И снова о Магомеде Ярагском

               

Как сообщали СМИ, пару лет назад в Магарамкенте был проведен  Форум, посвященный выдающемуся мусульманскому философу, ученому и духовному просветителю шейху Мухаммаду аль Яраги.

Мероприятие было  организовано по инициативе администрации Магарамкентского района совместно с рядом  общественно-политических и религиозных  организаций. Участниками его стали  гости  со всей  республики, в том числе из  Агульского района.

Несколькими годами ранее, точнее, в конце 2013 года  молодежным департаментом ФЛНКА была совершена и памятная экспедиция  на могилу  шейха  М.Ярагского  в село Согратль Гунибского  района. Кроме того, были  на слуху  и некоторые  другие, но менее масштабные акции, связанные  с именем  и памятью  этого  замечательного  человека.  Все это, конечно, радует. Однако, вместе с тем, обращает на себя  внимание  то обстоятельство, что  все подобные  мероприятия  прошли  на фоне  обострившейся дискуссии  между  агулами и лезгинами по  поводу генеалогических корней  шейха. В этом смысле проводимые  акции напоминают  попытки взять реванш  оппонирующей стороной  против  четкой логики и непоколебимой аргументации агулов  в этом вопросе.

Как известно, сама дискуссия стала разгораться  с начала 2000-х годов, когда  в широкой печати  стали появляться  информация об агульском происхождении уважаемого шейха. А до этого такое положение, хотя  мысль об агульских корнях его была  высказана еще раньше, никого не угнетала.

Мысль о том, что М.Ярагский  является потомком  переселенцев из  агульского  селения Квардал, в общественном дискурсе  присутствовала всегда. Там же  в Квардале  сохранился родовой дом  Ярагских,  там  же  до сих пор живут представители рода Ба1шунаяр, которые считают его своим мирасом - родственником. Но на научном уровне впервые  об этом стал  говорить известный в свое время ученый-арабист, лезгин по происхождению Гъалиб Садыки. Так, к опубликованному  эпитафию сына Ярагского  Исмаила, которая  гласит  «Это  усыпальница  скончавшегося  в  месяц  сафар 1322 / 1904 года  выдающегося  ученого, знавшего  Коран  наизусть  хаджи  Исмаила-эфенди  Ярагского, сына  шейха, знавшего  Коран  наизусть  Мухаммеда-эфенди, сына  Исмаила-эфенди, сына  шейха  Маллакамала, сына  Назура»  им  была  сделана пояснительная приписка  «(который  жил в  с. Квардал  Курахского  района)».

Затем (обратите внимание на дату) вначале  90-х годов прошлого  века  ту  же  эпитафию с могильной плиты Исмаила  с той  же припиской на тот  момент кандидатом  исторических наук Т.Айтберовым была опубликована в  одном  из номеров  двуязычого  журнала «Лезгистан» издаваемым лезгинским поэтом и общественным деятелем  Ф.Нагиевым. Затем  мысль об агульском происхождении М.Ярагского  в 1996 году была  подтверждена  и в книге под названием «Мухаммад Ярагский - идейный вождь освободительной  борьбы народов Кавказа» докторами исторических наук, известными в своей области  специалистами  Хидир Хидирович  и Ахмед Хидирович  Рамазановыми.

