ЛС77 Пушкин и наука сложения стихов Тредиаковского
наука сложения российских стихов
Вас. Тредиаковского и Мих. Ломоносова
Est Deus in nobis, agitante cales cimus illo, Impetus hic sacrae semina mentis habet. Ovidius, Lib. 6. Fastorum
Стихотворчеству нас бог токмо научает, И святый охоту в нас пламенну раждает. Овидий, в кн. 6, о Фастах.
Не многие стихотворцы Руси и России брались поучать как стихи (фасты) писать. Перед Пушкиным это осмелились сделать двое – Вас. Тредиаковский и Мих. Ломоносов
//см. Вомперский. Стилистическое учение М. В. Ломоносова и теория трех стилей _1 970; Ломоносов М. «Письмо о правилах русского стихотворства» (1739),Тредиаковский Василий. Новый и краткий способ к сложению российских стихов – 1735//
1. Тредиаковский Василий (1703- 1768)
Из работ ТД по поэтике остановимся на поучительном пособии «НОВЫЙ И КРАТКИЙ СПОСОБ К СЛОЖЕНИЮ РОССИЙСКИХ СТИХОВ С ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ ДО СЕГО НАДЛЕЖАЩИХ ЗВАНИЙ» от 1735г.
« …рассмотреть надлежит правость … охотно в том упражняющиеся несколько стихов здесь, до ныне в России не виданных, впример себе найти могут, и оные употребить, буде за благо рассудят им следовать, к своей пользе.»
«…Одним же и другим вам не не полезен правилами моими быть уповаю, что одних вас и других новостию возбужду либо старые наши стихи освидетельствовать, и по правде ли те носили имя стихов до ныне, розыскав уведать.»
«…Одним же и другим вам не не полезен правилами моими быть уповаю, что одних вас и других новостию возбужду либо старые наши стихи освидетельствовать, и по правде ли те носили имя стихов до ныне, розыскав уведать.»
Такая была у Василия преамбула. Ибо трудно было Васе: он реально первый русский поэт из профессиональных – т.е живущих на доход от сочинительство. А то, что его заставляли играть роль шута при дворе, так то не в счет. Это не за деньги … Это так = по русской привычке крепостей барства, рабства и дуремарства.
Кончалась преамбула сия умная и тонкая до лести уведомлением из Овидия:
Est Deus in nobis, agitante cales cimus illo = Стихотворчеству нас бог токмо научает
Это означает что способности, тягу и талант дарует избранным только Бог; Он же есть истинный и единственный наш поучитель и наставник. Дар поэта – сродни благодати Божьей.
Основы поучения ТВ:
1) Поэзия состоит из двух вещей: материи и версификации. Материя – это материал, явление или дело о котором поэт пишет. Версификация – это способ сложения стихов
2) Материя «всем языкам в свете общая есть вещь» - правила поэмы эпической одинаковы для всех поэтов всех народов от Гомера до Мильтона. А вот «способ сложения стихов весьма есть различен по различию языков».
