Афоризмы Фридриха Ницше о грибах. Часть 5
Фридрих Ницше
Предвестники зари
(афоризмы о сборе грибов).
Часть 5
150
Когда грибник поймет, как долго он заблуждался, отвергая малознакомые грибы, когда оценит их вкус, он готов собирать самые безобразнейшие и сморщенные плодовые тела, обнимая своими сильными пальцами. Отсюда при росте грибного мастерства появляется стремление к сморчкам, строчкам, дождевикам и всяческим дисцинам. И только повторное возвращение к классицизму шляпок и ножек делает из грибника воистину искушенного мэтра.
151
Признанная истина, переходя в руки нового поколения, меняет свой цвет, подобно дубовику; истина же отвергнутая со временем восстанавливает окраску и обеляется временем, как высушенные ломтики польского гриба.
152
Палочка грибника не только расшевелит листву и облегчит лесное раденье, но и поможет отбросить внезапно встреченную змею, и потому подобна посоху Моисея.
153
Существуют троякого рода млечники: с мягким пряным соком, как рыжики и молочаи; с острым горьким соком, как белые и желтые грузди, волнушки, черныши; наконец, источающие жгучий до непереносимости млечный сок перечные грузди и горькушки. Профаны ценят их по вкусу сока, знатоки же – по рассолу из грибной кадушки.
154
Грибник вглядывается в хороший белый гриб в руке с самодовольной радостью, словно в волшебное зеркальце, отражающее его непревзойденную красоту, и одновременно с тревогой: нет ли вокруг грибников красивее, с корзиной пополнее?
155
Совесть грибника подобна зебре: она легка, чиста и усладительна во время собирания грибов и омрачается угрызениями при разговоре с любопытными конкурентами.
156
Никакие плоды не растут столь же быстро, как грибы и тщеславие, согретое гордостью, увлажненное соками страстей и не лишенное своеобразного вкуса.
157
Утомительно безделье грибника; порой не находишь ничего лучшего, как убивать часы подсчетом будущих грибов в своем лукошке.
158
Знание самых лучших грибовищ, умение вычислить грибную волну не дарует счастья поборнику тихой охоты, если в нем проросли споры тщеславия.
159
Зависть подобна мицелию бледной поганки: растет она в молчании, незаметно для глаз, копит силы и прорывается рокотом плодовых тел, которые либо отравят собою грибников, либо будут отвергнуты и со злобой рассыплют мириады спор, чтобы всю душу обратить в грибницу.
160
Радость раскрывает высоту души, а гнев – глубину падения; но как гриб поднимается сквозь почву из глубины мицелия, так у радостной души ноги уходят в темные чащи необузданных страстей.
161
Тонок и короток гладиус грибного легионера, ведь носят его не для нападения на безмолвных жителей леса и луга, а для защиты грибных малышей в плетеном убежище.
162
Откровенный грибник, подобно правдивому рыбаку и честному охотнику – редкость неимоверная, которую мне, однако, приходилось встречать частенько.
163
Выживший грибник после отравления аманитином может смело сказать: «Я знаю по себе, что бледная поганка вредна». Однако, может статься, что она сослужила ему добрую службу, побудив к умеренности и осторожности на фоне подорванного здоровья. То, что нас не убивает, делает нас смирнее под угрозой смерти.
164
Как белая ножка сыроежки издалека манит нас если не собою, то надеждой на удачную тихую охоту, так молодой оптимист, хоть и хрупок, но может воодушевить на дело.
165
Лизнув горько-жгучий сок груздя, мы не страдание испытываем, а добавляем специи к радости удачной тихой охоты. Оттенять радость небольшим страданием приятно, но лучше молчаливо страдать, нежели придавать мученью глубину с помощью небольшого удовольствия, усиливая страдание до безысходности. Так и безгрибье все-таки легче переносится, чем невозможность выбраться в пышущий грибами лес.
