Как лихо нынче с весною я прощалась! Ч. 3
http://maxpark.com/community/4707/content/2925157 (Ч.1)
http://maxpark.com/community/4707/content/2927998 Ч.2)
***
Итак, 11-го МАЯ, то есть на следующий день после роскошного "ГАЛА-концерта…", я снова в театре. Была в ЦАТРА на спектакле "Давным-давно", который давно "живёт" в нём (с 1942, по иным данным с 1941 года). Конечно, всем известно его содержание. Ведь каждому помнится кинофильм Эльдара Рязанова "Гусарская баллада" - этакий музыкальный красочный лубок, с такими великолепными актёрами, как Юрий Яковлев, Татьяна Шмыга, Николай Крючков (увы, уже ушли они от нас…), и совсем юная Лариса Голубкина, и другие...
Но вот захотелось о спектакле узнать побольше. Заглянула в интернет. И тут возникло недоумение. В анонсе ЦАТРА к спектаклю (на одной и той же странице) читаю:
1) Заголовок афиши:
"ДАВНЫМ-ДАВНО
ГЕРОИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
по пьесе Г. Гладкова муз. Т. Хренникова постановка Б. Морозова"
2) А двумя строками ниже - текст:
"Героическая музыкальная комедия «Давным-давно» Александра Гладкова, музыка народного артиста СССР Тихона Хренникова, премьера которой состоялась в суровые годы Великой Отечественной войны..."
Невольно - вопрос: - "Ну, так кто же всё-таки автор пьесы? Г. Гладков или А. Гладков?" По-моему, Александр... Заглядываю в Википедию.
Да, там о нём: "Александр Константинович Гладков (1912-1976)... Первая пьеса Гладкова — героическая комедия в стихах «Давным-давно» (1-е название — «Питомцы славы» , 1940 г.); её премьера состоялась 7 ноября 1941 года в осаждённом Ленинграде; пьесу ставили многие фронтовые бригады и театры в тылу."
А тут - "Г. Гладков"...
Экая всё же досада от этой опечатки в "названии" автора!
Коль о нём зашла речь, можно, добавлю кое-что и о нелёгкой его судьбе?
"В конце 1948 года «за хранение антисоветской литературы» А.К. Гладков был арестован и отправлен в Каргопольлаг. Вышел на свободу в 1954 году. Через пять лет был восстановлен в Союзе писателей СССР... Известно, что от Гладкова требовали «отречения» от Мейерхольда, чьим добровольным биографом он был, но Гладков остался верен человеку, которого называл своим учителем... Не отказался он и от арестованного в 1937 году брата — посылал письма и деньги, помогал его семье." Вот таким был талантливый писатель, автор легендарного спектакля.
Каков, однако, характер, а?
Итак, досадная опечатка - в собственной интернетовской афише прославленного театра! Да не "простая", а в указании АВТОРА спектакля!
И - мало того: опечатка-то не одна! Показать?
Под заголовком, что с этой ошибкой, - текст. В нём в частности о новой (после легендарного Алексея Дмитриевича Попова) постановке новым (с 2005 г.) режиссёром: "Постановка мощно сконцентрировала в себе дух патриотизма и «острейшее чувство своего времени»... И т.д. Всё справедливо. Но вот фраза, которая повергла в шок - не опечаткой, а элементарной грамматической ошибкой! Гляньте. Чёрным по белому написано (напечатана фраза):
"Режиссер Борис Морозов - мастер, с ярко выраженным творческим подчерком, прочел, ставшую классикой, комедию по-своему. Но остался верным главному - духу любви к Родине, которым проникнута пьеса Гладкова, что на сегодняшний день не менее важно, чем в суровом сорок втором году".
Ну, как, прочли? Ошибку заметили? В каком слове? Да, это слово "поДчерк", - вместо "почерк"… Вдобавок, упоминается 1942 год вместо 1941... К тому же здесь и синтаксическая ошибка: две запятые - лишние. Вот если бы "причастное определение"(термин знакОм со школы. Здесь я не ошиблась в нём? Хорошо, если филологи подскажут) "ставшую классикой" стояло после слова "комедию", они были бы необходимы.
И пусть не говорят: "Машинистка, что печатала, во всём виновата". У меня мама секретарём-машинисткой работала (правда. в 1-м отделе завода п/я № 32) и скольким авторам ошибки убирала!
