Загадочные письма

               
     Катюша и мама жили вместе с дедушкой и бабушкой. Девочка росла послушной и спокойной. Особых хлопот никому не доставляла. Её мать Светлана родила, когда училась на первом курсе медучилища. Родители поохали, поплакали, но ничего исправить уже не могли. Светлана до года кормила грудью Катюшу, а потом уехала доучиваться, периодически навещая дочку. Вернулась, когда девочке было четыре года, и стала работать в местной больнице. Катюша ходила в детский сад, дедушка с бабушкой в ней души не чаяли. И всё было бы хорошо, если бы не вопросы внучки, которые она стала задавать всё чаще и чаще:
 - Почему у всех ребят папы, а у меня дедушка?
 - Твой папа уехал далеко, он там работает,- отвечала бабушка.

     В первый класс Катюша пошла с охотой и радостью. Ведь было столько подготовки: и форма, и ранец, и другие полезные и нужные предметы. Самое главное- учительница была молодая, красивая и весёлая. Она очень понравилась девочке. Вопросы об отце на какое-то время прекратились. Но спустя некоторое время её мать Светлана пришла в замешательство, обнаружив в почтовом ящике письмо. На конверте стоял их адрес, но адресовано оно было не ей и не старикам, а дочке Кате:

 - Здравствуй, моя доченька Катя! Пишет тебе твой папа. Ты уже подросла, умеешь читать, значит, прочитаешь это письмо. Я тебя очень люблю, и мы обязательно встретимся,- читала Светлана.
Вначале она не хотела показывать письмо дочери, но отец прикрикнул:
 - Не тебе адресовано, не тебе и решать!

  Письма стали приходить раз в два месяца. Катюша ждала их каждый день, заглядывая в дырочки ящика, даже пальчиком трогала: не прилипло ли письмо к другой стороне. Каждое новое письмо она добавляла в ящик стола, много раз перечитывая и радуясь. Отец писал, что работает дипломатом на Кубе, описывал природу и быт, поздравлял всю семью с праздниками, извинялся, что редко приходят письма, ведь передает он их в Союз курьером. Светлана негодовала, доказывала старикам, что отец Катюши никак не может быть дипломатом, она вообще не знает, где он. Как расстались, так больше и не виделись, не мог он знать о рождении ребёнка. Никто не знал даже в семье, от кого Светлана родила.

 - Ну, не может быть, чтобы на конверте был штамп только нашего района! - убеждала она стариков.
 - Он же пишет, что передаёт курьером,- возражал отец.- Девчонку не разуверяй. Видишь, как она радуется.

  Катюша ждала отца так, как может ждать только ребенок. Её сердечко росло, и росла большая, всеобъемлющая, искренняя любовь. Она писала ему ответные письма и складывала в те же конверты, рядом с его письмами. Писала об учебе, о радостях и огорчениях, о мечте. Он представлялся ей высоким, красивым, с темными волосами. Такой портрет она видела в журнале, который лежал на столе в библиотеке. Светлана возмущалась и даже ходила на почту, чтобы узнать, откуда приходят письма. Но там ей ответили, что сейчас все механизировано, штампует конверты машина, и даже подозрительно поинтересовались, зачем это ей знать.
 - Оставь ты эти поиски,- говорил отец.- Пусть Катюша себя считает не безотцовщиной.
 После этих слов Светлана стала подозревать, что дед сам пишет эти письма. Она перестала видеть в них опасность и постепенно перестала обращать внимание. Между тем, девочка росла и стала интересоваться соцсетями. Письма приходили всё реже и реже.         
                2 
  В мае школа стала готовиться к праздникам. Дело в том, что кроме 1 Мая и Дня Победы школа отмечала ещё и 20-е Мая. Это была давняя традиция, идущая ещё с советских времён, когда школы заочно дружили и вели переписку с детьми дружественных стран. Ребята от имени класса или индивидуально писали письма своим сверстникам. Школа, в которой училась Катя, дружила с кубинскими школьниками. Ежегодно двадцатого мая устраивался праздник в честь независимости Кубы. Это был национальный праздник той страны. Каждый класс разучивал песни, танцы, готовили блюда, писали письма кубинским школьникам. В письмах обменивались фотографиями, открытками, марками. В библиотеке была оформлена постоянная выставка, где можно было посмотреть журналы, почитать письма. Катин класс тоже готовился к празднику.

 Вечером бабушка застала внучку за чтением писем. На вопрос , что это она вспомнила о письмах, девочка ответила, что к празднику надо приготовить стих или песню о Кубе. - Все ребята учат стихи, а я решила прочитать письма папы, где он описывает природу, как люди там живут.
 - Внученька, ты лучше выпиши всё это на отдельный листок, а письма не носи,- сказала старушка,- тебе могут не поверить, ещё и смеяться начнут, ведь на конвертах только наш штамп. Ты прочитай, запомни и расскажешь. Она обняла девочку, погладила её по тёмной головке, вздохнула и вышла.