166
Во всем грибы подобны людям; иной чреват спорами творчества и труда, другой - червями вредительства и плесенью безделья.
167
Грибник, вынужденный при неурожае благородных грибов набрать в корзину мокрух и валуев, чувствует в своей добыче унижение своего грибного искусства и потому, вываливая их на стол, делает притворно недовольную мину, колышущуюся от ровного дыхания удовлетворенной души.
168
Грибки, грибочки, гриб – красавец, красавчик, малыш, крепыш – все, что мы принимаем близко к сердцу, обозначаем ласкательными именами. Грибы – вот истинные питомцы грибника, которых он приносит из лесу как маленьких беззащитных, нуждающихся в помощи зверят и подкармливает солью и маринадом, согревает теплом кастрюль и сковородок.
169
Как непосредственные дети отрывают недельных котят от матери, чтобы поиграть с ними, попробовать накормить из блюдечка, так и грибники вырывают плодовые тела из материнских объятий грибницы для своей кулинарной игры.
170
Бесчувственные к народному опыту микологи легкомысленно относятся и к историческому наследию, особенно к традициям древнегреческих фаллотропов, которые в дни праздников носили по улицам изваяния и огромные фигуры грибов, восторгаясь мощью грибниц и вкусом плодовых тел. Современным микологам приобщиться к древним традициям было бы не зазорно, а многим - так даже пользительно.
171
Грибной дождь вовсе не тот, после которого вылезают грибы, но тот, что побуждает грибника схватить лукошко, ножик и двинуться в лес. Истинные грибные дожди подобны не указателям, но учителям из давних школьных лет; они начались недели три назад, и ко времени выхода грибов от них сохраняется одно воспоминание.
172
Мухоморовое безумие, то робкое, то яростное, унимает дрожь тела и порождает трепет души.
173
Достойный грибник и тень своей корзины несет достойно.
174
Если долго вглядываться в грибы, они откроют глаза и всмотрятся в тебя. Особенно опасайся псилоцибы, синеногого плютея и глазастых рязанских боровиков.
175
Истощение угасающих грибниц в хорошо утоптанном лесу, изуродованном сетью тропинок, пятнами пикниковых полян с зияющими костровищами, стянутом веревками дорог, внушает грибнику ужас бессилия, как осужденному у ступенек эшафота.
176
Грибы это жертвенные животные грибника, палитрой шляпок внушающие надежду на рай в дни бесцветного существования.
177
В слове «грибница» есть столько многозначительного, возбуждающего и вызывающего воспоминания и надежду, что даже самый низший интеллект и самое холодное сердце чувствуют обаяние этого слова, даже если к этому чувству примешивается низменное воспоминание грибного вкуса и насыщения утробы.
178
Нетерпеливый грибник становится близоруким и лесобоязненным; он схож с воробьем, мечущимся по жилищу в поисках выхода и в ужасе перед человеком. Спокойный грибник, напротив, подобно орлу в вышине, неторопливо парит над лесным покровом, зорко замечая даже отдаленные грибы.
179
Незрелый ум вызывает обычное такое же пренебрежение, как недоразвитые зеленые плоды, и только мелкие соленые грибочки открывают, что во всем зачаточном есть хрусткость, свежий вкус и пища для ума.
180
Искусные грибники, которым уже наскучили даже лучшие грибные места и общеизвестные грибы, отыскивают часто путем разных изворотов и давно нехоженых тропинок, среди болот и горных круч какую-нибудь грибную тривиальность и изумляются отсутствию восторгов среди не только гурманов, но и рядовых грибоедов.
181
Бледная поганка в своей изумительной бесполезности для человека все равно остается явлением божественного творчества, а значит и достойна богов, то есть для добавления в кушанья августейших особ.
182
Ничто так не подрывает авторитета гомеопатии среди образованных людей как использование ею бледной поганки, возбуждая одновременно глубокое почтение среди темного народа – о, знать наука сия сильна, раз и такую дрянь себе на службу поставила!