Но почему-то оппонирующую сторону такое положение вещей вдруг перестало удовлетворять, и они  начали оспаривать  очевидные  до этого  вещи.  Вначале безликие оппоненты, которые влезали в дискуссии, плохо понимали, с  чем вообще имеют  дело? Усилия их были направлены на то, чтобы с помощью  немыслимых  трюков с арабским языком доказать, что Г.Садыки ошибся  с переводом эпитафия. А затем, когда появилась новая копия надписи, где нет спорной приписки, уцепились за него, как утопающие за соломинку, и  стали утверждать, что  родственники  шейха, как и он сам, родились в Яраге, а об агульских  корнях  в эпитафии  нет ни слова. И это действительно так. Однако тот факт, что Магомед Ярагский и несколько поколений его предков, равно как и потомки  шейха родились в Яраге, никем не оспаривается, и не оспаривалось никогда. Этот момент дискуссии  как аксиома, воспринимается безоговорочно. И проблема не в этом, а в том, почему известный ученый, арабист, знаток истории  региона  вдруг  к  важной надписи сделал  приписку, если ему по каким-то другим источником не было известно об агульских корнях шейха? Ведь покойный не был ни глупцом, ни профаном, ни случайным человеком в этих вопросах. И, тем более, он не был врагом  и вредителем собственной лезгинской истории.

У наших анонимных  противников нет ответов на этот вопрос. Вместо того, чтобы  привести свою логику  в соответствие с реальным положением вещей  они пытаются не дать осмыслить факты, стремятся нарушить  ход  рассуждений, прилагают усилия  любой ценой заболтать тему.  Более того, вместо того, чтобы  найти хоть  один дельный  контраргумент, считают уместным слать  в адрес Садыки, Рамазановых и всех тех, кто не согласен с ними  проклятия и оскорбления. Они  сочиняют  о них и  распространяют  в  сети  хамские пасквили, которые для здорового человека  трудно  осмыслить  вне  медицинских понятий. Вот как, например, один, причем  не самый  одиозный  из  таких  воинствующих  невежд,  преподносит  читателям  ситуацию.
 
«Хотелось бы давно поставить жирную точку на лжи, которую распространяют нечистоплотные представители одной прекрасной малочисленной народности. Вот уже 20 лет, как определенной группой нечистоплотных, малообразованных людей предпринимаются попытки поставить под сомнение этническое происхождение знаменитого лезгинского ученого, богослова, поэта, мыслителя, идеолога освободительной борьбы народов Северо-Восточного Кавказа, шейха и муршида тариката накшбандийа-халидийа, уроженца лезгинского селения Вини Яраг Мухаммада Ярагского, известного также как Ярагъ Мегьамед, Мухаммад ал-Яраги, Магомед Яраги, Курали Мухаммад, Мухаммад ал-Кури и т.д.

Все началось в начале 90-х гг. прошлого века, когда стали появляться публикации, в которых их авторы под надуманными предлогами пытались доказать агульское происхождение ярагского шейха. Существует мнение, что впервые эту мысль в устной форме высказал ныне покойный Галиб Садыки, известный арабист, лезгин по национальности. Прослышав про это, некоторые представители агульской интеллигенции с радостью подхватили этот совершенно необоснованный и невесть откуда взявшийся тезис об агульских корнях Ярагского. Так появились антинаучные публикации Х.Х. Рамазанова и А.Х Рамазанова, которые решили «осчастливить» агульский народ известием, что Ярагский, якобы, агульского происхождения, а корни его, дескать, из с. Квардал ныне Курахского р-на РД.

То есть, если следовать логике  автора этого «сбоя программы»,то получается, что  он — сетевой пранкер, который даже имя свое не сумел назвать под своим «шедевром», и есть то «чистоплотное»; «многообразованное» явление, которое считает возможным, прикрываясь анонимностью, оскорблять известных не только в республике людей. 

Не хочу заострить  внимание  на таких некорректных высказываниях оппонентов, а  предлагаю читателям еще один, не задействованный до сих пор аргумент, в пользу  агульского происхождения М.Ярагского. Это телевизионная передача, снятая  в  2004 году студией «Семь Ветров» ГТРК «Дагестан» с участием небезызвестного Руслана Курбанова о селах Курахского района, где он на семнадцатой минуте, рассказывая о Курдал, сообщает, что это село является родиной шейха Магомеда Ярагского (видео прилагается). Напоминаю, что Руслан Курбанов является курахским лезгином и агулы его за язык не тянут, когда он рассказывает об этом. 

