Чему нас учит Промысл Божий?

1. Будь доволен своим жребием. Не сомневайся, он от Бога и тебе во благо.

2. За всё благодари Бога. (Если не умеешь благодарить Бога за хорошее, как сможешь благодарить Его за "плохое"?)

3. «Возверзи (возложи) на Господа печаль твою и той Тя препитает» (Пс. 54:23),  «Отче наш, да будет воля Твоя».

Эти советы связаны между собой как три угла единого треугольника и хорошо запоминаются и помогают в своём триединстве.


Промысл Божий учит нас также истинному смиренномудрию 

1) через обиды от людей,
2) через скорби, и
3) через болезни.

Уроки Промысла Божия важнее наших собственных попыток смириться.

Как с пользой для себя принять эти уроки?

1. Обиды* (уничижения)
 
«Во всякое время, на всяком месте и при всяком деле мы должны иметь одно  н а м е р е н и е, дабы при различных обидах от людей радоваться, а не скорбеть: радоваться же не просто и не без рассуждения, но потому, что имеем случай простить согрешившему и получить прощение собственных наших грехов» (Марк Подвижник). 

«Да ведаем, возмездие <вознаграждение> за прощение обид больше возмездия <вознаграждение>  за всякую добродетель» (иеромонах Никон Беляев).

Этой радостью побеждается всякое раздражение, гнев и злопамятность. Полнота прощения - в молитве об обидевших тебя и благодарении Господа. 

2. Скорби**

«Не ты первый, не ты последний». «Содержи всегда в памяти   т я г ч а й ш и е   скорби скорбящих и озлобленных (например, в тюрьмах, ссылках и проч.), чтобы самому тебе воздать должное   б л а г о д а р е н и е  за малые и ничего не значащие скорби, какие у себя находишь, и быть в состоянии переносить их   с     р а д о с  т ь ю » (Исаак Сирин). 

3. Болезни

«Господь терпел и нам велел». «Кто здесь не страдал Христа ради, того будет угрызать совесть в будущем веке, — ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением скорбей, и не сделал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей. Совесть будет угрызать нас, что не ответили взаимностью на любовь Божию. Будем же   б л а г о д а р и т ь    от всего сердца Господа за все, что угодно будет Ему послать нам» (игум. Никон Воробьёв).

В скорбях и болезнях для нас примером являются слова мучеников Христовых:

«Бог страждущий, чьей страстной чаши жаждем,
                По Ком горим!
    Зане в Тебе, зане с Тобою страждем,—
                Благодарим!» 
                (Вячеслав Иванов)

Эти советы связаны между собой как три стороны того же самого треугольника.

---------------
*  упрёком, насмешкой, оскорблением, выражением презрения, невниманием, увольнением  и т.д.

** утраты, одиночество, немощь, старость, духовное охлаждение.










(Черновой вариант)

                «Вся забота сатаны заключается в том, чтобы убедить человека,
                что Господь не заботится о нём.» (прп. Исаак Сирин)

1. «Миром правит    т о л ь к о    Промысл Божий. В этом   с п а с е н и е   верующему человеку и в этом    с и л а,   чтобы перенести земные скорби» (cхиархим. Иоанн Крестьянкин).

2. Вера в промысл Божий рассеивает страх перед миром. Мир не может ничего дать или отнять у нас. Даёт или отнимает только один Бог. И делает Он это из милосердия к нам, заботясь о нашем спасении. Вот в чём смысл слов праведного Иова: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно» (Иов. 1:21).

3. «Живите же в духе, спокойном о будущем. Господь печется о вас. Твердите только: “Господи! Тебе все ведомо, сотвори с нами, как изволишь. Аминь”. И в этом вся радость жизни!* Христос воскресе! А мы в Нем» (схиарх. Иоанн Крестьянкин).

------------
* То есть "вся радость жизни" в том, чтобы быть всегда уверенным, что Господь постоянно заботиться о тебе и твоих близких. Эту радость хочет отнять у нас враг рода человеческого, поэтому: «Вся забота сатаны заключается в том, чтобы убедить человека, что Господь не заботится о нём» (прп. Исаак Сирин) и посеять в нас смущение, смятение и неразбериху.




                Вопросы и ответы

                1. Что значит «Миром правит    т о л ь к о    Промысл Божий.»

a) «Всем действует и руководит Промысл Божий. Так от начала до конца. Вот. И поэтому и в жизни каждого человека, и во всей вселенной, и во всём человечестве» (архим. Иоанн Крестьянкин).  Ни слепой случай, ни судьба (злой рок), ни дьявол, ни антихрист,  ни какие другиие силы зла, ни элиты, (как бы это им не казалось) не участвуют в этом управлении миром. Они только инструменты его. Напимер, бич или меч Божий.

Поэтому Символ Веры начинается со слов: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя», а молитва Господня заканчиваеся словами: «яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки.» "Царство", значит не только Царство Небесное, но и царствование, управление миром. "Поскольку только Ты один правишь миром".

Дьявол, искушая в пустыне Господа, лгал, что может дать Иисусу Христу власть над всеми царствами, если Тот поклонится ему. Дьявола называют князем мира, где "мир" это совокупность страстей, а не вселенная. Враг рода человеческого продолжает лгать и сейчас, обещая дать власть над всем миром тем, кто поклонится ему.   

b) «...Н и ч е г о   не бывает без промысла Божия. А в чём Божий промысл, то вполне хорошо, и служит к пользе души, ибо всё, что делает с нами Бог, делает Он для нашей пользы, любя и милуя нас» (авва Дорофей).

c) Поэтому «Случайностей в жизни нет и быть не может, Бог Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный  <и благой> смысл.»

                2 В чём высший духовный смысл каждого обстоятельства, посылаемого нам Промыслом Божиим ?

a) «Бог Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели – для познания Бога, <который есть любовь>» (cхиархим. Иоанн Крестьянкин).

b) «Без воли Божией и волос с головы нашей не пропадет...» (cхиархим. Иоанн Крестьянкин) «Сколько случаев смертоносных у каждого бывает в любое время, сколько козней диавол строит! Но от них всех Человеколюбивый Бог сохраняет нас так, как   с е р д о б о л ь н а я   м а т ь    малое и несмысленое свое дитя предостерегает от всяких вредных случаев» (свт. Тихон Задонский).

c) «Без воли Божией и волос с головы нашей не пропадет, а вот   п р о й т и   с к в о з ь   и с п ы т а н и я   н е о б х о д и м о   всем и каждому. Ведь иначе  не познаем милосердия Божия и Его любви, не восчувствуем всесильной помощи Божией, не научимся молиться, живым сердцем обращаясь к Живому Богу» (схиарх. Иоанн Крестьянкин).

                3. Что нужно для того, чтобы Просысл Божий возымел в нас своё спасительное действие?

a) «Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом» (схиарх. Иоанн Крестьянкин).

b)  «Если будешь, согласно Писанию, «содержать в уме, что по всей земли судьбы Господни» (Пс.104:7), <то есть всем правит Промысл Божий,> то всякий случай будет для тебя учителем Богопознания» (прп. Марк Подвижник). Примеры таких случаев и рассуждения с советом Святых Отцов изложены в статье  «Чему нас учит Промысл Божий?»

c) «Живите же в духе, спокойном о будущем. Господь печется о вас. Твердите только: “Господи! Тебе все ведомо, сотвори с нами, как изволишь. Аминь”. И в этом вся радость жизни! Христос воскресе! А мы в Нем» (схиарх. Иоанн Крестьянкин).
   


Рецензии