Да, я в шоке. Налицо, по-моему, проблема качества владения русским языком, причём даже на высочайшем уровне! На уровне русского академического театра, на уровне деятелей культуры! Боже, как грустно и как всё запущено!
И на Центральном Телевидении иной раз допускаются ляпы, да и известными людьми, и в центральной печати. А опечатки в титрах бегущей строки. В речах политиков иных именам числительным особо не везёт.
Что, стране нужен, как и в 30-х годах прошлого века, ЛИКБЕЗ? Но тут, кажись, не только в безграмотности дело, но и (как бы это помягче сказать) в безответственности? А это уже область иная, - нравственности, морали что ли?Словом, совсем как в давнем детском стишке:
"Ехали мы ехали,
наконец приехали!"
А не пора ли нам самим себе вопросы задать? Какие именно? Ну, скажем, "типа":
- "КУДА едем, господа-товарищи?"
- "И - куда же мы это... наконец ПРИЕХАЛИ?" И почему? Ну, и конечно же, коронный наш и любимейший, "завершающий" (и чаще всего так и остающийся без ответа) вопрос: - "Что делать?"
Любопытно, что думают об этом читающие эти мои строки?..
* * *
А 14-го МАЯ,то есть буквально через пару дней, я уже на ПЕРСОНАЛЬНОМ КОНЦЕРТЕ своего давнего друга Тамары Ивановны ЛЫСЕНКО. О, она великолепно поёт, очень нежно и чувственно! Романсы – особо!
Концерт состоялся в небольшом концертном зале ЦСО ЦАО /центр социального обслуживания Центрального административного округа Москвы/. И конечно у концерта было имя. Какое? "ВЕЧЕР РОМАНСА"… Уже оно само предвещало море теплоты, удовольствия. Особенно любителям этого жанра. Я - в их числе...
Не случайно же мне мечтается попасть и на концерт Олега ПОГУДИНА, которого, насколько я осведомлена, давно прозывают "Серебряным голосом России"… И – экая досада! – увидела недавно по ТВ лишь концовку его чудо-выступления в Кремле! Но снова восхитилась им! И - порадовалась: он уже тАм! И - заслуженно!
Порадовалась и за тех, кому удалось услышать весь его концерт – там ли, в этом Зале, или даже у экрана ТВ…
Да, я давнишний поклонник его необычайного таланта! И с удовольствием слушала его в записи, а также "бывая" на его регулярных "Вечерах русского романса" (так, кажется, это называлось). Он и великолепно вёл их на ТВ по каналу "Культура", и украшал собой, своим талантом (позже "их прибрала к рукам" прекрасная оперная певица Любовь Казарновская... Но не засушила ли она их своим потрясающим и мощным оперным талантом?).
Я писала этот текст в мае-июне. Публикую сейчас, в августе. И, представьте себе (не могу с вами этим не поделиться) именно сегодня, 21 августа, у меня в руках билет, и я иду на ЕГО концерт! В ЦКИ (Центр Культуры и Искусства), что возле метро "Калужская" (этакое невольное напоминание мне и о моей малой родине…). Да, к счастью, мечты нередко имеют обыкновение сбываться… Мечтайте же, друзья! Да побольше!
Простите за отвлечение. Вернёмся же к нашей Тамаре Ивановне ЛЫСЕНКО. Сама она, Тамарочка – невысокая темноволосая красавица, очень похожая (так считают многие) на Мирей Матьё (Mireille Mathieu). А одета она была в облегающее чёрное бархатное платье, чёрные же лодочки. И украшали её освежающая нитка жемчуга на декольте и улыбка!
А вот и сама ПРОГРАММА её персонального концерта. Вглядитесь в неё: какое здесь богатство!
"ВЕЧЕР РОМАНСА"
1. "Романс о романсе". Муз. А. Петрова, сл. Б. Ахмадулиной
Из кинофильма "Жестокий романс". /"А напоследок я скажу…"/
2 "Только раз бывает в жизни встреча". Муз. Б. Фомина, сл. П. Германа.
3. "Тебя любить, обнять и плакать над тобою". Муз. Ширяева, сл. А. Фета.
4. "Не уезжай, ты, мой голубчик". Муз. и сл. Н. Пашкова.
РОМАНСЫ Бориса ПРОЗОРОВСКОГО*/
5. "Мы только знакомы". Сл. Пеньковского.