Если и этого мало приведу еще аргумент. Как известно пару лет назад широко  известный в Дагестане и за его пределами историк А.Р.Шихсаидов отмечал свой юбилей. И в связи с этим республиканское телевидение в студии «Кунацкая» сняло об ученом часовой фильм (выпуск от 19.01.2015 г.). Амри Рзаевич Шихсаидов приходится  внуком  М.Ярагского по дочерней линии. Оппоненты в споре любят  ссылаться на авторитет ученого. Так вот, на съемках на 39-й минуте между  ведущим журналистом Ханжаном Курбановым и ученным происходит следующий диалог.

Х.К. - «Часто, Амри Рзаевич, когда говорят о вас, упоминают имена Мухаммеда Ярагского и Г.Алкадарского. Эти ваши славные предки, мы знаем об этом. Какие уроки ваших славных предков вы извлекаете? Если о Гасане-Эфенди Алкадарском, мы знаем по его трудам, то о Магомеде Ярагском мы знаем чуть меньше. Его имя практически стало известно недавно по каким-то немецким переводам. Что вы можете сказать об этом?

А.Ш. - «Я не сторонник по переименованию улиц. Но сейчас улица Ярагского носит имя моего пра-пра-прадеда. Ярагский был учителем Шамиля, он был учителем Гази-Магомеда - первого  имама.

И больше о М.Ярагском ни слова. Ученый, несмотря на ожидания ведущего, быстро переходит на личность Гасана Алкадарского, рассказывает, откуда он родом, чем занимался и т.п.

Об этом можно было и не вспомнить, если бы точно такая же картина не наблюдалась бы и раньше на том же республиканском телевидении в передаче «Вдохновение» (выпуск от 21.12.2013 г). Обе передачи, кому интересно, можно посмотреть в моей хронике на Фейсбук или на сайте РГВК.

Ведущая  Х.Магомедова на  третьей минуте беседы просит ученого погодить. «Подождите, пожалуйста. Не так быстро! Дело в том, что у вас удивительные корни. Я думаю, нашим телезрителям было бы интересно узнать, что вы родом из знаменитого тухума Магомеда Ярагского, Гасана Алкадарского. Расскажите  немного об этом, кем они вам приходятся? Шихсаидов отвечает, в том плане, что он не знал Гасана Алкадарского, но знал его дочь, которая приходиться ему  бабушкой. И ни слова об М.Ярагском, даже после того, как журналистка задает  ему  прямой вопрос.

Так, что же мешало внуку славного шейха, тем более самому известному в  республике историку, рассказать немного о своем деде в третьем поколении? Кому  как не ему должно быть известно о происхождении своего знаменитого родственника? Ну так, хотя бы ради того, чтобы рассеять «ложные», как утверждают сетевые «тролли», сведения о нем? Мы думаем ответ тут очевиден - он в отличие  от сетевых хамов, в своем  почтенном возрасте не хотел врать, не хотел стать, уподобляясь безликим маргиналам, ретранслятором неверных сведений. Вот почему каждый раз, когда его спрашивали о М.Ярагском, он старательно избегает неудобный для себя момент.

Еще один важный нюанс, который заключается в том, что А.Р.Шихсаидов и Х.Х.Рамазанов, который заявил об агульских корнях М.Ярагского и которого разного рода обиженные горе-деятели пытаются смешать с грязью, являются соавторами ряда известных научных работ по истории Дагестана, в том числе и «Очерков истории Южного Дагестана» (Махачкала. 1964). Так вот, если Х.Х.Рамазанов был бы неправ, то его коллега, соавтор и товарищ А.Р.Шихсаидов не допустил бы публикации недостоверных сведений относительно его деда. Однако никакой подобной реакции им проявлено не было, наоборот, он молча принял обсуждаемое положение. То есть, этот момент в очередной раз показывает, что  агульская сторона в своей позиции абсолютна права, в отличие от ее не отформатированных оппонентов. Честь имею!


Рецензии