Ричинский леопард в новом исследовании об агулах

В сборнике История, археология и этнография Кавказа в рубрике материалы и исследования (Т.16 №1, 2020, с. 6-49) под названием «Эпиграфика 12-18 вв. из агульского селения Рича: новые данные»  вышло обстоятельное исследование  доктора исторических наук, профессора кафедры востоковедения ДГУ Замира Шахбановича Закарьяева. Как следует из названия, новая работа ученого посвящена эпиграфическим памятникам с. Рича. Известный не только в нашей республике, но и за ее пределами  исследователь вводит в научный оборот, выявленные  им  в Рича новые надписи  и по-новому осмысливает некоторые положения известных  ранее эпиграфических артефактов. Работа очень интересная, увлекательна и выполнена  в характерной для З.Ш Закарьяева  манере скрупулёзности, тщательности и всестороннего осмысления материала. Знакомство с новой работой известного ученого представляет собой увлекательное занятие, но здесь мы хотим заострить внимание читателей на одном  занимательном пункте, связанным с каменной скульптурой, установленной в нище стены минарета исторической Джума-мечети села  Рича, вокруг которой строились много предположений.

В этой части  З.Ш.Закарьяев по новому осмысливает и дает более полный перевод одной надписи из этого села, которая ранее частично (в объеме трех строк) была переведена на русский язык не менее известным ученым А.Р.Шихсаидовым. Как сообщается, камень 36х36 см находиться в  северной стене мечети с врезной строительной надписью из 8 строк, выполненным красивым каллиграфическим почерком насх с влиянием сулса и датируется 856/1452–53 г. В переводе А.Р. Шихсаидова она гласит следующее:

«1) Построил это … молла Мухаммад ар-Риджа и (Ричинский) 2) … р.м.хи и Хаджжи, сын … ал-Джафуги (Джафугский)… 3) … восемьсот пятьдесят шестой год» [6, с. 267].

Слово, обозначающее объект строительства, в надписи сильно повреждено из-за чего и не был установлен.

Однако З.Ш.Закарьяев сумел проявить более рациональный подход к осмыслению текста надписи и перевел его полностью. Как сообщает исследователь «у нас нет сомнений в том, что речь в надписи идет о строительстве мечети (масджид), поскольку в слове уверенно читаются две последние буквы – джим и дал». Чтение и перевод З.Ш.Закарьева этой надписи выглядят следующим образом:

 ; ); );; ;;; ;;; ;;;;;; ;;; ;;;; ;;;;;; ; );[ );;; ;[ ;;; ;;;;; ;;; ;;;; ;;;;;;; ;;;;;;; ;;; ;; ; );[ );;; ;;[; ;; ;;;;;;; ;;;;;; ;;;;; ;;;; );[ );;;[;; ;;;;;;;; ;;;;;;;; ;;;;;;; );... );; ;;;; ;;;; ;;; ;;; ; ;;; ;;;; ;;; ;;; ;;; ;;; ;;; ;;; ... );[ );;;[; ;;;;; ;;;;; ;;;;; ;; ;;;; ); ... );;; ;;;; ;; ;;;;;; ;;;;;;;; ;; ... ; ; ); );;; ;;;;;;; ;;;;;; ;;; ;; ;;;; ;;;

Перевод:

 «1) Построили (бана) эту мечеть малла Мухаммад из Рича (ар-Риджа’),
2) [сын?] Мухйи и Хаджжи, сын Тахира из Джафуга (ал-Джафуги), как дар. Вот
3) [я обошел] города и селенья и построил своими руками
4) [дома], [статуи] леопардов (анмира), мечети и родники (мийах).
5) … А когда я отправлюсь в потусторонний мир, мои руки станут под
6) [землей] тленными, но останется надолго то, что я построил ими. А кто посмотрит на … 7) – да простит Аллах его и всех мусульман!
8) Год восемьсот пятьдесят шестой от хиджры пророка …».

856 г. хиджры начался 1 февраля 1452 г.

Ученый также сообщает, что данная надпись – единственное свидетельство работ по перестройке здания мечети в XV в. Одновременно, это единственная выявленная в Рича датированная строительная надпись XV в. Вероятно, в 1452 г. мечеть была основательно перестроена, на что указывает употребление глагола бана, обозначающего, как правило, строительные, а не ремонтно-восстановительные работы. В надписи приводятся имена двух людей, которые были, по всей видимости, влиятельными покровителями и заказчиками строительных работ. Первый из них был представителем духовенства Рича, знатоком мусульманского права и ритуала (малла), а второй был родом из ныне заброшенного поселения Джафуг, которое не входило в Ричинский союз сельских общин, а было прежде, вероятно, частью союза Агулдере. В тексте зафиксировано самое раннее письменное упоминание агульского селения Джафуг.

Также допускается возможность, что каллиграфом надписи был человек по имени Мухаммад. Дело в том, что рядом, в северной стене, имеется плита с надписями, которые нанесены в той же манере аналогичным почерком. Текст, содержащий назидания и известный хадис, составил некий Мухаммад, о чем имеется запись в нижнем правом углу плиты. Не исключено, что обе надписи выполнил малла Мухаммад из Рича – организатор строительных работ в мечети в 1452 г.

Таким образом, выясняется, что каменная скульптура в стене минарета селения Рича является леопардом. Кроме того, устанавливается люди, благодаря которым, глядя на старинные строения в Рича, наши сердца переполняется гордостью. Это мулла Мухаммад из Рича, [сын?] Мухйи и Хаджжи, сын Тахира из ныне несуществующего агульского села  Джафуг (ал-Джафуги). Воздадим им всем от нас молитву. Да примет Аллах на том свете все их благодеяния. А Замиру Шахбановичу Закарьяеву выразим огромное спасибо от лица агульской общественности за его воистину заслуживающий внимание труд.


Рецензии