3) Основные определения стиховедения: Стих (versus, vers) - всякая особливо стиховная строка; Cлог (syllaba, syllabe) - двух, или многих согласных писмен сложенных без всякого разделения уст с языком движение; Стопа (pes, pied): мера или часть стиха, состоящая из двух слогов; Полстишие: половина стиха (в героическом из седми слогов состоящая); Пресечение (cesura, c;sure или repos): разделение стиха на две части, первое полстишие д.б. долгим слогом кричащее (долгий слог разумеется тот, на которой просодия (сила) ударяет); Королларий 1 (quantitas, quantit; ou longueur et brievet; des syllabes) - долгота и краткость слогов: речения единосложные не могут быть как токмо долгие; Королларий 2 = долгота и краткость у нас токмо тоническая, т.е., в едином ударении голоса состоящая; Королларий 3 = спондей знак сей: — —, пиррихий - знак UU, хорей (трохей) - — U, иамб состоит из одного короткого, а другого долгого слога, и которого есть знак сей: U —. Рифма (Rime) = согласное окончание двух стихов между собою, состоящее или из тех же самых писмен, или из разных, токмо подобного звона, чувствуемое всегда лучше в предкончаемом, или иногда в кончаемом слоге стиха; росс.стихи долженствуют иметь рифму непрерывную или смешанную. Перенос (enjambement – перескок): не окончившийся разум в одном целом стихе и перенесенный в часть следующего стиха. Падение (cadentia, cadence): «глаткое и приятное слуху чрез весь стих стопами прохождение до самого конца». Слитие (elisio; elision) –
4) Правила стихосложения: I = cтих героический российский состоит в 13 слогах, и в 6 стопах, в 1ой стопе приемлющий спондея — —, пиррихия U U, хорея, или инако трохея — U, иамба U —; во 2ой, 3й (после которыя слогу пресечения долгому надлежит быть), 4й, 5й, и 6й такожде. II - Стих героический долженствует разделен быть на два полстишия, из которых бы первое состояло из седми слогов, а другое из шести. III - Стих героический должен иметь пресечение на седмом слоге так, чтоб тот седмой слог кончил речение, и он же бы был долгий. IV - Стих героический не долженствует не доконченный свой разум переносить в часть токмо следующего стиха. V - Стих героический для нужды больше двух слитий иметь не должен: ибо сие Стих жестоким и не понятным чинит. VI - Стих героический часто одно писмя, и один слог не приятным и не слатким звоном повторяет. VII - Стих героический слогом пресечения соглашается дурно и не кстати с слогом Рифмы: ибо то чинит не один, но два стиха. VIII - Стих героический весьма не пристойно непосредственными слогами пред рифмою, одним и тем же голоса звоном с нею падает. IX - Стих героический не красен, и весьма прозаичен будет, ежели слаткого, приятного, я лехкого падения не возъимеет.
5) О ВОЛЬНОСТИ В СЛОЖЕНИИ СТИХА УПОТРЕБЛЯЕМОЙ (licentia, licence): слова, которые можно в стихе токмо положить, а не в прозе …
6) ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СОЧЕТАНИИ СТИХОВ. Францусская поэзия, так же и некоторые Эвропские, имея мужеского и женского рода стихи, сочетавают оные между собою. Французы сочетание стихов называют: Маriage des Vers. Ежели бы древним Латинам надлежало сочетавать свои стихи; то бы не инако они могли лучше сие назвать, как Connubium Uersuum.
2. Ломоносов Михайло
Ломоносов отослал в петербургскую Академию наук «Оду на взятие Хотина». К ней он приложил «Письмо о правилах русского стихотворства» (1739), где обстоятельно обосновал стих и частично слог своего произведения. Оно было признанного образцовым. В своем Письме Ломоносов описал 30 возможных размеров русского силлабо-тонического стиха, провозгласив их эстетическое равноправие, окончательно утвердил силлабо-тонический принцип стихосложения, основанный на регулярном чередовании сильных и слабых (ударных и безударных) слогов.
Он впервые исследовал и показал выразительные возможности ямба и разных типов рифмовки. Предложенная им модель четырехстопного ямба оказалась исключительно продуктивной: из нее исходили несколько поколений русских поэтов, в том числе Державин, Пушкин, Лермонтов, Баратынский, Тютчев, Блок, Ходасевич, Пастернак.
//reg. https://www.msu.ru/lomonosov/science/poet.html//
Вслед за этой парой пошли Антиох Кантемир, Михаил Херасков, Василий Майков, Денис фон Визин, Яков Княжнин, Гаврило Державин, А. Шишков, Ипполит Богданович, Ник. Карамзин …
Затем за дело взялись отцы-основатели и т.нзв. «нового литературного языка» – Иван Дмитриев, Василий Жуковский и Константин Батюшков. К ним подоспели князь Петр Вяземский да баснописец Иван Крылов …
После них эстафету приняли творцы школы гармонизации и глакдокописи русского стихосложения – Пушкин, Боратынский, Языков, etc ///
Ну, ежели вы курс поэтики Тредиаковского-Ломоносова осилили, но садитесь и сливайте разум в … стих к стиху. Станете вровень Пушкину… Ну хотя бы Катенину… или Ивану Баркову…
И на суд к самому графу Льву Толстому:
Что!? Не совладали!? Ну, тогда крутите педали пока вам не дали
Свидетельство о публикации №222042001815