6. "Мы оба лжём". Сл. Б. Тимофеева.
7. "Вернись". Сл. В. Ленского.
8. "Караван". Сл. Б. Тимофеева.
9. "Под чарующей лаской твоею". Муз. Н. Зубова, сл. Маттизена.
И вот, кроме романсов, ЗА их пределами, "под занавес" так сказать, и в подарок нам всем, Тамара Ивановна ЛЫСЕНКО спела две замечательные песни.
Это были задорная и общеизвестная мексиканская песня "Челита" и замечательная, в тон – и самим праздничным дням, и самому весеннему месяцу - песня Игоря Лученка "Майский вальс". А какие там всем памятные прекрасные слова М. Ясеня:
"Помнит Вена, помнят Альпы и Дунай
тот цветущий и поющий яркий май!"…
Я, встретившись с этой песней, всегда вспоминаю её в великолепном исполнении Ярослава Евдокимова! Жаль, что так редки встречи с ним... Простите - снова отвлеклась...
Ну, конечно, Тамаре Ивановне ЛЫСЕНКО, исполнительнице многочисленных романсов, в течение всего концерта надо было иметь хоть малую возможность иногда и передохнуть. И такую возможность время от времени предоставляла ей очаровательная ведущая концерта и пианист-аккомраниатор. О, она была в изумительном концертном наряде, где всё до мелочей продумано и подобрано! От красивых изящнейших туфелек и двуцветного (даже "двухфактурного", если так можно выразиться) длинного платья оригинальнейшего покроя (кринолин?) - до причёски и перчаток!.. Когда я ей тихонько сказала что-то (хорошее, конечно) о её перчатках, она с милой улыбкой кокетливо ответила мне: - "А как же!!!" И - прекрасно исполняла на рояле кое-что из своего репертуара.
А видела я ее – и до, и после концерта – во всём светлом: рубашка, жилетка, джинсы, мокасины! Современнейший летний антураж!
Боже, какова же преображающая сила одежды!
Атмосфера ВЕЧЕРА РОМАНСА была очень тёплой. Были улыбки, "щёлканье" фотоаппаратов (и моего), аплодисменты, поздравления и цветы. Особенно усердно фотографировал муж Тамары Ивановны. Я конечно же пришла с букетом роз. Тоже поздравила, подарила букет и прочла своё рифмованное приветствие. Но прежде чем прочесть его, я, конечно с улыбкой, извинилась – и перед виновницей торжества, и перед аудиторией - за то, что позволяю себе этакую публичную дерзость, а именно: шутливый, не без фамильярности тон, объяснив его давнишней дружбой с Тамарой Ивановной ЛЫСЕНКО. Вот эти слова.
ПРЕКРАСНАЯ Тамара!
Сразили Ваши чары!
Особенно Ваш трепетный вокал!
От Вашего я пенья
конечно в восхищеньи!
Жаль, мало всё же, кто о нём узнал!
ПРЕКРАСНАЯ здесь сцена!
Но надо непременно
площадку ту, что "круче", одолеть!
Ваш голос – враг печали!
Эх, больше б Вас узнали!
Желаю Вам на бОльшей сцене петь!
ВЕЛИКОЕ ИСКУССТВО
расширит жизни чувства!
Обогатит – и души, и сердца!
Надышишься – озоном!
А потому, резонно,
хотим, Тамара, слушать Вас,
да без конца!
----
КОНЦЕРТ - ПРЕКРАСЕН! К тому ж он ПЕРСОНАЛЬНЫЙ!!!
Тамарочка и устроители! Вы гениальны!
Раскланялась и подарила ей открытку с этими словами.
Поздравления были бурными. Потом был лёгкий фуршет, трогательные провожанья-расставанья…
И конечно же остались замечательные воспоминания. А позже мне было приятно узнать, что цветы, подаренные мною, очень нравятся и что стоЯт, не увядая, особенно долго.
Большое спасибо за прекрасный "ВЕЧЕР РОМАНСА"! И - доброго здоровья Вам, дорогая Тамара Ивановна!
*/ Борис Алексеевич Прозоровский сочинил очень много романсов, которые в настоящее время становятся всё более популярными. Его не случайно называли "рыцарем романса"...
(Окончание.)
http://maxpark.com/community/4707/content/2942256
Свидетельство о публикации №222042000693