неживой материи их нет, потому что отсутствует нервная система, а в живых организмах нет высшей нервной деятельности, порождающей образы. У животных есть реакции, чувство страха и боли, инстинкты. Они страдают? Нам кажется, что да, когда мы смотрим на них. Но нет. Это наши отражения страданий проецируются на них, мы переносим свои представления, восприятия и отношения на них. Животные испытывают боль, страх, агрессию, апатию – различные гамы ощущений и эмоций. Но антилопа, попавшая в лапы львам, не испытывает страданий. Более того, даже её сородичи, находящиеся рядом, и сегодня избежавшие участи жертвы, не страдают. Иногда по реакциям животных и их поведению мы можем догадаться, что некоторые особи способны испытывать к пострадавшим сострадание, сопереживание, животный вид эмпатии. Но в общем животным это не свойственно. Корень страданий находится в ментальной сфере, а крона в эмоциональной. Страдания нужно отнести к психологии, но не физиологии. Как психологическое явление страдание существует.
В теле могут возникать недомогание, дискомфорт, неудобства, боль, а в нашем сознании по поводу этого возникают страдания, в виде отношения и описания. У кого – у нас? В личности. Страдает личность. А личность тоже имеет иллюзорную природу, это созданный в уме образ. Сложная конструкция.
В уме возникает страдание, как реакция – через создание образа страдающего. Ментальная реакция на что-то. Так вот – на что? И у кого? С этим нужно разобраться. Например, тело испытывает боль, или дискомфорт. Тело чему-то сопротивляется, какому-то фактору, давлению. А вместе с тем в личности тоже возникает сопротивление. Психологическое сопротивление и отнесём к разряду страданий. По поводу ощущения в теле ум создаёт образы, и в одном из них возникнет сопротивление. Ум ищет объяснения случившемуся, выстраивает причинно-следственные связи, раскладывает варианты, рисует картины.
«Болит. Надо что-то сделать. Что предпринять? Неприятное ощущение. Как хорошо было вчера, когда не болело. Как обидно, что со мной это случилось. И так некстати. Планы изменились. Неудобства. И эта боль. А что если и завтра будет болеть? А это не опасно? Как я себя ужасно чувствую! Мне плохо, и никто ж меня не пожалеет! Бедный я, бедный! Невезучий. А если я умру?! Но я не хочу умирать! Я жить хочу! Как узнать, что со мной? Почему это случилось со мной?»
Тело болит, в нём что-то болит. Надо терпеть. И что-то предпринять, выяснить причину боли. Боль о чём-то сигнализирует. Нужно к ней прислушаться, принять, определить источник, степень опасности. Но одновременно вокруг боли создаётся психологическое облако страдания. Не у всех, но у тех, кто любит пострадать приблизительно так происходит.
А есть ещё страдания, которые вообще не связаны с болью, с опасностью. Из-за неисполненных ожиданий, обещаний, заданий, из-за невоплощённых фантазий, мечтаний, планов. Я хотел не это, а то, не вчера, а сегодня – миллион причин для страданий, которые по существу не стоят выеденного яйца.
Возникший в уме образ и включившийся алгоритм мышления, эмоционирования, поведения вызывает в нас страдание, причём автоматически. Если этот процесс наблюдать, только отвлечённо, а не увлечённо, то страдание уменьшается и улетучивается. Обычно страдальцы являются актёрами и ищут зрителей. А если зрителей нет вовсе, то и страдать становится неинтересно. Определённый алгоритм страдания запускает соответствующую эмоцию, и погружает в некое состояние. Действительно, эмоции и психо-физические состояния настоящие. Поэтому нам кажется это настоящим страданием, а не наигранным, деланным. И оно возвращается в тело и отражается на теле. Обида вызывает сильное страдание, и отражается на теле, которое испытывает последствия такого страдания. А что такое обида? Опять же, сопротивление, блок, закрытость. Ты что-то хотел и не получил желаемого. Вот и обида. И пошло-поехало! Эмоции, слова, буря переживаний, хитросплетение отношений! И сколько в результате последствий! На здоровье тоже. Колбасит по-настоящему. Но всё это из-за иллюзий. Ловушка.
Может быть сколько угодно беспокойств и расстройств, всякого рода страданий, вызываемых страхом смерти. При том, что смерть не стоит на пороге. И к инстинкту самосохранения они не имеют отношения. Или так, страдания эксплуатируют идею смерти и создаваемые умом образы на эту тему, и паразитируют на человеческих страхах. Личность при помощи страданий паразитирует на организме. Но, конечно же, это вовсе не отменяет наличия в наших подсознательных глубинах инстинкта самосохранения и его срабатывания в непосредственно опасных для нашей жизни условиях и обстоятельствах.  Инстинкт – это ощущения, а не мыслеобразы по поводу будущего. Ощущения случаются не где-то когда-то, а здесь и сейчас. Ах, человек представил будущую бомбёжку, вспомнив предыдущую, когда он сильно испугался, и принял решение – делать ноги. Но это не инстинкт самосохранения, это – беспокойство ума, тревожность.