183
Относиться к народу как к стаду возможно, только залезши от него на дерево сословных привилегий, в противном случае от народа придется убегать, как от стада кабанов в лесу, пока они не догонят, собьют с ног и растерзают клыками. Но не опасайся: стадо не сожрет твой труп и уйдет от него прочь… чтобы вернуться, когда мясо размягчится и завоняет погибшими идеями.
184
Развратные дети подобны веселке: они сладки, но быстро взрослеют и рано начинают вонять.
185
Человеколюбие заставляет грибника быть оптимистичным в пустыне безгрибья и демонстрировать сдержанную грусть, выходя на городской и сельский берег из грибной волны.
186
Достоинство грибника видно не по тому, как он входит в лес, а по тому, как он с ним разлучается, если только разлука трогает его сердце.
187
Мужчина и женщина в минуты телесной близости в глубоком дыхании и каплях пота достигают высшего телесного единства, но чувство душевной близости приходит позже, когда они расслабленно обнимутся на разогретом ложе. И точно так, когда выходишь из лесу, обливаясь потом, с тяжелой корзиной грибов или орехов, с ведрами ягод или вязанкой хвороста, не сразу понимаешь, насколько сблизился ты с ним. Так не забудь, вернувшись в жилище, обнять на минуту свою лесную добычу и ощутить ее любовное тепло.
188
Надо стремиться к тому, чтобы не впасть в грибной фанатизм, не то в безгрибный год отощаешь.
189
Всякий грибной прогноз верен, но каждый из них относится к грибам разной зрелости, а какой именно – одному Богу известно.
190
Если бы можно было помешать размножению всякого рода поганок, грибных червей и тенелюбивых трав, земные леса, словно по волшебству, превратилась бы в грибные сады, грезы грибников исполнились, и природа затрепетала от ужаса.
191
Как говорил знакомый фермер: «Я могу угостить вас любыми грибами при условии, что это будут шампиньоны». Однако не все любят грибы, а тому каждый должен выбирать то, что ему по вкусу, не забывая, что иногда и природа может склониться к условию фермера.
192
Грибники относятся к недоразвившимся грибам ревниво, как к молодым любовницам и любовникам; и заточают их в корзины, чтобы уберечь от измены с другими грибниками.
193
Грузди и другие млечники – вот грибы, достойные зрелого грибника; пока они не торопясь растут, над ними пролетают десятки корзинок со скороспелыми грибами, набранными мальчишески торопливыми грибниками. Особенно хорош дубовый груздь, увесистых тел которого приходится порой ждать весь июнь, июль и несколько августов вплоть до сентября пятого года.
194
Говорил Заратустра в сердце своем:
– Свет истины озарил меня: мне нужны грибы, и притом живые, а не мертвые – не мертвецы, которые жестки, как окоченевший труп или кишат червями, словно позабытый вонючий покойник. В живых грибах нуждаюсь я, в тех, которых несу я, куда хочу, которые следуют в то блюдо, которое укажу я. Свет истины озарил меня: не мясо я должен есть, но грибы!
195
Один раз в год цветут сады, один раз в жизни бывает молодость; но грибы плодоносят несколькими волнами, и потому выгоднее иметь кредо грибника, чтобы молодеть несколько раз в жизни, на соках каждого нового поколения. Жаль, что при этом не дашь плодов, а только разбросаешь споры.
196
Многие не желают взрослеть из боязни проститься с острым мировосприятием молодости. Всю жизнь они пытаются быть по-весеннему моложавыми, пока не обратятся в иссохшие сморчки и разжиревшие строчки.
197
Когда грибник, доставая аппетитный гриб из корзины, говорит, что это боровик, он рассчитывает услышать не только признание правоты своей находки, но правоты предчувствия грибного места.
198
Поедание грибов доставляет наибольшее удовольствие до тех пор, пока не превратилось в привычку, а собирание – когда уже стало ею.
