Как лихо нынче с весною я прощалась! Ч. 4

26.08.14.   
http://maxpark.com/community/4707/content/2932236
***
Итак, 21-го МАЯ. В этот день у меня был снова праздник: концертный вечер! И опять в БЗМК (легендарный Большой Зал Московской Консерватории). А была я на концерте всемирно известного Российского государственного академического камерного "Вивальди-оркестра". 
Он был создан ровно 25 лет тому назад, в 1989 г. известной прекрасной скрипачкой, дирижером и педагогом Светланой Безродной. Она же и солистка оркестра и его художественный руководитель. С 1996 года она ещё и "Народная артистка России"! И при всём при этом - это очень изящная, красивая женщина!

Когда купила билет на этот концерт, то вдруг вспомнила свою нечаянную "встречу" с ней по телефону…
Мы прежде соседями были с её нынешней свекровью - женщиной поразительной внешней и внутренней, духовной красоты, да и силы глубоко верующего человека...  И не случайно в Третьяковской галерее есть её портрет кисти Игоря Грабаря, тогдашнего президента Академии художеств СССР. Имя у портрета простое и не случайное "Светлана". И вот однажды я, решив проведать её по телефону, поздоровалась и попросила позвать Светлану... Услышала не знакомый мне женский голос и вопрос: - "А какую именно Светлану?" Я, вмиг вспомнив про жену ее единственного, очень талантливого сына, попросила: - "Пожалуйста, старшую"…

Немножко о нём, об оркестре – рассказать? Тем более что сам этот  коллектив - единственный в своем роде на российской сцене! Во-первых, помните ли вы (ну, конечно же помните!) замечательный американский кинофильм "В джазе только девушки"? Так вот, здесь, в этом оркестре тоже - только представительницы прекрасного пола! Во-вторых, все они – скрипачки! (Не ведаю, в каком качестве были в тот день с ними на сцене 2-3 других музыканта – ударник и, по-моему, трубач… Возможно, задачи конкретного концерта требуют и неких дополнений? Но, простите, я в этом не разбираюсь…). В-третьих, у каждой из них свой, но высочайший профессиональный уровень! И дирижер очень озабочена тем, чтобы он, как минимум, не снижался! Попробую-ка познакомить вас с её фотографией, чтоб  полюбовались обликом Светланы Безродной, создателя и вдохновителя прекрасного уникального оркестра, его программ!.. Простите, у меня не получилось, увы...

В репертуаре оркестра более 100 оригинальнейших программ, около 1000 произведений композиторов из разных веков и стран. И сам их диапазон огромен: от классики до джаза и эстрадной музыки! За четверть века оркестр дал по стране и по всему миру около 2000 концертов. Потрясают сами принципы формирования не повторяющихся синтетичных программ с их обращённостью и к истории (кажется, будет подготовлена и специальная программа к 70–летию Победы в Великой Отечественной войне). Нередка обращенность и к другим видам искусства: поэзия, драма, опера, симфония, балет, цирк, оперетта, шлягеры, джаз! Да к тому же нередко и с привлечением к участию в концертных программах виднейших артистов театра и кино…
Хотелось бы показать фото и оркестра. А вдруг...

Особо надо сказать о премьерах текущего года - "Года Культуры России". Назовём в их числе цикл из трех музыкально-литературных спектаклей, объединённых общим именем:  «Три истории любви и одиночества. Тайны Дон Жуана, Казановы, Фауста».
Каково?.. Следует подчеркнуть, что весь этот триптих посвящён великой русской балерине Екатерине Максимовой, безвременно ушедшей от нас ровно 5 лет тому назад… Её таланту, памяти о ней...

Что? "Нет незаменимых людей"? О, это ложь! И сегодня, увы, эта - не единственная... Великое множество неправд, современных искажений и наветов и в частности на историю страны, народа, на сам народ... Что, это "совсем другая история"?.. Да нет, - есть такое явление в нашей жизни (в частности, в культурной жизни страны): "Нет незаменимых"...

Итак, я на великолепном концерте "Вивальди-оркестра"! А именно на том, который состоялся 21 мая этого, 2014 года. Рада, что мне посчастливилось быть на нём.
Фанаты оркестра могли, оказывается, посещать спектакли и по абонементу… Так вот,  21 мая я была на последней части этого великолепного и необычайного триптиха…  Как и предыдущие две его части, и эта часть с названием "Фауст" представлял собой органичный сплав литературной композиции по знаменитой трагедии Иоганна Вольфганга фон Гёте (1774-1831) и разнообразной классической музыки.