В настоящем проблем у тебя нет, ты со всем справляешься. А беспокойство и страх есть. Но они в уме, а не в теле. Непосредственной угрозы нет, а гипотетическая есть, и страх проецируется на будущее. Возникающее чувство тревоги запускает психосоматику. И если хочется жить, обезопасить себя, то принимается решение – уехать от места шторма и пересидеть его в безопасном месте. Это логично. Но какой же это инстинкт?
На самом деле многие люди создают себе страдания, нуждаются в них, и упиваются ими. А кто-то чужими страданиями. Это психология. Если точнее, психопатология. Вид расстройств. Страдания – это те же впечатления, в которых нуждается ум, потому что питается ими. Люди без них не могут. А ещё их к этому приучили и приручили. Даже мир под них выстроили. Конечно, и теперь от страданий никуда не деться! Общество выстроено на страданиях, и не заинтересованно в их прекращении. Оно продолжает способствовать людям в воспроизводстве страданий, мотивируя их на получение и причинение страдания. Оно всячески поощряет модели страданий, культивирует их, изучает, внедряет. Сколько страданий обнаруживается в искусстве, в культуре, в некоторых религиях, какое разнообразие форм и видов! Чем делятся люди, общаясь между собой? Страданиями. Послушайте информацию, новости, разговоры, в них сплошным потоком льётся страдание. И экономика выстроена на страдании людей и для их страдания, и общественный уклад. Много ли отыщется стоиков, эпикурейцев, саньясинов?
Первый постулат учения Будды звучит: «Жизнь есть страдание». Я его несколько видоизменил, дополнил, уточнил, чтобы чётче понимать и различать: «Жизнь в мире есть страдание». Я не Будда, и не Патриарх, но в результате духовного поиска кой чего обнаруживается. Поэтому делюсь. Желания порождают страдание – вот природа страданий. И есть путь избавления от страданий. Оказывается, есть! Но он не в мире. Вот засада, путь вынуждает ищущего покинуть мир, отправляясь в духовное паломничество. Необходимо выйти из мира, чтобы освободиться. А если из мира, то и из ума, из отношений, привязанностей, ожиданий.
А что же боль, бедствия, лишения, болезни, смерть?
Они есть и будут. И для несвободных, и для освобождённых. Но благодаря «Видению» отношение к ним будет у духовидцев отличное от отношения к ним мирян. Всё будет, но исчезнут страдания по их поводу. Чтобы «выйти из мира» нужно разотождествиться с «эго-личностью». А если нет личности или привязок к ней, то и некому страдать. Организм живой, он продолжит испытывать ощущения, реагировать, действовать, может возникнуть боль, он понесёт урон или ему будет угрожать опасность – это относится к организму, к его функциональности. Причём тут страдания, если личность не прикреплена к организму? А ты не организм и не личность. Ладно, не делай такие удивлённые глаза, можно и так: ты не только организм или личность.
А кто ты? Вот к чему тебя подталкиваю и куда направляю. С этим нужно бы разобраться.
Только со всеми нельзя вести подобные разговоры, они не поймут. Только с теми, кто готов, у кого созрела нужда. В тебе созревает. Огня нет, но дым уже пошёл. Ты молодец, что слушаешь.
Ой, я же забыл проиллюстрировать!
У тебя конкретно сейчас есть нерешённая проблема? А если есть, то где она находится?
На физическом уровне нет проблемы выживания. Мы не рассматриваем твоё состояние здоровья. С таким здоровьем ты далеко не убежишь. Даже если в кране пятый день нет воды, это еще не стало для тебя проблемой. Ты ведь с этой задачей справляешься. Сделала запас и пополняешь его из разных доступных источников. И чувствуешь себя вполне уверенно. Но порой почему-то страдаешь.
Из-за чего? Ведь не из-за воды. Вода – пример. А потому, что несколько ограничена в своих желаниях, привычках, потребностях. То, что могла позволить себе раньше, сейчас не можешь. Вот и страдания по поводу неудобств, и из-за сравнений. А сравни своё положение с жителями Сахары. Ведь всё относительно. Есть ли дефицит воды, испытываешь ли жажду? Нет. Так говорить, что тобой движет инстинкт самосохранения – это натяжка, преувеличение. Подумаешь, страдания в связи с твоей зоной комфорта.
Инстинкт проявится, когда воды не будет совсем, нигде поблизости, и сил не будет, а внутри жажда. И придётся ползти, искать, взывать о воде. Воды! Он включится на телесном уровне, а не на ментальном. Тогда не при помощи ума будем искать воду, а инстинктивно и интуитивно. Любую воду! Хоть из лужи.
А сейчас мы обмениваемся информацией, настраиваемся на действия, рассуждаем о своих беспокойствах и страданиях.
Страдание – психологический блок. Мы что-то не пропускаем. Не впускаем в себя, не отпускаем от себя. Нужно выявить – чему сопротивляюсь, и страдание уменьшится, исчезнет. Боимся смерти. Боимся потери. Боимся боли. Значит, есть кто-то, кто боится что-то потерять. Это личность.
Мы ещё не потеряли, а уже живём, страдая по этому поводу. И тут же теряем! Вкус жизни, остроту жизни, мгновения жизни! Ещё ничего ужасного не случилось, а беспокойство лишает нас радости и покоя, равновесия и благополучия, и мы находимся в страдании в ожидании ужасного. Нас гнетут образы будущего, порождаемые умом. А если что-то уже случилось, то мы грустим о прошлом, об утерянном безвозвратно. Но жить нужно сейчас! Не в прошлом и не в будущем!
А что в настоящем? Нет, серьёзно. Почему нам неинтересно или не важно настоящее, и мы отмахиваемся от него, вытесняем, откладываем? А значит упускаем, не ценим, не осознаём, не благодарим – не живём. Оно почему-то случается и выглядит буднично, привычно, рутинно, а мы в ожидании праздничности, необыкновенности. Так может быть, в этом наша настоящая проблема – неприятие настоящего?

20.04.22


Рецензии