Профориентация. Учителя

Почему я решила про них написать? Потому что, от этих людей многое зависит в выборе жизненного пути их учеников. Есть учителя, которых забывают сразу после школы, а есть такие, о которых помнят всю жизнь за то добро, которое они посеяли в детских душах. Я хочу, чтобы о них знали.

Мой путь выбора профессии был долог и извилист: шофёр, балерина, астроном, филолог, химик, микробиолог и инженер-проектировщик.

В шестом классе геометрия стала моим любимым предметом во многом благодаря дяде, который работал инженером- конструктором в КБ на станкостроительном заводе им. Свердлова и очень был увлечён своей работой. Тогда он подарил мне настоящую готовальню с двумя циркулями. Я очень гордилась ею, таскала ее с собой на уроки (несмотря на тяжесть).

Учительницей по математике у нас в 447 школе была Матюшина Нелли Александровна. Это была уникальная  яркая личность. В ней все было ярким: короткая стрижка под мальчика, огненно-рыжий цвет волос, туфли на высоких шпильках, плавная величественная походка, (именно так ходят модели на подиуме), прямая спина и царственный взгляд. В зависимости от настроения лицо ее принимало либо какое-то зверское выражение, так что даже смотреть было страшно, либо на нем  появлялась добрая мягкая лучезарная улыбка. Среднего я не видела. Ее гнева боялись все. Но и заслужить ее похвалу было высшим счастьем. Сейчас даже трудно представить такого учителя. На ее уроках стояла звенящая тишина. Об’ясняла теорему один раз. Потом вызывала ученика, потом следующего. К концу урока теорему знали все. До сих пор помню, какую радость я испытала от ее записи в моем дневнике: «Очень хорошо доказала первую теорему!» Эта запись была в тысячу раз значимее пятерки. Это был орден. Я летела домой, как на крыльях, чтобы похвастаться.
Но уж если она ставила единицу, то размашисто на всю страницу дневника. Помню кому-то вместо двойки за контрольную написала «тихий ужас!». Нэля (так мы ее звали за глаза) если кого-то ругала, то говорила так эмоционально и остро, что это доходило быстрее самого громкого крика. Она научила логически мыслить и выражать эти мысли кратко и четко, математика точная наука, любые расплывчатые формулировки сразу пресекались: садись, два. В начале я даже плакала, просила маму перевести меня в другую школу. Мама все мои жалобы игнорировала. Ее девиз был: учитель всегда прав. Нелли Александровна учила нас с пятого по седьмой класс. Потом перешла в другую школу, потому что переехала. И как же все об этом жалели!

Был у нас в этой школе ещё замечательный учитель физкультуры Пётр Филиппович Ковальков. Мало любить свой предмет, надо, чтобы твои ученики его полюбили. И это ему удалось. Его уроки не пропускали, на них было интересно. Он научил нас играть в баскетбол, устраивал соревнования между классами. Все были заражены этой игрой. Организовал лыжную секцию. А после 6-го класса мы ходили с ним в поход на озеро с ночевкой в палатках. Это было здорово! Однажды к нему на урок в нашем классе пришли с проверкой. Он попросил меня выполнить упражнение на брусьях. Я так волновалась, что вместо простого элемента случайно выполнила какой-то сложный. Он потом, улыбаясь, меня пожурил, потому что ему сделали выговор. Могу с уверенностью сказать, что этого учителя любили все ученики. Нашла его недавно в интернете на сайте «Память народа», награждён Орденом Великой Отечественной войны II степени и медалью «За боевые заслуги». Ничего этого тогда мы не знали. Это были очень скромные люди.

Потом я стала любить литературу. Очень. Опять же благодаря прекрасной учительнице русского языка и литературы Хохловой Евдокии Александровне. Она была полной противоположностью математички. Мягкая, добрая, чуть полная, женственная, но могла быть и строгой. Она тоже учила нас думать. Если в своём сочинении ты пересказывал учебник, то мог рассчитывать только на тройку. Как же много она нам дала, как внимательно и спокойно могла выслушивать наши бредовые мысли о литературных героях. Каждый имел право на своё мнение. Это всегда было интересно. Могла остаться после уроков, чтобы ответить на наши вопросы или послушать наши рассуждения.

Если бы такие учителя учили моих внуков! Выдуманное ЕГЭ это форма обучения людей, думающих по шаблону. Другие, видимо, сейчас не нужны. В мое время шаблоны не приветствовались, а сейчас даже сочинения пишут по шаблону.