У меня в руках экземпляр великолепно изданной программки вечера "Фауст". Здесь много информации, рисунков и цветных фотографий - коллектива самого оркестра, его руководителя красавицы Светланы Безродной и актёра театра имени Моссовета заслуженного артиста РФ Александра Яцко. Именно он с пюпитра время от времени читал заготовленный текст "Фауста", который силами оркестра сопровождался чудо-музыкой - великолепными музыкальными произведениями.
Не стану называть их, эти произведения, а только композиторов, чья музыка звучала со сцены, а также годы их жизни. Это само подтверждение и того, как далеко, в какую глубь веков простираются интересы этих великолепных исполнителей: от ХХI века аж до ХУI! Гляньте же и - восхищайтесь!
 
Итак, это Жорж Делерю (1925-1992), Шарль Гуно (1818-1893), Гектор Берлиоз (1803-1869), Рихард Вагнер (1813-1883), Густав Малер (1860-1911) и, наконец Кристофер Марло (1564-1593). /Заметили? "Марло"!.. Вот он, тот самый шестнадцатый век!/

О, это великолепное переплетение гётевского текста и музыки! Их чередование, а иногда и частичное совмещение, наложение усиливало друг друга и доставило особое удовольствие!
Саму литературную часть этого своеобразного "диалога" драмы и музыки вёл, как уже отметила, прекрасный артист театра и кино Александр Яцко. Светлана Безродная и дирижировала оркестром, и сама практически не выпускала свою скрипку из рук, - временами играла на ней. Ведь она же и солистка оркестра! И при этом как очень гостеприимная хозяйка "подстёгивала" аплодисменты в адрес А. Яцко.

Концерт состоял из двух отделений. Естественно, всем необходим был и отдых... О, простите, я всё-таки назову произведения, исполненные оркестром. Иначе представление о концерте будет усечённым, а значит, обеднённым, - и попросту искажённым! Мне бы этого не хотелось...  Вот и скажу подробнее о его содержании.  Итак,
     1-е отделение
Ж. Делерю. "Одиночество"
Ш. Гуно. "Вальпургиева ночь - балетная музыка из оперы "Фауст".
Allegretto mouvt de Valse
Adagio
Allegretto
Moderato maestoso
Vjderato con moto
Allegretto
Allegro vivo
И.В. фон. Гёте. Фрагменты из трагедии "Фауст".

Уже из этого перечня - всем, по-моему,  понятно, что текст перемежался отдельными музыкальными пьесами... А иначе и не могло состояться это дивное переплетение и взаимодополнение двух взаимообогащающих видов искусства!

     2-е отделение
Г. Берлиоз. Три фрагмента из драматической легенды "Осуждение Фауста".
Марш Ракоци
Балет сильфов
Менуэт блуждающих огней

Р. Вагнер.
Увертюра "Фауст" к одноимённой трагедии И.В. фон Гёте

Ш. Гуно "Вальпургиева ночь" - финал балетной музыки из оперы "Фауст"

Г. Малер Adagietto из Симфонии № 5 до-диез минор

К.Марло "Трагическая история доктора Фауста" фрагменты /1588 г./

Да, Светлана Безродная благодарно привлекала внимание зала к Александру Яцко. А когда закончился концерт, она даже обняла его и расцеловала (сам он тоже был галантен). Зрители конечно же были щедрыми - и на аплодисменты, и на цветы! Но меня при этом поразило, и как-то даже порадовало, что Светлана Безродная тут же раздала поднесённые ей цветы своим ученикам, коллегам по оркестру!

Хоть по одном цветку, но одарила всех, каждую из девушек-скрипачек, кого смогла и успела на этой сцене "достать!" Ведь она сама – создатель, вдохновитель и руководитель этого прекрасного, - да, уникального оркестра!

Кстати, ещё несколько слов о его рождении. Мне кажется, это не безынтересно. Цитирую вычитанное. "С. Безродная не скрывает, что и состав, и название оркестра были навеяны творчеством великого Антонио Вивальди. «Вивальди-оркестр» – своего рода «ремейк» женского оркестра, созданного Вивальди при монастыре Сан Пиета в Венеции в начале XVIII века".

А теперь ещё несколько слов о моём личном восприятии некоторых моментов концерта. Увы, - не обошло меня и чувство сожаления, досады что ли… Впрочем, эту часть моего поста можете и вовсе опустить. Я не обижусь.
Возможно, и вкус, да и уровень моей подготовленности у меня "не тот", но мне действительно понравилось не всё... Может, потому, что слушала прежде всё же немало (в этом самом  БЗМК тоже), да и более успешных, на мой взгляд, артистов, причастных к этому, такому многосложному, специфичному "разговорному жанру"...
Избалована? Возможно…  О, да, Александр Яцко – прекрасный актёр!  Но… мне почему-то многого не хватило - и в нём самом, и в его исполнении. Чего именно? Пыталась сама в себе разобраться… Дикции? Жеста? Темперамента? Пожалуй, да...  Ну, конечно же у каждого актёра свои особенности. И Александр Яцко - это не Василий Лановой, не Алексей Петренко, не Сергей Чонишвили или Александр Домогаров, Дмитрий Певцов…
А впрочем, это, может, было просто дефектом моего восприятия? Но... я же не театральный критик, а рядовой обыватель и делюсь своими собственными впечатлениями... Увы, они у меня таковы… Но, боже, а может, артист плохо чувствовал себя...

