Михаил Лесняк. Записки

МИХАИЛ ЛЕСНЯК (отец художника Бориса Лесняка)
Военный корреспондент. Редактор газет «На посту», «Советский часовой», «Сальский пахарь».
Небольшое воспоминание о семье, детстве и учёбе в гимназии. Записи 70-80-х гг.
(Орфография автора сохранена)

***

Семён Логвинович Лесняк (мой дед) родился примерно в 1847 году. Богатырь, но небольшого роста. Весельчак.
Сеял хлеб, просо, коноплю, разводил овец, коз. Были бахча, сад. Это Головатово.
Был атаманом 25-ти человек и разгромил, поджёг помещичью усадьбу в 1882 году. Сослали на 35 лет. Из них на 10 лет на каторжные работы в районе Иркутска.
В 1892 году – на вольное поселение. Приписан в «сибиряки», считался крестьянином Томской губернии Каинского уезда Щитицинской волости деревни Аранцасс (Аранцасская).
Когда его в 1882-м сослали, его сыну Фёдору было 7 лет.
Мой отец, Фёдор Семёнович родился в 1875-м году. Учиться не хотел. Зарыл книжку.
В 13 лет, избитый мачехой, сбежал из дома. Ушёл скитаться по Сибири с 1888 года.
Через 14 лет стал хорошим плотником.В 1902 году работал на Забайкальской жд, служба пути и зданий. Получал 1,50 в день. (есть репринт удостоверения)
В 1902 году приехал в Ставропольскую губернию Медвеженский уезд, село Воронцово-Николаевское.
В 1903 году женился на Агафье Анисимовне (17 лет), дочери отставного унтер-офицера, крестьянина-бедняка Анисима Ивановича Гончаренко(имел лошадь, корову, 5 овец – считалось бедностью).
Я (прим. Михаил Фёдорович) родился в 1903 году 17 декабря (30 декабря по н.с.) 7-ми месячным.
На радостях Семён Логвинович прислал Фёдору кольцо червонного золота обручальное и перстень с зелёным камнем. Невестке – обручальное и такой же, как сыну, перстень. Мне- золотой крест и часы нового золота.
«Когда дедушку хоронили белая кобыла ноги мыла». Хоронили Анисима в 1907 (1908г.) летом, после дождя. Стояли лужи.
Семёна Лесняка, работавшего на золотом прииске, убила лошадь, ударив передними копытами в грудь, 1908-1909 гг.
Отец, Фёдор Лесняк часто уезжал на заработки в Екатеринодар, в Ростов-на-Дону, во Владикавказ, в Баку - на железную дорогу. Наилучшее средство сообщения было у транспортников, и проезд, и телеграф (ребята часто перебрасывались между собой, не принимая на ленту).
Отец приезжал ненадолго и снова – отъезд.
Оставаясь без отцая требовал, чтоб его укрывали отцовским кужушком (верх – как замшевый, пуговицы городские, кужушок франта, но уже старенький).Кужушок нагревали на печи, чтоб был тёплый.Я привык к этому и кричал – «Дайте мiнi батька горячего!» (То есть, чтоб укрыли нагретым) Все хохотали. Что здесь смешного, я не понимал.
Я был слаб, родился 7 месяцев, кормили искусственно, кутали.
В семье все говорили по-украински: бабушка, мама и я. Отец с 13 лет не слыхал украинской речи, разучился говорить ею.
Перед февральской революцией отец работал в Петрозаводске на заводе азотистой кислоты, на заводе Зелу…….. (в Торговой).
Грамоте отец выучился самоучкой. Читал ещё ничего, но писал – жутко, такими каракулями, что я их запомнил на всю жизнь. Как топором рубил, писал, словно бревно тесал, рывками.
Отец был член РСДРП. В период 1905-1907 год, видимо, существовал рабочий кружок в селе Воронцово-Николаевском(вернее в посёлке Торговом). Возможно, что были и организации РСДРП.
Руководил этим кружком РСДРП Яков Силыч Олейников. (Учительствовал где-то. Откуда приезжал, и как снова исчезал – неизвестно. Скорее всего из с.Медвежьего уездного центра или из губернского Ставрополя.)
Собирались у Игната Николаевича Лозы, крестьянина, которого выучил плотничеству Фёдор Лесняк. (Игнат Лоза превратился в делателя лимонада. Потом неудачно открыл столовую, примерно в 1915 году, в центре базара (за нынешней амбулаторией сзади). После революции уехал.В конце 1930 гг. я видел его в Гаграх, бедствовал. Умер он в 1939 или 1940-м.
Литературу прятал у себя дома Василий Скарда, живший на кучурде.Во время обыска у него нашли литературу. Никого не выдал. Был неграмотен, кажется, поэтому трудно было оправдаться. Отсидел. Это остудило его революционную совесть. После, при белых, скурвился. Начал что-то им симпатизировать.
Состоял в кружке ещё Мусиенко Владимир Иванович, кр-н бедняк, жил (если от нас), не доходя коммерческого училища. В «переворот» (т.е. Окт. Рев.) держался «нейтральным». С красными не ушёл: мелковат, трусоват. Так и остался беспартийным. Умер вскоре после войны, в 1946-47гг.
Детей не имел. Построил за свою жизнь 2 домика (домик и кухньа (Даль)). Приёмная дочь отбывала за что-то наказание в годы Советской Власти. 
С гл. действующем лицом я встречался. Я с Олейниковымв «Союзбанке». Собственно оказывался сказать «по работе» - смешно.

(фото (?) – Я.Олейников, Ф.Лесняк, Ф.Скарда, И.Лоза, Вл.Мусиенко)


Рецензии