Для меня написание сочинений это был вид творчества, я любила их писать, участвовала в олимпиадах.

И уже хотела поступать на филологический, но открыла программу по истории( экзамен по ней надо было сдавать) и расхотела. Все начиналось с Киевской Руси и заканчивалось двадцать каким-то с’ездом КПСС. Пришлось менять ориентиры, потому что никак не могла запомнить, чем один с’езд отличался от другого. Да и мама совсем не хотела, чтобы я стала учительницей, полагая, что у меня для этого слишком мягкий характер.

В 9-й класс я вместе с большей частью своих одноклассников пошла уже в другую школу. В нашей было только 8 классов.
Моей новой школой стала 445 школа города Зеленогорска. Бывавшие в этом курортном городке не могли не заметить величественное красивое здание на горе. Это и есть школа. Такими они и должны быть, чтобы приучать к красоте с детства. Внутри школа тоже была красивая: широкие коридоры, паркетный пол, большой актовый зал, кабинеты (это тогда редкость) и даже два лингафонных кабинета.

Мне повезло, там тоже были отличные учителя. Нашим классным руководителем была молодая учительница немецкого языка Михайлова Валерия Алексеевна. Вспоминаю о ней с теплотой и огромной благодарностью. Мы все ее просто боготворили, долго переписывались с ней уже после окончания школы. Она переехала в другой город, куда перевели ее мужа военного. Валерия Алексеевна никогда не повышала голоса, участвовала во всех наших классных мероприятиях и вечерах, ей удалось сдружить наш сборный (слитый из трёх классов) коллектив, состоявший  из 27 девочек и 9 мальчиков. А ее уроки немецкого были не просто уроками языка, а знакомством с богатой немецкой культурой. Эх жаль, что я тогда уделяла языку мало времени. Но и этот запас знаний мне пригодился и в работе и в путешествиях по миру. Спасибо ей огромное. Даже сейчас помню наизусть Гейне «Lorelei”. И такой маленький штрих к ее портрету. Через два или три года после окончания школы она написала мне в письме, что на 8 марта ей пришла куча открыток, все были подписаны одинаково: Ваш 10-в.

Но на мой выбор профессии повлиял другой человек. Это была учительница химии Александровская Дора Григорьевна. Помню ее мягкий чуть хрипловатый голос, темные густые волосы и лучистые добрые чёрные глаза. Как истинная женщина, она была всегда элегантно и стильно одета. Дора Григорьевна влюбила меня и ещё очень многих в свой предмет. Это был Учитель. Я не помню, чтобы в мое время кто-то неуважительно отзывался об учителях. Можно было кого-то не любить, но не уважать было странно. Это были личности.

После окончания школы перед поступлением в ВУЗы целый месяц она занималась с нами (6-7 человек, собирающихся сдавать химию на вступительных экзаменах) бесплатно вечером через день. А ещё нашла нам репетитора по физике. Это был молодой парень-аспирант. Но я с ним не занималась. Он после первого занятия честно сказал мне, что уровень моей подготовки вполне достаточен и без его занятий.

Экзамен по химии я сдала на 5, и счастливая сразу после экзамена купила букет цветов, тортик и первым делом к Доре Григорьевне. Как же она была рада! Мы пили чай и она, улыбаясь, слушала мой сбивчивый взволнованный рассказ об экзамене.  Наверное, для неё это тоже была победа. Физику я тоже сдала на 5. Мы все поступили в институты и техникумы, кто куда хотел, стали специалистами. И это благодаря учителям, щедро делившимся с нами знаниями и умеющими их доносить, их доброте и бескорыстию.

На фото: 1966 год, поход, наш Пётр Филиппович учит варить кашу на костре.


Рецензии
Очень интересно такое читать. Да уж, подготовка к ЕГЭ с репетитором учителей не заменит. Главное, что учителя личностями были. И запоминающимися.
Спасибо за публикацию.
Но как же это Вас в шофёры угораздило? А потом ещё и в астрономы ))
Про балерину молчу. Все девочки были в своё время балеринами. Помню, внучку свою в Дом культуры в балетную студию водил. А получилась из неё художница.

Дмитрий Маштаков   10.09.2022 03:09     Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий! «Неисповедимы…» Что ни делается, все к лучшему.

Людмила Петрова 3   12.09.2022 22:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.