Ну, и конечно же всегда немалую роль играет внешность актёра, его, так сказать, "природная фактура". То, что прежде всего воспринимает глаз... У кого-то она потрясающе яркая, как была, например... у Евгения Урбанского. Конечно, у каждого она своя, свои и вкусы. Мы же все субъективны. Поэтому и к моему мнению каждый отнесётся с изрядной долей скепсиса. И это естественно: у каждого - своя "колокольня", с которой глядим - и друг на друга, и на прошлое, и на всё-всё происходящее сейчас вокруг, да и - на самих себя. А иной раз так не хватает нам объективности, чтобы меньше спорить! Но где же её взять? Разве лишь поумнеть? Но как?... Вряд ли поможет Время, да и сколько его у нас? О, поменьше б нам спорить! И дома - тоже! Вспомнилась маленькая притча. Рассказать? Вот она.

"Он и она. Частые споры, и даже ссоры... При каждой они зажигали одну спичку из спичечного коробкА "Счастье"...
Если вы их встретите, то напомните им, что в их коробкЕ
осталось всего 2 спички..."

Так вот. Продолжу. Сам А. Яцко от природы не очень яркой внешности, - не тёмноволос, светлоглаз...  Вдобавок был одет, на мой взгляд, очень уж... невыразительно, - серо, "скучновато". Слишком буднично...  Хоть бы какое живописное пятно на нём, цепляющее взгляд! Тёмный галстук, что ли?   
Всё-таки "Фауст" – трагедия (нем. Faust. Eine Tragеdie). Тем более, что имеется огромный арсенал средств и для цветовой (!) поддержки - эмоций, содержания роли, спектакля в целом! Грим особо употребителен в таких жанрах, как драма, опера, оперетта…  и для мужчин тоже.  Известно же, как великолепно и сильно себя гримировал Фёдор Иванович Шаляпин, неподражаемо исполнявший партию Мефистофеля!!! Он был потрясающ, в гриме - особо, и не только в этой роли... Но то - театр, опера... А тут концерт… Это совсем другое...

Актрисе, как и любой женщине, легче "наладить" внешность, чтобы лучше "соответствовать жанру": добавить себе - выразительности яркости!..
Да, я опять "о цвете". Мне почему-то подумалось: хоть бы чёрная бабочка была,  что ли? Всё меньше унылости, блёклости, обыденности было бы в облике самого актёра… Эх, да подсказал бы кто ему по-дружески? А впрочем, он и сам дока! Как-никак, до того, как стать артистом, закончил… архитектурный факультет Белорусского Политехнического Института… Знать, с особенностями и законами колористики как-никак знаком.

Впрочем, мелькнула и мысль (жизнь есть жизнь...): может, он и приболел малость?.. Ну, не могло быть у него и очень уж большой усталости от работы на сцене... А ведь этот вариант работы заведомо был облегчённый: текст - перед глазами (на пюпитре).  Время от времени чтец (неизбежно, и вовремя, и на приличное время ) уступает место мощному господству музыки! А здесь, в "Фаусте", ведь море страстей да нешуточных! Они реально отражены в самих музыкальных творениях! Так что поддержка музыкой текста Гёте была великолепна! Но... и поддержка цветом при этом, кажись, - не исключена?

Да, гармонии в спектакле, в концерте этом хотелось бы чуть больше…
А сам "Вивальди-оркестр" – это конечно неповторимое чудо!!! Взлетает до небес талант Светланы Безродной - и как дирижера, и как скрипачки! И - ликует сам "Вивальди-оркестр"!!! О, это надо было слышать! И видеть - тоже!!! Сам создатель этого замечательного действа – прекрасный музыкант, красивая и талантливейшая женщина!
Браво, Светлана!!!
СПА-СИ-БО ей!

И конечно всем, кто читал про мой концертно-театральный загул, про моё лихое прощание с Весной 2014 года. Это для меня было и подстать новой встрече с Крымом, с Севастополем, где начиналась моя трудовая жизнь, что подтверждается записью в трудовой книжке, красивой росписью начальника завода полковника Еферьева.

Окончание следует.

26.08.14.


Рецензии