 - Ну, что, не надоело внучке голову морочить?- спросила она мужа.
 - Ты о чём?- удивился тот.
 - О письмах, которые ты пишешь,- сердито сказала жена.
 - Я думал, это ты пишешь,- ответил он.
 -Как же я могу писать, если я и слов таких не знаю,- возразила старушка.- Думала, что это ты так внучку жалеешь. Вот она опять спрашивала, как звать отца. Отчество-то у неё твоё.
 - Как будто ты не знаешь,- сказал муж.
 - Думаешь, тот парнишка, что в школе со Светкой дружил? Так он двоечник и хулиган был. Кое-как девять классов окончил и ушёл в ПТУ. Какой может быть из него дипломат! Светку сто раз спрашивала, кто отец Катюши – молчит.

   Через несколько дней Катюша радостно сообщила, что завтра в школе состоится концерт, приглашаются родители. Светлана поменялась на работе сменами, чтобы сходить с дочкой на праздник. В начальной школе на родительские собрания ходила бабушка. Но когда девочка перешла в пятый класс, то классная руководительница на первом же собрании сказала, что на собраниях она хотела бы видеть мам и пап, а не бабушек. Пришлось Светлане изредка там появляться.

Катя побежала вперёд в актовый зал занимать место, а Светлана почти подошла к двери, как  вдруг услышала давно забытое юношеское имя:
- Светулька!  Это ты?
Перед ней стояла молодая женщина, которая вышла из библиотеки. Светлана не сразу узнала её. Несколько лет назад, когда она уже заканчивала школу, Лена была ещё школьницей.
- Я здесь работаю,- сказала она. Ты на наш праздник?

Светлана кивнула. В горле сразу пересохло. Прошлое накрыло её удушливой волной.
- А Юра тебя вспоминает,- продолжала Лена,- только вслух не говорит об этом. Фотография твоя у него на тумбочке стоит. Мы с ним вдвоём живём, он- колясочник.
- Как колясочник? - переспросила Светлана.
- Он на мотоцикле разбился, разве ты не знаешь? Давно. Ему ноги ампутировали.
- Елена Ивановна, начинаем!- закричали подбежавшие ученики.
Светлана прошла в зал, села рядом с дочерью и стала смотреть на сцену, но мысли её были далеко, в прошлом.
                3
   Они дружили со школьных лет, сидели за одной партой. Светлана решала Юре задачи, давала списывать на контрольных, а он заступался и ограждал её от мальчишек и неприятностей. После девятого класса Юра из школы ушёл, но они всё равно встречались. Мечтали пожениться. Только родители Светланы об этом не знали. Отец запрещал дочери связываться с непутёвым парнем.

 Исчез Юрий неожиданно. Светлана ждала, верила, что он обязательно придёт, просто очень занят. Когда поняла, что беременна, чуть с ума не сошла. Врач хорошая попалась, по-матерински с ней говорила, убедила, что  ребёнок в жизни – это счастье.  Родители не особо ругали, отец молчал. А она решила, что никому не скажет, от кого ребёнок, чтобы никто не мог сказать, когда тот подрастёт, что его отец был непутёвый.

Увидев, что библиотекарь вышла, Светлана шепнула дочери: «Я сейчас» и последовала за ней. Открыв дверь библиотеки, с порога спросила:
- А письма моей дочери кто пишет?
- Так Юра и пишет,- ответила Лена. – Когда девочка первый раз пришла в библиотеку, я стала заполнять формуляр карточки и обратила внимание на знакомую фамилию. Она часто приходит, журналы о Кубе смотрит,  письма читает, я выставку оформляю, ведь школа переписывается с кубинскими ребятами. Я брату рассказала о своём предположении. Он на твою страницу в соцсети заходил, даже в друзьях у тебя есть. Страница у него под псевдонимом, а на аватарке фото, где он в коляске спиной повёрнут. Вы с ним переписывались. После этого  он и решил Кате письма писать. А о Кубе материал брал из Интернета. У него смысл жизни появился. Он ведь целыми днями один, я на работе, мама умерла.  Он строго - настрого запретил что-либо сообщать о нём тебе. Сказал, что обузой быть не хочет. Ты прости нас за эти письма. Сама понимаю, что нельзя девочку обманывать. Думала, со временем как-то само собой сойдёт всё на нет.

  Светлана слушала, и её казалось, что это из какого-то фильма, это не с ней происходит.
- Знаешь, Лена, скажи Юре, что у Кати есть страница «ВКонтакте». Он может ей там писать, только пусть зарегистрируется и фотографию свою загрузит, чтобы я могла подтвердить, всё –таки дочь ещё ребёнок. Пусть она постепенно осознает и привыкнет. А брату скажи, что это действительно его дочь.

  Праздник закончился. Светлана с Катей вышли из школы. Девочка, не смолкая, рассказывала, какие номера понравились, как она волновалась, когда выступала, но женщина её плохо слушала. Она думала о том, как  рассказать дочери о Юре, об их дружбе и мечте, о несчастье, которое с ним случилось и надо ли рассказывать? Может, оставить всё, как есть?

В душе горело. Всё, что было там годами запрятано в самый дальний уголок, разом рванулось наружу. Ей хотелось громко заплакать, закричать, как она все эти годы ждала, каким огромным, как целый мир, было её одиночество, тревога и боль за дочь, вина перед родителями, непонимание, за что ей это всё. Но она молчала и только крепче прижимала к себе руку дочери.

Говорят, время лечит. Нет. Оно помогает осознать случившееся и принять решение для себя.  Возможно, что и герои рассказа сделают для себя выводы и примут правильное решение. Финал остаётся открытым для читателя.


Рецензии