199
Если вы начнете тянуться за грибом в тот момент, когда ваш друг его тоже увидел, вскоре он забудет, что это вы его привели в грибное место, обида воспламенится, и дружба будет поколеблена.
200
По древней легенде козел отпущения скитается по лугам и лесам и гадит белоснежными, жемчужными грибами; но, учитывая вкус молодых дождевиков, это козел добродетели. Порой, найдя гигантский головач, удивляешься терпеливости несчастного зверя.
201
Политики, как и грибы, к старости деревенеют от воспоминания своего величия и либо червивеют, либо, разбросав споры, становятся пустейшими людьми.
202 – 266
…………………………………………………………………………….
(изречения эти здесь помещать не буду, ибо и к остальным большого интереса общества не увидел. Нечего разевать рот на малоизвестные грибы, не съев перед этим хорошо знакомые. Но несколько заключительных грибных кусочков все же дам, чтобы было чем закусить на посошок – А.С.)
267
Так говорил Заратустра:
– Собратья по грибному лову! Я люблю вас от всего сердца; я стал одним из вас и я же – достойнейший из врагов ваших. Так позвольте мне сказать вам правду!
Я ведаю ненависть и зависть вашего сердца к богатым пожирателям грибов, никогда не державшим корзины в своих руках. Вы недостаточно велики, чтобы не знать ненависти и зависти. Да будет у вас достаточно величия, чтобы не стыдиться самих себя! И если не можете вы быть подвижниками микологии, будьте, по крайней мере, искусными грибниками. Ибо грибники – спутники и предвестники этой науки.
Свой гриб вы должны искать, по своим лесам ходить, поверяя народные приметы и свои грибные наблюдения. Если же и тогда расстроено принесете пустую корзину, пусть верность ваша грибному делу наслаждается полнотой своей!
268 – 292
…………………………………………………………………………..
293
Не вздыхай уж очень сильно, возвратившись из лесу с пустой корзиной, потому что в другой раз по твоей радости догадаются, что на грибных местах можно поживиться, и личное сокровище превратится во всеобщее достояние.
294
Каждый грибник, пытающийся разгадать тайну произрастания грибов, впадает в ловушку: он думает, что судьбу плодовых тел определяет грибница, тогда как в действительности – процесс распространения спор.
295
Горячие приверженцы белого гриба обыкновенно слепнут на другие грибы, чтобы лучше воспевать хвалы своему любимцу.
296
Мы избегаем хорошего, если не доросли до него, но часто не дорастаем и до многого посредственного, например, до еловых мокрух.
297
Грибник в сто раз счастливей грибоеда, ибо вкушает грибы с любовью и радостью от вознагражденных усилий, тогда как покупатель ест с удовольствием, но без какой-либо любви из-за неприятных воспоминаний о тратах на то, что мог бы и сам взять в природе.
298
Грибник ревниво относится к своей корзинке, потому что каждый заглянувший в нее невольно становится его судьей и злой совестью.
299
«Простите мне, что так много грибов», – так надо молиться удачливому грибнику, готовя себя к неизбежному; но только до входа в дом, дабы уберечь лесных детей от морального надругательства.
300
Неопытный грибник рыщет за каждым грибом, мечтая о ковре плодовых тел, опытный грибник во всяком встреченном грибе предполагает начало грибного кольца, и только мастер разглядывает в каждом грибе индивидуальность, чтобы распознать границы грибовищ. Так мастерство смыкается с неопытностью по широте восприятия, превосходя его глубиной. И лишь удача сопутствует всем уровням познания и мастерства.
Свидетельство о публикации №222042001892
Здравствуйте, Александр!
Премного благодарна за предложенную тему. Она достойна дискуссии для любителей грибов и тихой охоты. Я испытала несколько мгновений отдохновения...
Мои самые добрые пожелания, Александр!
Эрна Неизвестная 03.09.2023 08:41 Заявить о нарушении