В музее ревды

   Идет последний день лыжного похода по Хибинским горам. Мы преодолеваем по льду Умбозеро и выходим на пустынную автомобильную дорогу в город Ревда. Двигаться вдоль обочины с санками не очень приятно. Пытаемся остановить редкие автомобили, которые на большой скорости проносятся мимо. Нас это очень удивило: а где же северное гостеприимство и искреннее желание помочь уставшим путникам?
   После двух часов движения вдоль дороги рядом с нами тормозит УАЗ, пассажирскую дверь открывает человек (явно руководящий работник) и предлагает сесть на заднее сиденье. Мы с радостью принимаем приглашение и забираемся в теплую машину. Гостеприимный руководитель ненавязчиво спрашивает нас – кто мы, откуда и куда путь держим. Удовлетворившись нашими ответами, он сообщил, что здешним водителям категорически запрещено останавливаться на трассах и подвозить людей.
   – С чего бы это? – спрашиваю я.
   – В районе Кольского полуострова располагаются закрытые лагеря – места лишения свободы заключенных. И останавливаться машинам здесь запрещено по причинам, которые диктуют эти территории, – ответил «начальник».
   Теперь я понял, почему водители проезжавших машин, как мне показалось, даже прибавляли газу, завидев нас. Через полчаса УАЗ останавливается у гостиницы Ревды, мы благодарим людей, которые не посчитали нас за беглых зеков и подвезли до города.
   Небольшой северный городок Ревда утонул в снегу, людей на улице немного – холодно, да и рабочий день. Мы коротаем день и прогуливаемся по улицам. Неожиданно натыкаемся на магазинчик сувениров, где продают поделки заключенных: сувенирные ножички, ручки, открывалки и прочее. Ну где такое можно встретить?
   Женщина-продавец советуют нам посетить городской краеведческий музей, что мы и делаем. Экспозиция музея разнообразная и интересная. Здесь и большая коллекция минералов, фотографии времен Великой Отечественной войны. Мне больше запомнился зал, который воспроизводит быт саамского народа. Жилище, одежда северного народа, орудия труда и охоты представлены очень натурально, и главное, все можно брать в руки и примерять на себя. Я выбираю для примерки унты из меха животного, беру в руки охотничье ружье – и в таком виде фотографируюсь.
   Володя обращает внимание на… не знаю, как это назвать, – что-то вроде шубы с капюшоном без пуговиц, которая надевается через голову. Эта зимняя одежда явно велика для Володи, но он быстро накидывает ее на себя и утопает внутри. Смотрится любопытно – настоящий саам, а с ружьем в руках – прямо северный охотник. Володя жалуется на тяжесть одежды – как целый день в ней ходят саамы?
   Я отвлекаюсь на другие уголки экспозиции. Через некоторое время до меня доносится Володино кряхтение. Подхожу к нему и вижу такую картину: Володя пытается снять с себя «шубу», но сделать это ой как непросто. Рукава очень длинные, кисти рук скрыты внутри и не могут ухватить шубу. Он наклоняет тело и пытается скинуть с себя одежду, но все тщетно. Володя выпрямляется, лицо у него красное, он сильно взволнован и раздражен. Обращаясь ко мне, он просит стянуть с него «шубу» и освободить из плена. Мне, конечно, это удается легко. Когда Володя скинул «капкан», то сказал, что выбраться самостоятельно нет никакой возможности, тесное заточение пугает и сильно нервирует. В этой «шкуре» он был на грани нервного срыва.
   Покидали музей со смешанными чувствами.
   В поезде мы первым делом вспоминали его заточение, а уж потом походные будни.
март 2004 г.


Рецензии